Маамар аль а-Агадот — 1 — Подход к различным видам высказываний мудрецов — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1850

Обучающие высказывания – это те, которые излагают основы из основ мудрости, либо связанные с наставлениями о путях служения [Всевышнему], либо связанные с мудростью постижения Б-жественного.

Комментарий

Здесь автор упоминает самый первый принцип, на котором основывается понимание высказываний мудрецов. Он заключается в том, что все сказанное мудрецами – это «основы из основ мудрости», основы мировоззрения и понимания Торы. Мудрецы не передали нам просто полезные советы – ни в области психологии, ни в области физиологии или медицины. В традиции, полученной от мудрецов, также отсутствуют просто истории, легенды и описания исторических событий. Все советы, истории и легенды, переданные нам мудрецами, содержат скрытое знание и основы мудрости.

[Тот факт, что многие из советов мудрецов комментаторы понимают буквально, и книги по еврейскому закону нередко приводят их в качестве руководства к практическим действиям, объясняется тем, что эти советы истинны и в простом понимании. Кроме того, выполняя инструкции мудрецов в простом практическом смысле, иногда можно задействовать силы, на которые эти советы намекают, даже если тот, кто их выполняет, не имеет об этих силах никакого представления. Здесь автор подчеркивает, что мудрецы не передали нам указания, как вести здоровый образ жизни, и т. п. Цель передачи этих советов – донести до нас их завуалированный смысл. Тем не менее, в некоторых случаях их внешняя оболочка тоже является истиной.]

Все сказанное мудрецами – это основополагающие принципы, на которых строится мудрость, раскрытие самой глубокой и самой сокровенной истины, которая определяет обсуждаемый в данный момент предмет, сущность этого предмета.

Например, когда мудрецы сказали (Авот, 2:5), что чрезмерно застенчивый человек не может учиться, а чрезмерно придирчивый не может преподавать, они не намеревались указать на какую-то психологическую закономерность. Цель этого высказывания – не подчеркнуть, что чрезмерно застенчивый человек не может учиться, так как боится задать вопрос, когда чего-то не понимает, а чрезмерно придирчивый не может преподавать, так как его ученики боятся задавать ему вопросы, и из-за этого не понимают предмет до конца. Это очевидные вещи: любой человек, даже не обладающий острым умом, может прийти к ним самостоятельно. В действительности, мудрецы говорят, что в самой природе чрезмерно застенчивого человека есть что-то, что мешает ему изучать Тору, а в природе чрезмерно строгого человека есть что-то, что мешает ему передавать Тору ученикам (так как эта мишна говорит именно об изучении Торы).

Для того, чтобы достичь истинного понимания этой мишны, необходимо выяснить, почему эти качества препятствуют изучению и преподаванию Торы. И таким должен быть подход ко всем словам мудрецов.

Пример высказывания мудрецов, «связанного с наставлениями о путях служения [Всевышнему]». Написано в трактате Недарим (22а): «Над каждым гневающимся человеком властвуют все виды ада». Поверхностное понимание этого высказывания говорит о том, что чувство гнева приводит человека к дурным поступкам. В действительности, в слова мудрецов заложен более глубокий смысл.

Сила зла, пылающая в человеке, разжигает огонь ада, как объясняется в книге «Нефеш а-Хаим» (1:12): «И об этом говорили наши мудрецы, благословенной памяти, когда сказали, что грешники углубляют ад. Подразумевается, что грешники сами углубляют себе ад, расширяют его и разжигают его своими грехами, как написано (Йешаяу, 50:11): “Вот все вы, возжигающие огонь, поддерживающие искры, — идите в пламень огня вашего и в искры, которые разжигали вы! От руки Моей суждено вам это, в скорби лежать будете”. И поэтому, когда мужи Великого Собрания поймали и заключили дурное начало, пламя ада погасло само собой. И об этом написано в книге “Зоар” (Трума, 109): “Чем больше грешники разогревают себя пламенем дурного начала, тем больше разгорается пламя ада. Однажды не оказалось дурного начала в мире — и в это время погасло пламя ада и не горело. А когда в мир вернулось злое начало, и грешники начали разогреваться из-за него — то и в аду снова запылало пламя. И это из-за того, что пламя ада пылает только благодаря жару злого начала грешников”».

