Бешалах — «Помни о том, что сделал тебе Амалек»

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

4602

Недельная глава Бешалах

В этой статье речь пойдет об Амалеке и этому есть несколько причин. Во-первых, в нашей недельной главе Бешалах упоминается Амалек, а, во-вторых, недавние мировые события явно отражают влияние той нечистой духовной силы, которая присуща Амалеку.

Кто такой Амалек?

Амалек – всем известный злодей, внук Эйсава, знаменитый своей ненавистью к еврейскому народу и желающий уничтожить нас во что бы то ни стало. Его прямой потомок — Аман, поставивший своей целью уничтожить еврейский народ и потерпевший в этом сокрушительное поражение, в честь чего мы и празднуем праздник Пурим. К сожалению, с тех пор наши враги не успокоились, и сегодня, тысячи лет спустя, потомки Амалека продолжают следовать этому пути. Известно мнение наших мудрецов, что нацисты – это проявление Амалека, и взрывающие себя арабы, по мнению рава Мойше Шапиро, – это тоже Амалек.

Впервые Амалек нападает на еврейский народ при выходе из Египта. На первый взгляд, это была абсолютно безрассудная, обреченная на провал атака. После стольких чудес, сопровождавших евреев при выходе из Египта, ни у одного из народов мира не оставалось сомнений в Б-жественной охране нашего народа. Амалек это прекрасно понимал, но в силу своей сути не мог принять, а потому напал. И это нападение ослабило страх всего мира перед народом Израиля – пусть они победили, но, все же, с ними  можно воевать! Это самопожертвование ради нанесения ущерба евреям и является характерной чертой Амалека.

История противостояния

Борьба с Амалеком имеет давнюю историю: Эйсав завещал своему потомству воевать с потомством Яакова. Квинтэссенцией негативных сил Эйсава является Амалек. Если для Эйсава, в принципе, возможно исправление, то у Амалека этой возможности нет – это абсолютная концентрация зла.

Рамхаль в книге «Даат Твунот» (часть 2) приводит мидраш о том, что Всевышний позволил одному из ангелов восстать против Него. Творцу нужен был этот бунт для того, чтобы принести в мир дурное начало, самым известным проявлением которого является Ангел Смерти (он же – йецер а-ра, он же – ангел Эйсава). Именно эта сила бунта, которую допустил Всевышний, проявляется через Эйсава и Амалека.

Сила Амалека

Сказано Эйсаву: если еврейский народ отойдет от Торы, можешь сбросить с себя его ярмо – и получишь жизненную силу. Отсюда ясно видно, что сила Амалека и Эйсава – в отходе нашего народа от заповедей Всевышнего. Фактически, Амалек питается нашими грехами!

Впервые Амалек напал на нас при выходе из Египта – в месте, называемом Рефидим. Мудрецы сообщают, что в слове рефидим содержится намек на причину нападения. По одному мнению рефидим – это расшифровка фразы рафу ядаим мин а-Тора (ослабли их руки от Торы), то есть евреи стали меньше времени уделять изучению Торы. Второе мнение, что это производное от слова пируд (разделение), то есть были споры и разногласия в еврейском народе. Раши приводит еще одно объяснение причины нападения Амалека: народ Израиля стал сомневаться в присутствии Б-га среди них.

Интересно отметить, что эти три причины стоят напротив трех вещей, на которых держится мир: Тора, служение и добрые дела (как учат наши мудрецы в трактате Авот). Тора – ослабели их руки от Торы, добрые дела – разногласия в еврейском народе, сомнение во Всевышнем – сильнейший недостаток в служении. Получается, что Амалек – это своего рода антипод всему хорошему, что есть в мире. Он черпает свои силы из нашей слабости.

Цель Амалека

Амалек – это бунтарь против Б-га. Его макро цель – достичь наибольшего могущества и тем самым принизить величие Творца. Достичь этого можно, оборвав связь еврейского народа с Творцом, что приведет к разрушению замысла Творца. Ведь объясняет Раши, что берешит следует понимать, как бишвиль решит – ради решит, а решит – это Тора и народ Израиля. То есть Всевышний сотворил этот мир ради своей связи с народом Израиля посредством Торы, как сказано в святой книге Зоар: «Всевышний, народ Израиля и Тора едины» (народ Израиля связан со Всевышним посредством Торы).

