Законы о поддержании тепла и подогревании пищи в Субботу — 1

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3054
оставлять греться пищу в субботу

Законы о поддержании тепла и подогревании пищи в субботу

Вступление

Один из величайших комментаторов Талмуда, раби Зрахия а-Леви («Бааль а-Маор»), приводит специальное постановление наших учителей, обязывающее всех евреев наслаждаться в субботу горячими блюдами. Те, кто поступают согласно этому постановлению, удостаиваются великой награды, а того, кто в субботу ест все исключительно холодным, необходимо проверить, не «мин» ли он («мин» – человек, отрицающий дарование Торы Всевышним). Этими словами Рамо в своих примечаниях к «Шулхан Аруху» начинает законы о подогревании пищи в субботу («Орах Хаим», гл. 257).

Чтобы человек мог в полной мере исполнить предписание наслаждаться в субботу горячими блюдами и напитками, он, помимо законов варки, обязан досконально изучить постановления мудрецов, относящиеся к поддержанию тепла и подогреванию пищи в субботу. Эти законы состоят из трех разделов:

  1. Законы о том, каким образом разрешено до субботы оставлять пищу и напитки на огне, чтобы они были горячими в субботу («шийя»).
  2. Законы о том, каким образом разрешено ставить изначально или возвращать пищу и напитки на источник тепла в субботу («хазара»).
  3. Законы о том, каким образом разрешено утеплять пищу и напитки, чтобы они оставались горячими в субботу («атмана»).

Часть 1

Законы о том, как оставлять греться пищу и воду на субботу («шийя»)

Общие сведения

По Торе разрешено до субботы оставлять пищу и напитки на огне, даже если они будут вариться в субботу, т. к. в субботу человек не совершает никаких действий, связанных с варкой. Однако мудрецы, опасаясь, как бы хозяйка, обнаружив, что пища не доварена, или что вода недостаточно горяча, не забыла о субботе и не увеличила огонь, нарушив тем самым запрет разжигать огонь («мавъир») в субботу, в некоторых случаях запретили оставлять пищу и воду на огне до субботы.

После того как пища или вода достигли определенного состояния готовности, отпадает острая необходимость в увеличении огня, следовательно, и вероятность того, что человек неумышленно совершит нарушение Торы, ничтожна. В вопросе о том, при каком состоянии готовности пищи и при какой температуре воды уже нет повода для опасения, мнения мудрецов Мишны разошлись. Автор «Шулхан Аруха» установил закон в соответствии с тем мнением, согласно которому только полностью приготовленную пищу, вкус которой неизбежно ухудшится, если она продолжит греться, разрешено оставить до субботы на огне. Ашкеназский законоучитель Рамо считает, что за основу должно быть принято мнение, согласно которому до субботы разрешено оставлять греться даже такую пищу, которая приготовлена лишь на треть или наполовину, если ее, хоть и с трудом, но уже можно есть («маахаль бен Друсай»). Специалисты свидетельствуют, что хотя сефарды, как правило, следуют постановлениям автора «Шулхан Аруха», но конкретно в данном вопросе даже в сефардских общинах всегда было принято следовать мнению Рамо.

Вода, которую на субботу хотят оставить на огне, должна к моменту захода солнца успеть нагреться до температуры чуть большей, чем «яд соледет бо». О том, какой температуре в градусах Цельсия соответствует температура, которая в Талмуде и «Шулхан Арухе» называется «яд соледет бо», среди законоучителей существует несколько мнений. Чтобы не допустить нарушения субботы, нам необходимо в качестве устрожения учитывать и верхнюю, и нижнюю границы, установив их в соответствии с основными мнениями. Когда говорится о запрете нагревать что-либо в субботу до температуры «яд соледет бо», следует принимать в расчет нижнюю границу, т. е. 45 градусов. Когда же речь идет о разрешении перед субботой оставить на огне воду, ее температура должна быть не меньше, чем «яд соледет бо» – необходимо учитывать верхнюю границу, т. е. 71 градус.

Тот, кто принял на себя святость субботы задолго до ее наступления, может до этого оставить на огне даже полностью сырые продукты, если они к заходу солнца успеют свариться до состояния «маахаль бен Друсай», и полностью холодную воду, если она к заходу солнца успеет нагреться до температуры 71 градус. Оставленные по недоразумению на огне продукты, которые не могли успеть свариться до состояния «маахаль бен Друсай» до захода солнца, но до выхода звезд могли, постфактум разрешено употреблять в пищу в субботу.

