Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления полотнищ. Работы «завязывать», «развязывать», «сшивать», «рвать»

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1817

Продолжение (начало здесь)

(21) Работа «завязывать»

Работа «завязывать» (קּוֹשֵׁר – кошер) заключается в соединении двух тканей или двух веревок с помощью узла.

При изготовлении шатра Откровения завязывали нити, которые порвались, когда из них ткали полотнища. Кроме того, ловцы хилазона вязали сети для лова (Шаббат, 74б, Раши).

Согласно мнению Раши, по Торе запрещено завязывать лишь такие узлы, которые затягивают навсегда (или, по крайней мере, на длительный срок). Завязывание всех подобных узлов и является основной работой – ав мелаха (Раши, Шаббат, 111б; «Орхот Шаббат» 10, с. 325).

Но Рамбам считает, что из Торы запрещены лишь такие узлы, которые завязывают профессиональным образом – маасе уман (Рамбам, «Шаббат», 10:1). К этой категории относятся, например, узлы, которые завязывают погонщики верблюдов и моряки (Шаббат, 111б), а также узлы, которые делают сапожники при изготовлении сандалий (Рамбам, «Шаббат» 10:1). В кодексе «Шулхан Арух» приведено мнение Рамбама: завязавший прочный узел, выполненный профессиональным образом, ответственен по закону Торы («Шулхан Арух», 317:1). А Рамо приводит и мнение Раши.

Учитывая оба приведенные мнения, работа кошер выполняется при завязывании любого прочного узла, способного продержаться длительное время (больше суток или, по облегчающему мнению, неделю и больше). При этом «профессиональный узел» (маасе уман) запрещено завязывать даже на самое короткое время. Но обычный узел по закону Торы на короткое время завязать можно. Однако, поскольку точно неизвестно, какие именно узлы, помимо указанных выше, считаются «профессиональными», а какие – нет, мудрецы устрожили требования закона, запретив завязывать любой прочный, например, двойной узел даже на самое короткое время (Рамо 317:1, «Мишна Брура»,14).

Хотя обычно работа «завязывать» связана с соединением двух веревок или предметов, тем не менее, завязывать узел на конце или посередине одной веревки тоже запрещено Торой. Ведь в таких случаях крепко держится даже одинарный узел, поэтому он приравнивается к двойному (Рамо, 317:1, «Мишна Брура», 15; «Хаей Адам», 26-27:1).

Однако в большинстве случаев (кроме указанных выше) одинарный узел вообще не считается «узлом», потому что он сам по себе держаться не будет. Соответственно, связывать одним узлом два конца ткани или два конца веревки разрешено («Хаей Адам», 26-27:1; «Орхот Шаббат», 10:10). Но если одинарным узлом стягивают два конца проволоки, то он будет крепко держаться, и это запрещено Торой («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15/166/).

Бантик тоже не считается узлом («Шулхан Арух», 317:5), ведь при этом связывают не концы, а середину двух шнуров, и такое соединение не будет долго держаться («Орхот Шаббат», 10:12). И также разрешено делать бантик на бантике, ведь ни первый, ни второй из них «узлом» не считается. Но в отношении бантика поверх одинарного узла принято устрожать, так как бантик укрепляет и сохраняет этот узел. Однако на короткое время (менее чем на сутки) такую комбинацию одинарного узла и бантика делать разрешено («Мишна Брура», 317:29; «Орхот Шаббат», 10:13-14). Соответственно, разрешено завязывать галстук. Но если его завязывают так, что посередине образуется устойчивый узел, то его необходимо развязать в течение тех же суток («Орхот Шаббат», 10:23; см. «Мишна Брура», 317:6).

Производной работой (толада) от основной работы кошер является скручивание нескольких веревок или нитей в одну более толстую (Рамбам, «Шаббат» 10:8; «Мишна Брура», 317:34). Но некоторые законоучители считают, что это действие относится к другой работе – тове, «прясть» («Хайе Адам», 25:1; «Мишна Брура», 344:11:2; см. выше).

(22) Работа «развязывать»

Работа «развязывать» (מַּתִּיר – матир) заключена в развязывании прочного узла (т.е. такого узла, который запрещено завязывать в Шаббат из Торы). Это основная работа – ав мелаха (Шаббат, 111б; Рамбам, «Шаббат», 9:7).

При изготовлении Шатра Откровения ловцы хилазона иногда отвязывали веревки от одной ловчей сети и добавляли их в другую (Шаббат, 74б, Раши). В этой связи некоторые авторитетные законоучители полагают, что из Торы запрещено лишь такое «развязывание», которое совершается для того, чтобы затем вновь завязать эту веревку узлом в другом месте (Тосафот, Шаббат, 73а). Но другие это мнение оспаривают и указывают, что из Торы запрещено развязывать прочный узел, даже не имея в виду завязать другой («Беур Алаха», 317:1, «Дино кмо»).

