Законы кануна Шаббат Хазон и 9 Ава

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Яаков Фукс

6571

Перед Шаббатом

АМыть пол в честь Шаббата можно как обычно, только не наводить излишнего блеска, не натирать. То же относится и к мытью окон. На столы можно постелить стиранные скатерти. Ашкеназим не стелют чистые постельные принадлежности, за исключением случая, когда подготовили это белье заранее, до новомесячья Ава. Если ожидаются гости, есть мнение, разрешающее постелить им выстиранные постельные принадлежности.

Б. Если на каждый Шаббат покупают цветы, можно купить и на Шаббат Хазон («Авней Яшпе»).

ВСтрижка и бритье запрещены также и для сфарадим (чтобы не выглядело со стороны, будто человек входит в пост в праздничном виде).

ГМытье тела и головы в честь Шаббата (для ашкеназим). Перед Шаббат Хазон (недельная глава Дварим): «Мишна Брура» считает, что только лицо, руки и ноги – горячей водой, а остальное туловище – водой комнатной температуры (теплой настолько, чтобы это не было приятно), и только каждую часть тела по отдельности. По мнению рава Йосефа Шалома Эльяшива, это значит, что во время принятия душа одна из частей тела не должна находиться под водой. Мытье головы – тоже горячей водой, однако любое мытье – без мыла. Но уже постановлено, что если волосы жирные и очень грязные, а также в случае, если тело загрязнилось, можно мыться простым мылом (не шампунем с кондиционером). И в случае необходимости – даже горячей водой (по постановлению рава Исраэля Яакова Фишера), поскольку даже в сам день 9 Ава можно мыться, чтобы смыть грязь, ведь это делается не для удовольствия. Мытье головы горячей водой в случае, когда канун Шаббата Хазон приходится на 8-е Ава (как в этом году), изначально лучше закончить до полудня (12:45 – здесь и далее иерусалимское время; важно помнить, что алахическое время отличается в разных местах даже в Израиле, и его нужно предварительно уточнить), но если не успели, то можно и после полудня («Биур Алаха», 551:16).

Если человек привык каждый канун Шаббата окунаться в горячую микву, то и в канун этого Шаббата ему можно.

Д. Можно пробовать мясные блюда, готовящиеся на Шаббат. Ашкеназим – с условием, что выплюнет, для сфарадим выплевывать не обязательно, но желательно все-таки пробовать после полудня.

ЕСубботняя одежда. По обычаю Эрец Исраэль (и Виленского Гаона), одеваются как обычно (а не по Рамо – оставить на Шаббат смену будничной одежды). Одевают стираную одежду, даже если она не была приготовлена (мнение рава Хаима Пинхаса Шейнберга: «Трудно предположить, чтобы было запрещено одевать стираную одежду в честь Шаббата»). По мнению рава Моше Файнштейна, когда нет стираной одежды, можно надеть на Шаббат новую рубашку. Однако рав Нисим Карелиц устрожает в этом даже для мальчика, отмечающего бар мицву, и жениха. Следует одеваться непосредственно перед наступлением Шаббата.

Сефардам следует «подготовить» одежду для 9 Ава, поносив ее какое-то время (по мнению рава Овадьи Йосефа, это касается даже носков и белья).

Шаббат Хазон недельной главы Дварим – 9 Ава

Поведение в Шаббат

В Шаббат нет траура, но в любом случае, в синагоге оставляют будничный парохет(завеса Ковчега). Обычай – устрожать и не мыть руки теплой водой (Шулхан Арух, 554:19 и «Мишна Брура» там). Не выходят в Шаббат утром на прогулки, если только это не необходимо для здоровья, или чтобы идти в гости, или для успокоения детей, но не идти на детскую площадку, и, конечно, не разрешать детям затевать опасные игры.

Можно петь субботние песни и напевы во время трапез и во время молитвы, хотя есть места, где пели «Леха Доди» на мотив «Алей Цион Веарейа» (Франкфурт и др.), а есть те, кто противился этому («Трумат а-Дешен»), поскольку в Шаббат нет траура. Хазон Иш возражал против того, чтобы стих «Как я смогу в одиночку…» (Дварим, 1:12) читали с напевом свитка Эйха. И есть те, кто во время субботних трапез не поют не-субботние песни.

