Беседа о Хануке — Последний праздник на века

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Гутнер

2574
праздник на века

1. Трактат Шаббат начинается с законов, связанных с переносом предметов из одного владения в другое. Ранние комментаторы задались вопросом, почему именно эти законы упоминаются в начале трактата. Маараль из Праги ответил на этот вопрос следующим образом: «Дело в том, что запрет переносить предметы распространяется исключительно на Шаббат [и Йом Кипур – здесь и далее прим. переводчика], а в Йом Тов переносить разрешено. Составитель Мишны начал трактат именно с того, что уникально для Шаббата». То есть, Маараль объясняет, что основное раскрытие содержания праздника заключается именно в том, что уникально для этого праздника.

Одна из отличительных черт Хануки – это ее место среди праздников. Ханука – это последний праздник, который мудрецы учредили на все поколения. Это означает, что с установлением Хануки были исчерпаны все духовные корни, на которых основываются праздники, до конца дней, до момента, о котором сказано: «Тогда закончится с музыкой и с песней посвящение жертвенника». Посвящение жертвенника, которое произойдет «тогда» (т. е. в конце дней) – это завершение посвящения, которое начали Хашмонаим. Другими словами, до учреждения праздника Хануки, в мосту, по которому мы идем к концу дней, не хватало одного из оснований. А с установлением Хануки мы проторили дорогу, которая приведет нас к будущему освящению жертвенника «с песней и с радостью».

Это необходимо объяснить.

2. Порядок, в котором четыре царства порабощали еврейский народ, описывается в пророчестве Даниэля. А мудрецы объяснили нам, что истоки четырех царств заложены в самых основах творения мира. [Речь идет о мидраше (Берешит Раба гл. 2, 4 на стих Берешит 1:2: “Земля же была — смятение и хаос, и тьма над бездной, и дух Б-жий витает над водами”): «”смятение” – это Вавилон, “хаос” – это Мидия, “тьма” – это Греция, “над бездной” – это царство зла».] «Смятение, хаос, тьма и бездна», предшествующие «духу Б-жьему» во втором стихе описания сотворения мира – это четыре царства, предшествующие приходу Машиаха. «Смятение» – это Вавилон; «хаос» – это Мидия; «тьма» – это Греция, которая затмила очи Израиля своими постановлениями; «над бездной» – это Эдом. Четвертое царство, Эдом, – это нынешнее порабощение. А первые три царства порабощали евреев в прошлом. И если мы попытаемся найти источник сегодняшнего порабощения среди первых трех, то увидим, что он лежит именно в Греции. А вавилонское и персидское рабства закончились, и уже не влияют на нас.

Мудрецы (мидраш Берешит Раба, гл. 65) рассказали нам, что рабби Йоси бен Йоэзер и рабби Йоси бен Йоханан, которые жили во времена войны против греков, были первыми из мудрецов, которые поспорили о законе Торы. [А до этого во всех вопросах, связанных с законом Торы, мудрецы всегда приходили к единому мнению.] Получается, что из-за постановлений греческого правительства, которые были направлены на то, чтобы привести к забвению Торы (как сказано: «греки затмили очи Израиля»), в Санедрине, который заседал в Храме, возникли разногласия в вопросах закона. И с тех пор по каждому вопросу существует несколько мнений, и количество разногласий при изучении Торы увеличивается до сегодняшнего дня. Это и есть «затмение очей» и забвение Торы, которые возникли в результате постановлений, принятых греками.

Поверхностный взгляд на вещи наталкивает на вывод, что вред, нанесенный греками, остался и после избавления от греческого ига. Ведь споры и разногласия по поводу понимания законов Торы продолжаются по сей день! И только опираясь на слова мудрецов, можно получить верное представление об истинном значении событий.

3. Иногда отмена Торы необходима для ее сохранения, как написано (Шмот, 34:1): «…скрижали, которые (ашер) ты разбил». Мудрецы поясняют: «прекрасна доля (йашар) того, кто разбил». Разбиение скрижалей – это сохранение Торы посредством ее отрицания. Вместе с тем, мудрецы сказали, что если бы не разбились скрижали, Тора не забывалась бы в еврейском народе. Разбиение скрижалей – это причина забвения Торы. Из того, что было сказано, мы приходим к неожиданному выводу: Тора преумножается в результате забвения, и преумножается до такой степени, что за это забвение полагается хвала – «прекрасна доля».

