Выбери жизнь! — Обращение рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1572
«И приди к священнослужителям, левитам, и к судье, который будет в те дни, и спроси… И поступи по слову, которое скажут тебе, с того места, которое изберет Г-сподь, и исполни во всем, как укажут тебе. По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим, 17:9-11).
«Даже если (судья) скажет тебе о правом (т. е. о том, что ты считаешь правым), что это левое, а о левом (скажет), что это правое (ты обязан слушать его)» (Раши там).

17 Элуля этого года в Израиле планируются выборы в Кнессет. Но кроме того, 17 Элуля в этом году — годовщина начала Второй мировой войны, повлекшей за собой страшную Катастрофу. Эта зловещая дата в этом году, как и 80 лет назад, когда началась война, выпадает на недельную главу Ки Таво. Эта недельная глава содержит страшнейшие проклятия, которые исполнились во время Катастрофы. Известны слова Виленского Гаона, что 10 недельных глав книги Дварим соответствуют 10 векам шестого тысячелетия. Глава Ки Таво соответствует 7 веку, а следующая глава — Ницавим (включая Ваелех) — 8 веку. 7 век – это страшный век Первой мировой войны, прихода Гитлера (да сотрется его имя) к власти, погрома «Хрустальной ночи», начала Второй мировой войны.

Глава Ницавим большую часть лет читается вместе с главой Ваелех. И именно так, вместе с Ваелех, глава Ницавим является 8 из 10 глав книги Дварим, которая соответствует 8 веку в 6 тысячелетии. Это — наш век. И так же эта глава читалась в год начала Второй мировой. Ницавим вместе с Ваелех — тоже глава проклятий. На вопрос, который многие задавали — «Где был Всевышний во время Катастрофы?» — Властелин мира ответил в этих страшных главах обещанием, что тяжкие грехи нашего народа приведут к сокрытию Лика. «…И встанет этот народ, и блудно следовать будет за божествами племен земли, в среду которых он входит, и он оставит Меня и нарушит Мой завет, который Я заключил с ним. И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия? Я же сокрою лицо Мое в тот день за все то зло, какое он делал, обратившись к божествам чужим» (Дварим, 31:16-18). Духовная катастрофа нашего народа привела к страшнейшей физической катастрофе! И все это написано в недельных главах Ки Таво, Ницавим и Ваелех!

Однако в этих главах написаны не только проклятия. Там говорится и о благословениях, о тшуве, об обещании, что наш народ не забудет святую Тору и вернется к ее изучению и исполнению. В этих главах говорится о рассеянии нашего народа по всей земле, однако обещано и возвращение, собрание евреев на своей земле.

Сказано (Дварим, 30:15): «Я предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло».

Всевышний дает нам право выбора между добром и злом, жизнью и смертью. Но кроме этого Он заповедовал нам выбрать жизнь! Последние поколения воочию видели исполнение проклятий из этих недельных глав. Но в нашем поколении мы видим и исполнение великих обещаний Творца нашему народу. И все это зависит только от нашего выбора.

Сказано (Теилим, 30): «Хаим бе-Рецоно — жизнь в Его воле». Желание Творца и Его благоволение — это источник жизни, а отход от Его воли — это смерть. Воля Всевышнего заключена в Торе. Через постижение Торы мы можем постичь и желание Творца. Санедрин — Верховный суд Торы — называется в главе Ваикра «эйней а-эда», дословно — «глаза общины». Это глаза, которые «видят» (постигают) волю Творца во всех жизненных ситуациях. Это определение было верно во все годы изгнания и рассеяния в отношении великих мудрецов Торы.

Во втором томе книги «В кругу великих» рав Шломо Лоренц приводит диалог между Адмором из Цанз-Клойзенбурга и премьер-министром Израиля Леви Эшколем. Эта беседа подводит итог сотням лет нашего изгнания и тому, как именно должен управляться народ Израиля. Адмор, переживший все ужасы Катастрофы и потерявший семью, сказал:

«Мудрость жизни основывается на трех вещах: на опыте истории, на математическом расчете и на уроках и выводах, извлекаемых из первых двух. Давайте вместе подведем итоги истории еврейского народа на основе этих трех вещей.

Примерно тысячу девятьсот лет назад мы ушли в изгнание из своей земли. Руководство народом на протяжении всей эпохи изгнания было отдано в руки мудрецов Торы – и народ Израиля выжил и уцелел.

Примерно шестьдесят лет назад руководство захватили люди нерелигиозные, восставшие против нашей святой Торы. Подведем итог этим годам. Шесть миллионов евреев были истреблены нацистами, да будут прокляты имена злодеев; три миллиона находятся на грани духовного уничтожения в Советской России; около шести миллионов евреев в Америке подвергаются опасности ассимиляции и полного растворения; примерно у миллиона евреев в арабских странах жизнь висит на волоске, в то время как полтора миллиона евреев в Земле Израиля [эта беседа происходила около шестидесяти лет назад] – как мы оба с Вами знаем – находятся… как будто в Варшавском гетто. Правда, с некоторым количеством оружия в руках.

Вот, господин Эшколь, перед Вами – исторический обзор и математический расчет, из которых нам надлежит сделать выводы. Что касается лично меня, – я полагаюсь на Властелина мира и на заслугу Святой Земли, которая нам поможет. Но мой разум не позволяет мне понять, на что полагаетесь вы – Вы и ваши единомышленники?»

Услышав это, премьер-министр Израиля не смог ничего ответить и сидел безмолвно, со слезами на глазах.

Часть выбора нами добра — вернуть себя и вернуть наш народ к исполнению воли Творца. Основа этого — вера и доверие к словам мудрецов Торы. Это — краеугольный камень выбора жизни.


http://www.beerot.ru/?p=47606