О воспитании в еврейской традиции — Глава 19 — Преподавание недельной главы Торы

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1110

ПРЕПОДАВАНИЕ НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЫ ТОРЫ

Важность урока по недельной главе достаточно велика; весь распорядок нашей жизни основан на недельных главах. Еврей учит их четыре раза в неделю: два раза текст Торы, один раз – перевод Онкелоса и один раз – комментарий Раши. Даже даты мы пишем так: день первый главы такой-то; также на всякого рода мероприятиях принято затрагивать, выступая перед аудиторией, темы из недельной главы.

Именно из-за важности недельной главы преподавателю невозможно удовлетвориться поверхностной подготовкой в предположении, что «все ее знают». Необходима обдуманная и спланированная программа; к уроку по этому предмету нужно относиться так же, как к любому другому. Нужно хорошо представлять себе цель урока и в соответствии с этим готовиться к нему.

Цель же эта состоит в следующем: а) дать ученикам широкие познания в нашей святой Торе; б) развить их понимание путем углубленной учебы в соответствии с их способностями.

Подготовка к уроку по недельной главе должна быть продиктована этими целями. Хотя и принято, что ученикам дают подборку комментариев по главе, она будет эффективным инструментом обучения только тогда, когда выбор сделан по определенным принципам, а не что под руку попадется. И принципы эти мы уже упоминали: а) передача знаний; б) развитие понимания.

Особые цели, которые могут ставиться при изучении недельной главы:

а) В дополнение к регулярным занятиям. Есть темы и идеи, которые не обсуждаются на регулярных занятиях, а на занятиях по недельной главе их можно добавить. Есть вопросы и трудные места, которым нет места в рамках урока, так как весь учебный материал нов для учеников, и в учебном процессе нет места для новых идей. Занятия по недельной главе дают возможность познакомить с ними учеников.

б) Дать почувствовать дух недельной главы. Известно, что есть места, где изучение Пятикнижия целиком основано на недельной главе. В рамках такой системы в младших классах из каждой главы учат по нескольку фрагментов, в средних – около половины главы, а в старших классах всю главу целиком, в дальнейшем – с комментарием Раши. Цель такого способа – укрепить в сердцах детей связь с недельной главой. (Говорят, что можно найти в каждой главе какую-то связь с текущими событиями недели. Разумеется, необходима большая мудрость, чтобы увидеть ее). Мы устанавливаем упомянутую связь с помощью урока – беседы о недельной главе.

Есть и еще одна цель, хотя и второстепенная: приводить идеи только в рамках понимания ученика, чтобы учеба доставляла ему удовольствие и чтобы он мог воспринять сообщаемую ему мысль. Не нужно развивать перед ним идеи, которые приведут в восторг родителей. Правило таково: они должны соответствовать уровню ученика, а не его отца. Также не нужно приводить намеки или ссылки, или возвышенные идеи, которые ученик, даже если сможет повторить на словах, не будет понимать, что он говорит. В Сефер хасидим, 287 написано: «Не рассказывают маленьким детям непонятную притчу, чтобы они не подумали, что все это выдумка, а значит, и все остальное – тоже». Другими словами, когда ребенку рассказывают что-то трудное для его понимания, это оказывает на него пагубное влияние: он решает в душе, что это неправда, а значит и все остальное – тоже неправда, и его вера, не дай Б-г, ослабнет. И далее Сефер хасидим добавляет: «Также (нельзя рассказывать непонятную притчу) невеждам и всем, кто насмехается над словами мудрецов». Рав Хида в своем комментарии Брит олам на Сефер хасидим пишет: «Я сам пришел к этому выводу, когда направлялся выполнять заповедь. Именно о таких случаях говорит мишна: “Мудрецы, будьте осторожны в своих словах!” (Пиркей авот, 1:11)».

Согласно вышесказанному, при подготовке к уроку по недельной главе мы должны выбирать комментарии по следующим критериям:

а) Комментарий, проясняющий трудные места: в словах; в понимании вопроса; объяснение, устраняющее противоречия. Очевидно, что вначале нужно объяснить ученикам, в чем состоит проблема, и только после того, как они хорошо поймут, можно объяснить суть ее решения (в конце статьи будут приведены два примера).

б) Приобретение знаний: через слова мудрецов, которые дают глубокое объяснение или преподают мусар.

в) Уроки мусара, которые можно извлечь из эпизодов самой недельной главы.

