Песах — 12 — Что делать тому, кто не успевает съесть афикоман вовремя?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3188

Мы уже писали, что в конце трапезы следует съесть часть мацы, которую отложили и спрятали перед началом трапезы. Эта маца напоминает о пасхальной жертве, которую во времена существования Храма ели после трапезы, будучи сытыми. Ее называют «афикоман». Требуется съесть эту мацу, облокотившись на левую сторону, без отдельного благословения. Шулхан Арух пишет, что требуется съесть афикоман до середины ночи. (Это время называется «хацот». Оно должно быть указано в еврейском календаре, составленном для Вашей местности.) Так как после съедения афикомана нельзя ничего есть и пить, кроме воды, это означает, что до середины ночи требуется закончить всю праздничную трапезу.

Тот, кто только начал трапезу и вдруг увидел, что вот-вот наступает время хацот, может сделать следующее: перед самым наступлением хацот съесть кезаит (или два кезаита) мацы, облокотившись на левую сторону. Потом, после хацот, можно продолжить трапезу, и в конце трапезы съесть еще один (или два) кезаита мацы.

Это решение вопроса основано на следующем: Талмуд приводит спор мудрецов, до какого момента можно есть пасхальную жертву. По мнению Раби Акивы, это время продолжается до начала рассвета, а по мнению Раби Элазара бен Азарья — только до середины ночи. Авторитеты сомневаются, по какому из этих мнений установлен закон. Поэтому изначально следует придерживаться более строгого мнения и заканчивать трапезу, включая афикоман, до середины ночи.

Автор книги «Авней Незер» считал, что по мнению Раби Элазара бен Азарьи запрет есть после афикомана тоже продолжается только до середины ночи. Получается, что тот, кто съест афикоман в середине трапезы до хацот, выполнит заповедь по мнению Раби Элазар бен Азарья. А тот, кто продолжит трапезу после хацот и съест афикоман в конце трапезы, до начала рассвета, выполнит заповедь по мнению Раби Акивы, а по мнению Раби Элазара бен Азарьи ничего не нарушит.

Конечно, изначально так делать не следует. Следует закончить трапезу до хацот. После этого можно продолжать рассказывать об исходе из Египта до самого утра.

(Шулхан Арух и Мишна Брура 477, Диршу)


http://www.beerot.ru/?p=25185