Законы 9 Ава

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

4797

Канун девятого Ава

Разделы Письменной и Устной Торы, которые разрешено изучать в канун девятого Ава и в сам день поста

Поскольку занятия Торой приносят радость, со второй половины дня восьмого Ава и до выхода звезд на исходе девятого Ава запрещено изучать Тору. Этот запрет не распространяется на те места Письменной и Устной Торы, которые повествуют о бедах, обрушившихся на наш народ, и пробуждают к раскаянию и исправлению грехов, из-за которых были разрушены наши святыни. Разрешено учить книгу Йова, некоторые главы из книги пророка Ирмияу, Мегилат Эйха, Мидраш Эйха, главу «Элу мегалхин» из трактата Моэд Катан Вавилонского Талмуда, истории, повествующие о разрушении Храма из главы «а-Низакин» трактата Гитин (начиная с 55-ого листа и далее), книги по еврейской этики и нравственности, изучать законы траура и законы девятого Ава. Разрешено читать книгу Йосефа Флавия «Иудейская война» («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 554:1-2; «Мишна Брура», там же, 2-4).

В канун девятого Ава не устраивают прогулки (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 553).

 

Молитва Минха и разделительная трапеза

Молитва Минха кануна девятого Ава не отличается от обычной молитвы, за исключением того, что во время нее не произносят Таханун («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 552:12).

В те годы, когда канун поста девятого Ава не приходится на субботу, на исходе дня восьмого Ава принято устраивать разделительную трапезу, которая устанавливает границу между временем, когда разрешено есть и пить, и постом. Принято устраивать обычную трапезу за некоторое время до молитвы Минха, а после Минхи, ближе к заходу солнца, делают разделительную трапезу (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же, 9).

Разделительную трапезу проводят, сидя на уровне не выше тридцати сантиметров от пола. Во время разделительной трапезы не едят рыбу дорогих сортов. Желательно воздержаться от солений, приправ, спиртных напитков, деликатесов, десерта. Едят не больше одного вида сваренного блюда. Продукт, который можно есть сырым, если его сварили, считается вареным блюдом. Несколько продуктов, которые обычно варят вместе как одно блюдо, считаются одним видом вареной еды. В отношении количества видов выпечки ограничений нет. Распространенный обычай таков: во время разделительной трапезы есть только хлеб и вареное яйцо, которые обмакивают в пепел, и пьют обычную воду. Перед разделительной трапезой говорят: «Это трапеза девятого Ава». Завершить разделительную трапезу необходимо за некоторое время до захода солнца. Приучать детей к разделительной трапезе начинают за два-три года до бар/бат-мицвы («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, там же, 1-8; «Мишна Брура», там же, 1-19).

Разделительную трапезу обязаны устроить и те, кто не постится («Ор ле-Цион», 3:28, 1; «Алихот Шломо», 15:2).

 

Законы девятого Ава

Те, кто не обязан поститься девятого Ава

Больные и физически ослабленные люди, престарелые (если их статус подобен больным), роженицы в течение тридцати дней после родов, дети, – то есть все те, кому пост противопоказан, освобождены от поста. Если тот, кто не обязан, хочет поститься, он обязан проконсультироваться с раввином, так как обычно освобождение от поста вызвано таким состоянием организма, при котором человеку запрещено поститься. Тем, кому разрешено есть и пить, могут это делать как обычно и не обязаны принимать пищу и утолять жажду малыми дозами («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 554:7; «Торат а-Йоледет», 48, примечание 9 от имени Хазон Иша; «Шевет а-Леви», 4:56).

Начиная с девяти лет принято приучать детей к нескольким часам поста. То есть принято переносить трапезы на более позднее время. Мальчики до тринадцати лет (бар-мицвы) и девочки до двенадцати лет (бат-мицвы), полные сутки не постятся («Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 616:2).

Тем, кому разрешено не поститься, должен ограничиться простыми продуктами. Детей также не следует угощать сладостями девятого Ава («Мишна Брура», 550:5).