Виленский Гаон в комментарии к книге Мишлей (21) пишет, что существует две основных категории злого начала: вожделеющее и гневающееся. Они соответствуют двум стихиям – воде и огню [вожделение соответствует воде, а гнев – огню]. Таким образом, очевидно, что гнев и ад происходят из одного источника – из начала огня. Человек, совершающий грех, находится в аду, а тот, кто злится, в самом прямом смысле передает огню ада власть над собой.

«Наставлениями о путях служения [Всевышнему]» занимается человеком, свойствами его души, и т. п. Например (Псахим 50б): «Пусть человек занимается изучением Торы и выполнением заповедей даже не ради них самих, ибо, выполняя не ради них самих, придет к выполнению ради них самих». В данном высказывании мудрецы открывают нам, как выработать правильное отношение к изучению Торы и выполнению ее заповедей. Для этого в первую очередь необходимо заниматься Торой и заповедями. И тогда в сердце возникнет правильное отношение к ним, что позволит начать выполнять их ради них самих.

«Мудрость постижения Б-жественного» занимается вопросами, связанными с волей Творца, в соответствии с тем, как она раскрывается в этом мире. [Ибо это единственный открытый нам путь к познанию воли Творца.] В книгах Мишны и Талмуда эта мудрость в основном завуалирована, а книги каббалы ее раскрывают и подробно обсуждают. Но многие ее открытые и доступные элементы упоминаются и в книгах мудрецов, которые не принято классифицировать как кабалистические. Например, написано в Мишне в трактате Сота (гл. 1, мишны 7-9): «Той мерой, которой человек отмеряет другим, отмеряют и ему… Например, Мирьям ждала Моше некоторое время, как написано (Шмот, 2:4): “И стала сестра его поодаль, чтобы знать, что с ним случится”, поэтому весь еврейский народ задержался из-за нее в пустыне на неделю, как сказано (Бемидбар, 12:15): “И была заключена Мирьям за пределами стана семь дней, и народ не выступил в путь, пока не была принята Мирьям”».

«Объясняющие высказывания разъясняют написанное в Святых Писаниях». Например, то, как объясняется стих (Шмот, 21:24): «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» в книге мидраше «Мехилта» (91): «”Глаз за глаз” – денежная компенсация». То есть тот, кто выбил глаз человеку, должен заплатить ему денежную компенсацию за нанесенный ущерб. Далее Мидраш объясняет, каким образом этот закон выводится из Писания.

***

Те обучающие высказывания, которые связаны с наставлениями о путях служения [Всевышнему], не нуждаются в объяснении на данный момент, ибо великая польза, которую они приносят, широко известна, и свет, который они источают, открыт для всех. Благодаря этому никто не пытается их опровергнуть, и они не таят в себе опасности неверного понимания. Поэтому сейчас мы будем говорить о высказываниях обучающих, связанных с мудростью постижения Б-жественного.

Комментарий

Для того, чтобы правильно понять высказывания мудрецов, необходимо обладать соответствующими знаниями и высоким уровнем Б-гобоязненности и ясности мышления. Автор подчеркивает, что возможны две разные ошибки при изучении других видов высказываний мудрецов. Одна из них – это полное отрицание их слов: «никто не пытается их опровергнуть». Тот, кто не обладает инструментами, необходимыми для понимания смысла высказываний мудрецов, может с легкостью прийти к их отрицанию, так как для непосвященного в их тайны их внешняя форма нередко противоречит простому пониманию и очевидной логике. Другая – это неправильное понимание слов мудрецов: «они не таят в себе опасности неверного понимания». Тот, кому не хватает Б-гобоязненности или ясности мышления, запутается в понимании слов мудрецов и придет к ошибочным выводам. А такие выводы могут привести как к неправильному выполнению заповедей, так и к ошибкам и непониманию в вопросах мировоззрения, что, в свою очередь, может довести до полного отрицания основ веры и до идолопоклонства.

***

Тебе, конечно, уже известно, что вынудило мудрецов Мишны записать слова Устной Торы, несмотря на то, что им был известен запрет передавать ее в письменном виде: они увидели, что знания Торы ослабевают; из-за продолжительности изгнания и трагических событий истории способность запоминать уменьшается, и глубина понимания мельчает. В результате Тора забывается. Поэтому, основываясь на заповеди (Теилим, 119:126): «Время действовать ради Г-спода: преступи Тору Твою», решили запечатлеть в книге объяснение всех заповедей, чтобы оно осталось навечно. И запись эта – то, что называется Мишной и Талмудом.

