Что такое независимость?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2711

В наше время независимость и свобода стали тем, к чему стремится почти все человечество. Люди хотят быть независимыми лично и финансово. Народы стремятся к политической независимости. Но каково отношение Торы к этим, на первый взгляд, очень правильным и привлекательным понятиям?

В Святом языке Торы есть принципиальная разница между определениями того, что такое свобода. Есть понятие бней хорин — буквально, «сын освобождения». Так называли евреев после выхода из Египта и обретения Торы. К такому состоянию мы все стремимся вернуться. И есть понятие хофши, «свободный» по-русски. Для евреев это слово было очень обидным. Между этими понятиями есть принципиальная разница.

Наш народ на протяжении истории не раз порабощали. Тем не менее, каждый Песах, мы называем себя именно бней хорин. Но разве есть свобода и независимость во время изгнания? На самом деле, еврей, который трудится над Торой, является бен хорин. Это выводится мудрецами из слов в недельной главе Ки Тиса (Шмот, 32:16): «…и письмена на них — письмена Б-га, высеченные на скрижалях (харут аль а-лухот)». Говорят мудрецы: «не читай харут, а читай херут», то есть буквально — свобода на скрижалях. В трактате Авот (6:2) говорится: «Нет человека по-настоящему свободного, кроме человека, который занимается Торой». Почему так? Постараемся объяснить это.

А почему же слово хофши для еврея обидно? Оно в нашем народе означает людей, которые «освободили» себя от бремени исполнения Торы. Про их подход к жизни в Торе сказано (Дварим, 8:17): «Сила моя и крепость руки моей добыли мне эту славу».

Такая «свобода» является одним из самых популярных идолов нашего поколения. Этот идол мнимой свободы не является чем-то новым. Те же желания и побуждения руководили строителями Вавилонской башни. Чего они хотели? Независимости! Несмотря на то, что в духовном плане то поколение были несоизмеримо выше нашего, оно желало получить благо от Творца, не подчиняя себя Его воле. Такое желание называется «знает своего Господина, и восстает против Него». На самом деле, такое поведение — результат воздействия тяжелейшей скверны, поражающей душу человека.

Рамхаль в книге «Клах Питхей Хохма» пишет, что когда-то все понимали: у мира есть Творец. Но отошедшие от истины думали, что после сотворения Всевышний оставил мир, передав правление людям. Это — величайшая ложь! Всевышний сотворил все для воплощения Своего замысла. Цели сотворения мира Творец раскрыл в Торе, и те, кто отходит от этого, выводит себя за рамки реальности. Такой человек подобен оторванному хвосту ящерицы. Он еще движется, но уже оторван от источника жизни. Единственное спасение — сделать тшуву, вернутся к Творцу, как к единственному источнику жизни. Такое искаженное понимание — «мир создан, а дальше мы здесь хозяева» — породило идеи свободы и независимости в том виде, в котором они существуют и в наше время. Такова была скверна поколения Вавилонской башни, которая господствует в умах и душах многих людей и поныне.

Слово «независимость» радует слух многих людей. Очень хорошо ни от кого и ни от чего не зависеть! Но когда человек декларирует свою независимость от Творца, он просто выводит себя за рамки реальности. Рамхаль в книге «Даат Твунот» пишет, что нет ничего (в нашем мире и высших мирах), что способно существовать без потоков блага и жизненной силы, исходящих от Всевышнего! Нет ничего, что способно существовать само по себе. Понятие «независимости» по отношению к Источнику жизни всего мира — абсолютно бессмысленно и является страшнейшим самообманом.

Желание быть независимым от других людей — вполне нормально. Источник зависимости в том, что человек получает что-то, что ему необходимо, от других. Поэтому человек вынужден подчинятся тем, от кого зависит. Поэтому важно помнить, что достичь независимости можно только одним способом — получать все, что необходимо, от Творца. Для этого нужно понять и укоренить в собственном сознании очевидную истину: весь мир, все творение, получает свои жизненные силы только от Творца. Даже самое мелкое насекомое и даже пылинка существует только потому, что на это есть воля Всевышнего.