В честь жениха, который поднимается к Торе, поют как обычно, и на Кидуш подают кугель, как и на протяжении всего года. Говорят «Ав а-Рахамим» в Шахарит, но в Минху не произносят «Цидкатха…»

После полудня

Принято не изучать Тору кроме отдельных отрывков, связанных с разрушением Храма; Рамо предписывает не учить Пиркей Авот. Произнесение «Шнаим микра ве-эхад таргум», а также учебу с сыновьями следует перенести на более ранние часы. Впрочем, «Мишна Брура» от имени «Турей Заав» весьма сомневается, как можно отменить учебу в Шаббат, и завершает такими словами: «Тот, кто после полудня в Шаббат изучает Тору – даже помимо “тяжелых” тем, как Эйха, пророчества о разрушении и пр. – не утратил награды за это, даже если само 9 Ава выпадает на Шаббат. И я буду ему заступником!» Причина запрета на учебу в канун 9 Ава в том, что человек обдумывает изученное и на следующий день. В нашем случае получится, что он размышляет над Торой 9 Ава (Хатам Софер).

Подготовка к посту

В Шаббат нельзя говорить: «Поедим и попьем, чтобы легче было поститься», но можно есть и пить то, что этому способствует. По мнению рава Шмуэля Вознера и рава Моше Альберштама, можно накануне Шаббата развести в воде таблетки или капли типа «Кали Цом», а потом в Шаббат пить этот напиток.

Третью трапезу (если она же и разделительная – сеуда мафсекет) можно устраивать сколь угодно пышную, но есть ее надо в поддавленном, сокрушенном состоянии духа (Шулхан Арух, 552 и «Мишна Брура» там, п. 23), то есть не в компании друзей. Но тот, кто привычен к этому каждый Шаббат, может не изменять своему обычаю. Хасиды, а также молящиеся синагог, каждый Шаббат проводящие совместную трапезу, могут делать это и сейчас. Возможно, им следует сократить песни и танцы.

Произносят благословение зимун (хотя в будни в разделительную трапезу его не говорят). Тем, кто закончил трапезу раньше, разрешается продолжать есть и пить на общих основаниях и без «условия» (оговаривающего, что завершением трапезы они не принимают на себя пост).

Исход Шаббата

С заходом солнца (19:45), и хорошо бы на несколько минут раньше, нужно прекратить есть, пить и петь песни. С этого времени запрещены мытье и умащение (разрешенные в Шаббат), но еще не снимают кожаную обувь и субботнюю одежду.

В сумерки, от захода солнца до выхода звезд (20:21), есть сомнение, можно ли сидеть на обычном стуле; с другой стороны, нельзя сидеть на полу, поэтому предпочтительно не менять положения (Хазон Иш в это время лежал, но подчеркнул, что это не указание для других).

Начало поста

По окончании Шаббата (20:21) произносят «Барух а-мавдиль» и снимают кожаную обувь, сначала с правой ноги (так следует сделать, поскольку, снимая обувь, мы выполняем заповедь – «Адерет»). По мнению Хазон Иша и рава Йосефа Шалома Эльяшива, не стоит торопиться снимать субботнюю одежду, чтобы не казалось, что мы «убегаем» от Шаббата. На практике в синагоге немного задерживают Маарив, чтобы позволить всем успеть переобуться и переодеться. Можно приготовить и оставить обувь на 9 Ава в синагоге, и после «Барху» переобуться.

Женщины и девушки должны снять золотые и серебряные субботние украшения (если какое-либо украшение носят ежедневно, его можно не снимать). Если для снятия макияжа нужно умываться, этого не делают (конечно, из-за этого не нужно воздерживаться от нанесения макияжа в честь Шаббата).

Замечание: выход из Шаббата произойдет во время произнесения «Барух а-мавдиль» в Маариве, поэтому рав Шломо Залман Ойербах («Алихот Шломо», 14:7) считал, что женщинам стоит именно в этот вечер после выхода Шаббата помолиться Маарив.

Благословение на свечу

Когда видят свечу Авдалы, благословляют «Борэ меорей а-эш», в синагоге – во время Маарива, до чтения Эйха. По мнению «Мишны Бруры» предпочтительнее, чтобы отец сказал благословение в доме для всех домочадцев (и лучше, чтобы слушали сидя). Есть мнения законоучителей, что лучше взять для Авдалы две отдельные свечи, а не один факел с множеством фитилей. Благословение можно говорить на протяжении всей ночи. Ашкеназская женщина не благословляет сама для себя («Мишна Брура»).

