Четыре сына — Всевышний дал Тору всему народу Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3903

Сказано в Пасхальной Агаде: «Благословен Вездесущий. Благословен Он. Благословен, давший учение (Тору) народу Своему. Благословен Он. О четырех сыновьях [соответствующих этим благословениям] говорит Тора: о мудром, нечестивом, несмышленом и неспособном задавать вопросы». Почему эти предложения расположены рядом? Чтобы сказать нам, что Всевышний дал Тору всему народу Израиля. Что она не принадлежит только мудрецам Торы и праведникам, но также и простым евреям и даже нечестивцам. Четыре сына намекают нам на разные части народа, являющимися неотъемлемыми частями народа Израиля. И приходит этот намек напомнить нам, что любой еврей, даже находящийся не в самой лучшей из групп, может достичь истины и цельности благодаря изучению Торы.

На первый взгляд, список из четырех сыновей выглядит, как противопоставления. Идеальному умному сыну, например, противостоит сын нечестивый. Но такой взгляд неверен, потому что, если бы это было действительно противопоставление, то сыну нечестивому правильно было бы противопоставить сына праведного, а не просто умного. Поэтому поясняют наши мудрецы, что все сыновья указывают на группы евреев, каждая – со своей сущностью и со своими недостатками. Наша цель – привести все группы к состоянию праведности (включая и умного сына). В Торе есть все необходимое, чтобы дать любому еврею средства для того, чтобы он мог достичь цельности и уровня праведника.

Если это так, то нужно понять, чего недостает каждому из четырех сыновей, и какое средство для достижения праведности предлагает нам Пасхальная Агада.

Сын мудрый

Мудрый о чем спрашивает?

«Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?» Объясни ему все пасхальные предписания вплоть до законов окончания Седера, гласящего, что после «афикомана» больше ничего не едят.

Из вопроса мудрого сына не совсем ясно, какие недостатки у него есть. Но по ответу кое-что можно понять.

Каково состояние мудрого сына? Поясняет рав Бородянский, что он в полном порядке. Он выполняет все заповеди и прилежно изучает Тору. Но и у примерного ученика могут быть проблемы. Например, если он изучает поверхностно, не достаточно углубляясь, то это может стать причиной замедления роста в Торе. Поэтому Агада предлагает показать ему вариант более углубленного разбора какого-нибудь материала. Например – тему афикомана, чтобы пробудить у этого хорошего ученика желание более углубленно изучать Тору, что позволит ему достичь больших вершин.

Что такое афикоман? Это часть оставленной мацы, которую мы съедаем последней во время Пасхального Седера, а после этого нам запрещается что-либо есть.

Афикоман, являясь завершением трапезы, в принципе, выступает в роли десерта. И после пресной мацы очень напрашивается какой-нибудь десерт. Но нам говорят: «Никаких сладостей. Вновь съешь кезайт мацы». Зачем? Пишет Рамхаль: «Если мы хотим, чтобы свет семи дней праздника Песах светил нам весь год, мы съедаем афикоман в конце Пасхального Седера и ничего не едим после него, чтобы максимально долго сохранить вкус мацы. И, подобно тому, как вкус удерживается во рту, влияние святости Песаха удерживается в душе». Десерт принято подавать для того, чтобы остался приятный вкус после трапезы, и говорит нам Рамхаль, что афикоман – это действительно десерт, потому что в такой вечер не может быть ничего лучше, чем вкус куска сухой мацы. Это вкус выхода на свободу и нашего превращения в народ Всевышнего. Что же может быть вкуснее этого?! Этот вкус свободы, вкус служения Всевышнему, этот свет Песаха и призван сохранить в наших душах кезайт мацы, который наши мудрецы назвали Афикоманом.

Сын несмышленый

Несмышленый сын о чем спрашивает? «Что это?» Ему ты скажи: «Сильной рукой вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабов».

Несмышленый смотрит на вещи поверхностно и не совсем понимает, в чем заключается наше служение Всевышнему во время Пасхального седера. Но Тора дает ключ к его сердцу и предлагает раскрыть ему смысл произошедшего во время выхода из Египта. Говорит Агада сыну несмышленому, что выход из Египта произошел вопреки законам природы, и что природа подчиняется желанию Всевышнего, и поэтому мы всегда можем полагаться на Всевышнего и ничего не бояться, а Он своею сильною рукой проведет нас по жизни.

Сын, неспособный спросить

А неспособному задавать вопросы сам объясни, ибо сказано в Торе: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта».

