О воспитании в еврейской традиции — Глава 20 — Усовершенствование и подготовка преподавателей

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1436

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Наши мудрецы объяснили, что слова Писания: «И помогающие обрести заслуги многим (людям) – подобно звездам, пребудут вовек» (Даниэль, 12:3) сказаны об обучающих детей Торе (Бава батра, 8б). В чем же они подобны звездам? Звезды выглядят для нас крошечными светящимися точками, и есть такие, которые почти не видны, как, например, звезды Млечного Пути, заметные на черном небе в виде светлой полосы. Однако известно, что они нам кажутся такими только из-за огромных расстояний, а на самом деле они во много-много раз больше земного шара. Так и учителя Торы: здесь, в этом мире незаметно величие их деятельности: они, казалось бы, всего лишь учителя маленьких детей. Но в будущем то, что они делают, раскроется во всем величии – как истинные гигантские размеры звезд. Это обязывает нас, учителей, знать, что, мы на самом деле, строим миры, миры большие и цельные. Мы должны осознавать свою миссию и знать, как исполнить ее наилучшим образом.

Подготовить сердце детей к присутствию Шхины

В первый день месяца нисан был возведен Мишкан (переносное Святилище), и с тех пор Шхина присутствовала в народе Израиля (см. Шабат, 87б). Это присутствие было главной целью исхода из Египта, как говорится в Торе после повеления о строительстве Мишкана: «И буду обитать Я среди сынов Израиля, и буду для них Б-гом» (Шмот, 29:45), и оно было целью постройки Мишкана: «И узнают они, что Я – Г-сподь, Б-г их, Который вывел их из страны Египетской, чтобы обитать среди них; Я – Г-сподь, Б-г их» (там, 29:46).

На первый взгляд, непонятно, почему сказано: «И узнают они, что Я – Г-сподь, Б-г их, Который вывел их из страны Египетской», ведь говорится о вышедших из Египта, и они же строили Мишкан! Разве им недостает знания о Всевышнем? Что еще они могли восполнить в этом знании, строя Мишкан?

Комментатор Ибн Эзра объясняет, что, строя Мишкан, они должны были понять и осознать, что цель исхода из Египта – присутствие Шхины в народе Израиля, как сказано: «Я… вывел их из страны Египетской, чтобы обитать среди них; Я – Г-сподь, Б-г их»; поэтому нет более важной вещи, чем подготовка к присутствию Шхины в Израиле. Построить Мишкан и таким образом привести к проявлению присутствия Творца в материальном мире – это цель не только исхода из Египта, но и всего Творения. Как известно, в начале Творения Всевышний проявлял Свое присутствие во всем сотворенном, но из-за греха первого человека и грехов последующих поколений вплоть до поколения Авраама Шхина отдалялась и уходила все выше и выше до седьмых небес. Авраам опустил и приблизил ее на один уровень, и т. д., пока не пришел Моше-рабейну и не низвел ее в Мишкан, являющийся частью материального мира (мидраш Бемидбар, 13:4). Тогда, при постройке Мишкана, Творение достигло своей цели – присутствия Шхины в народе Израиля.

Все сказанное прямо связано с нашей темой. Есть закон, что «не отменяют обучение маленьких детей даже для строительства Храма» (Шулхан арух, Йоре дэа, 245:13). Представим себе, что, дай Б-г, придет Машиах; очевидно, что все захотят участвовать в строительстве Храма. Не только жители Иерусалима, но и люди из всех других мест поспешат к месту строительства. И лишь меламед – учитель, как и его ученики в хедере, не сдвинутся с места. Об учащихся ешив и бней Тора не сказано, что не отменяется их учеба, но обучение детей не отменяют – даже для строительства Храма! Несмотря на то, что самое важное для народа Израиля – это построить Храм для возвращения Шхины, тем не менее, детей совершенно не трогают, как сказано: «Не трогайте моих помазанников» (Теилим, 105:15); «помазанники» – это маленькие дети, изучающие Тору (Шабат, 119б).

Почему же, действительно, это так? Есть много объяснений, но важнейшее из них – в том, что дыхание уст детей, произносящих слова Торы, – это основа для присутствия Шхины[1]. Учат мудрецы: не сказано: «…и буду обитать בו – «в нем» (в Мишкане)», а сказано: «…и буду обитать בתוכם – «внутри них»» (Шмот, 25:8); это означает, что Шхина будет присутствовать в сердце каждого человека. Создать в сердце детей уголок для присутствия Шхины – в этом состоит цель их учебы. В особенности важны эти старания, когда они еще малы. Это великая задача и ответственность, возложенная на нас.

