Свобода слова — жизнь и смерть во власти языка

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2537

«Мне уже приходилось много раз говорить: кто-то из еврейского народа сидит себе дома и предается злоязычию или высмеивает ближнего – и за счет сил нечистоты, пробужденных грехом, в другой стране злодей убивает, Б-же упаси, еврея.

Об этом кричит книга Зоар: горе тому, кто видит и не понимает, что он видит! Насильственные смерти, убийства происходят в мире, и он проклинает арабского убийцу. Но почему не поймет, что он сам дал силу убийце воплотить свой дерзкий кровожадный замысел? Жизнь и смерть – во власти языка».

Гаон рав Йекутиэль Йеуда Альберштам, адмор из Цанз-Клойзенбурга

В Торе человек называется нефеш хая (в переводе – живая душа), и таргум Ункелос объясняет, что имеется в виду «душа говорящая». Величие «души говорящей» – это величие тех слов Торы, которые мы произносим, слов молитвы, и еще некоторые аспекты, связанные с понятием дибур, что буквально означает «слова», «речь». Есть также дополнительный термин – дабар, руководитель. Общий смысл в том, что своими словами человек руководит миром.

Вспомним историю о том, как праведный раб Тоби, который был мудрецом Торы, был послан своим хозяином, великим рабаном Гамлиэлем, принести с рынка самую хорошую вещь. Он купил и принес хозяину язык. Попросил его рабан Гамлиэль принести с рынка самую дурную вещь – и он купил и принес ему опять же – язык.

Силой слова мы творим миры. Книга Зоар пишет о том, что, когда человек своими словами в этом мире раскрывает новое понимание Торы, он действительно порождает высшие духовные миры. С другой стороны, невозможно реально оценить то зло, которое может принести наша речь. Хафец Хаим в книге «Шмират а-Лашон» пишет о том, что, если вдуматься в источник всего зла в этом мире, то это – грех Адама и Хавы, а причиной греха, в свою очередь, стало злоязычие змея, который, говоря дурно о Творце, соблазнил Хаву нарушить указание мужа и волю Всевышнего. Также говорится о том, что злоязычие подобно трем страшным грехам вместе взятым: убийству, идолопоклонству и разврату. Злоязычие – источник катастроф в нашем мире!

Есть замечательная книга нашего учителя Рабейну Йоны «Шаарей Тшува» (в русском переводе – «Как вернуть утерянное»). В третьей главе этой книги есть градация грехов по уровням тяжести, строгости наказания и так далее. Самый тяжкий уровень – это четыре группы грехов, совершающие которые недостойны присутствия Шехины. Эти группы: баалей лашон а-ра – люди, привычные к злословию («грех языка»); «лжецы – любители лжи» – те, кто привычны к обману; «насмешники» – те, кто любит насмехаться над другими. Последняя группа – «лицемеры», то есть те, кто поощряет и хвалит злодеев. Как вы могли заметить, все эти четыре категории самых страшных грехов, по сути, объединяет одно – они совершаются речью, это – грех языка.

Есть вещи понятные и привычные, с которыми никто вроде бы не спорит, и тем более важно как можно чаще вспоминать о них, как и о том, насколько самые простые и очевидные истины порой бывают скрыты под слоем «пыли». Недавно в Париже состоялась огромная демонстрация с понятной и вроде бы правильной мыслью – протестом против террора. Это событие было на первых полосах всех СМИ, при этом любой думающий человек не мог не задать себе вопрос: неужели террор возник лишь пару недель назад? Неужели сам факт террора оказался столь неожиданным и шокирующим, что миллионы людей вдруг в едином порыве поднялись на демонстрацию? Можно было бы сказать, что это – новинка для Франции, но тут мы (все следящие за мировыми новостями) не можем не вспомнить террористическую атаку на еврейскую школу во Франции! Совсем недавно мир был шокирован (как нам тогда казалось) кровавой резней в Ар Нофе. Это все не было терактами? Это ли не стоило многотысячных демонстраций? В чем разница?

Неприятные вещи тоже нужно говорить: теракт ли явился причиной демонстрации? Причина – в идолопоклонстве! Теракт – нападение на редакцию журнала – задел идола французов и большинства «прогрессивного человечества»!