Если до субботы пища успела свариться до состояния «маахаль бен Друсай», ее разрешено оставить на огне, даже если она полностью остыла. Когда речь идет о воде, температура является важным фактором, и, соответственно, вероятность того, что человек забудется и увеличит огонь в субботу, высока. Поэтому перед тем как оставлять ее на огне до субботы, даже если она прежде уже кипела, но остыла, ее нужно довести до температуры 71 градус.

Закрытый огонь

Итак, если пища в канун субботы до захода солнца достигнет состояния готовности «маахаль бен Друсай», а вода успеет нагреться до температуры «яд соледет бо», их разрешено оставлять на огне на субботу. Дополнительная возможность оставить греться пищу или воду на субботу – это покрыть огонь, на котором их оставляют. Поясним более подробно. Запрет оставлять пищу и воду на огне до субботы связан с опасением, что для того, чтобы пища быстрее сварилась, или вода быстрее нагрелась, забыв о субботе, человек может увеличить пламя. Поэтому, если до субботы совершить действие, предотвращающее увеличение огня, будет разрешено оставлять греться пищу или воду на субботу. В прежние времена, когда для готовки пользовались дровами и углем, действием, предотвращающим увеличение огня, являлось устранение дров и угля из печи или посыпание их пеплом. Ведь устраняя угли или снижая их эффективность, засыпая пеплом, человек активно демонстрирует свою незаинтересованность в сильном жаре. По мнению мудрецов, совершив данные действия, человек не станет увеличивать огонь в субботу.

В современном быту, когда для готовки пищи пользуются газовыми или электрическими плитами или духовками, действием, предотвращающим увеличение огня, является покрытие источника тепла листом металла (блэх). [Автор книги «Хазон Иш» считал, что поскольку лист металла недостаточно уменьшает жар пламени, это не эквивалентно удалению углей из печи или посыпанию их пеплом. Однако многие полагаются на мнения законоучителей, которые считают, что статус конфорки, покрытой листом металла, идентичен статусу печи, из которой выгребли угли или покрыли их пеплом, и в такой ситуации разрешено оставлять греться пищу на субботу, даже если она не доварилась до состояния «маахаль бен Друсай».] Тонкий лист фольги для такой цели непригоден, поэтому принято пользоваться листом, изготовленным из стали или из меди. Многие пользуются листом металла, край которого загнут под углом в 90 градусов, чтобы закрыть не только конфорку, но и регуляторы, с помощью которых увеличивают и уменьшают пламя. У кого такой возможности нет, может пользоваться листом металла, который закрывает только огонь, поскольку по букве закона этого достаточно.

После того как установили нужную величину пламени, и на плиту положили блех, огонь не увеличивают и не уменьшают, ибо покрывание пламени выражает отказ от любого вмешательства в его величину, и если продолжать его регулировать, покрывание теряет весь эффект.

Почему запрещено оставить пищу, не достигшую состояния готовности «маахаль бен Друсай», или воду холоднее температуры «яд соледет бо», просто максимально увеличив пламя конфорки, ведь цель запрета – предотвратить увеличение огня, а в данном случае это уже невозможно? Причины этому две. Во-первых, запрет оставлять пищу, не достигшую состояния готовности «маахаль бен Друсай», или воду холоднее температуры «яд соледет бо», не совершив специального действия, был установлен в отношении всех ситуаций. Во-вторых, если человек не совершит специальное действие, выражающее его отказ от любого вмешательства в регулировку огня, существует опасение, что, он, забывшись, сначала уменьшит пламя, а потом увеличит его.

Статус плиты, духовки и электрической платы

Запрет оставлять пищу, не достигшую состояния готовности «маахаль бен Друсай», или воду холоднее температуры «яд соледет бо», не совершив специального действия, распространяется и на такие случаи, когда невозможно увеличить или уменьшить величину пламени. Вместе с этим, субботняя электрическая плата, в которой невозможно изменить накал спирали, приравнивается к закрытому огню, т. е. к огню, покрытому листом металла. [Великий законоучитель нашего поколения рав Элияшив считал, что электрическая плата является открытым огнем, и для того, чтобы на субботу оставить на ней пищу, не достигшую готовности «маахаль бен Друсай», или воду холоднее «яд соледет бо», необходимо покрыть ее листом металла или хотя бы плотной фольгой.] Это объясняется тем, что плата предназначена не для варки, а для подогревания пищи, и, оставляя пищу греться на источнике тепла, не предназначенном для варки, человек выражает свой отказ от любого вмешательства в регулировку огнем.

Электроплиты, предназначенные для варки, считаются открытым огнем, несмотря на то, что нагревательный элемент полностью скрыт [если вмонтирован термостат, моментально реагирующий на открывание и закрывание духовки, необходимо выяснить у раввина, как следует поступать].