Привить основы веры, пока дети еще малы

Мы думаем, что пока дети малы, с ними трудно говорить об основах веры, о вещах глубоких и сложных, являющихся уделом величайших мудрецов. На самом же деле как раз с такими детьми можно разговаривать об этом, поскольку их сердца чисты и они принимают все, как есть. В то время, как взрослые анализируют сложные материи в мозгу, дети принимают их в ясной форме в свои кристально чистые сердца. Сердца их – как гладкий чистый лист бумаги, с которого еще ни разу не стирали, и все сделанные на нем записи остаются четкими и ясными навсегда.

Мы не можем оценить до конца эту уникальную возможность – привить детям в пору, пока их сердца чисты, Тору, богобоязненность и стремление к учебе – качества, которые подготовят их к большой жизни.

Известно замечательное, потрясающее изречение от имени Сабы из Кельма: «Пока есть сердце нет разума, а когда есть разум – нет сердца». Имеется в виду, что у ребенка пока нет разума, но у него есть чистое сердце, которым он может чувствовать великие вещи, но когда он повзрослеет, у него уже нет такого чистого сердца, как в детстве.

Поэтому и сказано, что дети, изучающие Тору, дыханием своих уст держат мир; следовательно их обучение важнее для проявления Шхины в нашем мире, чем строительство Храма, так как именно их обучение и воспитание спускает Шхину в сердце каждого еврея. Это как бы «строительство сердца» народа Израиля как единого целого. Вот почему так велика ответственность, лежащая на нас, воспитателях.

Преподавание пшата[2]

Мы занимаемся воспитанием детей и подготовкой их к будущему: к малой ешиве, к большой ешиве, к построению правильной еврейской семьи, к воспитанию их собственных детей… Будущее их формируется под влиянием того, что мы вкладываем в них, пока они малы.

Можно сказать, что наша задача – двойная. Во-первых, дать детям знание Торы, а именно – Пятикнижия, Пророков и Писаний, а также дать им обширные познания в Мишне, Гемаре и законе. А во-вторых подготовить их к будущей жизни, привить необходимые навыки. Удивительно точно сказали об этом наши мудрецы (Пиркей авот, 4:19) – о том, что в детстве все, чему учат ребенка, записывается как на чистом листе, с которого еще не стирали, так что написанное остается четким и ясным навсегда, останется и не сотрется. Когда ребенок учит и повторяет, его учеба для него вечная, непреходящая ценность, которую позже он уже не сможет приобрести. Будучи взрослым, невозможно закрепить знания настолько основательно.

Первый шаг в изучении Гемары требует от нас дополнительного внимания, ведь именно на этом этапе определяется, как ученик будет учиться в ешиве в будущем. Во многих случаях юноши умеют излагать хидушим[3] и остроумные рассуждения, но простой смысл – что имеет в виду Гемара, как учить этот пшат, что говорит Абайе и что Рава, что объясняет Раши и что Тосафот, каков смысл их слов и в чем разница между ними – этого они не знают. Эти элементарные навыки нужно прививать в хедере, ведь потом дети не смогут научиться этому, несмотря на то, что после хедера они продолжают учебу в малой ешиве, цель которой, собственно говоря, научить учеников прежде всего пониманию пшата. Однако, к сожалению, малая ешива сегодня – это по сути большая ешива с юными учениками, которые говорят только хидушим. Как-то я спросил одного главу ешивы, почему он говорит хидушим, а не останавливается на пшате. Он ответил, что ученики приходят из талмуд-торы «мастерами» хидушим, и он не может преподавать им на уровне более низком, чем в хедере.

Поэтому мы как учителя Торы обязаны прежде всего обучать тому, как изучать пшат в Гемаре, то есть обучать поэтапному развитию обсуждаемой темы. Конечно, нужно приправлять изучаемое какой-то «изюминкой», чтобы привлечь сердца детей, но главное – научить их понимать пшат и не думать, что, зная хидушим, мы знаем и понимаем пшат. Это в дополнение к изучению Пятикнижия и Танаха, а особенно – к изучению мишнайот, которые обладают особой важностью и мы можем по желанию расширять и сокращать (как говорилось в соответствующем разделе выше). В Гемаре же мы привязаны к вопросам Абайе и ответам Равы[4], и трудно просто изложить резюме Гемары на данную тему, поскольку вся учеба состоит в развитии темы. Но мишнайот, которые являются корнями устной Торы, можно преподавать просто и кратко для младших учеников и расширять и углублять тему для более взрослых. А в Гемаре наша обязанность дать ученику навык учить пшат. Это – сфера обретения знаний Торы.

