Письмо рава Игаля Полищука о деятельности Фонда «Беерот Ицхак»

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

966
итоги деятельности

Хочу, с Б-жьей помощью, подвести некоторые итоги нашей деятельности и объяснить, как я вижу ее в прошлом и будущем.

Принято считать, что «Беерот Ицхак» существует пять лет. Это, мягко говоря, не совсем так. Если говорить о нашей деятельности в целом, то она ведется уже больше двадцати семи лет. Речь идет как о деятельности по распространению и поддержке Торы, так и о плеяде учеников, выросших за эти годы. Я благодарю Всевышнего за то, что мы этого удостоились.

Мы ощущаем постоянную помощь Свыше во всех наших начинаниях, как духовную, так и материальную. Особенно мне хочется отметить помощь Свыше в том, что у нас собрался замечательный коллектив. Мы не собирали его специально, а «получили» его с Б-жьей помощью. Это в том числе и люди, которые находятся в Белоруссии, России, Германии, Швейцарии. Всех их объединяет одно великое стремление. Эти люди работают не столько потому, что получают зарплату. Их объединяет стремление вернуть нашей общине былое величие, вернуть сыновей Всевышнего к Торе. Я вижу в этой нашей деятельности большую помощь Творца.

Хочу подчеркнуть то, что я считаю стержнем всей нашей деятельности. В иудаизме, в еврейской общине есть много разных «отделов». Есть, например, люди, помогающие вдовам и сиротам, занимающиеся сбором и распределением цдаки. Деятельность в рамках Торы очень широка и разнообразна, и каждый еврей находит в ней свое место. Но нужно знать, что дает силу всей такой деятельности. Это – сама наша святая Тора.

Хочу рассказать две истории, связанные с Хафец Хаимом. Одна из них произошла во время Первой мировой войны. Некий еврейский богач на свои деньги построил больницу на 50 коек. Это были немалые деньги. На открытии больницы богач сказал Хафец Хаиму (с нескрываемым упреком): «Вот я дал общине больницу на 50 коек. А что дали твои ешиботники»? Хафец Хаим ответил: «Ешиботники делают так, чтобы в этих койках не было необходимости». Есть слова наших мудрецов, которые мы произносим каждый день после благословения на изучение Торы, но они недостаточно в нас укоренилась: «Талмуд Тора кенегед кулам (изучение Торы равноценно всему остальному вместе взятому)». Вопрос в том, насколько прочно это укоренилось внутри нас, и насколько цельно мы это осознаем.

Вторую историю, произошедшую с Хафец Хаимом, рассказывал наш великий учитель рав Шах. Он был послан главой ешивы Клецка равом Исером Залманом Мельцером к Хафец Хаиму с просьбой. Суть ее была в том, чтобы убедить родственников умершего в Америке спонсора ешивы не перевозить его тело в Землю Израиля, а сэкономленные деньги пожертвовать ешиве. Хафец Хаим выслушал эту просьбу и ответил, что, безусловно, они правы — нет заповеди большей, чем изучение и поддержка Торы. Однако писать родственникам умершего такое письмо он не будет. Его слова просто не будут восприняты.

Хочу, чтобы все мы поняли одну вещь. Наш учитель Рамхаль говорит в своей книге «Месилат Йешарим», что человеку нужно прилепиться к Всевышнему в чем-то, что называется а-тов а-амити (истинное благодеяние). Далее он разъясняет, что это проявляется в поддержке Торы и следовании путями мира во всех делах.

Чрезвычайная важность поддержки и укрепления Торы касается всего народа Израиля. Однако наша деятельность, в первую очередь, касается русскоязычной общины. А ее состояние, мягко говоря, ужасное. Оно лучше, чем было тридцать лет назад — тогда религиозных евреев из России в Израиле можно было пересчитать по пальцам. Сегодня ситуация гораздо лучше, и, в первую очередь, это заслуга рава Ицхака Зильбера. Слава Б‑гу, этим занимались и занимаются многие еврейские организации.

Но тут есть одна принципиальная вещь. Недостаточно, чтобы наша община «надела кипу и цицит». Нам нужно вернуть Тору нашей общине. Это важнейшая основа нашей деятельности. Именно в этом я вижу нашу деятельность за двадцать семь лет, как до создания журнала, сайта и хедера, так и сейчас, — без каких-либо изменений.

Хочу это объяснить. Когда мы говорим о необходимости вернуть Тору нашей общине, в первую очередь, имеется в виду возвращение общине мудрецов Торы, то есть людей, которые способны нести истинную Тору, а не ее суррогат. Тора – это великий свет. В ней есть тончайшие и сложнейшие аспекты. И мы можем затронуть душу нашего народа только в том случае, если передадим ему Тору такой, как она есть, а не только ее «научно-популярную форму», не передающую заключенную в ней глубину. Сделать это могут только люди, которые сами вникли в Тору как полагается, и могут перевести ее глубокие понятия на язык людей, не учившихся в ешивах. Это даст им возможность почувствовать свет, который есть в Торе, и которым обладают люди, посвятившие себя ее изучению.

