О воспитании в еврейской традиции — Глава 14 — Правая рука приблежает

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1273

ПРАВАЯ РУКА ПРИБЛИЖАЕТ

Каждый преподаватель стремится к тому, чтобы все его ученики добились успеха. Учитель посвящает много времени подготовке к уроку, тренирует свою речь, записывает для себя в тетради основные моменты или детали урока и пытается дать его наилучшим образом. Разумеется, «если трудился и нашел истину – доверяй найденному» (см. Мегила, 6б).

Хорошие ученики, действительно, успешно овладевают учебным материалом, когда он подан и объяснен надлежащим образом, но, к большому сожалению, не все ученики достигают успеха. И урок не всегда получается удачным, несмотря на большие усилия, затраченные учителем, и тогда он чувствует растерянность и огорчение: что же еще можно было сделать, ведь он так хорошо подготовился! Почему его великие старания не принесли достойных плодов?

Секрет в том, что помимо основного условия – соответствующей подготовки и доступного пониманию объяснения есть ряд дополнительных составляющих, определяющих успех или неуспех урока. Ко всему, что делает учитель в ходе подготовки к уроку, он должен добавить также и эти дополнительные составляющие.

Укрепление мотивации

Обычно принимают в расчет лишь то, насколько хорошо ученик понимает или запоминает материал, и тот, кто не блистает талантами в этой области, считается менее хорошим учеником. Но есть вещи, которые определяют успех в учебе в большей мере, чем хорошее понимание и память. Желание – это один из самых ценных «талантов», и тот, кто удостоился его, имеет лучшие шансы на успех. Мы знаем о великих знатоках Торы, которые достигали в ней высот только благодаря сильному желанию и упорству в учебе, вникали в изучаемый материал до тех пор, пока не достигали полной ясности. Очевидно и доказано на опыте, что желание важнее, чем талант. Поучительны слова Хазон Иша на эту тему: «Человек не может обрести мудрость без страстного стремления к ней. Сказали наши мудрецы: “Любимы слова Торы” (Иерусалимский Талмуд, Санедрин, 11:4), – сила любви раскрывает разум и сердце, чтобы в них могли проникнуть и мудрость, и понимание, и осознание истины» (собрание писем Хазон Иша, ч.3 стр 1). (Известны люди, обладавшие сильным желанием и достигшие высот в Торе, тогда как многие другие, более талантливые, не достигли их уровня). Наша задача – пробудить у ученика желание учиться, а это возможно лишь при условии, что мы сумеем наладить с ним духовный контакт канал, ведущий к его сердцу, и его успех в учебе зависит от силы духовной связи с учителем. Только развивая эту связь, мы сможем пробудить в душе ученика желание учиться.

Поэтому учитель должен создать в классе хорошую атмосферу атмосферу радости, открывающей душу. С этой целью некоторые мудрецы старались предварить урок хорошей шуткой, которая согрела бы сердца учащихся (Шабат, 30б, и Раши со слов «шутили мудрецы»). Именно открытое сердце позволяет ученику усвоить материал. Приводят от имени Виленского Гаона, что «радость и печаль открывают сердце», и если сердце открыто – «иди и сей», ибо оно готово для усвоения материала. Поэтому радостный настрой – это первый этап на пути успеха в учебе.

В прежние времена был повсеместно принят строгий, требовательный подход, основа которого власть преподавателя. Но уже наш учитель Саба из Слободки, который до прибытия в Святую землю придерживался весьма жесткого стиля в преподавании, после переезда изменил свой подход, опираясь на сказанное в Талмуде (Санедрин, 24а): «Почему сказано: «И взял я себе два посоха; один я назвал Ноам (приятным), а другой – Ховелим (ранящие) (Зехария, 11:7)»? Ноам – это мудрецы земли Израиля, которые спокойно и мирно общаются при обсуждении законов Торы, а Ховелим – это мудрецы Вавилона, которые остро спорят при обсуждении закона Торы», другими словами, в Земле Израиля нужно пользоваться посохом Ноам. Именно так вел себя Саба из Слободки в земле Израиля.

