Как обрести и передать Тору?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1975
передать Тору
Праздник Шавуот называется зман матан Торатейну — временем дарования нашей Торы. Каждый год наш народ заново переживает этот величайший момент в истории. Однако сам факт обретения Торы — это лишь отправная точка. На каждом из нас лежит великая обязанность — передать ее нашим потомкам. Именно об этом особенно важно вспомнить перед праздником Шавуот.

Сказано в Торе (Дварим, 31:21): «Когда же постигнут их многие беды и несчастья, тогда отзовется эта песня свидетельством. Не забудется она в устах его потомства». Комментирует Раши: «Это обещание Израилю, что Тора никогда не забудется их потомками полностью». Иными словами, согласно Раши, Тора забудется, но не до конца. Обещание Всевышнего о том, что Тора не забудется нашим народом было причиной великих чудес, происходивших с нами на протяжении веков. Это — главная причина того, что наш народ сохранился, несмотря на все испытания. Более того, важно отметить, что Тора не забудется «в устах», то есть она не станет просто книгой на полке, музейным экспонатом. Наш народ будет продолжать жить Торой.

Тем не менее, нельзя не отметить важную оговорку, которую делает Раши: Тора не забудется полностью. Комментарий «Сифтей Хахамим» пишет в связи с этим следующее. Сердца людей мельчают. Причем именно сердца, а не умы. Поэтому и написано, что Тора не забудется полностью, а не сохранится такой, какой она была получена Моше на горе Синай. И здесь мы подходим к вопросам, которые касаются каждого из нас: станем ли мы и наши потомки еще одним звеном в цепочке передачи Торы? Будет ли Тора передана через нас? И более того, согласно Раши, есть еще один вопрос: насколько цельно исполнится пророчество Торы? То есть, будет ли она передана полностью или часть ее мы потеряем?

На первый взгляд, все эти вопросы следует задавать среди учеников великих ешив, людей, которые полностью посвятили себя изучению Торы. Однако такой ход мысли является большой ошибкой. Тору принял весь народ Израиля — «как один человек с единым сердцем». И передача Торы следующим поколениям не является задачей лишь тех, кто целый день занят ее изучением.

Часто люди думают так. Есть те, кто удостоился родится и вырасти в семье мудрецов Торы, чьи предки из поколения в поколение занимались ее изучением. А есть те, кто ничего этого не удостоился, и даже не вырос в семье, в которой соблюдали традиции. Поэтому те, кто вырос в семье раввинов и мудрецов, делают великое добро своим собратьям, приближая их к Торе. Однако есть здесь одно важное замечание. Когда наш народ не объединен в изучении и исполнении Торы, ее не хватает всем. Тора дана всему народу Израиля, а не какой-то его части. Если бы все еврейские умы были погружены в Тору, то она забылась бы в меньшей степени.

Есть известное пророчество о том, что в конце времен будет голод. Причем речь идет о духовном голоде. Люди, ощущая духовную пустоту в своих душах, будут сами искать Тору. И все это мы действительно наблюдаем в наши дни. По этому поводу есть притча. Если сытый человек найдет картофельные очистки, что он с ними сделает? Скорее всего, просто выкинет. Но если речь идет про время голода, как, например, в блокадном Ленинграде, то картофельные очистки превратятся в настоящее богатство, от которого зависит жизнь человека. В наше время — время духовного голода — даже небольшое количество Торы очень ценно. Но еврейские умы способны на гораздо более глубокое постижение Торы. Потому мы не должны довольствоваться в этом малым.

Итак, Тора — это достояние всего народа Израиля. Но у каждого из нас в отдельности есть свой, личный удел в ее постижении. При этом, многие наши собратья совершают одну и ту же ошибку. Даже не оспаривая важность Торы в жизни еврейского народа в целом, для себя они считают ее углубленное изучение чем-то вроде «полезного излишества». То есть, для этих людей Тора является чем-то, без чего они вполне могут прожить. Это большая ошибка. Еврей не может полноценно существовать без Торы! Когда слово Всевышнего буквально наполняет нас, подобно крови, мы по-настоящему живы.

Очень часто случается, что люди, начавшие учить Тору в сознательном возрасте, быстро отчаиваются: «Хазон Иш или рав Овадья Йосеф из меня уже не выйдет, поэтому не имеет смысла стараться». В этой связи уместно привести историю про рава Шмуэля Розовского. Этот великий мудрец и преподаватель ешивы Поневеж был одним из тех, кто передал Тору поколению после Катастрофы. Среди тех, кого он воспитал — рав Хаим Фридлендер и рав Моше Шапиро и многие другие величайшие мудрецы последних поколений.

