Уроки Хануки — уверенность во Всевышнем

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2525

Я хочу поговорить на необычную тему. Дословно Рош Ходеш переводится как «голова месяца», так же, как и Рош а-Шана – голова года. Как в Рош а-Шана закладывается потенциал всего следующего года, так и в Рош Ходеш заложен потенциал месяца. Поэтому у нас есть особая заповедь освящения месяца.

Святость месяца проявляется, в частности, в святости праздников, которые есть в этом месяце. Святость месяца Кислев проявляется, прежде всего, в Хануке. Поэтому новомесячье Кислева – это особый день. Хочу отметить важную вещь: 8 дней Хануки, которые начинаются 25 Кислева, были задуманы Творцом издавна. То, что греков победили 24 Кислева, а 25 Кислева зажгли масло в Храме, не было случайностью. Говорят наши мудрецы, что Мишкан должен был быть освящен именно 25 Кислева.

Если мы посмотрим на главы Торы, в которых говорится о строительстве Мишкана, то увидим, что Моше спустился с горы Синай на исходе Йом Кипура, то есть, в ночь на 11 Тишрея, и провозгласил добровольный сбор средств на строительство Мишкана. Средства были собраны довольно быстро, но переносное святилище освятили только через полгода. Наши мудрецы говорят, что уже к 25 Кислева все было готово, но Всевышний сказал Моше, что эта дата предназначена для освящения во время Маккавеев. Это событие произошло именно в этот день не просто так. Кислев – месяц особый, изначально предназначенный для освящения Маккавеев. Чем отличается это освящение от того, которое было в пустыне? Оно произошло в день, выбранный для него изначально. Почему это было причиной для переноса освящения Мишкана? Такие вопросы требуют серьезных размышлений и знаний того, что написано об этом мудрецами.

В трактате Менахот есть слова о том, что Всевышний показал Моше грядущие поколения мудрецов. Когда Моше увидел раби Акиву, выводящего огромное количествоалахот из коронок над буквами в Торе, ему стало немного не по себе. Ведь Моше не знал тех вещей, которые удостоился открыть раби Акива! «Так дай Тору через него, а не через меня», – сказал Всевышнему Моше. На это Всевышний ответил, что именно так Им было задумано. Есть вещи, смысл которых частично скрыт от нас. Что же было настолько важного в освящении Маккавеев, и почему оно произошло именно в месяце Кислев? Об этом стоит задуматься.

Известно, что названия месяцев пришли к нам из Вавилона. Предположительно, они взяты нами у халдеев. При всем этом наши мудрецы стали пользоваться этими названиями неспроста. Очевидно, что наши мудрецы нашли в названиях внутреннее соответствие этим месяцам. По поводу месяца Кислев я видел интересную вещь у великого хасидского наставника рава Цадока а-Коэна из Люблина. Он указывает, что в святом языке есть слово кесель. «Ховот а-Левавот» приводит в конце раздела «Врата упования» десять слов, которые используются как синонимы понятию битахон(уверенность). Одно из них – это кесель. И есть известное место в Мишлей: «Всевышний будет опорой тебе (кислеха)». Говорит рав Цадок, что название месяца кислев связано с понятиями «опора», «уверенность». Имеется в виду уверенность не в собственных силах, а во Всевышнем.

Одним из очень неприятных, болезненных искажений является то, что еврейским детям, и не только детям, показывают события Хануки, как победу грекообразных силачей-Маккавеев над такими же греками. В нашей традиции есть выражение «чудеса, сделанные (Всевышним) Маккавеям». К сожалению, эта фраза подверглась цензуре и переделана людьми, отрицающими Тору и веру, во фразу «чудеса, сделанные Маккавеями».