Электрическая духовка, даже если она работает в специальном субботнем режиме, считается открытым огнем, поскольку существует реальная возможность увеличить температуру. Поэтому для того, чтобы оставить на субботу пищу в духовке, необходимо, чтобы она была доведена хотя бы до состояния «маахаль бен Друсай». Если пища не успела до субботы достичь готовности «маахаль бен Друсай», ее можно оставить греться на субботу в духовке с субботним режимом, предварительно заклеив регуляторы температуры.

Отопительные приборы

На отопительные приборы, предназначенные исключительно для обогревания помещений, не распространяются законы о подогревании пищи. Поэтому на радиаторе, батарее центрального отопления и т. п. разрешено оставлять на субботу пищу, которая не достигла состояния «маахаль бен Друсай», и воду, температура которой меньше, чем «яд соледет бо». [Кастрюлю с пищей или сосуд с водой, оставленные греться на субботу на отопительных приборах, даже до субботы запрещено накрыть полотенцем или одеялом из-за запрета «атмана», о котором будет рассказано далее.]

Правила нагревания пищи на отопительных приборах, на которых иногда в будние дни подогревают воду или пищу [пользование ими в субботу для обогревания помещений в этом случае не ограничено опасением, что человек увеличит уровень тепла], идентичны правилам нагревания пищи на плитах и печах, предназначенных для готовки.

Ситуации, когда регулирование уровня тепла невозможно или затруднительно

Рамо в примечаниях к «Шулхан Аруху», которыми руководствуются ашкеназские евреи, приводит дополнительную возможность оставлять греться на субботу пищу, не достигшую состояния «маахаль бен Друсай», и воду холоднее, чем «яд соледет бо». Если место, где находятся угли и дрова, закрыть заслонкой и замуровать ее глиной, разрешено оставлять греться на печи пищу и воду любой готовности, не устраняя угли и не засыпая их пеплом. Данное разрешение объясняется тем, что пока человек будет стараться отсоединить замурованную заслонку, он вспомнит о субботе и не увеличит пламя.

Согласно автору книги «Хазон Иш», современный эквивалент замуровывания заслонки – повесить замок, исключающий доступ к регуляторам, с помощью которых увеличивают и уменьшают температуру газовых или электрических плит. Согласно некоторым мнениям, не обязательно пользоваться именно замком, а достаточно заклеить регуляторы с помощью липкой ленты таким образом, чтобы было невозможно увеличить или уменьшить температуру, не устраняя ленты.

Если, устранив регуляторы, будет невозможно увеличить и уменьшить температуру, некоторые законоучители разрешают оставлять пищу и воду на открытом огне, сняв регуляторы. Другие законоучители считают, что устранение регуляторов не эквивалентно замуровыванию заслонки печи глиной.

Используя идею замуровывания заслонки, разрешено оставить греться пищу и воду на субботу на открытом огне еще одним способом. Можно сделать уголок, одна сторона которого будет лежать сверху на некоторой части плиты, и на эту сторону уголка поставить кастрюли. Другая сторона уголка будет закрывать регуляторы температуры так, что невозможно ими пользоваться, не убрав уголок, и так, чтобы невозможно было устранить уголок, не убрав предварительно кастрюли. В такой ситуации, пользуясь разрешением замуровывания заслонки, на конфорках, закрытых уголком, разрешено оставлять на субботу пищу и воду любой готовности.

Важно подчеркнуть, что автор «Шулхан Аруха» не установил разрешение о замуровывании заслонки в качестве закона. Поэтому представители сефардских общин, следующие, как правило, руководствам автора «Шулхан Аруха», не имеют права прибегать к этому разрешению.

Абсолютно сырые продукты и вода

Есть еще одна ситуация, когда мудрецы не обязали засыпать угли пеплом или удалить их полностью. Предположим, что содержимое кастрюли, которую оставляют греться на субботу, во время захода солнца было абсолютно сырым, и ко времени вечерней трапезы при всем желании его невозможно довести до полной готовности, а на утреннюю трапезу оно будет готово и без увеличения огня. В этой ситуации нет причины опасаться, что человек, забывшись, раздует угли, т. к. смысла в увеличении огня нет: к вечеру пища все равно не будет готова, а к утру – приготовится и без увеличения огня.

Следует, однако, согласиться, что подобные ситуации на практике возникают не часто. Во-первых, предназначенную на субботу пищу и воду ставят на огонь задолго до захода солнца, т. к. это необходимо сделать до принятия субботы. Следовательно, к заходу солнца пища и вода успевают начать вариться, т. е. достичь температуры 45 градусов. Во-вторых, вечерняя субботняя трапеза обычно начинается не раньше, чем через час-полтора после захода солнца, а за это время большинство абсолютно сырых блюд (и тем более вода) успевает свариться. [И все-таки это может произойти. Например, если пищи в кастрюле или воды в сосуде настолько много, что они не успеют свариться до вечерней трапезы. Еще один пример: в состав блюда входят продукты, которые не успеют свариться до вечерней трапезы. В этом случае, если до захода солнца кануна субботы они не успеют достичь температуры 45 градусов, их разрешено оставить греться на субботу на открытом огне.]

