Опасность призыва учеников ешив в армию

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1965

Опасность призыва учеников ешив в армию

Нам важно приучить себя на все события в мире смотреть глазами Торы. Сегодня много обсуждают вопрос призыва учеников ешив в армию; нам важно понять, как Тора смотрит на это.

Я сам был офицером в израильской армии и очень хорошо себе представляю армейский быт. Честно говоря, до того, как пойти служить, я, будучи уже соблюдающим заповеди, сам недоумевал: почему учащиеся ешив не служат? Но когда я попал в армию, у меня исчезли все вопросы…

Итак, начнем по порядку.

Земля обетованная и связанные с ней пророчества

Сказано в Торе, что наш народ будет рассеян по всему миру – «до края небес» (и это исполнилось в полной мере после двух мировых войн). Мы находим также еще три удивительных пророчества:

1. Наш народ сохранится, несмотря на рассеяние.

2. Наша земля будет нас ждать, и мы в нее обязательно вернемся.

3. Тора, которую мы получили от Всевышнего, не забудется.

Мы с вами являемся свидетелями того, что пророчества эти – истина! В СССР я был обычным советским еврейским ребенком, привыкшим стесняться своего еврейского происхождения, но на меня, как и на многих старших евреев, произвел неизгладимое впечатления сам факт создания и существования еврейского государства. Ведь подумать только: не так давно это была совершеннейшая фантастика – мы уже почти два тысячелетия жили в изгнании!

Земля Израиля дана при условии соблюдения Торы

Почему Тора не начинается с первой заповеди, а рассказывает вначале о создании мира? Раши объясняет: для того, чтобы показать и сделать ясным, что вся земля принадлежит Всевышнему, и, поэтому, когда придут другие народы к евреям и скажут: «Вы – грабители, забирающие чужую землю», – то им надо будет ответить: «Всевышний решает, кому дать свою землю, а у кого забрать ее! Ради решит, то есть народа Израиля и ради Торы, был создан Всевышним весь этот мир, и Он заключил с нашими праотцами союз о том, что земля Израиля дана нам навеки!» Дело, однако, в том, что в той же Торе нам многократно обещано и изгнание за ее неисполнение, и обещание это было дважды исполнено!

В ней сказано, что Земля Израиля – это не простая страна; она исторгает из себя нарушителей Закона, причем это касается даже неевреев. Когда ассирийский царь Санхерив перемешал все народы и поселил в ней людей из страны Кута (кутейцы, самаритяне), их начали здесь пожирать львы. Кутейцы поняли, что Б-г этой земли их не терпит, приняли еврейство, – и нападения зверей прекратились! Святая Земля не терпит нарушителей. Там, где говорится в Торе о запрещенных связях, сказано, что за этот грех земля исторгнет нас.

Всевышний дал нам землю Израиля с условием. Во всем мире это место называется «Святая Земля», и ее святость очевидна всем народам. Место это было избрано для Храма, для исполнения заповедей, и самое истинное место исполнения Торы – в ней. При выходе из Египта Моше пошел к фараону и передал ему слова Всевышнего: «Отпусти мой народ и будут служить Мне». Также и во времена СССР часто повторялись эти слова: «Отпусти мой народ», но, при этом, почему-то забывали вторую часть – «и будут служить мне»! Наше право на эту землю неподвластно обычной человеческой логике. Оно зависит лишь от Б-га, а не от кого-то еще, – не от ООН и не от любых других политических сил. Есть лишь одно условие – жить по Торе.

Бен Гурион, левый социалист, еще до создания государства Израиль, выступая перед народами мира, размахивал ТаНаХом: вот наше право на Святую Землю! А затем, вернувшись в нее, он размахивал уже совсем другими книгами… И вот однажды, в Америке, сказал ему представитель Саудовской Аравии в ООН страшные слова: «Не размахивай вырванной из ТаНаХа страницей!» Мы знаем, что в наше время, когда нет пророчества, Всевышний вкладывает слова порицания и осуждения в уста народов мира. Написано в святой книге Зоар (задолго до того, как в эту землю пришли арабы) о наших отношениях с арабскими народами: изначально Страна Завета была дана евреям, а после их изгнания ее удостоится народ, у которого тоже есть завет с Б-гом – народ Ишмаэля, у которого есть завет обрезания. Но у него это завет пустой, поэтому при нем земля пустынна, и право его – временное. И потому, когда мы живем по Торе, по Завету – нет у Ишмаэля силы взять эту землю, право его – пустое. Но, когда мы не исполняем свои обязанности, пренебрегаем своим Заветом, – у них появляются некоторые права. Мне было больно, когда египетский президент Садат посетил Иерусалим, поднялся на Храмовую гору и молился там. Потомок Ишмаэля пришел в эту землю с молитвой! А приходят ли с обращением к Б-гу нынешние лидеры Израиля?