Одним из великих достоинств рава Шмуэля было то, что его Тора была в буквальном смысле живой. Этого нельзя увидеть в книгах. Рав Шмуэль передавал своим ученикам не только знания, но и великую радость от изучения Торы.

При этом, сам про себя он рассказывал следующее. Рав Шмуэль происходил из семьи мудрецов Торы. Однако происхождение не является гарантией того, что ребенок пойдет по стопам предков. Рав Шмуэль свидетельствовал о себе, что до восьмого класса в хейдере у него не было желания изучать Тору! Он учился, но желания заниматься этим дальше у него не было. В восьмом классе у него был ребе, который пробудил в раве Шмуэле желание учиться. Вряд ли есть в наше время люди, которые помнят имя того ребе, но он смог пробудить в своем юном ученике такое стремление к учебе и такую радость от изучения Торы, которые впоследствии рав Розовский пронес через всю жизнь. Среди учеников рава Розовского — крупнейшие главы ешив нашего поколения, величайшие мудрецы, которые сами несут Тору многим тысячам учеников. И все это — в заслугу одного неизвестного ребе!

Сказанное выше непосредственным образом касается каждого из нас. Речь идет абсолютно про всех людей — и тех, кто постоянно изучает Тору, и тех, кто работает или ведет бизнес. Каждый человек должен для себя четко расставить приоритеты: что является главным в его жизни? Какое место в жизни занимает Тора? Насколько она важна для него и его семьи?

В наше время многие люди вынуждены тяжко трудится для того, чтобы заработать на пропитание. Люди работают по 10-12 часов в день. Как можно в такой ситуации говорить о передаче Торы? О ее полноценном изучении? Здесь роль играет как раз наше отношение к Торе. Если дети видят, что папа, после тяжелого рабочего дня, с радостью идет учится с хеврутой, даже на час-полтора, это уже будет примером правильного отношения к Торе. Если в Шаббат папа проводит время с Хумашем и Гемарой это станет залогом того, что он сможет передать Тору своим детям.

Рав Звулун Шварцман рассказывал про своего великого деда, рава Аарон Котлера, следующее. Рав Аарон был очень занят общинными делами — причем, как в США, так и в Земле Израиля. В Нью Йорке у него не было машины с личным водителем, зачастую ему приходилось пользоваться метро, чтобы добраться на встречу. Но при всех общинных делах, при том, что рав Аарон руководил ешивой, главным в его жизни было изучение Торы. Придя домой, он оставлял жене список людей, которым нужно позвонить, а сам, не мешкая, приступал к учебе. Так вот, жена набирала номера телефонов, передавала трубку раву Аарону, он говорил, не переставая учиться, затем передавал телефон жене. А она набирала следующий по списку номер…

Как мы видим, даже у величайших мудрецов не всегда были возможности просто сидеть и спокойно учить Тору. Поэтому, даже если отец семейства тяжело трудится, чтобы добыть пропитание, он, тем не менее, может и должен стать примером для своих детей. Если его истинная жизнь — это Тора, то дети увидят и воспримут это, независимо от того, сколько времени они тратят на работу. И тут неважно, о каком возрасте идет речь. В любом возрасте человек может и должен изучать Тору. Даже если человек не стал еще одним Хазон Ишем или равом Эльяшивом. Но стать тем, кто передаст Тору своим детям, под силу каждому. Для этого нужно, прежде всего, чтобы Тора действительно стала частью нас самих. Наше стремление к учебе должно быть искренним, а не показным. Всевышний в нашем поколении помогает всем евреям, которые искренне хотят учится, обрести понимание Его Торы.

От того, как мы сами будем относиться к Торе, зависит то, сможем ли мы ее передать нашим детям. Если она для нас станет источником жизненных сил, то и наши дети будут радоваться, соблюдая и изучая ее.

Каждый год заново наш народ переживает величайшее событие — дарование Торы на горе Синай. Подобно тому, как народ Израиля в пустыне готовился к этому событию, на каждом из нас лежит великая обязанность — подготовить себя к тому, чтобы получить Тору, и, что немаловажно, передать ее нашим потомкам. Это требует от нас огромной и зачастую нелегкой работы. Но при этом велика и помощь Свыше тем, кто искренне стремится к этому. Праздник Шавуот — зман матан Торатейну — исключительная возможность получить духовный импульс ради продолжения великой работы по передаче Торы нашим потомкам. Радость этого дня должна стать радостью изучения и исполнения Торы. Наши дети и близкие, видя эту радость, несомненно разделят ее с нами!

Подготовил рав Арье Кац 


http://www.beerot.ru/?p=34280