Выборы и выбор — Кто управляет миром?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1624
выбор

В Израиле в самом разгаре подготовка к первым в истории повторным выборам в Кнессет.

Не секрет, что некоторые политические силы строят свою кампанию только на ненависти и очернении религиозных евреев, и особенно — изучающих Тору. По сути, ничего другого своим избирателям они предложить не могут. Однако этой ненависти и лжи вполне достаточно для некоторой части нашего народа, о которой сказано (Йешаяу, 49:17): «Разрушающие тебя и уничтожающие тебя выйдут из среды твоей». Сама возможность прихода таких сил к власти вызывает тревогу у многих евреев в Израиле и по всему миру. Тем не менее, наблюдая и погружаясь во все эти события, легко «забыть» о важнейших основах нашего мира. От того, насколько мы помним и осознаем эти основы, насколько они укоренились в наших душах, зависит не только результат выборов, но и вся наша жизнь.

Любой, кто знаком с историей Израиля, знает, что местные политики не раз пытались нанести удар миру Торы.

Например, современной антирелигиозной партии «Еш Атид» предшествовала партия «Шинуй», которую возглавлял отец Яира Лапида. Кроме того, уже давно существует левая антирелигиозная партия «Мерец» (примечательно, что партия «Шинуй» также являлась одной из участниц этого политического союза). Наш великий учитель рав Ицхак Зильбер всегда старался оправдать евреев — даже очень далеких от Торы.

Но тех, кто приводил других евреев к греху наш учитель никогда не оправдывал — даже несмотря на то, что их тоже вроде бы можно отнести к «похищенным детям». Их злостное противостояние всему еврейскому — признак глубоко укоренившегося в их душах зла. Если человек выбирает зло, он несет за это ответственность. Поэтому неудивительно, что наш учитель рав Ицхак Зильбер называл партию «Мерец» Амалеком.

Вместе с тем очень важно понимать, что сознательный выбор человека здесь не главное.

Если нет воли Всевышнего — ничто в этом мире не может свершиться. Но даже если задуманное зло не свершилось по милости Творца — люди несут ответственность за то, что выбрали. Совсем недавно произошла подобная ситуация во время выборов мэра Иерусалима. Группа хороших евреев хотела поддержать не просто нерелигиозного кандидата, но человека, который ставил своей целью борьбу с миром Торы. Всевышний не дал свершиться этим планам. Однако от ответственности за сознательный выбор зла это не освобождает.

Еще один важный аспект обсуждаемых вопросов замечательно раскрыт Рамхалем в книгах «Клах Питхей Хохма», «Даат Твунот» и других.

Замысел Всевышнего — принести добро творению. Это величайшая основа, которую нельзя забывать.

В этой связи приведем один тяжелый, но принципиальный пример. В Иерусалиме жил сравнительно недавно мудрец Торы и великий знаток человеческих душ — рав Шломо Офман. Сегодня это принято называть словом «психология», но рав Офман получил эти знания у своих учителей в ешиве Хеврон. И с его точкой зрения в этих вопросах считались величайшие мудрецы нашего народа, например, наш учитель рав Шах. В сборнике его бесед есть одна уникальная история.

После Катастрофы никто не брал на себя смелость говорить о произошедшем.

И это понятно, ведь нестерпимая боль от произошедшей трагедии сильна и поныне. А что говорить про те дни, когда душевные и телесные раны тех, кто пережил это, были очень свежи. Не было среди выходцев из Европы такого человека или семьи в народе Израиля, кого бы не затронула Катастрофа.

И вот в Израиль приезжает наш учитель рав Элияу Элиэзер Деслер. Его пригласили на пост машгиаха в ешиве Поневеж. И в одном из своих первых выступлений он задает практически невозможный в те дни вопрос: произошедшая Катастрофа — это было к лучшему или к худшему? В наши дни такой вопрос может вызвать тяжелую негативную реакцию. В те дни это был страшный вопрос. Ответ же в том, что весь замысел Творца — к добру.

Даже самые тяжелые периоды сокрытия Лика Творца, самые страшные гонения против нашего народа, — всё это, в итоге, приведет к добру.

Рав Деслер не собирался провоцировать людей, или, не дай Б-г, усиливать и без того страшную боль. Он хотел напомнить тем, кто его слушал, о важнейшей основе, на которой стоит наш мир: Всевышний не желает нам зла, и, в конце концов, все страдания приведут наш народ к истинному и вечному добру. Таким образом рав Деслер хотел пробудить души людей, многие из которых находились в состоянии тяжелейшей депрессии и апатии после произошедшего.

Нам сегодня также необходимо напомнить себе эту великую истину, о которой говорит раби Акива в конце трактата Брахот: все, что делает Всевышний, к добру.

Да, наш народ находится в опасном положении, которое усугубляется тем, что ненавистники и разрушители из нашей среды пытаются посягнуть на самое святое, что есть у нас — на мир Торы, мир ешив. И нет более тяжелого удара для нашего народа, чем удар по святым ешивам. Однако надо четко понимать, что те, кто пытается этот удар нанести, понесут наказание за свой выбор. А для нас важно то, что никакой злой замысел против нас не станет реальностью если не будет на это воли Творца. Тот факт, что мы находимся сейчас в таком положении — причина того, чтобы исправлять себя и принять на себя еще большее бремя Торы, чем есть сейчас. Демонстрациями и протестами нельзя отменить постановление Свыше! Только исправление и укрепление самих себя и наших близких в Торе и вере способно избавить нас от тяжкого приговора.

Стоит напомнить себе и то, сколько раз так называемые «партнеры» по правительственной коалиции предавали нас.