Было бы правильным, чтобы тот, кому по состоянию здоровья необходимо есть девятого Ава, предпочел продукты, которые не требуют омовения рук, поскольку мытье в этот день запрещено («Шаарим Мецуим бе-Алаха», 124). Если все же он ест хлеб, то следует омыть кисти рук полностью, как это делают обычно («Алихот Шломо», 16:5). В Биркат а-Мазоне – благословлении после еды с хлебом — в месте, где просят о восстановлении Иерусалима, взрослые люди делают вставку «Нахем» (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 557; «Мишна Брура», там же, 5; «Оцар а-Брит», 1:5 от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Тому, кому необходимо пить, но можно обойтись без еды, разрешено пить и запрещено есть. И так же – наоборот. Пока нет необходимости в еде или питье, человек обязан поститься. С того момента, когда больной почувствовал себя хорошо и голодание больше не может ему повредить, он должен прекратить есть и пить.

Начало поста и запрет носить кожаную обувь

Пост начинается с захода солнца и завершается после выхода звезд на исходе девятого Ава. В течение всего этого времени запрещено носить кожаную обувь («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 554:1). Пользуются либо резиновой, либо матерчатой обувью («Шулхан Арух», там же, 16; «Мишна Брура», там же, 30). После прикосновения к обуви, из какого материала она ни была бы изготовлена, должны сделать омовение рук, не благословляя на него («Ашрей а-Иш», 71:8). В случае, если обувь новая, которой еще ни разу не пользовались, нет обязанности делать омовение рук. Тот, кто одевает резиновую или матерчатую обувь, утром, как обычно, произносит «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, который создал для меня все необходимое» («Мишна Брура», там же, 31). Детям старше четырех лет в этот день не одевают кожаную обувь («Ашрей а-Иш», 71:14).

Запрет сидеть на уровне выше тридцати сантиметров от пола

С захода солнца на исходе восьмого Ава и до полудня девятого Ава запрещено сидетьна чем-либо, что выше тридцати сантиметров от уровня пола. Согласно каббале, перед тем, как сесть на землю или на пол, следует предварительно под себя что-либо подстелить или подложить («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 559:3; «Мишна Брура», там же, 11). В автобусе по букве закона разрешено сидеть («Ашрей а-Иш», 71:17).

 

Вечерняя молитва девятого Ава

Перед Мааривом с ковчега, в котором хранится свиток Торы, снимают парохет – занавесь и уменьшают освещение в синагоге (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 559:2). После завершения молитвы Шмоне Эсре произносят Кадиш и читают свиток Эйха. Если свиток написан на пергаменте по всем правилам, принято произносить благословение «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, который освятил нас заповедями и обязал читать свиток». Предпоследнюю фразу Свитка Эйха принято произносить всем вместе (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», там же, 1). После слушания Свитка, вся община читает четыре «Плача» из сборника Кинот («Плачей по разрушенным святыням»). В годы, когда девятое Ава начинается сразу после субботы, ашкеназские евреи к обычным четырем прибавляют особый «Плач» для исхода субботы. Затем произносят Ве-Ата Кадош, Кадиш, Алейну и завершают вечернюю молитву, как обычно, произнеся Барху («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, там же, 2, 3; «Мишна Брура», там же, 4-15).

 

Сон

Некоторые уменьшают удовольствие от сна, изменяя привычный порядок, например, спят без подушки («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 555:2; «Мишна Брура», там же, 7).

 

Супружеские отношения в случае, когда девятое Ава выпадает на будние дни

Девятого Ава запрещены интимные отношения. Супругам запрещено проявлять знаки внимания интимного характера, такие, как поцелуи и объятия. Ночь на девятое Ава они не проводят на общем ложе или сдвинув кровати. Если время окунания в миквуприходится в ночь на девятое Ава – и оно не выпадает на субботу – окунание переносится на ночь после поста («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 555:18; «Мишна Брура», там же, 37).

 

Умывание

Девятого Ава запрещено умываться. При омовении рук утром и после туалета воду следует лить только на фаланги пальцев. Коэн, благословляющий народ в Минху, а также те, кто есть хлеб, омывают кисти рук полностью, как обычно. Тот, кто испытывает страдания, если не умоется, может влажными после омовения руками протереть глаза и лицо, а если этого недостаточно, то помыть лицо и глаза, как обычно («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 554:7- 14; «Мишна Брура», там же, 17-26 и 613:7; «Ашрей а-Иш», 71:8).

