Призыв в армию учеников ешив

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2598
призыв в армию

Совсем недавно израильский парламент принял в первом чтении закон о призыве учеников ешив в армию. Катастрофическое значение этого события очевидно хотя бы потому, что произошло оно в тяжелейший для нашего народа период между 17 Тамуза и 9 Ава. Беспричинная ненависть, навет, клевета, — грехи, из-за которых были разрушены Храмы, в наши дни обрушились на изучающих Тору.

Наши заблудшие собратья, которые сами оставили Тору, снова и снова пытаются оторвать от нее и тех, кто ее изучает и соблюдает. Ужасно и то, что вроде бы религиозные люди, каждый день говорящие в утренней молитве, что «изучение Торы — равноценно всему», поддерживают разрушение мира Торы, мира ешив. Стоит напомнить себе и другим то, что говорится в Теилим (20:8): «Эти [полагаются] на колесницы, а те — на коней, а мы — Имя Г-спода, Б-га нашего, упомянем». Больно видеть, как наши собраться полагаются на современные «колесницы» — танки и ракеты, забывая и пытаясь оторвать других от истинных основ существования нашего народа. Необходимо напомнить себе, что те же самые грехи, которые были причинами разрушения Храмов, в наши дни отдаляют от нас их восстановление и приход Машиаха.

В недельной главе Матот (Бемидбар, 31:4) рассказывается о том, как евреи выходили на войну против мидьянитян — по одной тысяче человек от каждого колена. Мидраш («Бемидбар Раба», 22:3) приводит одну важную деталь — от каждого колена было призвано по три тысячи. Тысяча человек — это непосредственно те, кто воевал. Но, помимо этого, тысяча человек стерегла их тыл, и еще тысяча — молилась за тех, кто воевал. Кроме того, Моше послал с войском священные предметы. Раши поясняет, что это были циц первосвященника и Ковчег Завета. В наше страшное время, когда у нас нет ни цица ни Ковчега Завета, а есть только Тора и молитва, которые спасают и защищают наш народ, — как можно наносить вред ученикам ешив?!

К нашему ужасу и сожалению, вся эта кампания против ешив и изучающих Тору, влияет и на нас. Все это приводит к ужасному осквернению Торы, снижению ее почета и важности в наших глазах. Основатели государства Израиль 70 лет назад понимали важность учеников ешив и их роль в обществе. Эти люди еще не были настолько оторваны от нашей традиции.

Нужно понимать, что сами ученики ешив не боятся санкций и угроз. И, безусловно, знают о том, как важна Тора для нашего народа. Это дает им силы — несмотря ни на какие угрозы и постоянные попытки лишить их пропитания — продолжать самоотверженно учиться. Но страшно и больно за людей, в том числе и религиозных, которые прислушиваются к тому, что говорят израильские политики. Все это принижает значение Торы и тех, кто ее изучает, в нашем народе, не дай Б-г.

«Мидраш Эйха» прямым текстом говорит, что оставление Торы — это оставление ее изучения и лишение поддержки тех, кто ее изучает. Говорят наши мудрецы, что во времена Первого Храма также было принижение важности Торы, которое и привело к его разрушению.

Что же мы можем со всем этим делать?

Гаон рав Барух Мордехай Эзрахи שליט»א, один из старейших глав ешив нашего поколения, говорил, что слова об оставлении Торы относятся и к тем, кто ее изучает не с полной самоотдачей. Сказано о том, кто полноценно принимает на себя бремя Торы, что Свыше с него снимают бремя царства (а армия — это как раз одно из проявлений этого бремени) и бремя мирских забот. Каждый из нас обязан сейчас принять на себя бремя Торы заново. Даже если под тяжестью повседневных забот человек может учиться один-два часа в день — эти часы нужно посвятить Торе полностью, несмотря ни на что. Иногда такой час, который человек находит посреди тяжелого рабочего дня, может перевесить несколько часов учебы в спокойной обстановке.

Еще один аспект бремени Торы — ее поддержка. Книга «Зоар», обсуждая травму, которую нанес Яакову ангел Эсава, говорит, что это — намек на будущее, когда силы зла поразят поддержку Торы. Это объясняет также Хафец Хаим: зачастую у сил зла нет власти над теми, кто учит Тору, ведь Тора сама защищает их. Поэтому силы зла наносят «косвенный ущерб» — подрывают материальную основу существования тех, кто изучает Тору, «объясняя» спонсорам, что есть более важные вещи, чем поддержка Торы, ешив и колелей.

Мы приближаемся к йорцайту нашего учителя рава Ицхака Зильбера. Напомним себе, как самоотверженно он изучал Тору в Советской России, в страшных условиях лагерей. Напомним себе также и о необходимости передать Тору нашим потомкам.

Мы живем в эпоху, когда большая часть нашего народа, к сожалению, оторвана от Торы. Это обязывает прежде всего нас самих усилить изучение, соблюдение и распространение Торы, а также умножить молитвы о том, чтобы наши заблудшие братья как можно скорее оставили пути зла и вернулись к Торе Всевышнего.

С горечью и сожалением,

Игаль Полищук


http://www.beerot.ru/?p=42464