Пожары в Израиле

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1842
пожары

Как известно, начали злоумышленники осквернять Субботу, подняли руку на источник нашей святости и великолепия, — на глазах у всех, никого не боясь и ничего не стесняясь. При этом они вынуждают многих евреев, соблюдающих Субботу, работать в этот святой день. И нет никакой возможности выступить против них, чтобы разрушить эти планы, хотя их поведение угрожает всем живущим в Земле Израиля…

Как известно, наша сила — в устах. От наших праотцов мы унаследовали силу молитвы, и поэтому должны кричать и вопить, умоляя Всевышнего защитить нас от наказания за осквернение славы Субботы, чтобы оно не коснулось тех, кто соблюдает Шаббат, а ведь это — немалая часть жителей Земли Израиля. Надо просить, чтобы не пришла беда на все население нашей Святой Земли в целом (из воззвания великих мудрецов Торы рава Хаима Каневского и рава Гершона Эдельштейна).

Совсем недавно по Земле Израиля прокатилась волна разрушительных пожаров. Сгорели десятки домов, были эвакуированы несколько поселений. Конечно, у этих пожаров были свои физические причины, включая жару. Но кто принес эту жару? В этом мире Всевышний и проявления Его суда скрываются под всевозможными естественными событиями. Сказано в Талмуде (Шаббат, 119б), что пожары происходят там, где часто нарушается Шаббат. В Торе говорится: «Не зажигайте огонь во всех ваших поселениях в день Шаббата (Шмот, 35:3)». Комментаторы «Кли Якар» и Хида (рав Хаим Йосеф Давид Азулай) объясняют этот стих следующим образом: не разжигайте огонь Высшего суда нарушением Шаббата, поскольку это влечет за собой разрушительный земной огонь.

Я не претендую на точное знание духовных причин физических явлений.

Однако недавно в Израиле было тяжелейшее общественное нарушение Шаббата в связи с конкурсом Евровидение. Мы видели, как отреагировали на это (после многочисленных протестов и попыток отменить разрешение нарушать Шаббат из-за этого) главы нашего поколения. Рав Хаим Каневский обратился к нам с призывом к общественной молитве. К этому призыву рав Гершон Эдельштейн сделал важные добавления. Во время этой общественной молитвы вид многих наших синагог был таким, каким он бывает в Дни трепета. Я думаю, что эти молитвы очень помогли спасти нас от гораздо более тяжкого проявления Высшего суда, чем прошедшие пожары. Ведь когда нам неважно то, что другие нарушают Шаббат, то за эти нарушения взыскивается и с нас тоже. Когда праведные евреи, видя в Шаббат проезжающие еврейские машины, кричат им вслед: «Шабес!», они не особенно рассчитывают, что будут услышаны. Это крик, обращенный к самому себе и призывающий не оставаться безразличным.

Если нам больно за это, и мы протестуем хотя бы в душе, значит, мы сделали свою часть духовной работы. Остальное – в руках Всевышнего.

Теперь я хочу коснуться слов рава Гершона Эдельштейна по этому поводу. Он сказал о необходимости нам самим, то есть евреям Торы, укрепиться в изучении и исполнении законов Шаббата: «Каждому из нас следует укрепиться в соблюдении Субботы. Безусловно, это повлияет на все наше общество и приблизит к ее соблюдению как следует [по букве еврейского закона]. Как сказал мне Хазон Иш, если бней Тора [люди, полностью посвятившие себя изучению и соблюдению Торы] укрепляются в соблюдении Субботы, это влияет на все общество, чтобы и оно соблюдало ее как следует».

Хочу объяснить это на основе сказанного в недельной главе Бехукотай. Там содержатся величайшие благословения и страшнейшие проклятия (Ваикра, 26:3-45). Нам необходимо понять их источник. Его нам раскрывает Раши. Он подчеркивает, что слова Всевышнего: «Если законам Моим следовать будете» означают именно труд над изучением Торы (Ваикра, 26:3, Раши там). Каким же образом следование законам Всевышнего понимается здесь как труд над Торой? Дело в том, что следовать законам Творца во всех деталях и в различных, неповторимых жизненных ситуациях не так просто. Трудиться над Торой необходимо для того, чтобы волю Творца понимать правильно.

Воплотить слова Торы в практическую алаху – это не простая работа.

Для этого необходим тяжкий труд над ее пониманием, а также ясное намерение исполнить волю Творца. Только таким образом можно получить благословение и помощь Всевышнего в исполнении Его законов. Именно поэтому в Торе слова «заповеди Мои соблюдать будете» следуют сразу же за словами «если законам моим следовать будете» (там же). Именно в этом ключе следует понимать слова наших мудрецов: «Со дня разрушения Храма нет у Святого, Благословен Он, в мире [места], кроме четырех локтей алахи» (Брахот, 8а). Ведь правильное понимание алахи требует труда над Торой и помощи Всевышнего. Таким образом, труд над Торой, необходимый для того, чтобы прийти к знанию закона, дает нам огромную силу для ее исполнения. Когда этот труд становится частью личности человека, частью него становится и обретаемая им Тора. И эта Тора направляет его по своим путям. Силу следовать этими путями получает человек, который тяжело трудится над Торой ради ее исполнения.

И здесь особую важность приобретает труд над изучением законов Шаббата. Почему же он важнее труда над другими разделами алахи?