Согласно закону Торы, разрешено развязывать обычный прочный узел, завязанный лишь на короткое время. И все же, поскольку точно неизвестно, какие именно узлы считаются «профессиональными» (маасе уман), мудрецы запретили завязывать и развязывать любой прочный, например, двойной узел. Однако если такой двойной узел причиняет человеку боль и страдания, развязать его можно (Рамо 317:1, «Мишна Брура», 14). А если шнурок, который обычно вообще не завязывают узлом, а делают бант, все же, вопреки намерению человека завязался двойным или подобным прочным узлом, то в случае необходимости разрешено его развязать, а если невозможно развязать, то и разорвать («Хаей Адам», 26-27:2; «Зихру Торат Моше», 30:1; «Мишна Брура», 317:23).

И также, по мнению многих авторитетных законоучителей, разрешено развязывать двойные узлы, которые, как правило, не принято завязывать крепко – в частности, на женском головном платке, который завязывают лишь на короткое время («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15/167/; «Орхот Шаббат», 10:6/16/ от имени р. Й.-Ш. Эльяшива).

Производная работа (толада) от основной работы матир – расплетать веревку на составляющие ее более тонкие (Рамбам, «Шаббат», 9:8; «Мишна Брура», 317:34). Но другие относят это действие к другой работе – поцеа («распускать»; см. выше).

(23) Работа «сшивать»

Работа «сшивать двумя стежками» (תּוֹפֵר שְׁתֵּי תְפִירוֹת – тофер штей тфирот) заключается в сшивании двух кусков ткани.

При изготовлении Шатра Откровения сшивали полотнища (Раши, Шмот 26:3 и Шаббат 73а).

Минимальный объем работы, за который нарушитель ответственен по закону Торы, указан в мишне – «два стежка» (Шаббат7:2). Сначала игла и нить проходят через оба соединяемые куска ткани в одном направлении (это первый стежок), а затем – в противоположном направлении (это второй стежок). Но и сделав два стежка, нарушитель ответственен по закону Торы только в том случае, если он закрепил два конца нити узлом – ведь без этого стежки сразу же разойдутся (Шаббат, 74б, Раши; Рамбам, «Шаббат», 10:9; «Орхот Шаббат», 11, с. 343).

Работа «сшивать» считается выполненной даже в том случае, если после двух стежков сделан лишь одинарный узел. Но если завязывают двойным узлом, то при этом совершаются две запрещенные работы – и «сшивать», и «завязывать» («Мишна Брура»,340:27; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры). А если нарушитель делает больше двух стежков, то он ответственен по закону Торы за выполнение работы «сшивать», даже если не завязал нитку (Рамбам, «Шаббат», 10:9; «Мишна Брура», 340:27). И хотя ответственность по закону Торы наступает только при завязывании нити после двух стежков или при трех и более стежках, тем не менее, запрещено делать два стежка даже без последующего завязывания («Мишна Брура», 340:27; «Орхот Шаббат», 11, с. 343).

Запрещено также затягивать нить, чтобы укрепить ослабевший шов в уже сшитой одежде, и затянувший такую нить ответственен по закону Торы (Шаббат, 75а, Раши; «Шулхан Арух», 340:6; «Хаей Адам», 28:2).

Основная работа тофер осуществляется именно при соединении кусков ткани с помощью нити. А производной работой от тофер является соединение двух листов бумаги или двух кусков кожи с помощью клея (Рамбам, «Шаббат», 10:11; «Шулхан Арух», 340:14).

(24) Работа «рвать»

Работа «рвать для того, чтобы сшить двумя стежками» (קּוֹרֵעַ עַל מְנָת לִתְפֹּר שְׁתֵּי תְפִירוֹת – кореа аль манат литфор штей тфирот) заключается в разрывании ткани для зашивания и исправления.

При изготовлении Шатра Откровения мастера разрывали для исправления ткань полотнища. Например, если полотнище проедала моль, то перед тем, как зашить образовавшееся круглое отверстие, разрывали ткань выше и ниже него, чтобы не было складок при зашивании (Шаббат, 75а, Раши).

И поскольку никакой другой потребности в разрывании ткани при изготовлении Мишкана не было (Раши, Шаббат, 73а), основной работой (ав мелаха) считается только разрывание для последующего исправления. Но если человек разрывает ткань для другой цели – например, разрывает край одежды в скорби по умершему – это производная работа (толада) от основной работы «рвать для того, чтобы сшить». А если человек разрывает без всякой цели – просто для того, чтобы испортить, то запрет Торы при этом не нарушается (Шаббат, 105б; Рамбам, «Шаббат», 10:10; «Мишна Брура», 340:44). Но мудрецы запретили рвать и для того, чтобы испортить («Мишна Брура»,340:43; «Орхот Шаббат», 11 с. 349).

Минимальный размер разрыва, за который нарушитель ответственен по закону Торы, указан в мишне – нужно, чтобы при последующем зашивании на месте разрыва уместились бы два стежка (Рамбам, «Шаббат», 10:10).

Производной работой от основной работы кореа («рвать») является разъединение двух склеенных листов бумаги или кусков кожи для какой-либо конструктивной цели (Рамбам, «Шаббат», 10:11; «Шулхан Арух», 340:14, «Мишна Брура», 43).


http://www.beerot.ru/?p=30280