И смотри, что еще сказали мудрецы (Тмура, 16а): «Триста законов забылись в период скорби по Моше, а Отниэлю бен Кназу удалось восстановить их с помощью логики [основанной на глубочайшем анализе той части Торы, которая не была забыта]». Слова Торы, которые были сказаны с целью восстановить триста забытых законов, – это преумножение Торы, которое может возникнуть только в результате ее забвения. Более того, любое разногласие, связанное с установлением закона Торы, может появиться только из-за забвения.

Тем не менее, сказали мудрецы (Эрувин, 13б [речь идет о том, что по многим вопросам мудрецы Торы расходятся во мнениях]): «Хотя эти считают чистым, а эти – нечистым; эти – запрещают, а эти – разрешают; эти считают виновным, а эти признают невиновным, и то, и другое – слова Живого Б-га».

Получается, что все разнообразие мнений и разногласия – это преумножение и украшение Торы.

4. Это обсуждение приводит нас к еще большему открытию. Раскрытие силы Устной Торы, которое происходит в результате разницы во мнениях, больше, чем раскрытие, вытекающее из всеобщего согласия. Ведь принцип «и то, и другое – слова Живого Б-га» означает, что даже мнение и метод, не принятые в качестве окончательного закона, являются частью Торы. Единственное условие – они должно соответствовать рамкам принятых понятий и методов Торы. Причина этого состоит в том, что единственный инструмент передачи Торы – это решения и постановления мудрецов. Поэтому, если соберется большинство мудрецов и решит, что отныне закон соответствует мнению, которое доселе отвергалось, то закон действительно изменится. Получается, что разногласие между мудрецами раскрывает нам силу Устной Торы в гораздо большей степени, чем единомыслие между ними. Спор во имя Торы – это не просто один из способов ее изучения. Это активное раскрытие новых для нас понятий Торы, аналога которым нет в простом ее изучении.

5. Мудрецы объяснили (Кидушин, 30б): «Даже учитель и ученик, отец и сын становятся ненавистниками [во время изучения Торы]. Но еще не успев разойтись, они полюбят друг друга».

На первый взгляд, эти слова мудрецов говорят нам о грандиозном потенциале любви, который заложен в словах Торы. Потенциал этот настолько велик, что гарантирует дружелюбные отношения между недавними ненавистниками. Следуя этому пониманию, можно прийти к выводу, что основная идея этого высказывания – в следующем: несмотря на ненависть, которая царила в момент спора, в конце концов проявляется любовь, и она превозмогает ненависть, а былые соперники становятся друзьями. Но ведь мы уже выяснили, что разногласия в вопросах Торы – это совершенно новый и самостоятельный способ раскрытия в Торе того, что доселе было неизвестно. Это должно привести нас к осознанию, что дружба, которая возникает в конце спора, появляется не вопреки разногласию, а благодаря ему! Любовь между изучающими Тору растет именно благодаря спорам и разногласиям. Это объясняется тем, что величайшая любовь возникает между людьми, которые совместно создают что-то новое. И когда двое дискутируют о вопросах закона, они вместе создают новое понятие в Торе – «борьба во имя Торы». [То есть, сама дискуссия, доводы, их отвержение и т. д. – все это раскрытие новых аспектов Торы.]

6. Вернемся к тому, что было сказано вначале. Мы уже поняли, что постоянные споры по поводу понимания Торы, которые начались во времена духовной темноты, вызванной постановлениями греков, и которые продолжаются по сей день – это не остаточное явление греческого изгнания. Наоборот, избавление, которое произошло в Хануку благодаря членам раввинского суда Хашмонаев, – это победа над мраком Греции, которая была одержана в момент, когда из самой тьмы был извлечен свет.

Преумножение и украшение Торы происходит в результате ее забвения. Это то самое искоренение Торы, которое приводит к ее сохранению.

Если падение Вавилона и Персии было излечением от рабства для народа Израиля, то падение Греции являлось также лекарством, которое появилось в результате самой болезни. Когда греческая империя делала все, чтобы полностью стереть Тору из нашей памяти, новые источники Торы открылись и забурлили из самого забвения. Этот источник – дискуссии, необходимые для восстановления всех деталей Торы из тьмы забвения.

Ханука – это последний праздник, учрежденный на все поколения. Из-за того, что даже в самой тьме забвения можно обнаружить искры света преумножения Торы, мы можем пройти столь длительную тьму римского изгнания, которая приведет нас к концу дней, и «тогда закончится с музыкой и с песней посвящение жертвенника».

Подготовил рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=22337