К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА[1]
Перед молитвой мусаф в Рош а-шана и в Йом Кипур шалиах цибур (посланник общины) произносит личную молитву, начинающуюся со следующих слов: «Вот я, бедный заслугами…» Он свидетельствует о себе, что не видит себя достойным своей миссии, и поэтому просит помощи с Неба: «Я явился пред Тобой, чтобы умолять Тебя за весь народ Израиля, который возложил на меня эту миссию, несмотря на то, что я не достоин этого. Поэтому я прошу Тебя, о Б-г Авраама… дай преуспеть мне на пути, на который я вступаю…»
Также он просит: «И пусть не устыдятся за меня» – чтобы я преуспел в своей миссии и возложившим ее на меня не было бы стыдно за меня, и, наоборот: «И я не устыжусь из-за них», – чтобы те, кого я представляю, вели себя как должно и были достойны благословения Всевышнего и Его прощения.
Мы, учителя, и есть «посланники общины». Когда-то каждый отец сам учил своего сына Торе, а со времени постановления Йеошуа бен Гамла[2] учителя были назначены посланниками отцов. Известно, что чем больше человек видит себя беспомощным, чем больше он полагается на Всевышнего, тем более увеличивается внимание Всевышнего к нему[3] . Так же, как посланник общины просит Всевышнего, чтобы Он сделал его путь успешным, несмотря на то, что он недостоин своей миссии, так и мы должны обращать к Всевышнему наши молитвы с просьбой об успехе.
Мы должны просить Его, чтобы Он поддержал наши старания. Есть еще одна личная молитва для шалиаха цибур – в ходе повторения мусафа Рош а-шана и Йом Кипура. Часть ее как будто специально предназначена для нас, и из нее мы можем понять, на что нам нужно обращать особое внимание: «Будь, прошу Тебя, с устами посланников народа Твоего, дома Израиля… Наставь их, что говорить; вразуми, что им сказать; откликнись на просьбы их… Да не запнутся они в речах своих и не собьются в произносимом… И да не изрекут уста их слово, Тебе неугодное…» Уста – это профессиональный инструмент педагога, и сколько помощи с Небес нам нужно, чтобы этот инструмент выполнял свое предназначение как следует!
Месяц элуль – это месяц, с которого начинается учебный год. Известно, что на начальном этапе всегда тяжело, пока все не привыкнут к установленному порядку, пока учитель не познакомится с каждым из своих учеников, а они не привыкнут к требованиям нового учителя, так что трудностей в элуле больше, чем в другое время. Это месяц, в котором ощущается, что «время коротко, а работы много», и, как сказано: «Лишь бросишь взор на него – и нет его» (Мишлей, 23:5). Кроме обычного учебного материала, нужна подготовка (как душевная, так и учебная) к месяцу элуль, дням чтения слихот[4], к Рош а-шана, Десяти дням раскаяния, Йом-Кипуру, а также к празднику Суккот и каждая из этих дат требует много времени для изучения законов ее и особенностей, и «горстка не насытит льва». Нехватка времени ощущается особенно между Йом-Кипуром и праздником Суккот (некоторые обычно учат законы Суккот в начале месяца элуль, а в середине его учат законы Рош а-шана, Десяти дней раскаяния и Йом-Кипура), и чтобы обучить детей всему необходимому, нужен тщательно разработанный план.
Месяц элуль по сути своей создан для привития богобоязненности. Эти дни называются «дни желания Всевышнего». В чем проявляется Его желание? В том, что есть особая помощь с Небес тому, кто старается и делает попытки, и мы должны использовать эти «дни желания», чтобы зажечь чистые сердца наших учеников и побудить их к богобоязненности, к скрупулезному исполнению заповедей, к усердию в изучении Торы, к ясно произносимой молитве, чтобы этот месяц стал основой для развития богобоязненности в течение всего года.
Есть хорошая идея, и многие уже давно следуют этому: посвящать каждый день несколько минут изучению мусара – или в начале занятий, чтобы создать атмосферу серьезности и богобоязненности, или в конце, как подведение итогов дневной учебы. (В элуле можно рекомендовать для изучения, например, главу о раскаянии и возвращении к Всевышнему из книги Орхот цадиким, или какой-то отрывок из книги Шаарей тшува рабейну Йоны)[5].
Каждый учитель получает новый класс, и это – новое начало. А когда можно сказать, что дело завершено успешно? Когда оно хорошо с самого начала (см. Мидраш Коэлет, 7:18). Новое начало должно быть началом хорошим; оно дает возможность приучить к постоянному режиму, следить за порядком, чистотой, пунктуальностью, за тем, чтобы ученики вели себя сдержанно, не слишком распускались на переменах, не кричали и т. д.
Да будет желанно Всевышнему, чтобы мы достигли успеха на нашем пути!
- Выступление перед преподавателями. ↑
- Первосвященник во времена Второго Храма (см. Бава батра, 21а). ↑
- См. комментарии Виленского Гаона на Агадот (Бава кама, 92б). ↑
- Слихот – особые молитвы о прощении грехов, читаемые в последнюю неделю перед Рош а-шана и далее до Йом Кипура. ↑
- Обе книги имеются в русском переводе. ↑