 

Чистка зубов и косметика

Девятого Ава не чистят зубы. Тот, кто испытывает страдание, если не почистит зубы, может сполоснуть рот или даже почистить зубы обычным способом, строго следя за тем, чтобы при этом не выпить ни капли воды («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 567:3; «Мишна Брура», там же, 11). Разрешено прополоскать рот специальной жидкостью, так как она не пригодна для питья («Ашрей а-Иш», 67:8; «Минхат Ицхак», 4:109).

Разрешено пользоваться дезодорантом, а духами, кремами и косметикой – запрещено («Алихот Шломо», 14, примечание 56).

 

Утренняя молитва девятого Ава

Ашкеназские евреи ни в вечерней, ни в утренней молитвах не произносят вставки Нахем и Анену, а в Минху произносят обе. Сефарды делают обе вставки во всех трех молитвах девятого Ава («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 557:1; примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 565:3). Вставку Нахем произносят в благословении об Иерусалиме. Если не сказали там, то ее вставляют в благословение о возвращении храмового служения, без ее окончания с упоминанием имени Всевышнего. Если забыли сделать вставку и там, ее произносят в конце молитвы, где просят, чтобы Творец хранил уста от злых речений. В случае если не сделали вставку и там, то ее невозможно восполнить, но и не молятся заново из-за того, что ее пропустили («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 557:1; примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 565:3; «Мишна Брура», там же, 2).

В утреннюю молитву Шахарит не накладывают тфилин и не облачаются в талитгадоль, включая хазана («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 555:1; «Мишна Брура», там же, 4). В определенных местах при чтении Шма принято целовать кисти цицит талит гадоль. В это утро талит гадоль не надевают, а кисти талит катан целовать не принято. Хазаном на утреннюю молитву Шахарит может быть только тот, кто постится. Хазан во время повторения Амиды произносит благословление общественных постов – Анену – между благословлениями Гоаль Исраэль и Рафаэну. В утренней молитве девятого Ава коэны не благословляют общину, хазан также не читает «Благословение коэнов». После завершения молитвы Амида хазан произносит Кадиш. Затем устраивают общественное чтение Торы. Девятого Ава, в отличие от других общественных постов, читают отрывок из главы Ваэтханан (Дварим, 4:25-40). После этого на мотив Мегилат Эйха в качестве афтары читают фрагмент из книги пророка Ирмияу (8:13-9:23), затем читают Кинот, произносят псалом Ашрей, а затем У-Ва Ле-Цион, опуская фразу «Ве-Ани Зот Брити», хазан произносит Кадиш, говорят Алейну. После этого читают Мегилат Эйха, не благословляя на него. Девятого Ава в утренней молитве не произносят Песнопение дня, которое левиты исполняли в Храме, не читают Питум а-Кторет – отрывок о храмовых воскурениях, не молятся Авину Малкену, не говорят Таханун («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 559:4-5; «Мишна Брура», там же, 17-23).

Авель – тот, кто пребывает в трауре по близким родственникам, может утром прийти в синагогу, чтобы послушать чтение свитка Эйха, прочитать вместе с общиной Кинот. Его разрешено вызвать к Торе. В случае если миновало три дня с начала шивы – семи дней траура, скорбящему разрешено прийти в синагогу также вечером девятого Ава («Шулхан Арух», там же, 6; «Мишна Брура», там же, 24).

Церемонию обрезания – брит мила, которая выпала на девятое Ава, проводят после чтения Кинот. Виноградный сок, над которым произносили благословления младенцу, дают выпить мальчику, который уже понимает смысл благословений, но еще не настолько сознателен, чтобы скорбеть о разрушении Храма (примерно 6-9 лет). Праздничную трапезу, посвященную этому событию, устраивают уже после выхода поста.

 

Дневная молитва девятого Ава

После полудня на ковчег, в котором хранится свиток Торы, возвращают парохет. С полудня уже разрешено сидеть как обычно. В Минху накладывают тфилин и облачаются в талит гадоль. Когда произносят благословление на талит гадоль, следует иметь в виду, что оно обращено также и к исполнению заповеди о цицит на талит катан, на который не благословили утром. В Минху восполняют «Песнопение дня», затем произносят Ашрей, а после этого – У-Ва Ле-Цион, опуская фразу «Ве-Ани Зот Брити» («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 555:1).

