Пятнадцатое Швата — Новый год деревьев

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3072

Мишна в трактате Рош а-Шана перечисляет четыре начала года. Одно из них – это начало года для деревьев. Согласно мнению Бейт Илеля, в соответствии с которым установлен закон, это пятнадцатое Швата. Новый год деревьев – это не время, когда решается на Небесах, каков будет урожай фруктов в текущем году. Судный день плодов, согласно той же Мишне – это Ацерет, праздник Шавуот. Установление начала года для деревьев необходимо для ряда законов, связанных с плодами. Перечислим их в очень сжатом виде.

Трумот и маасрот

От плодов, выросших в Земле Израиля, необходимо отделять трумот и маасрот. Существует пять видов отделяемых от урожая частей: трума гдола, маасэр ришон, трумат маасэр, маасэр шэни и маасэр ани.

Трума гдола – это часть урожая, предназначенная коэну.

Маасэр ришон – десятина, которую отделяют левитам.

Трумат маасэр – десятина, которую, в свою очередь, левиты отделяют от полученной ими десятины коэнам.

Маасэр шэни – вторая десятина, которую во время существования Храма хозяева урожая ели в Иерусалиме в ритуальной чистоте В наши дни ее отделяют и «выкупают» – то есть переводят святость второй десятины на мелкую монету.

Маасэр ани – это десятина, которую отделяют от урожая и передают неимущим.

В отношении заповедей, связанных с выросшими на территории Земли Израиля плодами, существует цикличное деление на семилетки. Каждый седьмой год такого цикла называется в Торе шмита. От плодов освященных святостью седьмого года, которые выросли на земельных участках, принадлежащих еврею, не нужно отделять ни труму, ни маасэр ришон, ни трумат маасэр, ни маасэр шени, ни маасэр ани. В остальные годы семилетнего цикла от урожая обязаны отделить первые три вида из перечисленных выше частей: трума гдола, маасэр ришон и трумат маасэр. В первый, второй, четвертый и пятый годы, следующие после шмиты, отделяют маасэр шэни, а в третий и шестой – маасэр ани. Год семилетнего цикла, к которому принадлежат те или иные плоды деревьев, определяется, исходя из того, когда образовалась их завязь – ханата – время отпадания цветков в месте будущего созревания плодов. Если ханата произошла до пятнадцатого Швата после завершения года шмиты, то эти плоды являются плодами первого года и от них отделяют маасэр шени. В случае, когда ханата была после пятнадцатого Швата второго года после шмиты, такие плоды принадлежат к третьему году, и от них отделяют маасэр ани.

Пятнадцатое Швата определяет принадлежность плодов к тому или иному году еще для одного закона. Части, отделяемые от урожая, должны принадлежать к определенному году семилетнего цикла. То есть от урожая плодов, завязь которых произошла до пятнадцатого Швата, в качестве трумот и маасрот необходимо отделить плоды, завязь которых также произошла до пятнадцатого Швата того же года. Если же отделят плоды, завязь которых произошла уже после пятнадцатого Швата, отделение не засчитывается, плоды считаются тэвель и запрещены в использование.

Заметим, что плоды цитронового (этрогового) дерева являются исключением. В отношении их следуют не за ханатой, а за временем сбора урожая.

Заповедь отделение трумот и маасрот касается плодов Земли Израиля, и их надо отделить также за ее пределами.

Орла

Плоды первых трех лет жизни дерева (иногда таков же закон после пересадки дерева или прививания одного дерева к другому), называются орла и запрещены. То есть запрещено не только их есть, но и извлекать из них любую пользу: продавать, угощать ими знакомых, скармливать их животным. Число лет жизни дерева в отношении законов орлы начинают отсчитывать с первого Тишрея. Деревья, которые были посажены за сорок четыре дня до первого Тишрея, принадлежат к прошлому году. Другими словами, если со времени их посадки и до наступления Рош а-Шана – первого Тишрея прошло более сорока четырех дней, считается, что этому дереву год, и, следовательно, через два года его плоды будут разрешены. Что же в отношении законов орла определяет пятнадцатое Швата? После первого Тишрея начинается отсчет третьего года жизни дерева; от того, когда образовалась завязь его плодов – ханата, будет зависеть, к какому году относятся эти плоды – к третьему или к четвертому. Если завязь образовалась до пятнадцатого Швата, то плоды этого урожая принадлежат к третьему году и еще запрещены. Но если ханата происходит после пятнадцатого Швата, то плоды разрешены, так как считается, что они появились на свет после трех лет орлы.

Нэта рэваи

Плоды четвертого года называются нэта рэваи и их законы такие же, как у маасэр шени: в наши дни их «выкупают», переводя святость на мелкую монету, после чего плоды разрешены.

Законы орла и нэта рэваи в полной мере обращены к деревьям, которые растут в Земле Израиля. Но с некоторыми облегчениями эти законы действуют и в отношении деревьев, растущих вне Святой Земли (имеются в виду именно границы Эрец Исраэль – например, Эйлат находится за ее границами, а восточный берег Иордана – это часть Святой Земли).