Давайте эту мысль поясним на примере. От поездок в Америку остается смешанное чувство: с одной стороны, это – место, где евреи, слава Б-гу, могут жить еврейской жизнью без ограничений. С другой стороны, есть в этом неприятный привкус… Когда мне доводилось бывать в городе Итака, где жила моя ныне покойная мама и где находится известный во всем мире Корнелльский университет, я увидел, что местная еврейская община довольно слабая, но зато при университете действует организация, которая помогает еврейским студентам во всем мире – “Young Israel”, «Молодой Израиль». Они организуют особые условия для еврейских студентов – кашерные столовые, места для молитвы, какие-то еврейские библиотеки. В том городе, где я был, у этой организации был свой «дом молодого Израиля», где можно было перекусить, помолиться, мне удавалось там немного поучиться. По субботам молитва организовывалась в другом, более просторном месте. До сих пор не знаю, прав ли был я в том, что ходил туда молиться в Шаббат. Дело в том, что это был «дом молитвы» для всех! Зайдя в здание, я увидел, что на одной из дверей прибита табличка «корейская церковь», на другой двери –название еще какой-то религии, и так много-много дверей – на любой вкус и интерес. «Дом всех религий»! Ощущение мое при этом – естественное отторжение: я не готов поклоняться Всевышнему, как одному из «олимпийских богов»! Возникает неприятный привкус от поклонения некоему идолу – свободе, всегда и везде, во всех ее проявлениях. Вспомните, что является главным символом Америки? Статуя Свободы! Это ли не идол? Живя в Америке совершенно по-еврейски, можно не рассчитать и, не дай Б-г, начать поклоняться вместе со всеми американцами этому идолу!

Нам нужно разобраться в себе, чтобы, с одной стороны, быть благодарными Творцу за возможность жить полноценной еврейской жизнью, быть благодарными народам, среди которых мы живем, но, с другой стороны, не поклоняться идолу свободы.

Современный мир создал себе множество идолов свободы: свобода совести, свобода слова и печати. Может, они не так явно выражены, как статуя Свободы, но все это – идолы! Что такое свобода слова, по сути? Свободны ли мы с вами говорить то, что хотим? С точки зрения иудаизма, человек, который говорит все, что он хочет, называется тем, «над кем нет бремени Царства Всевышнего». Как сказано в Теилим, «мы будем говорить нашими устами, кто для нас Господин». Ведь есть свобода, а есть и распущенность…

Во Франции произошла трагедия, были убиты люди. Жертвами террористов стали сотрудники «сатирического журнала», про который я никогда раньше не слышал, и тем более не открывал, но ввиду произошедшего мне довелось узнать некоторые сведения о том, что он из себя представлял. Политикой этого издания и их главным кредо была вседозволенность – можно было насмехаться и издеваться абсолютно над всем, что приходило в голову редакторам и журналистам. Для нас с вами, учитывая написанное в книге «Шаарей Тшува», деятельность этого журнала подпадает под категорию «насмешников», то есть один из самых тяжких грехов! Частично об этом мы писали в статье, посвященной событиям в Париже…

Свобода слова – современный идол человечества. Точно такой же идол, как свобода кровопролития у этих мерзких убийц, оскорбленных карикатурами на Мухаммеда. У Мухаммеда есть определенные заслуги: он дал арабскому миру монотеизм, через него исполнилось обещание, данное Всевышним Аврааму, о том, что из Ишмаэля выйдет великий народ, но при этом, он никогда не был настоящим пророком Всевышнего… Убиты были люди, оскорбившие его образ. Но по этим жертвам ли так неистово сокрушались сотни тысяч людей, вышедшие на митинги по всему миру? Представляется, что на сами убитые не волновали демонстрантов – мало ли гибнет ежедневно людей, не важно, какой национальности и вероисповедания, человеческая жизнь давно потеряла свою цену… Однако задели их идола – право говорить то, что хочется!

Распущенность, безрассудство, полная безответственность – и весь мир превращается в пороховую бочку! Ни для кого не секрет, что по всему миру есть гнезда террора, и карикатуры на Мухаммеда оказались той искрой, которая взорвала эту бочку. Примечательно, что угрозы в адрес редакции этого журнала направлялись давно, и опасность была реальной. Но поскольку свобода слова – настоящий идол, то его поклонники идут даже на самопожертвование!

Не так давно пал коммунистический режим, и большинство из нас могли заметить только плюсы и добро в том, что принесла свобода – можно свободно совершить алию в Святую Землю, а тем, кто пока этого не сделал, можно свободно быть соблюдающим евреем. Подсознательно, те, кто испытал на себе давление старого режима, все противоположное ему – в первую очередь свободу, либерализм, демократию – воспринимают как абсолютное добро. И именно тут нас поджидает опасность впитать в себя чуждые еврейству идолы, такие, как свобода слова.

Позволю себе очень жестокое утверждение: у евреев нет свободы слова! Мы можем говорить только на те темы и теми словами, которые подобают нам, и лучшее, для чего нам был дан дар речи – раскрывать и провозглашать волю Творца в мире. Кому, как не нашему народу, знать, что слово может быть смертельно – катастрофа европейского еврейства имела в своем корне антисемитскую пропаганду амалекитян Гитлера и Геббельса, да сотрутся их имена (о силе злословия Амалека уже сказали наши мудрецы в трактате Мегила: не было подобного амалекитянину Аману в искусстве злоязычия). Страшная сила этой пропаганды отравила весь мир, в восточной Европе евреев продолжали убивать даже после войны! Немцы не раздавали винтовки и не платили зарплату кровавым убийцам – яд слова отравил людей! Мы все понимаем, как словом можно убить человека. У нас нет права убивать, у нас нет права говорить о ближнем дурное!