Затем читают Тору. Как обычно в день поста, читают отрывок из главы Ки Тиса (Шмот, 32:11-14 и 34:1-10). Фразу «Шув ме-Харон» и ту, в которой упомянуты качества милосердия Творца, произносят все вместе. После чтения Торы ашкеназы читаютафтару – фрагмент из книги пророка Йешаяу (55:6-56:8) («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 566:1).

После этого община молится Амиду, в которой, как упоминалось выше, каждый молящийся в благословении об Иерусалиме делает вставку Нахем, а в благословлении Шомеа Тфила тот, кто постится – вставку Анену. Тот, кто постился до Минхи, произносит Анену, даже если заранее знает, что после Минхи ему придется есть и пить. Хазан во время повторения молитвы Амида, как и все, в благословении об Иерусалиме делает вставку Нахем, а Анену произносит между благословлениями Гоэль Исраэль и Рафаэну. В Минху девятого Ава произносят Сим Шалом вместо Шалом Рав, как бывает каждый раз, когда в Минху читают Тору. Девятого Ава не произносят Авину Малкену и Таханун («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 557; «Мишна Брура», там же, 2-3).

В случае, если Минху молятся близко к заходу солнца, коэны благословляют общину так же, как они обычно делают это в Шахарит («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 129:1; «Мишна Брура» там же, 5, 7; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 566:8). Тот коэн, который не постился, не участвует в благословлении коэнов. По мнению Хазон Иша («Орах Хаим», 20) благословление коэнов устраивают в Минху постов в любом случае. Коэн, который не постится, выходит благословлять общину исключительно в случае, если других коэнов в синагоге нет, либо кроме него есть только один коэн («Каф а-Хаим», 129:5; «Моадей Кодеш», «Йом Кипур», 1, примечание 211 от имени рава Ш. З. Ойербаха). Хазан произносит Кадиш, читают Алейну Лешабеах. В Минху поста девятого Ава принято давать пожертвования неимущим («Мишна Брура», там же, 12).

 

Чтение Теилим

Те, кто обычно читают Теилим, девятого Ава должны сделать это непосредственно перед молитвой Минха («Алихот Шломо», «Тфила», примечание 27; «Диврей Софрим», «Авелут», страница 3 от имени Хазон Иша).

 

Приветствия

Девятого Ава не произносят приветствий, в которые входит слово шалом («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 554:20) Не желают «доброго утра» («Мишна Брура», там же, 41). Не интересуются делами («как дела?»), не спрашивают о самочувствии («как ты себя чувствуешь?») («Алихот Шломо», 14:30). Было бы правильно объяснить несведущим в законах людям, почему в этот день не принято здороваться («Мишна Брура», там же, 42). Пожелать мазаль тов разрешено («Алихот Шломо», 15:30), даже с рукопожатием (рав Й. Ш. Эльяшив, «Иса Йосеф», 1:117). Без особой надобности девятого Ава не дарят подарки («Мишна Брура», там же, 41).

 

Работа, мытье посуды

Принято не заниматься никакими делами, включая работы по дому, по крайней мере, до полудня девятого Ава, а если есть возможность, то в течение всего поста. Если есть вероятность появления неприятного запаха или пришествия насекомых, разрешено помыть посуду и вынести мусор («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 554:22-24; «Мишна Брура», там же, 43; «Макор Хаим», 554).

 

Приготовление пищи

До полудня девятого Ава не занимаются приготовлением еды. Когда готовят еду после полудня, следует воздерживаться от пользования горячей водой («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 559:10).

                                                                                                             

Курение

Девятого Ава запрещено курить. Тот, кому очень трудно воздержаться от курения, может покурить после полудня в укромном месте («Мишна Брура», 555:8; «Алихот Шломо», 14:21).

 

Благовония

Девятого Ава не следует наслаждаться запахом благовоний и нюхательного табака («Мишна Брура», 556:1; «Ашрей а-Иш», 71:35).

 

Прогулки

Девятого Ава не устраивают прогулки («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 554:21).

 

Завершение поста и «Благословение луны»

После окончания поста следует сделать омовение рук, как обычно в будние дни. После вечерней молитвы устраивают «Благословение луны», но перед этим желательно переобуться и немного перекусить («Мишна Брура», 426:11; «Ишей Исраэль», 40, примечание 51 от имени рава Х. Каневского).