Сказанное вовсе не значит, что мы должны во всем уступать ученикам и все им позволять. Совершенно ясно, что в классе должна быть дисциплина и ученики обязаны придерживаться установленных правил, а нарушитель должен нести наказание, но при этом нет нужды настаивать на каждой мелочи. Бывает, что нужно что-то игнорировать, что-то «не слышать» или «не видеть», бывает, что нужно в чем-то уступить; есть такие, кому достаточно предупреждения или выговора. Но есть и «красная черта», которую не дозволено переходить, и преступивший ее должен быть наказан, и даже строго. Но такое наказание не должно быть постоянным, будничным явлением; оно должно быть необычным, из ряда вон выходящим событием.

Такое отношение расширяет возможности применения наказания, ведь чем больше «правая рука приближает», тем более серьезным и действенным наказанием является даже гневный взгляд. Ученик не захочет терять «приближающую руку» своего учителя. Также известно, что чем более редким является наказание, тем сильнее впечатление от него.

Приветливость и холодность учителя

Мы всегда должны стараться быть приветливыми с учениками, и нужно постоянно следить за собой, чтобы не забывать об этом. Часто случается, что лицо учителя мрачно без особой причины и намерения (например, из-за напряжения на работе, из-за погруженности в учебу), и нужно обращать внимание, чтобы не выглядеть таким. Нужно постоянно быть приветливым, и даже если поначалу такой самоконтроль кажется искусственным и трудным, к этому быстро привыкают, а привычка, как известно, со временем становится частью натуры.

Обязанность быть приветливым – это общая обязанность людей по отношению друг к другу. Пишет Рош в Орхот хаим (57): «Пусть не будет твое лицо гневным по отношению к прохожим; встречай их приветливо». Не только тех, которые приходят к нам и зависят от нас, мы должны принимать приветливо; даже идя по улице, мы должны следить за своим выражением лица, чтобы не задевать и не печалить встречных. Более того; сказано в Пиркей авот (1:15): «Шамай говорит: …встречай каждого человека приветливо» (комментарий рабейну Йоны: твое лицо должно быть радостным, чтобы располагать людей к себе). Наш учитель р. Элияу Десслер пишет (Михтав ме-Элияу, т. 4, стр.246): если бы эта мишна не начиналась словами: «Шамай говорит», мы бы решили, что сказанное в ней принадлежат Илелю, который сказал: «Люби мир и добивайся мира» (Пиркей авот, 1:12). Отсюда мы делаем вывод, что раз уж Шамай, олицетворявший качество строгого суда, сказал такое, значит, закон строго обязывает всех нас быть приветливыми. Обязывает нас перед каждым человеком, так как каждый из людей этого заслуживает. Мрачным и грустным выражением лица мы можем причинить боль людям. И если такова наша обязанность перед каждым человека, то тем более перед нашими учениками.

И даже более того. Бывает, что заботы отягощают сердце, горести переполняют его, и это отражается на лице. Неужели даже в такой момент учитель должен быть приветлив с учениками? Об этом говорит рабейну Йона в книге Сефер а-иръа (п. 52, стр 294 в издании Сифтей хахамим): «Если в дом придут гости, следует встретить их доброжелательно… и дать им еду и питье приветливо. Даже если у человека на сердце печаль и тревога, он должен скрыть это от них, утешить их своими словами и приободрить их». Из сказанного следует, что хозяин дома (а ведь нет большего «хозяина дома», чем учитель) обязан полностью отвлечься от всех своих личных проблем, скрывать их совершенно и заботиться только о том, чтобы приободрить гостей, в нашем случае – учеников.