Авдала для тех, кто вынужден есть 9 Ава

Роженица, беременная и кормящая мать, а также больной – все, кто должен есть в пост, делают Авдалу до еды, без стихов, которые говорятся до, и без бесамим(благовоний). Муж или отец может сделать Авдалу для них (и тогда она засчитывается ему самому). Если женщине некому сделать Авдалу, она может сделать ее сама, как обычно, над стаканом вина или виноградного сока, и сама выпить (рав Шломо Залман Ойербах), но не благословляет на свечу («Мишна Брура»). На что делают Авдалу: по мнению рава Ойербаха – на виноградный сок, по мнению рава Моше Файнштейна, нахамар шель медина – местный напиток. (Рав Йосеф Шалом Эльяшив говорил: даже натуральный апельсиновый сок, рав Овадья Йосеф считал, что пиво или другие хмельные напитки, кофе, но не соки). Поэтому для тех, кто вынужден есть в пост, (по мнению рава Овадьи) следует сказать благословение на вино или виноградный сок и дать выпить несовершеннолетнему; если же нет его рядом, пусть сказавший благословение выпьет сам, но только один большой глоток. Есть сомнение, следует ли на исходе Шаббата тем, кто не постится, делать трапезу Мелаве Малка.

Не делают Авдалу

1. Для детей, которые не постятся – по обычаю для них не делают Авдалу («Кеилот Яаков» и рав Йосеф Шалом Эльяшив). Рав Дискин и рав Вознер считали, что в любом случае дети могут сделать себе Авдалу сами.

2. Больной, который постится, но пьет воду, не должен для этого делать Авдалу («Шевет а-Леви», 8:129).

Складывание талита следует сделать после полудня в воскресенье (12:45), а такжемытье посуды, оставшейся с Шаббата, и приведение дома в порядок. Но если грязная посуда распространяет дурной запах, можно облегчить и промыть ее водой (надев перчатки) даже на исходе Шаббата.

Законы дня 9-го Ава

Три вида запретов

1. Пять истязаний: запреты на еду и питье, мытье, умащение, ношение кожаной обуви и интимную близость.

2. Элементы траура: запрет на изучение Торы, сидение на низком, не здороваются приветливо, не делают мелахот.

3. Преуменьшение удовольствий: неудобный сон, запрет курить и нюхать благовония.

А. Пять истязаний

Начало – время захода солнца 9 Ава, то есть в этом году 19:45. Стоит прибавить пять минут к указанному времени и начать раньше («Моадим ве-зманим», 7).

 Еда и питье

1. Больной, даже не опасно, но если поститься ему вредно, свободен от поста. И таков же закон относительно выздоравливающего: если пост повредит ему и вернет болезнь обратно, пусть не ест деликатесы, но обычную еду пусть ест и пьет. Если известно, что пост 9 Ава помешает ему потом, и он не сможет поститься в Йом Кипур, пусть не постится 9 Ава («Циц Элиэзер»). И также тот, кто почувствует тошноту, продолжительное головокружение, позывы ко рвоте, а также слабость, близкую к обмороку, – пустьнемедленно прекратит пост.

2. Беременные и кормящие, которым трудно поститься (чувствуют слабость больше обычного), – свободны от поста. [Примечание рава Игаля Полищука. Однако, поскольку по закону Талмуда и Шулхан Аруха беременные и кормящие обязаны поститься, следует еще до поста посоветоваться с компетентным раввином, когда и в каком состоянии можно прервать пост.] И закон тот же, если существует опасность, что пропадет молоко, а младенец в нем нуждается. В общем случае мнение рава Шломо Залмана Ойербаха, что если обычно у женщины пост проходит тяжело, то следует облегчать, а особенно в первые месяцы беременности, и точно следует облегчать, если есть опасность для зародыша, или если в прошлом уже был выкидыш. В этом году беременная, которая нехорошо себя почувствует, даже немного, не должна завершать пост, и может помолиться «Минха Гдола» (13:20) и «Анену» и поесть («Мишна Брура»). И таков же закон относительно роженицы («Торат а-Йоледет», 48:4).

3. Роженица в течение 3 дней после родов – точно не должна поститься. То же относится и к сроку 30 дней после родов; если чувствует себя плохо – не постится. А если она в течение недели после родов, чувствует себя хорошо, и врач разрешает – может поститься.

4. 9-го Ава, в отличие от Йом Кипура, нет шиурим еды и питья (определенного количества, которое можно принимать раз в определенное время). Исключение делается только для тех, кто вынужден находиться в очень жарких местах и совершать физически тяжелую работу, например, для солдат. Им разрешается есть и пить бе-шиурим (то есть каждые 9 минут 30 грамм твердой пищи или 40 мл жидкости). Если съел шиур и чувствует себя хорошо – продолжает поститься.