 

Законы поста девятого Ава, когда он начинается сразу после субботы

Многие запреты, принятые в эти дни, согласно сефардской традиции, как упоминалось выше, вступают в силу только с начала той недели, на которую выпадает девятое Ава. В годы, когда девятое Ава приходится на субботу, пост девятого Ава переносится на следующий день. Согласно сефардской традиции в неделю, предшествующую этой субботе, нет каких-либо ограничений, связанных со стиркой и глажением одежды, с надеванием свежевыстиранной одежды, мытьем и стрижкой («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 551:4). В такие годы траур по Храму в неделю, предшествующую этой субботе, у сефардов выражается только в отказе от мяса и вина. Согласно авторитетным мнениям было бы правильно, чтобы представители сефардских общин воздержались от стрижки и бритья («Бен Иш Хай», Дварим, 11; «Ор ле-Цион», 3:27).

В годы, когда девятое Ава приходится на субботу и пост переносится на следующий день, согласно ашкеназской традиции неделей, на которую пришлось девятое Ава, считается неделя, которая предшествует этой субботе. Поэтому если обрезание происходит в эту неделю, даже людям, имеющим к обрезанию самое прямое отношение, запрещено стричься и бриться, если они принадлежат к ашкеназской общине. Юноше-ашкеназу, бар-мицва которого выпадает на эту неделю, запрещено стричься, даже согласно тем мнениям, которые разрешают ему стричься после семнадцатого Тамуза. На трапезе, посвященной брит миле, бар-мицвепидьон а-бен,сиюму трактата, которую устраивают в эту неделю, мясо и вино разрешены только тем, кто непосредственно причастен к данной заповеди, и еще десяти приглашенным. Остальные гости, участвующие в трапезе, не едят мяса и не пьют вина.

В годы, когда девятое Ава выпадает на субботу и пост переносится на следующий день, женщина, время окунания в микве которой приходится на ночь девятого Ава, окунается вовремя и супружеские отношения в данном случае разрешены («Мишна Брура», 554:40). Ашкеназским евреям девятого Ава интимные отношения запрещены, даже если оно выпадает на субботу и пост переносится на следующий день, за исключением тез случаев, когда окунание в микве приходится на субботу девятого Ава. Для представителей сефардских общин в субботу нет запрета на супружеские отношения, связанного с трауром по Храму («Шулхан Арух» и примечания Рамо, «Орах Хаим», 554:19).

В годы, когда девятое Ава выпадает на субботу и пост переносится на следующий день, а также когда девятое Ава начинается сразу после субботы, согласно некоторым мнениям после полудня разрешено изучать только те разделы Торы, которые разрешено изучать девятого Ава. Даже Пиркей Авот, который принято изучать в летние субботы года, в эту субботу не изучают. На практике принято поступать в соответствии с точкой зрения тех поским (законоучителей), которые считают, что в данной ситуации разрешено изучать любые разделы Торы, поскольку Шаббат – не время для скорби («Бен Иш Хай», Дварим, 18; «Мишна Брура», 553:9-10).

В годы, когда пост девятого Ава начинается сразу после субботы, в Минхе предшествующей ему субботы не читают Цидкатха Цедек, а если девятое Ава пришлось на субботу, то в Шахарите не произносят Ав а-Рахамим («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 512:12; «Мишна Брура», там же, 30).

В годы, когда канун поста девятого Ава приходится на субботу, не устраивают разделительную трапезу. Принято молиться Минху несколько раньше, чем это делают в обычные субботы, для того, чтобы не торопясь провести третью субботнюю трапезу и успеть завершить ее за некоторое время до захода солнца. Во время этой трапезы разрешено подавать к столу любые яства, петь субботние песни, устраивать Зимун, вообще, нет никаких ограничений, связанных с трауром по Храму, однако, во время трапезы не веселятся («Шулхан Арух» с примечаниями Рамо, «Орах Хаим», 552:10; «Мишна Брура», там же, 23, 24).

В годы, когда девятое Ава следует сразу после субботы, принято в субботу после полудня не устраивать прогулки, а когда девятое Ава приходится на субботу, не устраивают прогулки в течение всей субботы («Шаарей Тшува», «Орах Хаим», 553:5).