Евреи испокон веков жили в гетто – обособленных районах городов рассеяния. Сейчас, когда этого уже нет, нам надо сохранять свою обособленность, прежде всего, духовно. Это означает осознание того, что у нас нет ничего общего со свободой слова, с разнузданностью Европы. Поэтому мы должны ощущать двойную боль от того, что среди убитых сотрудников того журнала были евреи. Тот факт, что евреи участвовали в этом – наша истинная беда.

Сказано: «не радуйся, Исраэль, увеселениям других народов». Вокруг нас есть всевозможные «увеселения» – насмешки, злословие, сквернословие во всевозможных их проявлениях. Это все страшнейшие грехи языка. Во всем происходящем с нами нет естественной природы. Все события – это деяния и послания Всевышнего, и тем более, когда случаются события, подобные этому. Что мы можем из этого выучить, что понять из такого послания Свыше? Главное – увидеть и понять, что нам с вами надо постараться как можно быстрее и максимально дальше отдалиться от этого, не иметь вообще никакой связи с миром, где царствует малхут а-тума, царство мерзости и скверны – царство свободы слова. В царстве этом можно гадить, пакостить, говорить очевидную ложь… Не надо далеко ходить – можно увидеть отражение этого даже в как будто религиозной прессе. Невозможно читать о том, что говорят евреи друг о друге – и это проистекает из мнимой свободы поносить друг друга!

Как-то я говорил с одним религиозным журналистом и спросил у него: почему вы печатаете в вашей газете злословие? Разве на газету не распространяется запрет лашон а-ра? Этот журналист, будучи религиозным человеком, тем не менее, ответил мне следующее: а люди должны знать! Почему он так решил, с чего он взял, что во власти журналистов и редакторов отменить законы лашон а-ра и вместо Всевышнего решать, что можно и нужно говорить и писать? Повторюсь, моим собеседником был религиозный человек, живущий по воле Всевышнего, исполняющий заповеди, безусловно, человек хороших душевных качеств. Но слишком тесное его приближение к миру журналистики сделало свое дело, и он впитал в свою чистую еврейскую душу этот идол – свободу слова. Этот «кодекс чести журналиста» был воспринят им из так называемого свободного мира. Свобода такого рода – это, выражаясь проще, состояние, когда все инстинкты человека, все его низменные наклонности и дурные помыслы чувствуют себя полностью раскрепощенными. Мир опутан социальными сетями – и это прекрасная платформа для «свободного выражения себя» – можно писать на любую тему любыми словами, практически без цензуры!

Про катастрофу в Ар Нофе мы писали в журнале, писали и пишем мы также о том, что каждый из нас должен из этой трагедии вынести. Произошедшее в Париже также несет в себе послание к нам: несмотря на то, что нам очень удобно жить в свободном мире, надо не становиться жертвой идола свободы. Надо пользоваться тем, что народы мира дают нам возможность спокойно жить среди них, иметь при этом еврейские школы, кашерные магазины, синагоги и все прочее, – но при этом надо держаться подальше от их идолов, чтобы, не дай Б-г, не начать поклоняться им!

Надо отдалиться от распущенности, не допускать состояния, когда нет над человеком Высшей власти, которая не дает ему права говорить то, что говорить нельзя. Надо помнить про себя, что Всевышний доверил нашему народу коль Яаков – голос Яакова, и сила его – в молитве, в Торе, в добром слове поддержки и утешения. Эта великая сила дана нам с одним лишь условием: не осквернять ее, тогда как все «свободы» – это величайшее осквернение силы слова. Надо всегда помнить об этом и повторять слова Теилим, ставшие основой для знаменитой книги Хафец Хаима: «Кто человек, желающий жизни? Береги язык свой от зла…».

Потенциальная сила зла, заключенная в нашем языке, необычайно велика. Однако наши мудрецы вывели из Торы большое правило – мера добра больше меры наказания, меры зла, в 500 раз. Нефеш хая – это душа, живая сама по себе, и несущая жизнь другим, несущая жизнь всему миру. Эта сила зависит от того, храним ли мы ее в чистоте и святости. «Кто человек, желающий жизни» – жизни себе и окружающему миру. Это нужно всегда помнить и не поддаваться на влияние окружающих. Всевышний создал человека и дал ему возможность и свободу выбора, но при этом указал нам (Дварим, 30:19): «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, – и выбери жизнь!»

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=10991