Бикурим

Во времена Храма существовала обязанность приносить в Иерусалимский Храм небольшое количество первых плодов нового сезона от пшеницы, ячменя, маслин, винограда, инжира фиников и гранатов. Пять из перечисленных видов – это плоды деревьев. Принадлежность плодов дерева к тому или иному году устанавливается по пятнадцатому Швата: если завязь произошла до пятнадцатого Швата, плоды принадлежат к одному году, а если завязь была уже после пятнадцатого Швата –к другому. В отношении заповеди бикурим это имеет принципиальное значение. Бикурим одного года запрещено принести в счет бикурим другого года.

Заповедь бикурим распространяется только на плоды, выросшие в пределах Земли Израиля, и она действует, только когда существует Храмовое служение.

Следует подчеркнуть, что приведенная выше информация о законах отделения трумот и маасрот, орла, нэта рэваи и бикурим очень ограничена. Каждой из этих тем можно посвятить отдельные статьи.

Мудрецы Торы приводят от имени автора книги «Тикуней Иссахар» (рав Иссахар Шушан, живший около пятисот лет назад в Святой Земле) свидетельство о том, что у европейских евреев пятнадцатого Швата принято вкушать различные виды плодов. Автор книги «Каф а-Хаим» рав Яаков Хаим Софер пишет, что этот обычай широко распространился и в сефардских общинах. Причем существует великое множество обычаев таких «фруктовых трапез». В некоторых общинах стараются попробовать в этот день именно пятнадцать видов плодов, в других – тринадцать, в каких-то – семь, а есть и такие, кто накрывают на стол более тридцати видов плодов. В Литве и Польше было принято устраивать вечером, в начале пятнадцатого Швата, праздничную трапезу с фруктами. Утром плоды давали мальчикам, чтобы и в хедере могли устроить праздничную фруктовую трапезу, во время которой изучали заповеди, связанные с Землей Израиля. В Дагестане трапезу пятнадцатого Швата называли удраа. Во время нее ели яблоки, айву, инжир, грецкие и земляные орехи, миндаль, сушеные и свежие сливы, абрикосы, изюм и финики. В Бухаре ели семь видов плодов и рассылали их друзьям и знакомым, как мы это делаем в Пурим.

Поскольку во многих семьях пятнадцатого Швата принято устраивать праздничные трапезы, во время которых благословляют на плоды и едят их, напомним вкратце ряд законов, связанных с плодами и с благословлениями на них.

Посуда, из которой едят, всегда должна быть кошерной, окунутой в микве. Некоторые плоды смазывают специальным раствором, который может содержать некошерные ингредиенты.

Есть ряд законов, связанных с достойным отношением к продуктам питания: не портить, не бросать на пол, не делать так, чтобы они становились неприятными и так далее. Тора запрещает портить плодоносящие деревья, и этот запрет включает в себя также порчу любых пригодных в пищу продуктов. Перед тем, как есть влажный плод, необходимо сделать омовение рук, как перед хлебом, но не произнося благословение.

В некоторых видах плодов могут находиться различные виды насекомых, и даже если человек неосознанно съедает одно насекомое, он нарушает сразу несколько запретов Торы. Поэтому необходимо досконально изучить способ проверки каждого вида плодов и скрупулезно исследовать их на наличие насекомых перед тем, как использовать в продукт в пищу.

Выше было упомянуто о заповеди отделения трумот и маасрот от плодов Земли Израиля, о запрете орла и законах нэта рэваи. Существуют также определенные ограничения в отношении плодов седьмого года. Следует досконально изучить эти законы, так как в определенных ситуациях плоды могут быть запрещены. Это актуально и жителям диаспоры, поскольку некоторые ограничения распространяются и на плоды, выросшие за пределами Земли Израиля, а также потому, что на рынки разных стран мира поступают плоды из Израиля.

Еще одна тема, которую следует вкратце затронуть, когда роль идет о плодах – это запрет скрещивания разных видов – запрет килаим. Причем существует три вида килаим: килей азраим, килей акэрем, килей иланот. Килей азраим – это запрет сеять вместе или даже в близости один к другому два или более видов злаковых, овощей, бобовых, зелени и приправ. Килей акэрем – запрет сеять даже один вид специи, зелени, злаковых, бобовых или овощей вблизи с виноградной лозой, и, наоборот, сажать виноградную лозу вблизи с местом, где произрастают вышеперечисленные культуры. Килей иланот – запрет скрещивать между собой разные виды плодовых деревьев, а также плодовое дерево с неплодовым деревом. Плоды, выращенные в результате нарушения законов килей зраим и килей иланот, постфактум разрешены. Плоды, выросшие в результате нарушения законов о килей акэрем, запрещены к любому использованию, и их необходимо сжечь.