У Торы есть совет, как поступить с сыном мудрым, с нечестивым и несмышленым, но с тем, который вообще ничего не спрашивает, сложнее всего. И не просто так сын нечестивый находится в списке, сразу за мудрым. Он, в какой-то степени, даже приоритетнее, чем несмышленый. Потому что нечестивый, пусть и настроен агрессивно, но его мучают вопросы. Он спрашивает и если удастся его переубедить, то все те силы, что толкали к несогласию, он сможет направить в правильном направлении. Но когда человек безразличен, он ни за ни против, он не нападает на тебя и не просит его убедить ни в чем. Это состояние, наверное, самое сложное.

Спросили одного известного магида, зачем он так часто шутит во время своих уроков? Он ответил: «что я могу поделать, я пытаюсь им что-то дать, а они “сопротивляются”, засыпают на уроках. Тогда я шучу, глаза и рты открываются, и тогда у меня появляется возможность вложить в них что-нибудь».

Это единственный вариант с евреем, не способным спрашивать. Его нужно во что бы то ни стало чем-то заинтересовать, привести гиматрию, или увлекательное толкование стиха, чтобы “открыл рот”.

«И скажи сыну твоему в тот день так — ради этого Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта». Ради этого – ради чего? Это стих в книге Шмот (13:8) и Раши поясняет, что Всевышний вывел нас из Египта ради того, чтобы мы выполняли заповеди, например: Пасхальная жертва, маца, марор. Что такое маца? Это символ того, что Всевышний победил Египет. Подобно тому, как во время приготовления мацы, мы вмешиваемся и останавливаем процесс брожения, вносим тесто в печь, чтобы получилась маца, так и Всевышний вмешался в обычный ход событий, остановив время и поразив Египет, вынес народ Израиля из него. Поэтому маца является не только символом свободы, а также, и символом сокрушения страны наших поработителей. И если бы мы устанавливали надгробие на могиле страны египетской, то непременно нужно было бы сделать его в виде огромной мацы.

«Благословен Вездесущий. Благословен Он. Благословен, давший учение (Тору) народу Своему» – учение, в котором есть ключи к душе любого еврея, чтобы мог он достичь духовных вершин и стать праведником.

Сын нечестивый

Нечестивый сын о чем спрашивает? «Что это за служба у вас?» «У вас», а не у него! Исключая себя из общины Израиля, он отвергает основы веры. Притупи ему зубы (дай ему резкий отпор) и растолкуй: «Это ради того, что Г-сподь совершил для меня при выходе моем из Египта». «Для меня», но не для него. Будь он там – не был бы освобожден.

Что утверждает нечестивый сын, спрашивая о нашей службе в Пасхальный Седер? Он утверждает, что поскольку не был во время выхода из Египта, то и не имеет никакого отношения к тем событиям. И почему он должен признавать и соблюдать древние обычаи, с которыми не видит себя связанным, и в которых вообще не нуждается?

Если написали наши мудрецы ответ нечестивцу, то можно быть уверенным, что таким ответом можно притупить зубы, и что эти слова действительно дают ему достойный отпор и могут заставить его переосмыслить свои взгляды. Нужно только понять, какая сила кроется в этих словах.

Поясняет рав Бородянский, что этот сын уверен в себе и в своих силах. Пока люди молоды, думают, что все и всегда будет гладко. Но это не так, жизнь не такая гладкая, как сказано в «Сефер а-Яшар», что этот мир – это поле перипетий (неве тлаот). И чтобы преодолеть эти проблемы и преуспеть в жизни, мы нуждаемся в избавлении. Таковым является выход из Египта, и все чудеса, которые совершил Всевышний для нашего народа в Египте, – фундаментальная основа нашей веры. Выполняя заповедь «Помнить о выходе из Египта», мы не просто отдаем дань знаменательным событиям, произошедшим тысячи лет назад. Вспоминая о выходе из Египта, ежедневно и особенно в Песах, мы вновь и вновь создаем духовную связь с источником, дающим нам заново силы, чтобы выйти на свободу из современных вариаций «египетского плена», в которых у каждого нет недостатка. Но всякий, кто не желает иметь связи с еврейскими законами, не просто отрицает свою причастность к нашей традиции, он, прежде всего, отрезает себя от духовного источника сил, так необходимых любому человеку.

Пишет царь Шломо в книге Мишлей (24:16): «Семь раз упадет праведник, но встанет, а нечестивые споткнутся от беды». Видно из стиха, что уже от первого, серьезного падения нечестивец не сможет оправиться. Но возразит на это нечестивец, что, на первый взгляд, нет никакой разницы между праведником и нечестивцем, и как праведник смог подняться семь раз, так и нечестивец сможет. Но отвечает нечестивому сыну Агада – для того, чтобы встать, не достаточно только физических сил, для этого нужно еще знать и обладать «основой и духовным корнем избавления», но его нет у тебя, потому что ты сам от него отказался.


http://www.beerot.ru/?p=13211