О воспитании в еврейской традиции — Глава 16 — К началу учебного года

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1550

К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА[1]

Перед молитвой мусаф в Рош а-шана и в Йом Кипур шалиах цибур (посланник общины) произносит личную молитву, начинающуюся со следующих слов: «Вот я, бедный заслугами…» Он свидетельствует о себе, что не видит себя достойным своей миссии, и поэтому просит помощи с Неба: «Я явился пред Тобой, чтобы умолять Тебя за весь народ Израиля, который возложил на меня эту миссию, несмотря на то, что я не достоин этого. Поэтому я прошу Тебя, о Б-г Авраама… дай преуспеть мне на пути, на который я вступаю…»

Также он просит: «И пусть не устыдятся за меня» – чтобы я преуспел в своей миссии и возложившим ее на меня не было бы стыдно за меня, и, наоборот: «И я не устыжусь из-за них», – чтобы те, кого я представляю, вели себя как должно и были достойны благословения Всевышнего и Его прощения.

Мы, учителя, и есть «посланники общины». Когда-то каждый отец сам учил своего сына Торе, а со времени постановления Йеошуа бен Гамла[2] учителя были назначены посланниками отцов. Известно, что чем больше человек видит себя беспомощным, чем больше он полагается на Всевышнего, тем более увеличивается внимание Всевышнего к нему[3] . Так же, как посланник общины просит Всевышнего, чтобы Он сделал его путь успешным, несмотря на то, что он недостоин своей миссии, так и мы должны обращать к Всевышнему наши молитвы с просьбой об успехе.

Мы должны просить Его, чтобы Он поддержал наши старания. Есть еще одна личная молитва для шалиаха цибур – в ходе повторения мусафа Рош а-шана и Йом Кипура. Часть ее как будто специально предназначена для нас, и из нее мы можем понять, на что нам нужно обращать особое внимание: «Будь, прошу Тебя, с устами посланников народа Твоего, дома Израиля… Наставь их, что говорить; вразуми, что им сказать; откликнись на просьбы их… Да не запнутся они в речах своих и не собьются в произносимом… И да не изрекут уста их слово, Тебе неугодное…» Уста – это профессиональный инструмент педагога, и сколько помощи с Небес нам нужно, чтобы этот инструмент выполнял свое предназначение как следует!

Месяц элуль – это месяц, с которого начинается учебный год. Известно, что на начальном этапе всегда тяжело, пока все не привыкнут к установленному порядку, пока учитель не познакомится с каждым из своих учеников, а они не привыкнут к требованиям нового учителя, так что трудностей в элуле больше, чем в другое время. Это месяц, в котором ощущается, что «время коротко, а работы много», и, как сказано: «Лишь бросишь взор на него – и нет его» (Мишлей, 23:5). Кроме обычного учебного материала, нужна подготовка (как душевная, так и учебная) к месяцу элуль, дням чтения слихот[4], к Рош а-шана, Десяти дням раскаяния, Йом-Кипуру, а также к празднику Суккот и каждая из этих дат требует много времени для изучения законов ее и особенностей, и «горстка не насытит льва». Нехватка времени ощущается особенно между Йом-Кипуром и праздником Суккот (некоторые обычно учат законы Суккот в начале месяца элуль, а в середине его учат законы Рош а-шана, Десяти дней раскаяния и Йом-Кипура), и чтобы обучить детей всему необходимому, нужен тщательно разработанный план.

Месяц элуль по сути своей создан для привития богобоязненности. Эти дни называются «дни желания Всевышнего». В чем проявляется Его желание? В том, что есть особая помощь с Небес тому, кто старается и делает попытки, и мы должны использовать эти «дни желания», чтобы зажечь чистые сердца наших учеников и побудить их к богобоязненности, к скрупулезному исполнению заповедей, к усердию в изучении Торы, к ясно произносимой молитве, чтобы этот месяц стал основой для развития богобоязненности в течение всего года.

Есть хорошая идея, и многие уже давно следуют этому: посвящать каждый день несколько минут изучению мусара – или в начале занятий, чтобы создать атмосферу серьезности и богобоязненности, или в конце, как подведение итогов дневной учебы. (В элуле можно рекомендовать для изучения, например, главу о раскаянии и возвращении к Всевышнему из книги Орхот цадиким, или какой-то отрывок из книги Шаарей тшува рабейну Йоны)[5].

Каждый учитель получает новый класс, и это – новое начало. А когда можно сказать, что дело завершено успешно? Когда оно хорошо с самого начала (см. Мидраш Коэлет, 7:18). Новое начало должно быть началом хорошим; оно дает возможность приучить к постоянному режиму, следить за порядком, чистотой, пунктуальностью, за тем, чтобы ученики вели себя сдержанно, не слишком распускались на переменах, не кричали и т. д.

Да будет желанно Всевышнему, чтобы мы достигли успеха на нашем пути!

  1. Выступление перед преподавателями.
  2. Первосвященник во времена Второго Храма (см. Бава батра, 21а).
  3. См. комментарии Виленского Гаона на Агадот (Бава кама, 92б).
  4. Слихот – особые молитвы о прощении грехов, читаемые в последнюю неделю перед Рош а-шана и далее до Йом Кипура.
  5. Обе книги имеются в русском переводе.

http://www.beerot.ru/?p=9966