Если человек собирается есть хлеб, должен сделать нетилат ядаим как обычно и благословить после него «Биркат а-Мазон», добавив вставку «Нахем».

5. Если может поститься только несколько часов – пусть лучше начнет днем, чем ночью (ближе к самому разрушению Храма). Но в этом году (в отложенный пост) лучше поститься с ночи.

Больной, который вынужден есть в пост, все равно не накладывает тфилин до Минхи (Маарам Шик). По мнению рава Шломо Залмана Ойербаха, после полудня (12:45) пусть наложит тфилин до еды, а во время Минхи наложит их снова.

Мытье

Запрещено даже подставить палец под струю холодной воды, если это делается для удовольствия. После ночного сна омывают руки до места соединения пальцев с ладонью. После туалета, если это не перед молитвой, лучше притронуться к обуви (даже к специальной обуви для 9 Ава), чтобы разрешить по всем мнениям омыть руки («Мишна Брура»).

Загрязнились руки или тело – можно помыть даже с мылом и даже, в случае необходимости, теплой водой.

Глаза – утром можно влажными после нетилат ядаим пальцами провести по глазам. Если страдает от выделений из глаз, или если ресницы слиплись от плача по разрушению Храма, можно промыть глаза.

Младенцы – можно мыть как обычно, но предпочтительно не в ванной, или надев перчатки.

Для нужд здоровья – если есть раны, или если человек – истнис, который чувствует особый дискомфорт и не может успокоиться, – можно помыть лицо.

Мытье посуды или продуктов разрешено, но следует пользоваться прохладной водой.

Умащение и косметика

1. Запрещено намазать даже часть тела маслом, кремом или любым другим средством для ухода за кожей. Можно пользоваться мазью для ран или от солнечных ожогов, мазать лекарственным средством руки или губы, потрескавшиеся от сухости. Дезодорант-спрей разрешен.

2. Кольца, браслеты, сережки, которые носят ежедневно, не нужно снимать.

3. Красить губы, ресницы, лицо, ногти – запрещено.

Кожаная обувь

Любые туфли, сандалии, тапочки, сделанные из кожи животного, запрещены. Даже если из кожи сделана только верхняя часть обуви, а стелька – нет. Для сфарадим есть разрешающее мнение, в случае, если из кожи сделан только верхний ремешок, который держит обувь на ноге. Кожаные украшения на обуви разрешены (рав Исраэль Яаков Фишер).

Разрешено носить: обувь из ткани, дерева, резины, пластика. Обувь из кожзаменителя рав Эльяшив разрешил, а рав Ойербах, в случае, если заменитель очень похож на кожу, запретил из-за маръит айн (могут подумать, что человек в кожаной обуви).

Обувь из разрешенного материала, которую носят весь год, которая удобна и в которой не чувствуют землю, носить не стоит, если только нет врачебного предписания.

Б. Элементы траура

Запрет на изучение Торы

«Повеления Всевышнего прямые, радуют сердце» – поэтому запрещено учить Тору, даже про себя. Но разрешается учить тему разрушения Храма, книгу Иова, законы траура (дай Б-г, чтобы не понадобилось) и менуде – отдаленного от общины. И только простой смысл вещей, но рассуждать или выводить алаху запрещено. С детьми можно изучать тяжелые вещи, связанные с этим днем. И предпочтительно рассказывать им о разрушении, о причинах его и последствиях – вещи, которые проникнут в сердце и растрогают ребенка.

Чтение Теилим (речь идет о тех, кто постоянно и ежедневно читает Теилим)

Есть спор, разрешено ли («Мишна Брура»), или запрещено (рав Моше Файнштейн) читать Теилим. Рав Шмуэль Вознер постановил («Ми-Бейт а-Леви», стр 45), что не принято читать, даже для тех, кто имеет обыкновение читать каждый день. Но для облегчения положения больного или роженицы – разрешено, поскольку здесь это имеет вид просьбы.

Сидение на полу

Сфарадим сидят на высоте не более чем в 10 см от пола, ашкеназим – не более 30 см. Если есть ортопедические проблемы, или беременной женщине, разрешается сидеть на обычном стуле. В поездке – в автобусе или трамвае – если тяжело стоять, можно сесть.