Воспитание богобоязненности

Вторая часть, не уступающая первой по важности, – заложить в сердца учеников жажду учиться, передать им любовь к Торе. Это станет основой того, что они навсегда останутся изучающими Тору. То же самое относится к воспитанию богобоязненности, веры и дерех эрец. Так как сердца маленьких детей чисты, в них можно вложить основы этих качеств, а когда они вырастут и пойдут в большую ешиву, продолжат питаться от основ, которые получили в детстве. Если основа не будет заложена еще в хедере, не на чем будет строить здание в будущем. Общеизвестно, что чем выше строящееся здание, тем глубже должен быть котлован для фундамента, а чем глубже фундамент и чем лучше он построен, тем выше здание, которое можно на нем возвести. И наоборот, тонкая трещина в фундаменте может, не дай Б-г, разрушить все здание. Поэтому наша задача – подготовить и заложить крепкие и прочные основы.

Учитель обязан совершенствоваться в своей профессии

Одна из главных проблем при основании талмуд-торы – преподаватели. Трудно, во-первых, найти учителей, а во-вторых – есть проблема их подготовки. У нас нет специальных учебных заведений для преподавателей и по разным причинам нет возможности создать их, поэтому обычно преподаватели – это бней Тора, не получившие специальной подготовки.

Люди думают, что детей может учить любой, что в этом нет никакой премудрости. Когда-то об обанкротившемся торговце говорили, что он может податься в учителя. Слава Б-гу, сейчас так не говорят, но до сих пор заблуждаются и не знают, что обучать детей очень нелегко.

Кто знает лучше, чем руководители талмуд-торы, на деле занимающиеся проблемами обучения детей, что все не так просто, что каждый учитель в первую очередь должен обладать душевными качествами, позволяющими ему найти подход к ученикам. Но даже тот, у кого есть талант, все же нуждается в инструктировании и подготовке, и нет другого совета, кроме того, чтобы руководители лично воспитывали, развивали и готовили учителей в стенах своей талмуд-торы; это чрезвычайно важно.

Понятно, что каждый директор загружен каждодневными делами и не может выделить достаточного времени на подготовку преподавателей, но очень важно, чтобы каждое учреждение само подготавливало и совершенствовало своих преподавателей.

В последние годы, слава Б-гу, в Бней Браке и Иерусалиме открылись организации по поддержке талмуд-торы. Ясно, что не только финансовые, но и педагогические проблемы являются здесь общими, и решение их – одна из главных наших задач. Тем не менее, трудясь вместе, можно поднять даже очень тяжелый груз. Как сказано о мераглим, двое вместе могут поднять груз более тяжелый, чем два груза, которые поднимут двое по отдельности. Очевидно, что целое сообщество способно справиться даже с очень тяжелой проблемой и притом более эффективно. И поскольку эта проблема стоит перед каждым руководителем если только они возьмутся за дело сообща и верно определят ее суть, они сумеют помочь друг другу.

Слава Б-гу, в каждом хедере есть замечательный, опытный штат преподавателей и руководителей, и есть у кого учиться, и в особенности стоит учиться у тех, кому самому в прошлом было у кого учиться.

Важный момент: тот, кто хочет учиться, – учится. Чтобы овладеть знаниями, нужно уметь быть в полном смысле этого слова «учеником». Мудрецы называют людей, великих в Торе, талмидей-хаха-мим «учениками-мудрецами», и Саба из Кельма объясняет (Хохма у-мусар, ч.1), почему именно так, а не просто «мудрецами»: это – большая похвала мудрецам за то, что они всегда учились, всегда ощущали себя учениками. Эпитет, которого удостаивает Тора Йеошуа бин Нуна, – «юноша», как сказано: «А его служитель Йеошуа бин Нун, юноша, никогда не выходил из шатра» (Шмот, 33:11). Комментатор Ибн Эзра делает подсчет, согласно которому Йеошуа в то время было пятьдесят шесть лет: он умер в сто десять лет, сорок лет евреи были в пустыне, и еще четырнадцать лет заняли захват и раздел земли Израиля, что составляет вместе пятьдесят четыре года; следовательно, в момент дарования Торы ему было пятьдесят шесть. В чем же смысл слова «юноша»? По отношению к Моше-рабейну Йеошуа был как юноша – все время учился и подавлял перед ним свое «эго». В этом и состоит величие мудрецов, которые учились всегда, и поэтому их называют «учениками-мудрецами». Все время, пока живы их учителя, они учатся у них, а тот, кто сам велик, углубляет и переосмысливает собственные знания, но и он учится постоянно. Понятно, что вышесказанное подходит и к преподавателям. Мы видим, что есть учителя, которые, какими вошли в сферу преподавания, такими и остаются навсегда. И, напротив, есть такие, которые год за годом идут вперед и развиваются ищут новые идеи и с увлечением осваивают их.