Я хорошо помню, как доходчиво объяснил нам рав Пинкус, что такое восстание Маккавеев. Представьте себе учеников ешивы, которые берут из столовой ножи и вилки и идут воевать с танками. Так выглядело восстание Маккавеев против великой греческой армии. Следует также помнить, что Маккавеи были коэнами (священниками). Коэн по закону Торы не воюет. Их никто никогда не учил военному делу, это вообще не их функция. Почему они пошли воевать? Из-з за осквернения имени Творца. Нам сейчас трудно разобраться в том, что творилось в их великих душах, когда они шли воевать. Мы не знаем, шли ли они на смерть изначально, или были полны надежды, что Всевышний им поможет. Была ли у них надежда уцелеть, или они сознательно шли на самопожертвование в освящении имени Творца, оскверненное греками и евреями-эллинистами? Но одно совершенно ясно: они полностью полагались на Всевышнего в правильности своих действий, независимо от своей дальнейшей судьбы. С их стороны это была война, полностью построенная на том, что мы называем словом битахон.

Приводится очень интересный факт из истории маккавейских войн. У них возник вопрос, воевать ли в субботу. Казалось бы, очевидно, что опасность для жизни во время войны «отодвигает» Шаббат. Это положение опирается на множество источников в еврейской традиции. В чем же они сомневались? Я слышал очень хорошее объяснение этому. Они видели, что вся эта война не идет земными путями. И их вопрос был: «Есть ли необходимость нарушать Шаббат в ситуации, когда на нашей стороне воюет Всевышний»?

У нас есть такой знакомый и привычный текст «Аль а-Нисим». Мы упоминаем его в нашей молитве и в «Биркат а-Мазон». Там говорится о том, кто с кем воевал в этой войне. Буквально, Всевышний отдал сильных в руки слабых, многих – в руки немногих, злодеев – в руки трудящихся над Торой. Этот текст был составлен мудрецами еще до времен Мишны, через год после ханукальных событий. И это для нас абсолютно достоверное свидетельство того, что происходило во время войн Маккавеев: слабые победили сильных, немногие – многих, трудящиеся над Торой – злодеев. Это была самоотверженная борьба, опирающаяся на то, что называется мидат а-битахон(качество уверенности во Всевышнем). И это – символ месяца Кислев.

Если мы немного всмотримся в историю нашего народа от наших великих праотцев Авраама, Ицхака и Яакова до настоящего времени, то увидим, что великой нашей опорой, благодаря которой мы живы, всегда являлась мидат а-битахон. Как-то я слышал об этом очень емкое выражение рава Моше Шапиро: «Тут не говорится о каких-то постановлениях мудрецов. Все, что касается мидат а-битахон – это исполнение самой Торы».

Из приеденных выше слов рава Цадока а-Коэна следует, что месяц Кислев – это особенный месяц, связанный с мидат а-битахон. Есть особая святость времени. И в месяц Кислев, связанный с мидат а-битахон, мы должны работать над собой и укреплять в себе это качество. Мидат а-битахон имеет много уровней, и человек не должен обманывать себя относительно своего собственного уровня в этом качестве. Каждый должен работать над этим – на своем уровне, но работать! И это непросто. Есть очень важные слова Хазон Иша: «Вера – это теория, а битахон – практика». Что это означает? У человека есть истинное понимание основ веры. Но вопрос в том, будет ли он жить в соответствии с этой верой.

Приведу простой пример. Мы часто повторяем слова о том, что у каждой пули есть адрес. Это слова Хафец Хаима, и мы верим в это. Очевидно, что ничего в мире не происходит без воли Творца. Это, конечно, не означает, что человек может позволить себе рисковать жизнью там, где это не нужно (это Тора категорически запрещает). Но, допустим, человеку нужно поехать в место, где есть некоторая неявная опасность. Это не ситуация ненужного риска. Вопрос в том, будет ли он ехать туда спокойно, или у него будут «дрожать поджилки». Что же делать в этой ситуации? Нужно несколько раз напомнить себе слова Хафец Хаима: «У каждой пули есть адрес». Наш мир – это не набор случайных обстоятельств. Много лет назад в Израиле произошла трагедия: во время одной из свадеб рухнул пол в зале торжеств, и погибли десятки людей. Рав Каневский сказал, что там не «крыша упала», а «люди погибли». То же самое сказал Хазон Иш, когда разбился самолет: «У каждого из погибших пассажиров был свой приговор свыше, который привел его в это место».

