Нер мицва 2 — Источник и смысл четырех царств

Дата: | Автор материала: Маараль из Праги

2085
вечность связи,царство Греции,видение Навухаднэцара,видение даниэля, Разъяснение видения Даниэля,смысл четырех царств

Источник и смысл четырех царств

Объясним это. Так нужно было, чтобы на эти царства были намеки в начале творения. Ведь царства эти, правящие в мире, – бытие их в силу того, что невозможно, чтобы этот мир, который – עלול – алуль [происходящий от Всевышнего – Творца его], не имел изъяна. Есть у сотворенного мира изъян, и это – те самые царства, ибо они уменьшают славу Всевышнего в мире Его. И когда сотворен был Им этот мир, надлежало всему быть во власти Его Творца всего, и всему следовало быть сотворенным ради славы Его. Но, поскольку сотворенное – алуль – исходит из первоисточника, – невозможно, чтобы оно было без изъяна. Но только тот изъян – не со стороны Всевышнего, ибо нет никакой нехватки или изъяна в действии Того, кто совершал его; изъян тот – со стороны недостатка, свойственного миру, который алуль (получает извне причину бытия своего). И из этого вытекает тот изъян, что царства правят в мире, и они выходят из сферы несущего славу Всевышнего. И на это должен быть намек в начале описания творения, поскольку по самой сути его все должно было бы быть во владении Всевышнего, как сказали об этом (Йома, 38а): «Все, что сотворил Всевышний, для славы Своей сотворил, как сказано: «Все названо именем Моим и для славы Моей сотворил Я его, создал Я его и также сделал Я его» (Йешаяу, 43:7)».

Это означает следующее. Так как Всевышний сотворил все, – все безусловно сотворено для славы Его, поскольку невозможно, чтобы что-то проистекающее из источника своего ему же противостояло, – ведь тогда бы это противостояло самому себе. Такого не бывает вообще, и все создано для славы Творца. Но если это так, то как же могут существовать царства, устраняющие славу Творца? И все дело в том, что есть здесь лишь изъян в самом сотворенном, и изъян этот – не от действия Творца; у него есть своя собственная причина.

В силу этого царств должно быть четыре, ибо царства – нечто «выходящее наружу» из славы Всевышнего, а Он – один. И находящееся в середине имеет отношение к понятию «один, единственный»: ведь особое свойство находящегося посередине – быть единственному. И потому Храм и Иерусалим, каждый из которых – только один, каждый – в середине мира [один внутри другого]; быть посередине – их особенное свойство. [См. Йома, 54б. Отметим, что также и стан Шехины в пустыне располагался посередине и был окружен с четырех сторон: с каждой стороны находился стан трех колен. И также о Древе жизни в райском саду сказано, что Б-г насадил его в середине сада (см. Берешит, 2:9). А Хава сказала «в середине сада», говоря о запретном Древе познания добра и зла (там, 3:3)]. Также Израилю, который – народ единственный в своем роде, подходит земля – единственная в своем роде, поскольку она находится в центре мира. Правило таково: вещи, которая одна, надлежит быть в середине, тогда как выходящему из одного надлежит разделяться на четыре – соответственно четырем сторонам света, расходящимися из середины. И потому царств – четыре, соответственно четырем сторонам, расходящимся из середины. И потому трактуют слова тоу ва-воу и т. д. как четыре царства, поскольку слова эти являются указанием на изъян в творении, и в силу этого изъяна появляются те четыре царства; их объединяет то, что власть дана им от Всевышнего в такой мере, что ею они как бы опровергают Его единство в мире. Об устранении этих четырех царств сказано: «И будет Г-сподь Царем над всей землей; в тот день будет Г-сподь един и имя Его едино» (Зехария, 14:9). И все время, пока эти четыре царства правят в мире, слава Всевышнего не открывается в мире Его. Это означает, что они – со стороны изъяна, имеющегося в творении, из-за которого оно не может быть совершенным. Изъян этот – не со стороны Всевышнего Творца всего, но только со стороны мира сотворенных, и на это намекают слова Торы: «Вначале создал Б-г небо и землю, и земля была тоу ва-аоу – смятение и пустынность» (Берешит, 1:1, 2), земля является нижним творением, и потому она «тоу ва-воу, и тьма над бездною». Все это – изъян, «прилепившийся» к чему-то другому (а не к Творцу) [Именно поэтому не сказано здесь сразу: «И увидел Б-г, что это хорошо», как сказано о свете после его сотворения]. И слова тоу ва-воу указывают на то, что творение не было в совершенстве, и на изъян, ему присущий.

