История Иерусалима

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1695
история иерусалима

«И в Иерусалим, Твой город, возвратись милосердно, и обитай в нем, как Ты обещал. И навечно отстрой его вскоре в наши дни, и трон Давида без промедления в нем установи. Благословен Ты, Г-сподь, отстраивающий Иерусалим» (Из молитвы «Шмоне Эсре»).

Всем известно, что Иерусалим — это особенный город. В этом уверены не только евреи и не только израильтяне. Почему ООН постоянно обсуждает Иерусалим, как будто бы от статуса этой сравнительно небольшой столицы крошечного государства зависит будущее планеты? Почему, когда правительство США, следуя решению, принятому около двадцати лет назад, переносит посольство в Иерусалим, вся мировая пресса кричит так, как будто американцы по меньшей мере сбросили атомную бомбу на пару миллионов мирных жителей? Население Иерусалима — меньше миллиона человек. Количественно ему далеко даже до какого-нибудь областного центра в стране средних размеров. Тем не менее Иерусалим — это тема, которая уже много лет постоянно муссируется мировой прессой, и похоже, что большинство жителей Земного Шара не только знает о его существовании, но и успело сформировать мнение о статусе этого города.

Почему международная общественность не может оставить Иерусалим в покое? По какой причине мировая пресса, сама того не желая, постоянно привлекает к нему внимание?

Конечно, Иерусалим — это древний город, в котором есть интересные места и древние реликвии. Неудивительно, что живописные развалины привлекают сюда археологов, любителей истории и туристов. Но древних городов много, и их история обычно мало влияет на современные события. В противоположность этому, прошлое Иерусалима живо обсуждается на международной арене и вызывает бурные эмоции. Какое отношение к современности имеют события двух- и трехтысячелетней давности?

С моей точки зрения, сложившаяся ситуация является убедительным подтверждением того, во что наш народ верит уже четыре тысячи лет, а именно,  что Иерусалим — это «врата Небесные», от которых действительно зависит весь мир.

История Иерусалима начинается с Адама, Ноаха и нашего праотца Авраама. Для того, чтобы стать основателем еврейского народа, Авраам должен был выдержать десять испытаний. Последнее и самое тяжелое испытание — принести в жертву своего любимого сына Ицхака, единственного достойного продолжателя традиции и носителя учения Авраама. Всевышний Сам указывает Аврааму, где должно произойти это событие — на горе Мория. В этом месте приносили жертвоприношения родоначальники человечества — Адам и Ноах. Именно в этой точке, и ни в какой другой, Авраам и Ицхак смогут достигнуть того духовного совершенства, благодаря которому от них произойдет еврейский народ. Именно это место таит в себе ключ к будущему исправлению всего человечества и всего мира.

Когда праотец Яаков бежал из дома, спасаясь от мести своего брата Эсава, он специально вернулся к этому месту и лег там. Мудрецы поведали нам, что это место — гора Мория — находится в центре земли Израиля. Они также раскрыли нам, что гора Мория в будущем станет Храмовой горой, а в месте, в котором Авраам построил жертвенник для заклания своего сына, будет построен жертвенник будущего Храма. Но на это уйдет еще примерно тысяча лет. Перед этим потомкам праотцов предстоит тяжелейшее египетское рабство, скитание по пустыне Синай и завоевание земли Израиля. Только после того, как евреи вернулись в свою землю и прожили там около четырехсот лет, царь Давид определил, где должен находиться Храм, и отвоевал эту землю у евусеев. Его сын, царь Шломо, построил Храм в месте, где соединяются небо и земля, где у каждого человека есть возможность приблизиться к Творцу. Через это место благословение и достаток, исходящие из высших духовных миров, мощным потоком спускаются в материальный мир.

Царь Шломо построил Храм и сделал Иерусалим блестящей столицей своей державы. Но было бы величайшей ошибкой думать, что Иерусалим был подобен Риму или Лондону в то время, когда эти города являлись «столицами мира». Центральная роль этих городов основывалась на военной мощи, на способности завоевывать и подавлять другие народы. Роль Иерусалима определялась его духовным статусом. Иерусалим был городом святости, мудрости и Торы. Царь Шломо был самым мудрым из людей, и главное его достижение заключалось в том, что он построил Храм. Как известно, в Храме в специальном зале заседал Высший суд мудрецов, который служил источником знаний Торы для всего народа Израиля. Таким образом, Иерусалим стал местом, в котором человек мог достичь наибольшей близости к Творцу. Близости интеллекта — посредством изучения Торы, которая позволяет человеку связаться с Высшим Разумом, и близости чувств — посредством жертвоприношений, молитвы и явного ощущения Б-жественного присутствия.

Неимоверное материальное богатство города было лишь рамкой, обрамляющей его духовное величие. Роскошь царского дворца являлась не самоцелью, а инструментом для освящения Имени Всевышнего.