Перед едой произносят соответствующее благословение. Пятнадцатого Швата, когда на столе находится великое множество видов, на которые произносят разные благословения, следует повторить некоторые законы. Например, существует спор законоучителей о том, должен ли человек, который ел плод перед трапезой с хлебом, благословлять на него вторично, когда он станет есть этот плод во время трапезы. Поэтому, чтобы не входить в сомнительные ситуации, следует подождать до начала трапезы и тогда благословить на плод. На плод, который первый раз пробуют в новом сезоне (этого плода), дополнительно произносят благословление Ше-Йехеяну – «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, что дал нам дожить до этого времени». Есть определенные детали в законах этого благословения. Например, не благословляют на плоды, которые легко можно приобрести в любое время года.

В отношении очередности благословений на различные виды продуктов существует определенный порядок. Произносят благословение один раз, имея в виду все плоды одного вида. В случае, когда собираются попробовать несколько разных плодов, на которые благословляют «создающий плод дерева», порядок предпочтения, на какой плод говорить браху, а какие будут «выведены» с ним, таков. Один из видов фруктов, которыми славится Земля Израиля, предшествует виду, который в этот список не входит. Среди плодов, которыми славится Земля Израиля первые по порядку благословений маслины, затем финики, виноград, инжир и гранат. Если нет одного из этих видов, то благословляют на тот плод, который более любим. Если есть плод целый и разрезанный, следует благословить на целый плод.

Человек, наслаждаясь плодами, наполняется любовью к Творцу, который дарует нам такое разнообразие вкусных и ароматных плодов. Произнося благословение на плоды, человек освящает материальность и озаряет светом все миры. В Иерусалимском Талмуде приводится, что человек, который мог попробовать плод и не сделал этого, даст за это ответ перед Высшим судом. Ведь Творец создал его для тебя, попробуй, восхитись, восславь Создателя. День, который особенно избран для этого – пятнадцатое Швата. Некоторые в этот день облачаются в праздничные одеяния. Некоторые читают специальную подборку, состоящую из определенных глав Теилим, просьб, молитв, отрывков из книги «Зоар» и мишны. Тора названа Древом Жизни (Ваикра Раба, 35:5). Моше объяснял Тору еврейскому народу (книга Дварим) именно в период с первого Швата до седьмого Адара, когда свет Торы сияет с особой силой. Автор книг «Авней Незэр» и «Иглей Таль» рав Авраам Бурнштейн из Сохачева пишет, что пятнадцатого Швата можно удостоиться обновления в изучении Торы.

Пятнадцатого Швата принято просить Всевышнего о том, чтобы в ближайший праздник Суккот была возможность исполнить заповедь лулав с помощью особо красивого этрога. Рав Йосеф Хаим из Багдада, автор книги «Бен Иш Хай», составил даже специальную молитву с просьбой о красивом этроге.

Пятнадцатого Швата запрещено поститься и оплакивать усопших (за исключением тех случаев, когда речь идет о смерти большого знатока Торы). Законы траура по близким родственникам в день пятнадцатого Швата действуют так же, как и в обычные дни.

Пятнадцатого Швата, а так же в Минху накануне, не читают Таханун. В Шахарите пятнадцатого Швата не читают лаМнацеах. В случае, если пятнадцатое Швата попадает на день, когда устраивают общественное чтение Торы, то перед чтением Торы не произносят Кель Эрэх аПаим, а после чтения не произносят просьбы. Когда пятнадцатое Швата приходится на субботу, не читают Ав а-Рахамим, Цидкадха Цедек.

Тора называет человека «древом полевым» (Дварим, 20:19). Одно из уподоблений человека дереву мы встречаем в трактате Пиркей Авот (в конце третьей главы): тот, чьи добрые дела превосходят его мудрость, уподоблен дереву с крепкими корнями, которому никакие ветры не страшны. В этот особенный новый год каждому из нас следует пересмотреть свои поступки, задуматься о том, как можно измениться к лучшему в глазах Всевышнего и людей.

Завершить тему о пятнадцатом Швата хотелось бы словами Хатам Софера из его книги «Торат Моше». Мидраш говорит, что голубка, посланная Ноахом проверить, показалась ли суша из-под начавших отступать вод потопа, неслучайно вернулась именно с листиком оливкового дерева в клюве. Этим голубка как бы заявляет, что такая горькая пища, как маслины, если она получена из рук Творца, предпочтительней сладостей, подобных финиковому меду, полученных из рук человека.

В словах мидраша Хатам Софер видит намек на два избавления – на «финиковое» и на «масленичное». Йеошуа бин Нун вводит евреев в землю Израиля через город Йерихо – город фиников. Это первое избавление, которое завершилось горьким изгнанием. О втором избавлении, которого мы с таким нетерпением ждем, в книге пророка Захарии (14:4) сказано так: «И будут ноги его (Машиаха) стоять на Масличной горе». Именно на это намекает голубка, принеся лист масличного дерева. Избавление, дарованное нам Творцом после долгих лет горького изгнания, будет сладким и окончательным. Тогда все увидят, что Он один и Имя Его едино, и наполнится весь мир Славой Его. Да будет угодно Творцу, чтобы это произошло вскорости, в наши дни.


http://www.beerot.ru/?p=11106