Для меня всегда было принципиально важно, чтобы наша деятельность исходила из глубины понимания Торы, а не строилась на упрощениях. При этом я не пренебрегаю, не дай Б-г, усилиями многих замечательных организаций по приближению евреев к Торе. Я просто говорю о том, как вижу именно нашу часть этой огромной работы.

Безусловно, центром нашей деятельности было и остается воспитание мудрецов Торы, аврехим, которые смогут стать светочами Торы не только на «русской улице». Территория бывшей Российской империи (ее западная часть) была местом, наполненным Торой. Почти вся Тора, как литовского, так и хасидского направления, была там. Оттуда ее свет распространялся по всему миру. Мы хотим вернуть нашей общине ее былое величие в Торе (разумеется, без привязки к территории бывшей Российской империи).

Поэтому для меня принципиально важным является привести наших слушателей и читателей к серьезной учебе. Это позволит им прийти в ешивы и колели, привести своих детей в настоящие еврейские учебные заведения для мальчиков и девочек. Из таких учебных заведений они выйдут способными построить настоящие еврейские семьи, не отличающиеся по своему духовному уровню от израильских, американских или английских семей бней Тора.

Это касается всей нашей деятельности. Я говорю сейчас и о колелях, и о журнале. Один из наших друзей рассказал мне, что в один из первых месяцев существования нашего журнала его нерелигиозный родственник сказал ему, что он прочитал его «от корки до корки», и открыл для себя целый мир. Мы не занимаемся поиском способов убеждать людей быть религиозными. Этим, слава Б-гу, занимаются многие. Мы должны дать им возможность почувствовать свет Торы и «увидеть, как хорош Всевышний», как сказано в Теилим. Этот подход — то, что я получил от своих учителей, и то, чего не хватает нам сегодня. Речь и о воспитании настоящих знатоков Торы, и об издании журнала, который позволит вникнуть в слова Торы и многое получить даже человеку, не знающему святого языка.

Все это, а также программа сайтов и программа школ — разные «отряды» одной и той же «армии», цель которой — вернуть Тору нашей общине. Я хочу сказать прямо: меня не интересует рейтинг. Если на страницы наших уроков на сайте зайдут сколько-то тысяч человек и скажут, что это их не касается, – это ни на йоту не приблизит нас к нашей цели. Если же мы сможем посеять этими уроками какое-то зерно света истины в душах ста человек, и это зерно даст им возможность расти и идти дальше, – наша цель будет достигнута. Все это касается сайтов, журнала и программы «Школа онлайн». Особенно хочу отметить нашу программу для детей. Мы хотим нести еврейским детям во всем мире свет Торы и веры. Мы должны пробудить в них еврейские души, живущие верой и словами Торы!

Мне принципиально важно, чтобы вся наша деятельность не ограничилась общиной «соблюдающих». Мы хотим вернуть свет Торы всей нашей общине. Поэтому, с одной стороны, мы хотим нести Тору, качественную во всех отношениях, а с другой – облечь ее в одежды, в которых ее готовы воспринять люди, не находящиеся на уровне тех, кто учит ее постоянно.

Есть еще один важный аспект, на который я должен обратить внимание. Когда мы основывали наш журнал пять лет назад, и Всевышний послал нам рава Арье Каца, я объяснил ему, каким я вижу наш журнал. Я сказал, что мне важно, чтобы наши читатели укреплялись в основах веры, понимании важности изучения и поддержки Торы. А для этого в журнале должен быть свет Торы, который привлекал бы людей и пробуждал в них желание этой Торой заниматься. Это в полной мере касается реально всей нашей деятельности: журнала, сайтов, «Школы онлайн».

Из одного вопроса, заданного нам на сайте, я понял для себя, насколько люди запутаны поисками подхода к жизни. Очень важно вернуть нашему народу истинное мировоззрение. Объясню, что я имею в виду. Допустим, человек не может сегодня стать аврехом. Более того, он не может сегодня учиться более, чем какое-то минимальное количество часов в день. Чрезвычайно важно вернуть такому человеку цельную веру и способность отличать важные вещи от неважных. Рамбам пишет, что исправление основ веры человека важнее обучения его Торе.

Кроме того, важнейшим рычагом, поднявшим многие общины, является поддержка ими изучения Торы. Так произошло с общиной города Мехико. Пятьдесят лет назад там и не пахло понятиям аврех и бахур ешива. Но там была очень важная вещь: доброе еврейское сердце и отзывчивость. Поэтому люди, изыскивающие помощь для ешив, принимались там с открытым сердцем. Сегодня Мехико-сити очень изменился. Там появились колели и ешивы. Дети оттуда учатся в лучших ешивах земли Израиля.