Например: в главе Бешалах (Шмот, 14:10): «И фараон приблизил, и подняли сыны Израиля глаза свои, и вот – Египет гонится за ними[1]». Раши сразу спрашивает: «Написано: “и фараон приблизил”, а нужно было бы написать “приблизился”. Что же он “приблизил”?» Раши объясняет согласно прямому смыслу: «Приблизил себя и собрался с силами, чтобы идти перед ними (своим войском), как договорился с ними[2]. А мидраш Бешалах, 21:5 говорит: «Что значит “фараон приблизил”? Приблизил сынов Израиля к тшуве (возвращению к Всевышнему), которую они сделали. Раби Бархия говорит, что приближение фараона было для народа Израиля лучше, чем сотня постов и молитв. Почему? Египтяне гнались за ними; евреи увидели их, очень испугались и обратили взоры свои вверх[3], сделали тшуву и стали молиться, как сказано: «И возопили сыны Израиля к Г-споду»».

Теперь этот отрывок Торы стал понятным согласно сказанному в мидраше: фараон приблизил евреев к тшуве. Каким же образом это произошло? «И подняли сыны Израиля глаза свои, и вот – Египет гонится за ними, и очень испугались»; страх заставил их сделать тшуву, «И возопили сыновья Израиля к Г-споду» – начали молиться.

Этот мидраш – слова мудрецов – объясняет слово «приблизил», так как по прямому смыслу оно не понятно, и связывает части отрывка. Кроме того, он дает нам урок мусара – что нам делать в момент беды (тшува и молитва).

г) Притчи, проясняющие текст Торы: у притчи есть особая привлекательность. Обычно это история (что вызывает интерес само по себе!), и если ее рассказывают правильно, то идея проясняется лишь в конце, и то как бы внезапно. Но и выбирая притчи, следует не соблазняться красотой рассказа, а руководствоваться упомянутыми нами принципам: выбирать их или ради прояснения трудных мест, или для приобретением знаний, или чтобы преподать урок нравственности. Также нужно позаботиться о том, чтобы дети поняли идею притчи, а не только рассказ сам по себе.

Например: «Говори, пожалуйста, народу: пусть попросят каждый у ближнего своего (египтянина)… сосуды серебряные и золотые» (Шмот, 11:2). Раши комментирует: «Пожалуйста, предупреди их об этом, чтобы не сказал тот праведник, Авраам, что обещание: “…и будут порабощать их и мучить их” (Берешит, 15:13) исполнил (Всевышний) для них, а обещание: “а потом они выйдут с большим достоянием” (там, 15:14) не исполнил». Слова Раши требуют объяснения: неужели нашего праотца Авраама подозревают в том, что он сомневался в словах Всевышнего?

Великий мудрец Магид из Дубно объяснил это место в своем стиле – через притчу. Два царя долгое время воевали друг с другом; иногда побеждал один, иногда – другой. Война длилась долго, и ни одна из сторон не могла победить. Тогда решили цари: зачем проливать кровь попусту? Пусть каждый выставит лучшего из своих бойцов, и они будут драться друг с другом. Когда одному из них удастся одолеть другого и сбросить его в яму, его царь будет считаться победителем.

Сказано – сделано. Боролись два богатыря; один быстро схватил другого и понес на плече, чтобы бросить в яму. Когда они приблизились к яме, тот вдруг резко встряхнулся и освободился от хватки первого, перепрыгнул через его плечо, толкнул его и сбросил в яму.

С фанфарами, песнями и восхвалениями победивший герой был препровожден к царю, и царь осыпал его благодарностями и благословениями. Но когда они остались одни, царь сказал: «Я все же сержусь на тебя. Хотя ты и добыл нам великую победу, и сделал это хитро и умно, но из-за тебя я был в ужасе и отчаянии, пока другой богатырь нес тебя на плече, и я думал, что мы проиграли битву. Разве ты не мог заранее рассказать мне о своей уловке?»

Идея притчи: известно, что имущество, добытое евреями на море, было больше, чем полученное в Египте; какой же смысл было давать его в Египте, если еще через неделю египтяне утонули в море («богатыря сбросили в яму»), и все их богатство стало добычей сынов Израиля?