У мидат а-битахон есть теоретическая часть. Теорию надо знать, ведь она предшествует практике. И нам надо приучать себя к знанию, что Всевышний правит этим миром и заботится о нашей жизни, заработке и еще о многих необходимых нам вещах. Мидат а- битахон, по большому счету, это когда человек спокоен. Приведу один пример. В самом начале Второй мировой войны рав Ицхак Зэев Соловейчик из Бриска оказался в осажденной нацистами Варшаве. Варшаву беспощадно бомбили по ночам, и дома рушились, как карточные домики. Был спор, находиться во время бомбежки в бомбоубежище или в доме. При попадании бомбы в дом люди в бомбоубежище под ним оказывались погребенными заживо. Что делал рав из Бриска? Ложился в кровать и спокойно засыпал.

Я хорошо помню время войны в Персидском заливе. Иногда в Израиле была воздушная тревога в Шаббат. При этом ни одна ракета не упала в районе Иерусалима. Тем не менее, я не мог уснуть потому, что в любой момент могла быть тревога. А рав из Бриска спокойно спал под бомбежками немцев! У него спросили, почему он сейчас так спокоен, ведь он обычно был очень беспокойным человеком. Рав из Бриска ответил: «Если я не делаю того, что в моих силах сделать для собственной безопасности, то я нарушаю волю Творца. И тогда я волнуюсь, полностью ли я исполнил свой долг. А сейчас все в руках Творца, и поэтому я спокоен». Нам далеко до этого, но над мидат а-битахон нужно работать. Это – основа еврейства.

На эту тему я разговаривал со старшим зятем рава Ицхака Зильбера, равом Хаимом Завди, большим мудрецом Торы и праведником. Он сказал очень емкую фразу: «Работа над мидат а-битахон – это программа на всю жизнь». Нам нужно приучать себя к знанию, что в мире нет случайностей, и Творец мира наблюдает за своим творением. Если какая-либо ситуация при непосредственном взгляде на нее не вызывает опасений, то надо поступать в соответствии с этим и успокаивать себя, напоминая самому себе, что в мире есть Хозяин и нет случайностей.

Требуется определенный уровень даат Тора, чтобы понять, в какой ситуации мы должны чего-то опасаться, а в какой – нет. И если мы не должны опасаться, то надо себя успокаивать. Я хорошо понимаю, что мы не находимся на уровне рава из Бриска, но нам нужно себя воспитывать. Как? Нужно, чтобы наш разум объяснил нам, что у мира есть Хозяин. Эта работа над собой касается очень многих вещей. Без мидат а-битахон невозможно заниматься Торой. Ведь всегда есть проблемы с заработком и многие другие. Если человек считает, что все проблемы должен решать он один, то он в них утонет.

Я очень люблю историю, случившуюся с Хазон Ишем. Наш учитель написал величайшую книгу на седер Таарот. Это шестой раздел Мишны, касающийся вопросов чистоты. Эти вещи принято называть ритуальной чистотой, но это неправильно. Слово «ритуальная» означает нечто эфемерное, в то время как эта чистота абсолютно реальна. Когда у человека отсутствует то, что мы называем словом таара (чистота), он несет на себе некоторую скверну и ограничен в постижении глубин Торы. Это вещи абсолютно реальные. Кузари говорил, что есть виды нечистоты, которые человек ощущает и сейчас. Так вот, Хазон Иш работал над этой книгой двадцать пять лет.