Поощрение подходящих для педагогической деятельности

Чтобы добиться успеха в решении любой задачи и в любой профессии, человеку нужны подходящие качества и сердечные устремления, однако этого недостаточно. Поэтому нельзя полагаться на то, что сами по себе качества будут движущей силой для преподавателя в его росте. На директорах лежит обязанность заботиться о росте учителей и обеспечивать им средства для этого роста, и они должны думать о том, как изыскать эти средства.

Чтобы человек шел вперед и эффективно использовал свои душевные силы, его нужно поощрять. Известно, что человек обладает намного большими силами, чем кажется со стороны, и даже большими, чем он сам осознает. Получается, что он использует лишь малую часть своих способностей.

В главе о строительстве Мишкана сказано: «И пришел каждый человек, кого вознесло сердце его»[5] (Шмот, 35:21). Рамбан задает вопрос: что значит «кого вознесло сердце его», ведь, на первый взгляд, надо было написать «по доброй воле сердца своего»? Что это «вознесение посредством сердца»? Рамбан объясняет: здесь говорится не о пожертвованиях серебром и золотом, а о вкладе, который вносили личным трудом; о таких людях и сказано, что их «вознесло сердце». Приносящие пожертвования действовали иначе как приносящие добровольный дар. Дело здесь вот в чем: «не было среди них того, кто получил бы навыки работ от мастера, или имел какой-либо опыт в них, чтобы выполнить свою задачу». Ведь в Египте евреи обучались работе с глиной и камнями, а не ремеслам, требующим тонкого мастерства: по обработке серебра и золота, вышиванию и вязанию, всему, что нужно было для постройки Мишкана. Они никогда не практиковались в этом и не имели никакого опыта. Они просто обнаруживали в себе умение делать все это находили в себе способности справиться с поставленной задачей. «»И вдохновилось сердце его, чтобы идти путями Г-спода» (Диврей а-ямим-2, 17:6), чтобы предстать перед Моше и сказать: “Я сделаю все, как скажет мне мой господин”» (Рамбан там).

Итак, Рамбан обсуждает два этапа становления личности. Первый – выявить способности, которые до сих пор не были реализованы, о них не было известно. Но это еще не все. Второй этап – необходима смелость, чтобы решиться применить эти способности в нужный момент. Те немногие, которых «сердце вознесло», взяли на себя задачу выполнить тонкие работы при создании Мишкана. И хотя они не знали, как выполнять эти работы, верили, что Всевышний поможет. Понятно, что при создании Мишкана была особая помощь с Небес, но Тора специально упоминает об этом, а значит, каждое поколение может извлечь для себя урок. Здесь высказан важный принцип: несмотря на то, что Всевышний заботится о том, чтобы воспитатели были в каждом поколении, и дает человеку таланты и природные наклонности, человек все же должен сам раскрыть их. Для этого необходимо, чтобы «вознесло его сердце его». Именно об этом директора должны позаботиться, а именно: поощрять, хвалить преподавателей, тем самым развивая в них желание реализовать себя. Также способным аврехим, которые еще не начали преподавать, следует взять на себя какую-либо преподавательскую задачу, если они действительно подходят для педагогической деятельности.

Тема поощрения касается не только учителей, но и учеников; нужно подбадривать их, чтобы они использовали свой скрытый потенциал.

Как уже говорилось, человек использует лишь малую часть своих способностей, но в стрессовой ситуации скрытые силы раскрываются; например, в момент опасности человек может совершить действие, требующее необычайных физических сил.

Еще один поучительный пример: под гипнозом человек может легко поднять такую тяжелую вещь, какую никак не способен поднять в обычном состоянии. Такова его натура: человек способен на многое, однако страх сковывает его и не позволяет действовать. Но в момент, когда с него снимают самоконтроль, а с ним и страх, он вполне способен сделать нечто для себя необычное.

Еще пример: лунатик ходит во сне по краю крыши и т. п., но если его разбудят на середине пути, он может упасть. Причина в том, что во время сна страх исчезает. Простой опыт: человек спокойно проходит по бревну, лежащему на земле, не сходя с него, но если это бревно поднимут на какую-то высоту, он побоится идти по нему, несмотря на то, что вполне способен.

