Почему наказание, посланное Творцом — к добру?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1664

Период между семнадцатым Тамуза и девятым Ава наши мудрецы называют бейн а-мецарим – между теснин. В трактате Таанит (4:6) перечисляются несчастья, случившиеся в эти дни с нашим народом на протяжении истории.

Пять несчастий случились семнадцатого Тамуза, и пять – девятого Ава. Семнадцатого Тамуза Моше разбил первые Скрижали Завета. В этот день во время осады римлянами Второго Храма прекратили приносить жертвоприношение тамид, потому что закончились животные. В этот же день во время осады была разрушена крепостная стена Иерусалима. Семнадцатого Тамуза греческий наместник Апостумус сжег свиток Торы, написанный самим Эзрой, а после установил в Храме идола.

Девятого Ава из-за греха разведчиков Всевышний вынес приговор, что евреи не войдут в Землю Израиля и проведут сорок лет в пустыне. В этот день были разрушены Первый и Второй Храмы. После бунта был разрушен город Бейтар и уничтожены все его жители. Девятого Ава Тарносруфус-нечестивец приказал распахать Храмовую гору.

Стоит объяснить смысл слов бейн а-мецарим – между теснин. «Скитается Йеуда из-за гнета и тяжкого труда, расселился среди народов, [но] не нашел покоя; все преследовавшие его настигли его в беде меж теснин (בֵּין הַמְּצָרִים)» (Эйха, 1:3). Поясняет Раши, что бейн а-мецарим – это место, окруженное со всех сторон, из которого нет возможности спастись бегством. Мейцар – это забор, ограждающий поле, чтобы чужие не смогли в него проникнуть. Семнадцатого Тамуза была разрушена одна преграда, защищавшая Иерусалим. А девятого Ава была разрушена другая преграда, и поэтому был разрушен и сожжен Храм.

Комментаторы утверждают, что предпосылками для всех несчастий народа Израиля прежде всего было разрушение духовных «крепостных стен». После того, как Моше разбил Скрижали Завета, евреи оказались практически в новой реальности. После этого события у народов мира появилась возможность для порабощения народа Израиля. Именно это позволило в будущем разрушить стены Иерусалима.

О духовных причинах греха девятого Ава пишет Рамбан: «Сказано: “И плакал народ в ту ночь”, так как вечером разведчики ушли от Моше и вернулись в свои шатры, а утром весь народ поднял ропот против Моше и Аарона… И наши мудрецы приводят слова Всевышнего: “Сейчас они плакали напрасно, а Я установлю им плач на [многие] поколения”. Но я не знаю, где в данной главе содержится намек на эти слова. Однако об этом ясно говорится в Теилим (106:24-27): “И пренебрегли они вожделенной землей, не поверили Его слову. И они роптали в своих шатрах, не слушали голоса Б-га. Тогда поклялся Он …что повергнет их в пустыне, а их потомство повергнет среди народов и рассеет их по странам”».

Из слов Рамбана можно понять следующее. Когда Всевышний вынес вердикт, что наши предки не войдут в Землю Израиля, это означало также, что обладание Святой Землей не будет вечным, и что народы мира смогут изгнать нас. То есть уже тогда были заложены предпосылки того, что произошло девятого Ава: Храм был сожжен, а народ Израиля был изгнан со своей земли.

Почему наказание, посланное Творцом – к добру?

В Торе есть страшное предупреждение относительно грехов с пояснением наказания за них. Почему оно страшное? Потому что если оно будет реализовано, то результатом станет полное уничтожение народа Израиля. Сказано (Дварим, 4:25-26): «Когда же родятся у тебя сыновья и сыновья сыновей, и, долго прожив на земле (וְנוֹשַׁנְתֶּם), вы развратитесь и сделаете изваяние какого-либо образа, и сделаете зло перед глазами Г-спода, Б-га твоего, досаждая Ему. То призываю в свидетели вам сегодня небо и землю, что совершенно исчезнете вы скоро с земли, в которую переходите через Иордан, чтобы завладеть ею; не продлятся дни ваши на ней, потому что будете уничтожены». Гематрия слова וְנוֹשַׁנְתֶּם равняется 852. Этот намек на то, сколько Всевышний терпел преступления евреев против Него. Если евреи будут грешить и делать все то, о чем предостерегает их Тора, то через восемьсот пятьдесят два года они будут полностью уничтожены. И все шло к этому, но Всевышний, по Своей великой милости, опередил события и изгнал народ Израиля на два года раньше. Таким образом, Он не дал вступить в силу тому страшному наказанию. Расчет прост. С момента выхода из Египта и до ухода евреев в Вавилонское изгнание прошло восемьсот девяносто лет. Сорок лет они находились в пустыне и восемьсот пятьдесят – в Святой Земле. Всевышний разрушил Храм и изгнал евреев со своей земли на два года раньше, сохранив наш народ. Так поясняет Раши стих из книги Даниэля: «И ускорил (וַיִּשְׁקֹד) Б-г это бедствие, и навел его на нас, ибо праведен Г-сподь, Б-г наш, во всех деяниях Своих, которые совершил Он, – а мы не внимали голосу Его» (Даниэль, 9:14). Слово ва-ишкод – «И ускорил Б-г это бедствие…» – говорит о приближении беды, которая в действительности стала большой милостью Всевышнего по отношению к нашему народу.


http://www.beerot.ru/?p=27229