Как изучать Тору? — Понимание и открытия

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

4246

В праздник Симхат Тора в ешивах принято принимать на себя обязательства, целью которых является духовный подъем в аспекте заповеди изучения Торы. Логика данного обычая в том, что радость Симхат Тора поможет человеку принять на себя обязательство и выполнить его. Поэтому поговорим немного о способах изучения Торы. Ведь основная причина того, что эта заповедь не исполняется должным образом, заключается в том, что люди просто не знают, как понять лист Гемары или стих Писания…

Прежде всего, следует отметить, что каждый из читающих эти строки находится на своем уровне – отличном от уровня другого. Некоторым сложно даже читать Гемару, но и среди тех, кто хорошо умеет читать, также есть люди на разных уровнях. Тем не менее, в данной статье я постарался написать то, что в равной степени касается всех нас.

Первый этап. Необходимо ясно понять слова и их связь в отрывке, на котором мы решили сосредоточиться.

Второй этап. Не глядя, что пишет Раши, и что пишут другие комментаторы, напрячь данную нам Святым, благословен Он, голову и спросить себя: понятно ли мне прочитанное?

Третий этап. Если представлен спор мудрецов, следует спросить себя: позиция какой из сторон мне более понятна (даже несмотря на то, что пока мы знаем немного)? Затем следует задать себе следующий вопрос: в чем логика второй стороны данного спора?

Четвертый этап. После того, как у нас уже есть определенное понимание мишны или гемары, заглянем в комментарий Раши, чтобы проверить себя. Если его слова совпали с моими – очень хорошо. Если нет – еще лучше! Благодаря этому мы можем понять, что Раши сообщает нам что-то новое, а не само собой разумеющееся. Теперь следует поломать голову: почему Раши пишет не так, как думали мы? Если вы еще только в начале пути, вы, вероятно, выясните, что либо ошиблись вследствие нехватки знаний, либо допустили логическую ошибку. Тогда вы можете сделать вывод, что именно поэтому Раши не объяснил, как вы. Однако, если же вы обладаете многолетним опытом и удостоились помощи Свыше, то, скорее всего, обнаружите, что ваши мысли совпали либо с вопросом Тосафот, либо с объяснением Рашба и т. п. Такое открытие доставляет великую радость – вы сами подумали о том же, что записали великие комментаторы прошлого! Таким образом, Тора становится живой Торой! Для вас слова Тосафот и комментаторов становятся не сложным для изучения материалом – наоборот, эти мудрецы помогли вам тем, что задали ваш вопрос!

[Дополнение рава Игаля Полищука. Однако, даже если вы нашли подтверждение вашему подходу в словах комментаторов, ни в коем случае не пренебрегайте словами Раши! Помните, что для нас Раши – важнейшее и абсолютно незаменимое звено в цепочке передачи Торы! Поэтому нужно вдуматься и понять, что именно Раши говорит «не так». Почему он не выбрал вроде такое простое и ясное объяснение, а предложил свое.

Приведу одну замечательную историю, рассказывающую о том, как родился комментарий «Пней Йеошуа». Автор книги – великий мудрец Торы и каббалист рав Яаков Йеошуа Фальк был главой ешивы во Львове (тогда – Лемберге). Однажды в городе возник страшный пожар. Рав Фальк, находившийся в ешиве, обнаружил, что здание уже охвачено огнем, и нет никаких путей к спасению. Тогда он принял на себя обет (разрешается принятие обетов в случае опасности), что если Всевышний спасет его, он напишет книгу, в которой разъяснит глубину слов Раши там, где их оспаривают оппоненты-тосафисты. После принятия обета он увидел путь к спасению из охваченного огнем здания. Так родилась книга «Пней Йеошуа» – дословно «Лик спасения».]

Пятый этап. А что если изучаемая вами мишна либо гемара цитирует стих Писания? Во-первых, следует взять ту книгу, в которой написан этот стих, открыть ее и прочесть искомый стих – вначале не читая комментарии. Затем нужно посмотреть на контекст – стихи, написанные выше и ниже. Иногда нужно понять, почему мишна либо гемара процитировала именно этот стих, а не предыдущий. Иногда – связан ли весь отрывок Писания с содержащимся в нем стихом (в контексте того смысла, который находит в нем мишна либо гемара – прим. перев.).

Во-вторых, следует посмотреть комментарий Раши и перевод Онкелоса. Надо понять, на каком понимании стиха основывается Талмуд! Продвинутый ученик может также, при желании, посмотреть комментарии Ибн Эзры, Рамбана и Сфорно.

В-третьих (данный совет адресован продвинутым ученикам), если на данный стих есть алахический мидраш (Мехильта, Сифра, Сифри), стоит открыть его. Зачастую вы увидите в нем совершенно иное толкование этого стиха, что заставит вас думать: почему мидраш разъясняет так, а Вавилонский Талмуд – иначе?

В-четвертых (данный совет также адресован продвинутым): если в своем комментарии на Пятикнижие Раши объяснил не в соответствии с пониманием Гемары, то надо понять, почему Раши пишет так, а не иначе.

[Дополнение рава Игаля Полищука. Однако нельзя объять необъятное и нужно научиться ограничивать себя в широте материала, чтобы не «потерялась» основная изучаемая тема. Этот совет касается и начинающих учить и уже опытных учеников ешив.]

Шестой этап. Вы уже смогли понять как Раши и Тосафот (здесь следует отметить, что совершенно не обязательно учить все комментарии Тосафот – в особенности, когда они занимаются сторонними вопросами, не имеющими прямого отношения к теме), но жаждете узнать и то, что писали другие комментаторы. Не используйте постоянно сборники комментариев наподобие «Шита Мекубецет». Откройте книгу одного из мудрецов-ришоним (например, Рашба) и пройдите вместе с ним изученную тему заново.

Что можно считать открытием в Торе? Для того чтобы ваши изыскания попали в эту категорию, совершенно не обязательно создавать, подобно раби Акиве Эйгеру, целые системы. Достаточно и того, что сказал раби Хаим из Воложина: все, что было недостаточно ясным для вас (!) в изучаемом вами отрывке Гемары либо в словахришоним, а затем стало вам понятным, является открытием в Торе! Стоит записать это!

Подготовил рав Э. Швальб 


http://www.beerot.ru/?p=19154