Но Всевышний позаботился, чтобы у нашего праотца Авраама не было ни капли душевного огорчения оттого, что евреи не получили обещанную награду, и поэтому Он приказал Моше: «Говори, пожалуйста» –именно в форме просьбы – чтобы сразу с выходом из Египта было видно «большое достояние» и чтобы Авраам избежал ожидания в течении целой недели (не так, как сделал тот богатырь в притче, кога царь до самого конца не знал о его уловке).

д) Гематрии – приводить их только тогда, когда хотят донести до учащихся какую-то идею, а не просто для красного словца.

Например: «И возвратилось море поутру לאיתנו – «к (прежней) силе своей»» (Шмот, 14:27). Комментатор Бааль А-турим объясняет: לאיתנו – драш (с изменением порядка букв) – לתנאו, то есть: «к (прежнему) условию своему». В начале сотворения мира Всевышний поставил морю условие, что оно расступится перед народом Израиля. Таким образом, это было предопределено еще в шесть дней сотворения мира, когда Творец приказал: «И соберутся воды, которые под небесами, в одно место» (Берешит, 1:9).

Излагая недельную главу, нужно тщательно выдерживать следующие правила:

1. Прояснять контекст, объяснять, в чем трудность: в понимании смысла слова, в противоречии, или же в отсутствии связи между предложениями. Если ученик понимает, в чем состоит проблема, то, когда ему объяснят ее решение, у него будет ясная картина перед глазами.

2. Рассказывая притчу, не следует довольствоваться одним только повествованием; нужно подчеркнуть ее смысл и повторять объяснение до тех пор, пока оно не будет понято.

3. После того, как учитель закончит объяснение, нужно дать нескольким ученикам повторить его: после того, как ученик произнесет его своими устами, оно станет как бы частью его. Также и учитель увидит, действительно ли его слова были поняты правильно. К тому же когда какая-то вещь повторяется в классе несколько раз, ученики лучше усваивают ее.

4. Разумеется, все это относится к ученикам, уже изучавшим недельную главу. Младшим рассказывают только содержание главы, а с учениками среднего возраста сосредотачиваются на двух-трех моментах в ней.

Примеры к первому правилу: «комментарий, разъясняющий непонятное»

а) В начале главы Бешалах сказано: «И взял Моше кости Йосефа с собой». Слова «с собой», на первый взгляд, лишние: очевидно, что взял их с собой, как же еще он их взял? Комментатор Кли Якар отвечает на это словами мудрецов, трактовавших слова Писания: «Мудрый сердцем возьмет заповеди» (Мишлей, 10:8). В то время, как евреи просили у египтян серебряные и золотые сосуды, Моше-рабейну заботился об останках Йосефа, и потому Тора подчеркивает: «с собой» – он поступал не так, как другие, занимавшиеся делами материальными, добыванием благ, которые они не возьмут с собой в могилу. Совершенные человеком добрые поступки остаются с ним и сопровождают его в будущий мир, и потому сказано «с собой»: Моше взял эту заповедь с собой в свой будущий мир.

б) В «Песне на море» сказано: «И от дыхания гнева Твоего נערמו вздыбились воды». В переводе Онкелоса это звучит как «воды набрались мудрости». Из комментария Раши видно, что перевод Онкелоса от слова ערמימות «хитрость» (однокоренного с נערמו); см. также комментарий Сифтей хахамим, согласно рабейну Бахьей.

Виленский Гаон объясняет, что это своего рода аллегория: как о человеке сказано, что после того, как Творец вдохнул в его нос дыхание жизни, он стал живой душой и ему были даны мудрость и разум, так и воды: они стали «мудрыми» после того, как Творец вдохнул в них дыхание гнева Своего: «И от дыхания гнева Твоего (которое Ты вдохнул в них) «вздыбились» воды»; это (согласно значению корня слова) означает, что воды «сделались мудрыми».

Вот что пишет Виленский Гаон: «Человек сделан из материи, но Творец сделал ему милость: «вдохнул ему в нос дух жизни, и стал он живой душой», то есть ему добавились мудрость и разум. Так было и с водами Красного моря, поэтому и сказано: «дыханием гнева» – которое Ты вдохнул в воды, «вздыбились воды» – воды «стали мудрыми», как сказано в переводе Онкелоса.

  1. «Египет» в единственном числе. Раши объясняет: «как один человек», и приводит также драш, см. там.
  2. Со своими воинами: обещал им идти впереди, а не оставаться позади, как принято у других царей (Раши там, 14:6).
  3. То есть обратили помыслы свои к Всевышнему.

http://www.beerot.ru/?p=9969