Те, кто хочет в субботу принять специальные средства, предназначенные для того, чтобы более легко перенести пост, могут это сделать, но желательно до субботы перемешать их с едой или растворить в каком-нибудь напитке («Ковец ми-Бейт а-Леви», 13, стр. 52, от имени рава Ш. Вознера; «Ковец Мивакшей Тора», 47, от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

В субботу запрещена подготовка к будням. Поэтому если на вечернюю молитву девятого Ава идут в синагогу еще до выхода звезд, запрещено брать с собой сборник Кинот, Мегилат Эйха, матерчатую или резиновую обувь, низкий стульчик. Сменить субботнюю одежду на будничную, а кожаную обувь на матерчатую или резиновую разрешено только после выхода звезд. Перед этим необходимо сказать, не упоминая имени Всевышнего: «Благословен Отделяющий святое от будничного». Те, кто в расчетах времени следуют мнению Рабейну Тама, также должны в момент выхода звезд, указанный в календарях, сказать «Благословен Отделяющий святое от будничного», переодеться, сменить обувь, но вместе с этим продолжать придерживаться всех законов субботы, пока не наступит время выхода звезд согласно мнению Рабейну Тама. Поэтому еще до наступления субботы они должны вынуть из карманов будничной одежды мукце– предметы, которые запрещено переносить в субботу (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 553:2; «Мишна Брура», там же, 6, 7; «Алихот Шломо», 15:12).

В годы, когда пост начинается сразу после субботы и члены общины начинают готовиться к посту только после выхода звезд, вечернюю молитву принято начинать несколько позже, чем обычно. Габай (ответственный по синагоге) после того, как сказал: «Благословен Отделяющий святое от будничного», снимает парохет с ковчега, в котором хранится свиток Торы, убирает субботние скатерти и уменьшает освещение в синагоге. В начале Маарива говорят тихо и со скорбью в голосе: «Ве-У Рахум…». Хазан произносит Барху. После завершения Амиды хазан произносит Кадиш, а затем он зажигает огонь и произносят «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Создающий свечения огня», имея ввиду, что он произносит это благословение для всех присутствующих. Данное благословение каждый может сказать сам и не обязан прислушиваться к благословению хазана. Тот, кто не произнес благословение на пламя в синагоге, может сделать это, придя домой. Женщины, которые не были в синагоге, зажигают сами дома свечу и благословляют на ее пламя. Если в течение этой ночи им не удалось благословить на пламя свечи, потом этого делать уже не нужно («Каф а-Хаим», 556:3; «Мишна Брура», 556:1-2; «Шевет а-Леви», 7:77; «Алихот Шломо», 15:20-22).

После этого все садятся на низкие стульчики и внимательно слушают чтение Мегилат Эйха. Если свиток написан на пергаменте по всем правилам, произносят благословение «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, который освятил нас заповедями и обязал читать свиток». В таком случае община должна внимательно прослушать благословение на свиток, думая о том, что оно произносится для всех, и ответить после него «Амен». Предпоследнюю фразу свитка принято произносить всем вместе. После слушания свитка вся община читает четыре «Плача» из сборника Кинот. В годы, когда девятое Ава начинается сразу после субботы, ашкеназские евреи к обычным четырем прибавляют особый «Плач» для исхода субботы. Затем сразу читают Ве-Ата Кадош, пропуская отрывок Ваэи Ноам и фразу «Ве-Ани Зот Брити», хазан произносит Кадиш, община читает Алейну и завершают вечернюю молитву, как обычно, произнеся Барху («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 559:2).

Тот, кто перед Мааривом не произнес «Благословен Отделяющий святое от будничного» и в сам Маарив исхода субботы забыл вставку об отделении святого от будничного, должен сразу, как только вспомнит, произнести: «Благословен Отделяющий святое от будничного».

В этот вечер не принято желать друг другу «доброй недели» («Каф а-Хаим», 554:90; «Мишна Брура», 554:41).

Те, кто обычно зажигают свечи на исходе субботы, в этот вечер этого не делают. После выхода субботы, в случае необходимости, разрешено немного прибрать в доме и подмести. Однако основательную уборку с мытьем полов, мытье посуды, скопившейся за субботу, по возможности следует перенести на после поста («Ор ле-Цион», 3:29, 14).