Для того, чтобы не ошибиться, скажем, в исполнении законов чтения «Шма, Исраэль» (в обычных ситуациях), достаточно прочитать соответствующий раздел в книге «Кицур Шулхан Арух». Здесь есть мало возможностей для нарушения закона. Но с законами Шаббата дело обстоит иначе. Сказано в трактате Хагига (10а), что законы Шаббата — как будто горы, подвешенные на волоске. Под волоском подразумевается тончайшая разница, отделяющая действие, запрещенное Торой, от действия разрешенного. Поэтому человек, не привыкший трудиться над Торой, сидя за субботним столом, может легко нарушить запреты Торы, не говоря уже о постановлениях мудрецов. Например, неправильно отделяя съедобное от несъедобного. Таким образом, он совершает нарушение запрета, за которое полагается принести грехоочистительную жертву.

И проблема здесь не просто в недостатке знаний, а в том, что они не влияют на автоматизм наших действий.

Когда же законы Шаббата станут частью нас самих в результате тяжелого труда над их изучением, мы будем исполнять их правильно даже автоматически. И это – та сила, которую человек может получить, лишь когда вкладывает душу в эту работу. Это не приобретается изучением кратких сборников окончательных постановлений законоучителей. Таким образом, суть дополнения рава Эдельштейна к письму рава Хаима Каневского в том, что нам нужно не только молиться и протестовать против общественного нарушения Шаббата, но и самим усилить изучение его законов настолько, чтобы они стали частью нас самих. Конечно, можно попытаться «уйти» от этих проблем, уподобившись страусу, прячущему голову в песок. Но это не работает даже в простых житейских ситуациях, а тем более — в отношениях с Всевышним.

В этих вопросах действует одна важная закономерность.

Когда повышается тщательность соблюдения Шаббата у людей, серьезно изучающих Тору, это оказывает влияние на другие части нашего народа. Но возможно и обратное влияние. Во времена Хазон Иша среди религиозных жителей Бней Брака было распространено нарушение запрета дойки коров в Шаббат с последующим употреблением молока. Ему пришлось приложить немалые усилия для того, чтобы это прекратилось. Но как это стало возможно вообще? Ответ на этот вопрос содержится в другой истории. Однажды у рава Ицхака Зэева Соловейчика спросили: «Почему религиозные евреи в Польше и Литве во время Второй мировой войны, спасаясь в Шаббат от опасности, пытались спасти и свое имущество, нарушая при этом законы Шаббата»? Он ответил, что, когда еврейские колхозники в Советском союзе пашут землю в Шаббат, это понижает уровень святости соблюдения Шаббата религиозными евреями Польши и Литвы.

К нашему огромному сожалению, мы сегодня живем в мире, в котором у подавляющего большинства еврейского народа Шаббат является будним днем.

Это оказывает на нас тяжелое влияние. На этом фоне и у нас снижается соблюдение Шаббата. Однако здесь действует важное правило: «Сторона добра – преобладает». Если мы сами усилим собственное соблюдение Шаббата и найдем возможность погрузиться в изучение его законов (и обучение этим законам других людей) с головой, мы сможем изменить баланс. И тогда наше тщательное соблюдение Шаббата окажет влияние на поведение наших далеких от Торы братьев, а не их поведение будет влиять на нас.

Сказано также в недельной главе Бехукотай: «А если не послушаете Меня… то поступлю с вами так: пошлю на вас ужас…». Объясняет Раши: «(То есть) не будете трудиться над изучением Торы (Ваикра, 26:14-16, Раши там)». Таким образом, труд над Торой является источником благословений, а его отсутствие – источником проклятий. В нашем народе принято стремиться получить благословение от праведника. Однако известно, что самое больше благословение дает соблюдение Шаббата. Сказано в «Леха Доди», что он (Шаббат) – источник благословения. Известно, что Хафец Хаим не давал благословений тем, кто не соблюдал Шаббат. Источник благословений, который мы ищем, находится в нашем труде над Торой и законами Шаббата и в их исполнении.

В нашем поколении многие люди возвращаются к Торе.

Утверждение о том, что такие люди получают полное искупление грехов, не однозначно. Есть грехи, которые искупаются через страдания и смерть. Однако наши мудрецы говорят, что человеку, соблюдающему Шаббат в точном соответствии с его законами, прощаются все его грехи, даже если он ранее поклонялся идолам, как в поколении Эноша (Шаббат, 118б). Отрицание Всевышнего и Его Торы подобно идолопоклонству, и это то, на чем мы выросли. Это грех, требующий искупления. Этим искуплением для нас, вместо страданий, может быть доскональное изучение и тщательное соблюдение законов Шаббата. Ведь необходимость искупления грехов никуда не делась. Хафец Хаим в своей книге «Шем Олам» объясняет, что соблюдение Шаббата в соответствии с его законами означает отказ от поиска поблажек для себя. Этим мы удостоимся прощения наших грехов без искупления их страданиями. Это станет возможным, если мы прилепимся к двум источником благословений: труду над Торой и законам Шаббата. Без этого невозможно их полноценное соблюдение. Так мы удостоимся благословений Торы и Шаббата.

Дай Б-г, чтобы наш труд над Торой повлиял на то, чтобы наши далекие от Торы братья вернулись к Всевышнему и к соблюдению Шаббата!

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=46741