Амалек ставит перед собой амбициозную цель и для ее реализации ему нужно много сил. Именно поэтому ему так важно нас ослабить, ведь, как мы уже упомянули, наша слабость – это его сила.

Используя тот же путь понимания Торы, как у приведенного выше Раши (бе = бишвиль), мы видим, для чего Амалек напал на народ Израиля в пустыне. Сказано, что Амалек напал берефидим, то есть бишвиль рефидим – ради того, чтобы ослабли руки евреев от Торы. Ведь не случайно был выбран именно этот момент – перед получением Торы. Амалек всеми своими силами хотел помешать народу Израиля получить Тору, лишить евреев возможности связи с Творцом.

Физически связь народа Израиля с Б-гом прежде всего проявляется в союзе обрезания. Совершая эту процедуру, мы как бы объявляем, что мы несовершенны и готовы на самопожертвование ради того, чтобы приблизиться к Творцу (стать более совершенными). Само обрезание состоит из двух частей – хитух (отрезание) и прия (переворачивание). Хитух символизирует собой готовность пойти на самопожертвование ради исторжения зла изнутри себя, а прия – тяжелую работу над собой, направленную на то, чтобы свои плохие качества перевернуть к добру. Это достигается только с помощью Торы, как сказано в трактате Кидушин: «Я сотворил злое начало, Я сотворил и приправу для него». Возникает вопрос – почему приправу? Ведь надо было сказать «лекарство»! Ответ как раз и лежит в том, что с помощью Торы мы получаем возможность перевернуть себя, использовать свои плохие наклонности к добру. Как приправа делает блюдо завершенным, так и занятия Торой делает человека цельным. Так, например, объясняя причину изнасилования Дины, Раши говорит, что она была «яцанит, дочь яцанит». Яцанит – дословно «выходящая», то есть нескромная. Но мы не находим у Раши критику Леи в том, что она была яцанит. Как же это объяснить? На самом деле, Лея тоже была яцанит и это характеризует ее поступок, когда она вышла из своего шатра для того, чтобы удостоится близости с Яаковом. Тем не менее, ее поступок не рассматривается как распущенность, ведь он был во имя Небес, ради будущего народа Израиля, то есть свою природную склонность она использовала на благое дело. Более того, мудрецы говорят, что Лея соответствовала Эйсаву и потому должна была стать его женой. Однако Лея тяжело работала над собой и горячо молилась, «выплакав все глаза», как говорит Мидраш. И поэтому, в отличие от Эйсава, не прилагавшего усилий для самосовершенствования, она удостоилась того, что из нее вышла половина колен Израиля, в том числе колено Йеуды (малхут – царство) и Леви (кеуна – служение в Храме). Дина же, унаследовав эту черту характера у своей матери, не смогла перевернуть ее к добру и потому пострадала.

Итак, мы видим, что обрезание – наш важнейший союз с Всевышним. Не случайно Амалек именно его избрал объектом своей атаки. Еще во время первого своего нападения на евреев при выходе из Египта, они отрезали место брита у захваченных евреев и бросали его вверх со словами «забери Себе свое!».

К сожалению, в последнее время мы все чаще видим нападки «просвещенных» народов на наш святой завет – попытка запрета на обрезание в Германии, и вот, последние новости из США, «оплота свободы», – объявление обрезания вредной для здоровья процедурой. В этом видится проявление Амалека.

Амалек в нашей среде

Приводит Виленский Гаон: Амалек не всегда снаружи: духовные силы Амалека проникли внутрь нашего народа вместе с эрев рав – народами, которые присоединились к евреям во время выхода из Египта. Так, например, рав Ицхак Зильбер считал, что Евсекция – это проявление сил Амалека.