Комментарий

«Им был известен запрет передавать ее в письменном виде», но Устную Тору можно было записывать для исключительно личного пользования. Рамбам написал в предисловии к книге «Яд а-Хазака», что во всех поколениях главы поколений записывали для себя то, что выучили от своих учителей, чтобы не забыть, и пользовались этими записями для устного преподавания Торы. Другие люди тоже вели записи, каждый в соответствии со своими возможностями и со своим уровнем. Но передавать Тору ученикам можно было только устно.

«Они увидели, что знания Торы ослабевают». Речь идет о вопросах веры и об истинном мировоззрении. Только человек, обладающий чистым сердцем, истиной Б-гобоязненностью и готовностью использовать все свои силы для изучения Торы, может приобрести достаточные знания, чтобы передать Тору следующему поколению. Так как количество таких учеников трагически сократилось, возникла вполне реальная опасность, что им не удастся передать Тору следующему поколению, и она будет утеряна, не дай Б-г.

«Глубина понимания мельчает». Рамхаль пишет в начале своей книги «Игрот Питхей Хохма ве-Даат»: «Тот, кто владеет многими ответвлениями, но не корнем – приходит не к знанию, а к беспорядку. И вся его мудрость зависит от памяти, а не от способности приобрести знание и понять. Ведь если он забудет даже одну деталь, то эта деталь будет полностью потеряна для него». То есть тот, кто не обобщает свои знания и не выводит общие правила, которым эти знания подчиняются, постоянно рискует потерять то, что ему известно. Ибо, не обладая общим правилом, он не сможет восстановить забытую деталь, основываясь на логике. Поэтому при потере способности обобщать приобретенные знания уменьшение памяти является сущей катастрофой, ибо потерянное невозможно восстановить. С другой стороны, если правила мудрости известны, и логика сильна, то есть возможность реконструировать то, что было забыто, как сказано (Трума, 16а): «Многие слова Торы были забыты в период скорби по Моше, но Отниэль бен Кназ восстановил их с помощью логики».

«Решили запечатлеть в книге объяснение всех заповедей, чтобы оно осталось навечно». От предыдущих поколений мудрецов они получили традицию, по которой Устную Тору нельзя передавать в письменном виде. Тем не менее, было принято«решение» записать ее, основывалось на стихе (Теилим, 119:126): «Пришло время действовать для Б-га, и нарушили Тору Твою». То есть записывание Устной Торы, хоть и является безусловной необходимостью, в каком-то смысле остается «нарушением Торы». Но для того, чтобы предотвратить полное забвение Торы, мудрецы были вынуждены совершить это нарушение.

[Необходимо отметить, что пользоваться этим правилом разрешено только величайшим праведникам и мудрецам, лидерам своего поколения. Комментарий Раши на слова «нарушили Тору Твою» упоминает то, как пророк Элияу принес жертвоприношение на горе Кармель (см. Млахим 1, гл. 18). Это было нарушением закона Торы, так как в это время разрешалось приносить жертвы только в Храме. Рамбам в предисловии к Мишне подробно обсуждает то, что к этому времени Элияу многократно зарекомендовал себя как истинный пророк Всевышнего, и только благодаря этому у него появилось право совершить действие, идущее в разрез с законом Торы.

Раби Йеуда а-Наси, который записал Мишну, тоже был величайшим мудрецом и лидером своего поколения (см. Ктубот 103-104). Только он и люди его уровня могли принять решение о записи устной Торы.]

Из-за существования запрета каждое поколение записывало только тот минимум, который был необходим для предотвращения забвения. Кроме того, материал был записан таким образом, что его невозможно понять, не обладая устной традицией. Особенно явственно это проявляется в Мишне, которая изобилует весьма необычными правилами, утруждающими ее понимание, как, например, «Мишна записана не по порядку», и даже חסורי מחסרא, что означает, что фрагменты текста были намеренно опущены и передавались устно. Нехватку этих фрагментов можно обнаружить только посредством тщательного анализа текста. [Навыки для правильного понимания Мишны можно приобрести, изучая Талмуд. А тех, кто изучает Мишну самостоятельно, не основываясь на Талмуде, и пытается вывести законы в соответствии со своим пониманием, Талмуд (Сота, 22б) называет «разрушителем мира». Написано, что таким людям полагается проклятие.]

Подготовил рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=25804