Потомки Шломо не смогли удержать народ Израиля и город Иерусалим на том уровне, которого требовал от них Всевышний. Из-за того, что народ и его правители не устояли перед соблазном идолопоклонства, на Израиль стали нападать враги, — орудия, необходимые для того, чтобы призвать народ к выполнению заповедей Торы.

Во времена царя Хизкияу ассирийцы выслали на Иерусалим огромное войско, не имеющее себе равных в древнем мире. Но праведность еврейского царя Хизкияу, который уничтожил идолопоклонство и заставил весь народ усиленно изучать Тору, спасла город. Благодаря его заслугам и заслугам царя Давида город был спасен.

Храм Шломо простоял 420 лет, и, в конце концов, был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. Пророки много раз предупреждали народ, что причиной разрушения Иерусалима будет не военная победа врагов Израиля, а духовное падение самих евреев.

Через семьдесят лет народ Израиля вернулся в свою землю и вновь построил иерусалимский Храм. Но период Второго Храма был омрачен постоянными распрями между евреями. После того как Маккавеи свергли греков и восстановили еврейское царство, раздоры только усилились и, наконец, вылились в настоящую гражданскую войну. В еврейском народе образовались разнообразные группы. Была группа, которая боготворила греческую (а потом — римскую) культуру, и взяла курс на ассимиляцию. Другие группы оставались верными нашему Б-гу и традиции, но и между ними возникали разногласия и распри.

Талмуд повествует о том, как обоюдная ненависть и неуважение среди жителей Святого города привели к доносам и, в конце концов, к осаде Иерусалима римскими легионами.

Что стало причиной падения города и страшной резни, в результате которой погибли миллионы евреев? Если бы попавшие в западню люди были объединены и подчинялись власти мудрецов, они еще смогли бы спасти ситуацию. Они могли либо выдержать осаду, либо заключить мир с римлянами. Но заблуждающиеся «патриоты», евреи, которые выполняли большинство законов Торы, но не желали следовать голосу разума и подчиняться мудрецам, вынудили всех остальных пойти на кровавые стычки, приведшие к поражению, разрушению Храма, гонениям и, в конечном итоге, к полному изгнанию евреев из Святой Земли.

Падение Иерусалима и разрушение Храма были лишь началом серии поражений, постигших этот город. Он пришел в упадок, и, казалось бы, его должна была постичь та же участь, которая постигла другие разрушенные города: он должен был постепенно превратиться в безликий холм. Такова судьба многих покинутых городов. Тем более она должна была постигнуть Иерусалим, который римский властитель Тарносрупус специально разрушил до основания и частично вспахал. [Таким образом было исполнено пророчество Михи (3:12): «Поэтому из-за вас, как поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим руинами станет, и гора дома Г-сподня — высотами лесистыми».]

Но в действительности Иерусалим не был забыт.

Евреи, находящиеся в изгнании, несколько раз в день упоминают его в молитвах. В день 9 Ава евреи всех поколений скорбят о разрушении Храма. Интересно, что другие народы тоже, хотя бы подсознательно, понимают, что Иерусалим — это особенный, святой город. История Иерусалима после изгнания из него евреев — это история многих завоеваний. Персы, римляне, арабы, крестоносцы, мамлюки, турки и британцы поочередно завоевывают Святой город. В течение нескольких столетий евреи могли только мечтать о возвращении в Иерусалим. Но уже в 13 веке великий мудрец Рамбан приезжает туда и начинает возрождать там еврейскую общину. Этой общине суждено вырасти за счет одного из самых трагичных событий еврейской истории — изгнания евреев из Испании.

Многие изгнанные из Испании и сбежавшие из Португалии евреи поселились в Турции. Там они достаточно быстро построили благополучные, цветущие общины. Хотя в мусульманских странах евреи всегда оставались людьми второго сорта, в Турции они не подвергались преследованиям со стороны местного населения и пользовались благосклонностью и поддержкой правительства. Когда эти евреи обратились к турецкому султану с просьбой дать им разрешение переселиться в некоторые города Святой Земли, они несомненно сделали это не в поисках материальной выгоды и не просто для того, чтобы переехать в другую местность. Ими двигало сознание, что Святая Земля всегда обладала особенным, возвышенным статусом. Самые большие еврейские мудрецы и праведники (в том числе люди, которых мы до сегодняшнего дня можем назвать своими наставниками: р. Моше Кордоверо, Аризаль, р. Йосеф Каро) переезжали в Святую Землю для того, чтобы обрести большую ясность в понимании Торы.