В обычные годы беременные и кормящие женщины, которые в состоянии поститься, обязаны поститься, но в годы, когда девятое Ава выпадает на субботу и пост переносится на следующий день, они не должны поститься. Если беременная или кормящая женщина чувствует себя хорошо, было бы правильно, чтобы она постилась до утра («Торат а-Йоледет», 48:4 от имени рава Й. Ш. Эльяшива; «Алихот Шломо», 16:5).

В годы, когда девятое Ава выпадает на субботу и пост переносится на следующий день, даже не очень больные люди не обязаны поститься («Биур Алаха», 559). Если в такой год обрезание пришлось на день поста, родителям младенца, которому делают обрезание, а также сандаку и моэлю, разрешено есть сразу после церемонии обрезания, устраиваемой сразу после Минхи. Мыть все тело горячей водой им разрешено сразу после Минхи перед церемонией обрезания («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 559:9; «Мишна Брура», там же, 36, 37; «Ашрей а-Иш», 67:32).

Те, кому запрещено поститься, должны перед принятием пищи совершить Авдалу – церемонию по отделению субботы от будней. Авдалу начинают с благословления на вино, а предшествующий ему текст радостного содержания не произносят («Диврей Малкиэль», 6:9). Виноградный сок, на который произносят Авдалу, дают выпить ребенку в возрасте от шести до девяти лет, а если нет ребенка такого возраста, то ребенку до тринадцати лет. Если и такого ребенка нет, то проводящий Авдалу выпивает вино сам. Некоторые в данной ситуации делают Авдалу не на вино или виноградный сок, а на распространенный в этом месте напиток. В Авдале, которую делают в годы, когда девятое Ава выпадает на субботу или начинается сразу после субботы, не используют благовония. Несмотря на то, что дети девятого Ава не постятся, не принято специально для них устраивать Авдалу («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 556:1; «Шевет а-Леви», 7:77; «Алихот Шломо», 16:13; «Ковец Тшувот», 1:57).

Все те, кто постились, делают Авдалу после завершения поста: благословляют на вино (или сок) и произносят благословение об отделении святого от будничного. Проводящий Авдалу выпивает вино сам. Во время Авдалы, которую проводят по завершении поста, свечой и благовониями не пользуются («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 556:1; «Мишна Брура», там же, 3, 4).

Женщина, которой тяжело поститься до прихода мужа из синагоги, может сразу после выхода звезд самостоятельно провести Авдалу и начать есть и пить.

В обычные годы период скорби по разрушенным святыням частично продолжается и десятого Ава. Но когда девятое Ава приходится на субботу, и пост, соответственно, переносится на десятое Ава, для представителей сефардских общин с выходом поста завершаются абсолютно все законы траура по разрушенным святыням («Каф а-Хаим», 551:31; «Ор ле-Цион», 3:29, 26). Ашкеназам разрешено сразу после выхода поста стричься, бриться, купаться, стирать, однако слушать музыку, есть мясо и пить вино (кроме того, на которое произносят Авдалу после завершения поста) в ночь после поста запрещено (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 558; «Мишна Брура», там же, 2, 4).

 

Десятое Ава

Период скорби по разрушенным святыням частично продолжается и десятого Ава. В первую половину этого дня принято не купаться, не стричься, не бриться и не стирать. В отношении запрета есть мясо и пить вино, существуют различия между обычаями ашкеназских и сефардских евреев. У ашкеназских евреев принято не есть мяса и не пить вина до полудня, а у сефардов – в течение всего этого дня («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 558; «Мишна Брура», там же, 3). Десятого Ава все еще не благословляют Шеехеяну.

Если десятое Ава приходится на канун субботы, может не хватить времени для подготовки к Шаббату, если начать стрижку, бритье, купание и стирку после полудня. В таких случаях разрешено это сделать в первую половину дня, а при необходимости – даже сразу после окончания поста («Шмират Шаббат ке-Илхата», старое издание, 42:5 от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Да будет угодно Всевышнему, чтобы поскорее был построен Храм, и дни скорби сменились радостными и веселыми праздниками!


http://www.beerot.ru/?p=27535