Всего шесть лет назад нынешний премьер-министр Биньямин Нетаньяу взял в коалицию нашего ненавистника Яира Лапида. Та коалиция отменила «закон Таля», попыталась ввести поголовный призыв в армию всех учащихся ешив (с уголовным наказанием для «уклонистов»), нанесла тяжелейший ущерб материальному положению изучающих Тору. Это было всего шесть лет назад!

Мой учитель, глава ешивы Тифрах, рав Авиэзер Пильц сказал по этому поводу, что стоило перетерпеть все эти невзгоды тогда, чтобы перестать опираться на «своих» людей в правительстве.

Смысл этого нужно понять. Мы приняли от наших мудрецов прошлых поколений определенный порядок.

Мы должны жить по Торе и, как говорится, не лезть на рожон (не выступать против властей), чтобы были законы, ограждающие учащихся ешив, чтобы была возможность помогать нуждающимся семьям. Так поступали наши великие учителя. Например, Хазон Иш написал письмо Бен-Гуриону с просьбой не призывать девушек на так называемую «национальную службу». При этом он сказал, что знает: рав из Бриска, рав Ицхак Зэев Соловейчик не подпишет это письмо. Почему?

Наш учитель ответил так: «В подобного рода письме с просьбой, обращенной к главе правительства, не может не быть каких-то внешних знаков почтения и заискивания, и, поскольку рав из Бриска весь – воплощение истины, он не может подписать письмо, в котором есть нечто от заискивания» (цитата по р. Шломо Лоренц, «В кругу великих», том 1, 1:4). Но сам Хазон Иш написал письмо! Ибо таков путь наших учителей, великих мудрецов Торы.

Наша обязанность — продолжать эту борьбу наших великих мудрецов.

Мы должны бороться за то, чтобы у каждого еврея была возможность посвятить себя изучению Торы на Святой Земле. Нам сложно даже представить себе ту защиту, которую дают нашему народу те, кто учит Тору в Израиле. И бороться за это нужно именно так, как указывали нам Хазон Иш и рав Шах, а не выходить «на баррикады» и бесполезные демонстрации.

Но вот Всевышний посылает нам испытание, лишая нас традиционных средств борьбы. Творец таким образом дает нам понять, что полагаться следует только на Него! Вся суета, связанная с выборами, закрывает от нас важнейшую истину, и наши (совершенно правильные, полученные от великих мудрецов Торы) усилия не приводят к желаемому результату. Почему так происходит? Чтобы мы понимали: Всевышний правит миром, и все исходит только от Него!

Давайте вдумаемся в то, что происходит: вот уже шесть лет в Израиле нет закона, который бы ограждал учеников ешив от призыва в армию!

«Закон Таля», как уже говорилось, был отменен Багацем. Но пострадал ли мир ешив? Вопреки стараниям ненавистников и разрушителей, наши ешивы по-прежнему на месте, и голос Торы не умолкает в домах учения!

После смерти нашего великого учителя рава Аарона Лейба Штейнмана одна из нерелигиозных газет «почтила его память» следующим образом: этот старик семнадцать лет обводил нас вокруг пальца. Что это значит? На протяжении семнадцати лет, которые рав Аарон Лейб стоял во главе еврейства Торы, ни одна попытка призвать учеников ешив в армию (включая упомянутую выше инициативу Лапида) не увенчалась успехом. Однако нерелигиозная пресса ошиблась: при всех своих великих заслугах наш учитель был лишь посланником Всевышнего, цельно исполнявшим Его волю.

Нам нужно научиться видеть правление Творца во всем, что нас окружает.

Нет Лапида, нет Либермана, которые мешают нам жить и нас ненавидят. За свои дурные намерения они будут наказаны, хотя мы должны молиться за то, чтобы все они сделали тшуву как можно скорее. Нужно знать, что миром правят не Нетаньяу, Либерман и даже не Дональд Трамп. Миром правит Всевышний! И если мы не хотим, чтобы Свыше над нами была установлена власть упомянутых политиков, нужно очистить свой разум от неверного понимания происходящего.

В любой, даже самой тяжелой ситуации, во время кризисов и войн мы должны полагаться только на Всевышнего и Его бесконечное добро!

Первое из Десяти речений во время Синайского откровения провозглашает Единство Творца. Это обязывает нас избавиться от всевозможных зависимостей этого мира. Не политики правят миром, миром правит Всевышний.

Когда мы сами ставим себя в зависимость от власть предержащих в этом мире, Творец начинает управлять нами через них.

Мы не раз говорили о замечательной сгуле рава Хаима из Воложина («Нефеш а-Хаим», 3 врата, гл. 12). Человек, находясь в опасности, должен укрепиться и объяснить самому себе, что в мире ничто не происходит помимо воли Творца, и Его Единство пронизывает все творение. Никакое событие — доброе или нет — не происходит, не будь на то Его воли. Глубокое осознание этой истины — причина того, чтобы другие силы полностью потеряли власть над человеком. Когда человек избавляется от этой внутренней зависимости (определенные силы или другие люди имеют над человеком власть только в силу этой зависимости), он освобождается от опасности, которую эти силы несут.

Не всегда все происходит так, как нам хочется. И не всегда посланники нашей общины выигрывают выборы.

Но не они, и уж тем более не Нетаньяу с Либерманом не определяют то, что произойдет с нашим народом. Мы должны избавить себя от «рабства» подобного мировоззрения, голос которого доносится с улицы. Это голос неверия и чуждых для нас понятий, который не должен проникнуть в наши дома и наши ешивы. Ложная вера в «силу» Нетаньяу или Трампа пытается проникнуть к нам и поработить наше сознание. Поняв и осознав все это, мы сможем обрести цельную веру во Всевышнего и Его добро.

Подготовил: Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=46914