В духовной сфере то же самое. Человек обладает невероятными силами но есть и страх; он может, например, говорить перед отдельными людьми, но боится выступлений перед публикой. Поэтому нужно подбадривать и снимать страх с преподавателей и учеников, чтобы они использовали свои возможности по максимуму.

Жезл доброты[6]

Сказано в Гемаре (Сангедрин, 24а), что жезл земли Израиля – это «жезл доброты», а жезл стран рассеяния – кнут[7]. Рассказывают, что когда гаон рав Лейб Хасман стал духовным наставником в ешиве «Хеврон», сказал ему Саба из Слободки, что в земле Израиля путь воспитания – это «жезл доброты» и успеха добиваются именно на этом пути. Слова эти относились к воспитанию взрослых, и тем более это верно, когда речь идет о детях. По отношению к ним, безусловно, нужно вести себя с особой добротой и радушием. Такое отношение вырабатывается у учителя, когда он выполняет свою работу с душой, встречая учеников с улыбкой и любовью. Тогда и сердца детей раскрываются и зажигаются стремлением преуспеть в учебе.

Нужно быть осторожным, чтобы не запятнать имя ученика, даже без злого умысла, например, навешивая на него ярлык «мешающего на уроках», потому что тогда он действительно начнет мешать. Также нужно быть осторожным в своей реакции: ребенок не должен чувствовать себя плохим учеником. Наоборот, нужно искать путь, как поддержать каждого; это необходимо как ученикам, так и воспитателям, которым тоже требуется одобрение и похвала. Верно, что взрослый может терпеть и скрывать эту потребность, которая есть и у него, как и у всех людей, ведь похвала нужна каждому человеку, как вода – страдающему от жажды цветку. Даже если нужно сделать замечание, нужно «обернуть» его в слова поддержки и похвалы, и тогда есть шанс, что замечание действительно будет принято.

Осознание необходимости совершенствования

Если мы найдем способ повысить уровень знаний и квалификацию учителей, это само по себе поддержит учителей, ищущих пути профессионального роста. Разумеется, необходим природный талант и нужно продолжать чувствовать себя учеником, который хочет учиться и расти, но в дополнение к этому нужна как теоретическая, так и практическая подготовка. Также по завершении подготовки нужно поддерживать учителей и давать им ощутить важность и пользу профессионального совершенствования.

Необходимо найти наиболее эффективную форму этого поощрения; ясно, однако, что прежде всего нужно довести до сознания учителей саму необходимость повышения квалификации. Несомненно, потом они сами оценят пользу этого.

Естественно, каждый опытный учитель должен передавать свой опыт и достигнутое им своим коллегам. Известно сказанное мудрецами в тр. Йома, 38б, о знатоках тонкостей службы (в Храме), которые не открывали их другим: «Имя злодеев да сгинет»; тех же, которые оказывали содействие служению в Храме, упоминают с хвалой. Поэтому тот, у кого есть опыт в области воспитания или особые познания, должен передавать их другим. У нас, преподавателей, «сама работа воспитывает» мы обучаемся и совершенствуемся в процессе самой работы; но этого недостаточно. Нужно организовывать курсы повышения квалификации для учителей с большим стажем, проводить собрания учителей, на которых они смогут делиться опытом друг с другом, а также создать «центр стажировки», где каждый будет учиться из опыта своего товарища.

Также нужно время от времени проводить встречи, на которых будут подниматься вопросы учебы и воспитания. Нет сомнения, что когда преподаватели, с Б-жьей помощью, увидят пользу этих собраний, они присоединятся и будут участвовать в них, и нужно думать, как приобщить их к этому.

Те, которые усердно трудятся на благо общества ради Небес, имеют особую «привилегию» заслуги предков поддерживают их (Пиркей авот, 2:2). Эта «привилегия» обеспечивает и поддерживает их успех, в особенности, в святой работе – озарять светом Торы чистые сердца детей.

  1. Как сказали наши мудрецы: весь мир существует только в заслугу детей, изучающих Тору (Шабат, 119б).
  2. Пшат – толкование текста по прямому смыслу (примеч. перев.).
  3. Оригинальное, новое понимание материала (примеч. перев.).
  4. Из которых трудно просто взять и изъять что-то, не прерывая логическую цепь рассуждений и не нарушая цельности понимания (примеч. перев.).
  5. «Вознесло»: побуждение, зародившееся в сердце этих людей, стало для них причиной духовного подъема и пробуждения особых способностей, как об этом говорится далее.
  6. Здесь «жезл» символ власти родителей или воспитателей.
  7. Разумеется, из этого высказывания никоим образом нельзя выводить практически исполняемый закон.

http://www.beerot.ru/?p=9970