К одному из разделов книги есть интересный эпиграф автора. Хазон Иш в нем говорит, что книга написана в разгар Первой мировой войны. Множество убитых и лишившихся крова, в том числе среди евреев, разрушение повсюду. Что же в это время делал сам Хазон Иш? Он учил раздел Таарот. Это очень сложная тема, и учить ее непросто. То есть, несмотря на все перипетии войны, Хазон Иш делал то, что должен был делать: он учил Тору.

Приведу еще одну историю. В начале Первой мировой войны Хазон Иш жил в Минске, и ему угрожал призыв в царскую армию. Там бы у него не было возможности учиться и кошерно питаться. Вдобавок к этому, полководцы никогда не считались с человеческими жизнями. Их отношение к этому во все времена очень четко отражает понятие «пушечное мясо». Что же делал Хазон Иш в этой ситуации? Сидел и учился.

Поймите правильно: я не говорю, что не нужно прилагать никаких усилий для решения тех или иных проблем. Мы говорим о том, чтобы мы не полагались на собственные усилия, а старались быть спокойными потому, что миром правит Всевышний. Если мы уже сделали то, что должны были сделать, остальное – не наша забота. Невозможно учить Тору без определенного уровня мидат а-битахон.

Есть тонкая грань между излишним беспокойством о вещах, не зависящих от нас, и наплевательским отношением к решению собственных проблем. «Ховот а-Левавот» пишет об этом во «Вратах упования». Эта тонкая грань называется битахон. Человек не должен быть безответственным. Ведь часто мы обманываем себя, называя словомбитахон собственную безответственность. Человек должен быть ответственным, но при этом обладать качеством уверенности. Человек, работающий над мидат а-битахон, постоянно напоминающий себе, что миром правит Всевышний, живет иначе, чем тот, кто не работает над этим душевным качеством.

Мы начали с того, что первоначально 25 число месяца Кислев было избрано Всевышним для освящения Мишкана, но потом Он решил, что в этот день будет заново освящен Второй Храм после осквернения его греками. Важно понимать, что качество уверенности в Творце полностью противоречит положениям «греческой мудрости». Она ставила человека в исключительно материальные рамки, отвергая всякую связь с чем-то высшим, духовным. Сказано, что греки осквернили в Храме все освященное масло для Храмовой меноры. Каким образом? Известно, что масло – это намек на мудрость Торы. И то, что греки его осквернили – это намек на то, что когда «греческая мудрость» влияет на мудрость Торы, то оскверняет ее. Когда разрывается связь между «высшим» и «низшим», и человек ощущает себя отдельно от Творца. Это – рамки, накладываемые «греческой мудростью», и они – величайшая скверна. Освящение Маккавеями Храма заново было освящением после этой скверны.

Попытаюсь это объяснить. Есть известный вопрос, почему Ханука празднуется восемь, а не семь дней. Ведь чудо было только семь дней. На этот вопрос есть множество ответов. Я коснусь только одного из них. Согласно этому ответу, первый день Хануки празднуется в память о победе над греками, которая сама по себе была величайшим чудом. Маккавеи победили их, выйдя за рамки естественного хода событий. Ведь по логике материального мира победить греков было невозможно. Но сам выход Маккавеев на эту войну был их победой над греками внутри себя. Источник этой победы – мидат а-битахон. Второй Храм был заново освящен с помощью мидат а-битахон Маккавеев. И это освящение было особым. Рамбам пишет, что обещание Аарону зажигать светильники было намеком не только на Храмовую менору, но и на свет ханукальных свечей, которые будут гореть во всех наших изгнаниях.

Я позволю себе сказать одну вещь. Освящение Храма влияет не только на него. В Торе сказано: «Сделайте Мне святилище, и Я буду пребывать в сердцах их». То есть, нам нужно построить святилище именно в наших сердцах. Основа этого святилища – мидат а-битахон. Это уверенность не в своих силах, а в Творце. Освящение Храма Маккавеями было и освящением еврейских сердец в силу мидат а-битахон. И это освящение дало нам свет во все тяжелейшие периоды изгнания. Вера и битахон дают нам силу духа и возможность идти дальше.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=22419