Это произошло потому, что поддержка Торы является такой же сгулой, как и сама Тора. Известно, что, создав йецер а-ра (дурное начало), Всевышний создал Тору как средство против него. Рав Ицхак-Эльханан Спектор в своей книге «При Эц Хаим» пишет, что это средство действенно не только для изучающих Тору, но и для поддерживающих ее. Безусловно, речь здесь идет о серьезной материальной поддержке.

Все сказанное касается основных направлений нашей деятельности. Всегда, когда люди работают, им необходимо видеть общую стратегию и общий курс. Но, кроме этого, есть и тактика. В нашем случае стратегия – это вернуть мировоззрение Торы нашей общине. В этом плане журнал является очень сильным инструментом именно в печатном варианте. Дело в том, что на экране компьютера люди не читают, а просматривают. А здесь нужно именно читать и вдумываться.

Поэтому одна из важнейших наших задач – расширить распространение журнала, как в Израиле, так и в России, Украине и других местах. В Израиле самый простой вариант – это централизованная доставка. Что касается других мест, то я очень благодарен «сумасшедшим, на которых держится мир», взявшим на себя распространение Торы в Германии, Белоруссии, Литве и т. д. Они печатают и распространяют там наш журнал. Я думаю, что это один из самых сильных отрядов нашего «войска». Русское еврейство составляет четвертую или пятую часть от всего еврейства в мире. Из них о нашем журнале знают не более 5%. Поэтому наша задача в России – перейти за Урал, куда мы сегодня не доходим, попасть в Среднюю Азию, расширить распространение в Америке и Канаде.

У нас есть друзья в Бруклине (Нью-Йорк). Это очень тораническая семья. Человек учится большую часть дня, его дети — бней ешивот. Супруга его сказала моей жене, что журнала такого уровня на английском языке не существует. И это в Америке, где существует большой мир Торы!

Часто издание журнала является самым дешевым способом работы, если найти место, где готовы печатать наш журнал за свой счет. Мы год финансировали печать журнала в Германии, и это стоило нам немалых денег. Но потом они полностью перешли на самообеспечение. На полном самообеспечении находится и печать журнала в Москве, Петербурге, Беларуси.

Танах учит нас не пренебрегать ни одним евреем. В общине численностью сто человек должно быть не менее 10-15 экземпляров нашего журнала. Нам нужно дойти до таких мест, как Рязань и Воронеж, хотя там нет большого количества евреев. Тем более, сегодня это легко сделать. Журнал легко послать в любое место, а также распечатать в любом месте его электронную версию. Поэтому нам сейчас нужно максимально вложить свои силы и энергию в распространение того, что у нас есть.

Что касается наших детских программ, то необходимо подумать, как можно максимально увеличить количество детей, участвующих в них. Это касается детского сайта и «Школы онлайн». Это вопрос спасения еврейских детей. Нам нужно пробудить в них веру и любовь к Торе. Нашим читателям и слушателям нужно знать, что из наших детей во всем мире могут и должны вырасти мудрецы Торы. Мы хорошо знаем, что многие люди, выросшие не в Иерусалиме или Бней-Браке, стали большими мудрецами Торы. Примером тому является рав Носон Цви Финкель, великий глава ешивы Мир. До 14 лет он учился в «не совсем» торанической школе в Чикаго (другой просто не было).

Мы получаем помощь Небес не потому, что мы такие хорошие, а потому, что занимаемся деятельностью, в которой эта помощь необходима. И по этой же причине силы зла стремятся нам помешать. Один из способов создания помех – это возбуждение в нашей среде всевозможных споров и раздоров. Важно понять, что каждый из нас занимается очень важной для Всевышнего деятельностью. При этом мы должны научиться тому, чтобы не поддаваться на соблазн дурного начала, провоцирующего на раздоры, и быть максимально миролюбивыми и уступчивыми.

Хочу подчеркнуть еще одну принципиально важную для меня вещь. Когда рав Аарон Котлер основал ешиву в Лейквуде, кто-то сделал рекламный листок с фотографией ешивы и добавил на нем еще одно дерево перед зданием. Рав Аарон Котлер запретил это делать. Дело в том, что Тора называется словом эмет (истина), и мы должны ее продвигать, основываясь только на истине. Это касается и рекламы нашей деятельности. Кстати, рекламировать нужно не все, что мы делаем. Я слышал от своих учителей, что многие вещи имеют благословение с Небес, когда они делаются скрыто. И это – абсолютная истина.

Дорогие друзья! Каждый из вас способен внести свою, чрезвычайно важную лепту в возвращение Торы нашей общине. Мы видим в этой деятельности огромную помощь Свыше, и каждый из вас может удостоиться этой помощи!

С пожеланием хорошей подготовки к празднику Шавуот,

Игаль Полищук


http://www.beerot.ru/?p=41542