Хукат — Стремление к миру — величайшее из достоинств

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3120
к миру

Недельная глава Хукат

Наша недельная глава, среди прочего, рассказывает о смерти Аарона а-коэна. Тора говорит, что кнаанейский царь боялся выступить войной против народа Израиля до этого момента. Однако он услышал нечто (ваишма а-канани), что подтолкнуло его развязать войну. Талмуд в трактате Рош а-Шана объясняет, что он получил известие о смерти Аарона. Смерть Аарона стала причиной того, что Облака Славы рассеялись. Царь кнаанейцев воспринял это как сигнал: появилась возможность выступить войной против Израиля. Что было такого в смерти Аарона, что сделало весь народ Израиля уязвимым для атак врагов?

«Атерет Мордехай» приводит высказывание наших мудрецов о том, что Аарон а-коэн был «родеф шалом» – всеми силами стремился к миру, и именно он сохранял мир среди евреев. Как только Аарона не стало, споры и раздоры вернулись в стан. Именно поэтому наш народ стал мишенью для атак извне.

Далее «Атерет Мордехай» связывает эту идею со стихом из главы Лех Леха: «был спор между пастухами Авраама и пастухами Лота. И кнаани были тогда в земле». Почему тут упомянуты кнаанейцы? «Атерет Мордехай» подчеркивает, что здесь присутствует та же идея, что и в нашей недельной главе. Все то время, пока пастухи Авраама и Лота мирно сосуществовали, их единство служило гарантией защиты от внешних врагов. Но как только мир уступил место раздорам, само пребывание кнаанейцев на той же земле стало служить поводом для беспокойства.

Нам с вами надо помнить: если мы хотим быть сильными, в первую очередь надо сохранять мир!

Можно было бы спросить: неужели только Аарон стремился к миру? Что в этом особенного? Ведь есть, в конце концов, и другие, не менее ценные качества в нашем народе! Ответы на эти вопросы мы можем найти в «Ялкут Шимони»: когда пришло время Аарона умирать, Всевышний, образно говоря, не смог Сам сказать Аарону о том, что его время на земле истекло. Всевышний попросил Моше помочь Ему: сказать Аарону, чтобы он пошел в место своей смерти.

Рав Бергман в книге «Шаарей Ора» обращает наше внимание на то, что про смерть самого Моше такого не написано. Нигде не сказано о том, что Всевышний «стеснялся» сказать Моше, что пришло его время. Чем же отличался Аарон?

Рав Бергман предполагает, что именно стремление Аарона устанавливать мир среди еврейского народа дало ему этот особенный статус.


http://www.beerot.ru/?p=16034