Через несколько столетий за испанскими евреями последовали евреи из земель, которые сегодня называются Литвой, Польшей и Беларусью. Ученики Виленского Гаона прибыли в Святой город Иерусалим, чтобы жить там в святости и возродить былую славу города, который до разрушения был «вратами небесными» — местом, куда со всего мира приходили люди, желавшие приблизиться ко Всевышнему. Аналогично действовали и ученики рава Исраэля Бааль Шем Това, также ставшие неотъемлемой частью ашкеназской общины Иерусалима.

Таким образом, возрождение Иерусалима началось с тех, кто ясно осознавал его особую святость, и кто хотел жить в месте, в котором ощущается Б-жественное присутствие.

Рамбан и следовавшие за ним в течение шестисот лет евреи стремились воссоздать Иерусалим таким, каким он должен был быть по замыслу своих великих основателей — городом святости и полета духа. Поселенцы хотели бы исправить грехи тех, из-за кого были разрушены два Храма.

Однако за последние 150 лет в Иерусалиме появились личности, движимые совсем другими идеями. Они забыли о том, что само их пребывание на Святой Земле и в Иерусалиме возможно только благодаря тому, что десятки поколений их предков как минимум три раза в день молили Б-га о возвращении в Сион и в Иерусалим, и были готовы пойти на самопожертвование ради сохранения своего еврейства и сохранения мечты о Сионе.

Эти люди почему-то решили, вопреки истории, вопреки пониманию других народов и вопреки самой Торе, что Иерусалим должен быть обыкновенным городом, как Москва, или Богота, или Бангкок. Захватив власть в городе, эти люди поспешили претворить свои пагубные планы в жизнь.

Даже в те годы, когда большая часть населения Иерусалима не соблюдала заповеди, действия мэрии, направленные на секуляризацию города, шли вразрез с интересами и желаниями жителей. Немногие жители Иерусалима были заинтересованы в том, чтобы здесь открылся Мормонский центр, приглашенный в город мэром Тедди Колеком. Совершенно точно известно, что очень немногие иерусалимцы поддерживают парады извращенцев и хотят, чтобы их дети обсуждали это аномальное поведение и подвергались подобному влиянию. Зачем же мэрия содействовала этим парадам и тратила огромные средства на их охрану? Для того, чтобы доказать всему миру, что мы «как все», что мы не хуже Парижа или Сан Франциско.

Но несмотря на немалое число проведенных парадов, тезису о заурядности Иерусалима все равно никто не верит. Каждый день можно наблюдать, как по абсолютно тихому, «спальному» району Санедрия в поисках «нарушений прав человека» шныряют машины с голубым символом «UN» («ООН»). Что мешает им уехать в страны, где происходит геноцид, где мирное население зверски уничтожается миллионами, а тюрьмы до отказа набиты политическими заключенными? Только то, что даже в потускневшем из-за пропаганды сознании ооновских «миротворцев» Иерусалим никогда не станет обыкновенным городом.

Единственные, кто не готов понять и признать факт уникальности Иерусалима, — это его потерявшее еврейское самосознание руководство.

Из-за этого упрямства напрямую страдают рядовые жители города. Например, горя желанием установить в городе какую-то им одним известную демографию, власть имущие ввели правило, по которому запрещено открывать школы, соответствующие изменяющемуся характеру населения районов. Это выражается в том, что зачастую дети из района А вынуждены ездить на автобусе в школу в район Б, а дети из района Б ездят в школу в район А. Ведется целенаправленная борьба против соблюдающего Тору населения города. Мормонов и извращенцев правительство принимает с распростертыми объятиями. В арабские районы вкладываются огромные средства. Евреев же и их детей оно всеми силами старается вытеснить из города.

Правительство готово тратить многие миллионы шекелей на пустующие стадионы, а синагоги в религиозных районах переполнены до такой степени, что даже на улице рядом с синагогой негде приткнуться. Мэрия не только не готова выделять средства на общественные нужды. Она не дает даже разрешений на построение столь необходимых нам зданий за свой счет.

Следя за новостями, можно прийти к выводу, что борьба за еврейский Иерусалим — это борьба между израильтянами и палестинцами.

В действительности, истинная схватка за Святой город ведется не в ООН, а в наших домах. Наше право находиться здесь определяется тем, как мы себя ведем и чего хотим от Святого Города. Если мы хотим, чтобы Иерусалим стал городом Торы — это тот город, за который молились наши бабушки и дедушки, и который нам обещал Всевышний. Если же мы превратим его в еще один город баров и кинотеатров — тогда, действительно, какое право мы имеем тут находиться?

Конечно, каждый житель Иерусалима, который ведет себя достойно, изучает Тору и выполняет заповеди, очищает атмосферу этого святого города и притягивает к нему Б-жественное присутствие. Будем надеяться, что Всевышний услышит наши стенания, отстроит еврейский Иерусалим (а не израильский Амстердам), воздвигнет Храм и вернет на трон еврейского царства праведного царя-Машиаха!


http://www.beerot.ru/?p=44937