Сидение на полу продолжается до полудня; если человек продолжает сидеть на полу после этого времени, ему делают замечание.

Не здороваются приветливо

Не спрашивают «Как дела?», не говорят «Доброе утро». А если кто-то другой спросил, как дела, отвечают сдержанно, с тяжелым сердцем. Можно сказать «Мазаль тов», «До свидания», «Бай», «Чао».

Совершение мелахот

Принято не делать никакой созидательной работы до полудня, кроме случая, когда человек работает по найму или у него общественная работа, нужная многим людям. Продавать продукты питания разрешается весь день.

В. Преуменьшение удовольствий

Неудобный сон

Спать нужно только с одной подушкой или вовсе без подушки. Есть такие, что на ночь вместо подушки кладут кирпич («И положил камень в головах» – на месте Храма), но если это тяжело – может не делать.

Курение

Не курят до полудня, а после полудня – только так, чтобы никто не видел.

Порядок молитвы

Говорят «Парашат а-Акеда», «Шма, Исраэль», который до Корбанот. Говорят все, что идет по порядку молитвы: «Парашат а-Тамид», «Эйзеу Мекоман», «Брайта де-раби Ишмаэль», «Мизмор ле-Тода» («Мишна Брура»), «Питум а-Кторет», который домолитвы, но не тот, что после нее. «Шир Шель Йом» не говорят утром, а восполняют ее в Минхе, как и «Питум а-Кторет».

Во время накладывания тфилин в Минхе не читают разделы (паршийоттфилин(Рамо).

«Анену» говорит молящийся в одиночестве, вставляя в благословение «Шомеа Тфила». Сфарадим – во всех молитвах, а ашкеназим – только в Минхе. Если забыл сказать «Анену» и уже закончил произносить благословение «Шомеа Тфила» не должен возвращаться и начинать сначала, а если вспомнил – пусть скажет в «Элокай, Нцор Лешони». Тот, кто не постится, должен так же, как и все, вставить в Минху «Нахем», и заканчивает «Менахем Цион у-Воне Йерушалаим», а многие общины сфарадим вставляют это во всех молитвах. Тот, кто забыл сказать «Нахем», не восполняет его в «Шомеа Тфила», а только в «Рце» перед «Ветехезейну», и не заканчивает благословение «Барух Менахем Цион», а заканчивает «Ветехезейну» и т. д. Если вспомнил после этого, вставляет «Нахем» в «Элокай, Нцор Лешони», но уже без заключительной части (без хатимы).

Выход из поста

Пост завершается в 20:10, выход звезд – в 20:21. Есть те, кто первым делом делают полный нетилат ядаим, потом делают Авдалу над стаканом (вина, сока), благословляя только на «плод виноградной лозы», без вступительных стихов. Не благословляют на благовония ни после Шаббата, ни теперь, и делающий Авдалу выпивает стакан сам.

В этом году всем общинам разрешается сразу после конца поста: стрижка, стирка, мытье, надевание выстиранной и даже новой одежды (на которую благословляют «Шеехеяну»), слушание музыки. Только мясная пища и вино запрещены вечером из-за дневного траура, а утром – разрешены («Мишна Брура»).

«Кидуш левана» делают, после того, как немного поели, надев перед этим обычную обувь, и можно танцевать и петь.

День 15 Ава

«Не было у евреев дней более радостных, чем 15 Ава…» (Таанит 30а), так как в этот день:

А. Прекратились смерти поколения пустыни.

Б. Были разрешены браки между представителями разных колен Израиля.

В. Ежегодно завершалась заготовка дров для Храма, и ее участники возвращались к изучению Торы (рабейну Хананэль).

В этот день не говорят «Таханун» и «Видуй». Не постятся, даже жених в день перед свадьбой или скорбящий в годовщину смерти (родителей). Ашкеназы говорят «Ламнацеах» и «Кель Эрех Апаим» в Шахарит, а сефарды – нет.

Шаббат «Нахаму»

Следует почтить этот Шаббат яствами более других Шаббатов. Так мы показываем, что не хотим оставаться в трауре и стремимся к утешению Циона в Иерусалиме («Йосеф Омец», 894).

Начиная с 15 Ава нужно прибавить изучение Торы в темное время суток, так как дни становятся короче, ночи – длиннее. Изучающий Тору ночью и исполняющий этим сказанное «Благословите Г-спода, рабы Его, пребывающие в Его доме по ночам» (Теилим, 134) приобретает заслугу для себя и для всего мира.

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=17000