Умение вести себя подобным образом отличает тех, кто достиг высот на пути к достижению качества пришут – отделенности от этого мира, о котором говорится в книге рабейну Бехайей Ховот а-левавот[1] (Шаар а-пришут, 4). Здесь говорится о том, как велик человек, скрывающий в сердце свои тревоги и приветливый к людям, как сказано там о нем: «Веселье на лице и скорбь на сердце». Комментаторы Марпэ ла-нефеш и Пат лехем объясняют: «“Веселье на лице” – чтобы принимать каждого человека доброжелательно и чтобы обострить его мысль, это поможет ему лучше понимать изучаемое и отвечать согласно Торе всем задающим ему вопросы».

Учитель должен быть приветливым не только тогда, когда все хорошо, но и в напряженный момент, когда приходится наказывать ученика. В этом случае нужно сделать так, чтобы ученик почувствовал сердечную боль учителя, который вынужден наказывать его, и возможно, что эта боль сама по себе будет для него более сильным наказанием, чем физическая боль от получаемых ударов. Рассказывают об одном учителе из Иерусалима; у него был ученик, который много озорничал и мешал на уроках, и все попытки воздействовать на него были безрезультатны. Однажды, когда он перешел уже все границы допустимого, учитель подошел к нему; тот, будучи уже многоопытным в наказаниях, прикрыл голову руками. Проходит несколько минут а он все не чувствует на себе карающей руки учителя… От удивления он приоткрывает один глаз – и, к своему потрясению, видит, что учитель стоит над ним, и из глаз его текут слезы… Учитель плачет! Это зрелище подействовало сильнее, чем сотня наказаний… Ученик убедился своими глазами, до какой степени учитель привязан к нему, всем сердцем! И это возымело действие.

Говоря о наказаниях, нужно отметить, что ни в коем случае нельзя угрожать наказанием после проступка, а потом не наказывать. Но заранее, до проступка, очевидно, что нужно и желательно угрожать, поскольку наказывать можно только после предупреждения; кроме того, приводить наказание в исполнение нужно сразу. В трактате Смахот (2:5) приводится известная история: «Был случай с одним ребенком из Бней-Брака, который разбил в субботу стеклянный сосуд. Отец пригрозил ему, и от страха перед отцом он пошел и покончил с собой, бросившись в яму». Ужас предстоящего наказания настолько овладевает душой ребенка, что он, не дай Б-г, может сознательно покончить с собой.

Когда наказание остается позади, вопрос считается исчерпанным и отношения начинаются с новой, чистой страницы.

Бывает, что учитель оказывается в таком классе, которым, как кажется, совершенно невозможно овладеть, сохраняя приветливое выражение лица; поведение учеников не позволяет поддерживать в нем хорошую атмосферу. Учителю, однако, не следует торопиться обвинять в этом класс. Он должен проверить самого себя: возможно, он был слишком педантичен или несправедливо наказывал, а дети очень чувствительны к справедливости наказаний. Нужно проверить, каково было положение в этом классе в прошлом году, два, три года назад: был ли и тогда он трудным? Во многих случаях один и тот же класс у одного педагога – распущенный и недисциплинированный, а у другого – спокойный и организованный. Чтобы построить класс, создать в нем хорошую атмосферу и правильную, положительную систему взаимоотношений, нужно сильное желание и железное терпение учителя к ученикам и к самому себе. Учитель должен работать без капли гнева, с положительным настроем, излучать любовь и радушие; отношение его к ученикам должно быть таким же, как у родителей к своим детям. Стараясь идти в этом направлении, он, с помощью Небес, преуспеет.

Кроме доброжелательности к классу в целом нужно также установить личные, сердечные отношения с каждым учеником. Единственный способ достичь этого – выражать личную заинтересованность в каждом и найти время для личной беседы с каждым: это создает большую близость между учителем и учениками и является основой для формирования сердечной атмосферы в классе в целом. В этом и состоит суть понятия «правая рука приближает».

  1. Имеется в русском переводе под названием «Обязанности сердец».

http://www.beerot.ru/?p=9964