Пища и вода, которые оставили греться на субботу, совершив нарушение

Пища, которую по ошибке оставили греться на субботу на открытом огне до того, как она достигла готовности «маахаль бен Друсай», и воду, которую по ошибке оставили греться на субботу на открытом огне до того, как она достигла температуры «яд соледет бо», при обнаружении ошибки необходимо сразу же снять с огня. Этой пищей и водой запрещено пользоваться до конца субботы.

Блюдо, предназначенное для утренней трапезы, постфактум разрешено, поскольку, согласно некоторым мнениям, законы о том, как оставлять греться пищу на субботу, не распространяется на блюда, предназначенные для утренней трапезы. И хотя закон принят в соответствии с другим мнением, согласно которому эти законы распространяются и на утренние блюда, в отношении пользования продуктом полагаются на менее строгое мнение.

Пользование титаном, предназначенным для нагревания воды

При пользовании в субботу приборами для нагревания воды должен быть учтен ряд условий. Рассмотрим ситуацию, при которой титан подключен к электричеству или стоит на огне, и вода в нем еще не успела закипеть. Из такого титана запрещено брать воду в субботу, т. к. уменьшение объема воды приводит к ее более быстрому закипанию, а ускорение варки запрещено Торой. Если все же по ошибке открыли кран, его запрещено закрыть, т. к. если вода вытечет, она не сварится, а если кран закрыть, она сварится. Если при открывании крана в титан автоматически подается сырая вода, запрещено открывать кран еще по одной причине: поступающая сырая вода варится при смешивании с находящимся в титане кипятком, и происходит варка, запрещенная в субботу. Если при открывании крана автоматически включается система нагрева, пользоваться титаном запрещено, т. к. замыкание электрической цепи является нарушением субботы.

Некоторые титаны оснащены стеклянной трубочкой, с помощью которой можно видеть уровень воды. Чтобы вода, находящаяся в трубочке, успела смешаться с кипяченой водой из титана, со времени закипания воды должно пройти около часа. Если открыть кран титана до этого времени, не успевшая смешаться с кипятком вода из трубочки сварится, соединившись с горячим содержимым титана. [После того как прошел час со времени кипения, нет опасения варки воды, находящейся в трубочке, несмотря на то, что вода в ней холоднее воды, находящейся в емкости титана (ее температура около 55 градусов). Поясним. После того как вода, находящаяся в трубочке, перемешалась с кипятком, она считается полностью сваренной. Даже если она немного остынет, ее разрешено смешивать с кипятком. Для ашкеназов нет запрета варки вареной воды, которая не остыла до конца. И даже сефардам, следующим мнению автора «Шулхан Аруха», запретившего варку кипяченой воды, если она холоднее «яд соледет бо», по ряду причин разрешено пользоваться титаном, оснащенным измерительной трубочкой (см. «Ор ле-Цион», ч. 2, 30:10).]

Титан, подключенный к электричеству или стоящий на плите, имеет статус открытого огня, и поэтому, учитывая законы о том, как оставлять греться воду на субботу, необходимо, чтобы температура воды до захода солнца достигла, как минимум, 71 градус. По этой же причине необходимо обратить внимание на то, чтобы вода в титане, который должен включиться в субботу с помощью таймера, была нагрета перед субботой до 71 градуса.

Запрещено полностью сливать всю воду из титана, подключенного к электричеству. Если титан оснащен предохранителем, отключающим систему нагревания при понижении уровня воды, это запрещено из-за выключения электричества. Если такого предохранителя нет, то воду сливать запрещено из опасения, что, заботясь, как бы титан не сгорел, хозяева, забыв о субботе, могут долить в него холодную воду, нарушив при этом запрет варки.

Исходя из вышесказанного, титаном разрешено пользоваться в субботу, только если это не ведет к включению и отключению системы нагрева. Если при этом не происходит подача сырой воды в емкость прибора. Если к заходу солнца вода в нем достигнет температуры 71 градуса. Если вода не кипела, ее запрещено сливать, а если открыли кран, запрещено его закрыть. Поэтому желательно, чтобы вода закипела до субботы. Брать воду из титана разрешено только до тех пор, пока она льется сама и не приходится наклонять титан. При наличии трубочки, демонстрирующей уровень воды, разрешено набирать воду из титана только через час после ее закипания.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=46386