Вера в силу оружия не выдерживает критики истории

Помню, когда я был в армии на офицерских курсах, в день Катастрофы для всех военнослужащих были организованы лекции. Сначала перед нами выступил командир офицерской школы, полковник, богатырь лет 30. Суть его лекции сводилась к следующему: была Катастрофа, мы были не подготовлены, а теперь, когда у нас есть оружие, мы в полном порядке, и никто нам не страшен! После него выступал один историк. Я его знал раньше – он никогда не выглядел человеком религиозным. Он отмахнулся от этого полковника, привел нам исторические параллели и объяснил, что Катастрофа случилась потому, что евреи не хотели быть евреями!

Давайте вспомним первую Катастрофу – разрушение Первого Храма. У евреев было и оружие, и армия, и воевать умели. Вторая Катастрофа – разрушение Второго Храма – опять же, было и оружие, и армия, и умение воевать… Так чем же современная винтовка лучше того оружия, которое не спасло нас тогда?! Сама эта идея – у нас есть оружие, мы за себя постоим, мы себя спасем – глупость. Если говорить реально, народ наш – небольшой. И даже если все мы соберемся, в военном плане нет у нас никаких шансов в войне против всего окружающего нас мира…

Был тяжелейший период в Святой Земле – перед Шестидневной войной. Ситуация, близкая к панике. В армии опасались, что будет 50000 убитых; армейская хевра кадиша готовила общественные парки под кладбища. И тогда большой мудрец Торы, адмор из Клойзенбурга, переживший Катастрофу, при встрече с главой правительства Леви Эшколем сказал так: «На что мы надеемся – мы знаем. А вы? На что вы надеетесь?» Тогда, после военной кампании, думающие военные признали, что случилось настоящее чудо – все события развивались строго по разработанному в штабе плану. Любой знающий человек понимает, что в реальности такого не бывает, чтобы во время военных действий все шло по плану.

Сейчас поговаривают о третьей интифаде (не дай Б-г)… Давайте вкратце вспомним историю первых двух. Первая началась вроде бы случайно, без особой видимой причины. Но говорят мудрецы Иерусалима, что причина была: как раз в это время мэр Иерусалима решил сделать святой город «более современным и просвещенным» и открыть некоторые развлекательные заведения в Субботу. Один мой знакомый, близкий к политике, сказал мне, что в тот период тоже поднимали вопрос о мобилизации учеников иешив…

История второй интифады: она началась, когда правительство Барака объявило планы произвести в стране «светскую революцию»…

Особенность Святой Земли в том, что мы видим Б-жественное Провидение постоянно. У нас очень-очень много врагов, а Всевышний их сдерживает совершеннейшими чудесами!

Всевышний совершает чудеса ради Торы

Ради кого же и ради чего Он совершает чудеса? Ради тех, кто открыто и нагло пренебрегает Им и бросает Ему вызов? Разумеется, нет! И здесь у нас есть проблеск надежды: Всевышний больше взирает на деяния праведников, нежели на грехи преступников. Несмотря на обилие тех, которые стремятся уничтожить все еврейское и полностью слиться с другими народами, есть в Земле Израиля большие праведники, учащиеся ешив, самоотверженно изучающие и соблюдающие Тору, и ради них Всевышний совершает великие чудеса.

Говорят наши мудрецы: дела праведников значат больше, чем преступления грешников. Давайте задумаемся, ведь это действительно страшно: сегодня мы как целое, к великому сожалению, – не тот народ, который хотел бы видеть Всевышний. Есть только одна надежда: на ту часть нашего народа, которая самоотверженно придерживается Торы. И именно против нее собирает свои силы Сатан, строящий планы оторвать также и эту часть народа от Торы.

Талмуд приводит несколько причин разрушения Первого Храма. Одна из них широко известна: три таких тяжких греха, как идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Была, однако, еще одна причина – то, что оставили Тору. И здесь нет никакого противоречия: пока евреи занимались Торой, Всевышний защищал их от наказания даже за очень тяжелые грехи. Ведь пока они занимаются Торой, у них есть шанс на исправление!

На войне самая страшная ситуация для армии – когда нет патронов, нет топлива, нет оружия. Сила Торы – это наше оружие в войне с дурным началом, в борьбе со злом. Это длительная битва, и у нас есть шанс, пока есть у нас наше главное оружие: самоотверженное изучение Торы во славу Всевышнего.


http://www.beerot.ru/?p=9143