Люди думают, что они зависимы от многих факторов. Например, в Израиле многие убеждены, что наше существование здесь зависит от американского президента. Ради этого люди буквально готовы встать перед ним на колени. Не сомневаюсь, что в Израиле есть немалая группа людей, в обязанность которых входит думать, как угодить американскому президенту. И подобных зависимостей — очень много.

Есть только один способ избавиться от этого. Понять, что все зависит только от воли Творца. Жизнь по воле Творца — истинная реальность и истинная свобода, а отход от Его воли — зависимость и уход в небытие.

Даже согрешив, человек не сразу умирает по воле Творца. Ему дается время на исправление своих грехов и возвращение к исполнению Его воли. Это похоже на больных, которые сами не могут дышать. Их подключают к аппаратам искусственной вентиляции легких, чтобы поддержать их существование. Так и человек, совершающий грех. Всевышний поддерживает в нем жизнь, не наказывая смертью за грехи, чтобы тот мог исправиться.

Таким образом, истинная независимость — это постижение того, что в этом мире есть только зависимость от Творца. Только Он является истинным источником всех благ, которые стремятся получить люди. По-настоящему мы зависим только от воли Творца, а все прочие «зависимости» попросту аннулируются. Поэтому наши мудрецы говорят, что тот, кто боится Б-га, не боится больше никого. Но тот, кто Б-га не боится, боится всего.

Тем не менее, остается принципиальный вопрос. Почему мудрецы называли по-настоящему свободным человеком того, кто трудится над Торой? Когда человек трудится над Торой, она становится буквально частью его самого. Тора — это раскрытие воли Творца. Постигая ее, живя в соответствии с ее законами, человек прилепляется ко Всевышнему, избавляясь при этом от других зависимостей, диктуемых материальным миром и дурным началом.

В начале многих сводов еврейского закона написано, что представлять Всевышнего перед собой — основа совершенства праведников, выполняющих волю Творца. Когда человек у себя дома, он поступает не так, как если бы перед ним находился великий царь. В присутствии царя человек будет тщательнейшим образом следить и обдумывать каждое свое действие. Источник этого — слова Рамбама в «Морэ Невухим». Там же Рамбам добавляет, что тот, кто живет, прилепив себя к Высшему разуму, разуму Торы, — спасается от всевозможных угроз окружающего мира. Терроризм, войны, финансовый кризис, бедность… Кто в наше время не боится всего этого? Только тот, кто прилепил себя к воле Творца. Жизнь такого человека уже не зависит ни от чего, кроме Всевышнего. А Он, как известно, желает блага Своим творениям, даже когда посылает им испытания. Такой человек — по-настоящему независим, именно он становится настоящим бен хорин.

Рамбам приводит и то, что будет с человеком, который не прилепит себя к Высшему разуму. Всевышний правит человеком всегда. Есть форма открытого правления Творца — ашгаха пратит. В такой форме Всевышний непосредственно управляет всем, что происходит в жизни человека. Есть и другая форма правления — эстер паним, сокрытие Лика Творца. В этой ситуации правление Творца происходит скрыто — через всевозможные силы этого мира. Человек попадает в зависимость от поступков и влияния других людей, различных процессов, которые происходят в мире. Пишет на эту тему Малбим, что, когда человек полагается на плоть и кровь (т. е., на других людей), Всевышний ставит его в зависимость от плоти и крови. Праведный Йосеф положился на виночерпия фараона, который забыл про него. В результате Йосеф провел в заключении лишние два года.

Наш мир живет в состоянии постоянного страха. Страх войны, страх обеднеть, потерпеть неудачу в воспитании детей, бизнесе… Стремление к независимости — это способ избавится от этих страхов. Если человек будет полагаться лишь на самого себя в решении этих проблем, то попадет в еще большую зависимость. Истинная независимость состоит в том, чтобы прилепиться к Творцу и Его воле, выраженной в Торе. Мы должны постоянно постигать Тору и жить по ней, избавляясь от влияний материального мира и собственного дурного начала. Это та самая свобода (херут), которую мы получили на горе Синай вместе со Скрижалями завета. От нас зависит, будет ли эта свобода высечена только на Скрижалях или также на наших сердцах.

Подготовил Арье Кац 


http://www.beerot.ru/?p=35179