Уже много лет на Святой Земле идет борьба с Амалеком, проникшим в среду нашего народа. Одним из плацдармов такой войны оказалось еврейское кладбище в Тверии, на котором находились могилы величайших танаим, амораим, а также Рамбама. Ради идеи строительства туристического комплекса на могиле Рамбама все эти могилы перевернули… Свидетельствуют, что рав Ицхак-Зеев Соловейчик плакал из-за этого ночами и, возможно, это сократило годы его жизни. Проблема осквернения древних могил нашими заблудшими братьями существует уже более 50 лет. Это осквернение не случайно, ведь кладбище у нас называется «бейт а-хаим» – «дом жизни», потому что мы верим в воскрешение мертвых. А вот выбрасывание останков в мусор является отрицанием этого.

Что мы видим сегодня? Приходит Амалек и хочет оторвать наших замечательных юношей, учеников ешив, от Торы (не дай Б-г). А ведь на их учебе держится мир, как сказано в Теилим (20:8-9): «Эти на колесницах, а эти на конях, мы же взовем к Имени Г-спода, Б-га нашего. Эти склонились и пали, а мы поднялись и окрепли». Кто знает, что бы стало с нашей Землей, не будь этих юношей? Но это не просто ненависть к ученикам Торы – это отрицание веры в силу Творца. Противники как бы говорят нам: «Признайте, что вы бессильны. А вот армия с автоматами – это и есть защита Израиля». Фактически нам предлагают признать, что руки Эйсава сильнее голоса Яакова! Это уже не политика и не вопрос симпатий, это – колоссальная духовная война. Осквернение могил – это отрицание воскрешения мертвых. Попытки оторвать учеников ешив от Торы – отрицание истинности Торы. Нападки на обряд обрезания – отрицание завета с Творцом. Отдельные действия складываются в картину общего отрицания святости еврейского народа, и потому особенно прискорбно замечать людей в кипах, поддерживающих такие идеи, ведь тем самым они поддерживают войну Амалека с еврейским народом!

Что делать?

Далеко не всегда есть у людей силы изменить ход исторических событий – у Всевышнего есть свой замысел, который не всегда соответствует нашим планам. Кроме того, сегодня мы не можем воевать с Амалеком физически. Тем не менее, у нас есть возможность противостоять Амалеку – исправить те вещи, которые дают ему силу. Мы, конечно, должны всеми силами препятствовать тому, что хочет сделать Амалек, как в Израиле, так и в Америке, и в Германии, и в других местах. Но главная война с Амалеком – внутри наших сердец.

Каждому из нас необходимо укрепиться в каждом из трех столпов: в Торе (самоотверженном изучении Торы), в служении (относиться с большим трепетом и вниманием к исполнению заповедей) и в добрых делах (быть добрее и отзывчивее, исправлять свои душевные качества). Есть и еще один важный аспект: в борьбе с Амалеком есть великая сила у тех людей, кто поддерживает Тору, как Зевулун поддерживал Иссахара. Речь идет о тех людях, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и погружены в материальный мир Эйсава, а с другой стороны – понимают, что основной мир – это Тора, и обращают в Тору то, что зарабатывают трудом своих рук. Это – колоссальная сила, это – переворот! Зевулун ведь тоже, как и Лея, связан со словом «еция» (выход), как сказано: «Радуйся, Зевулун, при выходе своем».

Величие Зевулуна в том, что он нашел в себе силы для того, чтобы перевернуть зло в добро, в том, что, не смотря на свой достаток, он не считает, что «сила и мощь моей руки» принесло ему богатство, а знает, что это – благословение от Всевышнего, рассчитанное и на него, и на его брата – Иссахара. Именно поэтому истинные отношения Иссахара и Зевулуна – это равноправные отношения, а не просто отделение маасера. Один тяжело учится – другой тяжело работает. Вместе, в равной пропорции, они делят и награду за Тору, и награду за труд. В таких истинных партнерских отношениях и заложена огромная сила, способная победить Амалека.


http://www.beerot.ru/?p=9621