Вследствие того изъяна в творении установились эти четыре царства, отнявшие царство у Израиля – народа, созданного для славы Всевышнего, как сказано: «Народ сей создал Я себе; о славе Моей рассказывать будут» (Йешаяу, 43:21), и четыре царства, унаследовавшие царство Израиля, устраняют славу Всевышнего из нижнего мира. Ведь даже если случается у них, что они воздают славу Всевышнему, как мы увидим в дальнейшем, тем не менее, не желает Он «ни жала, ни меда их». Ведь они уменьшают самое главное в славе Его то, что Он один в Своем мире, и нет другого. И ни один народ не был создан, кроме Израиля (чтобы славить Его за это), и он тоже единственный, как намекает Писание: «Народ сей создал Я себе; о славе Моей рассказывать будут». [«Народ сей» – עם זו – ам зу, и гиматрия, то есть сумма числовых значений букв זו – зу —тринадцать]. Итак, народу этому соответствует «тринадцать», и זו – гиматрия слова אחד – эхад (один), ведь Израиль составляют тринадцать колен, считая с коленом Леви, а Эфраима и Менаше – за два отдельных колена; все они вместе, таким образом, соответствуют слову «один». Леви – колено особое, отделенное от остальных; само по себе оно соответствует букве א – алеф в слове эхад, имеющей числовое значение «один». Следующая буква ח – хэт – это восемь сыновей праматерей (Рахели и Леи) без Леви, а ד – далет – соответствует сыновьям служанок.

И потому сказал (Всевышний): этот народ, состоящий из тринадцати колен, что соответствует гиматрии слова эхад – «один», – он «о славе Моей рассказывать будет»; главное же в «славе Моей» то, что Он (Творец) – один, и нет кроме Него. И ради того (прославления) сотворен был этот народ с самого начала творения своего, ведь он свидетельствует о Всевышнем, что Он – один, как говорит об этом мидраш (см. Ваикра раба, 6:1), и нет здесь возможности объяснять это подробнее. Четыре царства же отменяют Его единство в мире, отнимая правление у Израиля, свидетельствующего о том единстве. Потому о конце четырех царств, когда вернется царство к Израилю, сказано: «И взойдут спасители [Царь Машиах и его приближенные (Раши и др. ком.)] на гору Цийон, чтобы судить гору Эсава; и будет Г-споду царство» (Овадья, 1:21), и еще: «И будет Г-сподь царем над всей землей; в тот день будет Г-сподь един и имя Его едино» (Зехария, 14:9). Это – то, о чем мы говорили: царств – четыре, и число это выходит за рамки единства. Ведь тот, кто пребывает в середине и нет у него своего особого направления, – он один; известно, что находящихся в середине не может быть двое, но только один. А направления разделены: одно простирается на восток, тогда как обратное ему на запад; и еще одно – на юг, и еще одно – на север. И получаются четыре направления, отделенных друг от друга, и они являются обратными по отношению к единому – подобно тому, как намекает Тора на Израиль в начале описания творения (Псикта зута; см. также Раши на Хумаш там): «»Берешит (вначале)» (Берешит, 1:1) – ради Израиля создан мир». Израиль – это первое возникшее в замысле Творца [при сотворении мира], и потому должен быть намек на него в начале описания творения. И намекает Тора также на четыре царства как на изъян, имеющийся в творении со стороны самого творения, которое – алуль [см. выше]. [Примеч. р. Й. Хартмана. Этим заканчивается первое объяснение Маараля, а именно: поскольку в начале Торы дается намек на основную цель сотворения мира, – признание единства и славы Всевышнего, – то там же необходимо было также дать намек на изъян в творении, противостоящий проявлению и признанию Его единства и славы].

продолжение следует

Перевод — рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=39331