О выборах

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1604

Написано в первой главе трактата «Авот»: «Не прилепляйся к злодею». И добавляют наши мудрецы – даже ради благого дела. Это место вызывает множество вопросов. И особенно – когда дело касается нашего народа, наших братьев, далеких от Торы. Ведь с одной стороны мы обязаны желать им добра и болеть за них, и понимать, что почти все они относятся к категории тинок шенишба – плененный ребенок. С другой стороны, следует хорошо понимать, что значит – «плененный». В наше время это означает еврея, воспитанного на ценностях, чуждых еврейским, и хуже того – собственно еврейские ценности отрицающих.

Приведем пример: Маугли, выросший в стае волков. Что он делал там, как он воспитан? Вел ли он себя, как человек? Думается, что нет. Что нам важно из этого понять? Думать хорошо о таких людях, заботиться о них – нужно. Но в такой ситуации, когда на нас могут повлиять их образ жизни и идеи, это также подпадает под наставление «не прилепляйся к злодею».

И такой подход сложно понять. С одной стороны, еврея нужно любить и стараться помочь, сделать все, чтобы ему было хорошо. А с другой стороны – мы от него отстраняемся, мы не можем быть с ним вместе. Это очень тяжелый момент, и нужно постараться в нем разобраться. Приведем еще один пример. Есть такое понятие – диод, полупроводник. Он проводит электричество с одной стороны в другую, а обратно – нет. И это то, что касается нашего контакта с людьми из категории «плененный ребенок» – он должен быть, скажем так, с диодом посередине. Он принимает от нас то, что мы даем ему, нашу поддержку и помощь, но мы не принимаем и не можем принять обратно то, что вредно нам и противоречит еврейскому мировоззрению. И это проблема, потому что всегда, когда есть очень тесный контакт, работа такого «диода» затруднена.

Перейдем к актуальной теме наших дней – выборам в Израиле.

Рассказывают, что Сатмарский Ребе, рав Йоэль Тейтельбойм, отрицавший всякую возможность связи еврейства Торы со светским государством, в том числе – участие в выборах, обратился к одному из величайших мудрецов того поколения, раву Яакову-Исраэлю Каневскому (Стайплеру), отцу рава Хаима Каневского, с вопросом – почему вы участвуете в выборах? Сам Стайплер призывал голосовать! Как же вы можете участвовать в выборах, спросил Сатмарский Ребе. Стайплер дал один очень простой ответ: «Мы не голосуем – мы спасаем то, что можно спасти».

 Почему же великие мудрецы призывали народ участвовать в выборах? Ведь человек находится в Кнессете, и вроде бы участвует в незаконных, с позиции Торы, вещах. Как это можно делать? Долгое время даже рав Шах не позволял представителям харедимной общины участвовать в правительстве. Как же можно разрешить эти противоречия? Хазон Иш объяснял это так. Если представителя еврейства Торы там (в парламенте) не будет – там будут делать то же самое, что делают, только еще хуже. Если мы можем позаботиться об укреплении Торы на Земле Израиля, то мы не помогаем совершать что-то дурное, а спасаем что-то хорошее.

Очень важно помнить, что все, что происходит с нашим народом – решается на Высшем Суде в Рош а-Шана и Йом Кипур. Более того, сказано: «сердца правителей в руках Б-га». И даже такой противник еврейства Торы, как Бен-Гурион, утверждавший, что через несколько десятилетий после основания государства Израиль тфилин можно будет встретить лишь в музее, – тем не менее, подписал документ об освобождении от призыва в армию учеников ешив. И если мы видим, как Всевышний управляет нашими ненавистниками в нашу пользу – так может лучше вообще не голосовать, как это делают сатмарские хасиды?

Но тут у нас есть другой подход. «Мишна Брура» (1 параграф, страница 8, «Биур Алаха» начиная со слов לא יתבייש) приводит и разъясняет алаху, о которой важно помнить всему народу Израиля. Это первая глава книги Шульхан Арух: человек не должен стесняться служить Творцу, даже тогда, когда все вокруг над ним смеются, и не стоит обращать на это внимание, и т. д. Объясняют наши мудрецы, что человек из-за внешних помех ни в коем случае не должен отказываться служить Творцу, но при этом не должен вступать с насмешниками ни в какие конфликты и споры. Мишна Брура в разделе Биур Алаха пишет следующее: это принцип при служении Всевышнему – то, что ты должен исполнять – исполняй, а с насмешниками не ругайся. Добавляет Хафец Хаим: «Знай, что Бейт Йосеф (составитель кодекса Шульхан Арух – рав Йосеф Каро, которого принято называть Бейт Йосеф – по названию величайшего из его кодексов) говорил не только о тех повседневных заповедях, которые касаются непосредственно каждого человека, и нет сомнений, что в такой ситуации не стоит ругаться, а нужно просто служить Творцу. Однако если человек находится в месте, где есть отступившие от Торы, которые восстают против Торы и хотят сделать какие-то постановления, касающиеся города (то есть всей общины, а не отдельного человека), и этими постановлениями они отведут народ от воли Творца – пусть обратится к ним с миром (не разжигая ссор и не ругаясь), чтобы они этого не делали. Но если его не послушали, то заповедь – ненавидеть их, и бороться с ними, и отменить их замысел всеми путями, которые только возможны». Для тех, кто знаком с биографией Хафец Хаима, эти строчки могут показаться странными – его доброта, любовь и забота о народе Израиля воистину не знали границ. Тем не менее, Хафец Хаим приводит источник своих слов – Теилим царя Давида: «И ненавистников Всевышнего я возненавижу, и с теми, кто восстает против Него, я буду бороться, и я их ненавидел максимальной ненавистью».

Возвращаясь к началу нашей темы, следует отметить, что сейчас ситуация во многом изменилась. Во времена Хафец Хаима были действительно злоумышленники. Сейчас же почти все они относятся к категории «плененный ребенок». И те слова, которые касаются ненависти, не так актуальны. Однако важно отметить тот факт, что, несмотря на то, что современному миру Торы противостоят «плененные дети», – это не причина не противостоять их разрушительному духовному влиянию. Хочется особо подчеркнуть то, что речь идет о борьбе с чуждыми идеями, а не с конкретными людьми.

Мы любим евреев, мы хотим добра каждому еврею, мы рады и готовы помочь и принять наших собратьев в нашей синагоге и в нашей ешиве, дать им Тору, нам больно за их детей, и нет здесь никакой ненависти. Но мы абсолютно не приемлем их идеи, которые разрушают наш народ!


http://www.beerot.ru/?p=9193