Законы Шаббата рава Позена 7 — Глава 5 — Введение в 39 видов работ

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

2914

Глава 5. Введение в 39 видов работ

1. Понятие мелахи в Шаббат

Творец заповедал нам не делать в Шаббат мелаху (работу). Работой здесь называется не то, что кажется нам таковой на первый взгляд. Можно весь день напролет мыть посуду у себя дома, и делающий это патур (то есть не нарушает этим запрета Торы). Не является нарушением даже таскание с этажа на этаж тяжелых грузов в течение всего дня. Но, если человек вынесет иголку из ршут аяхид (личного владения) в ршут арабим (общественное владение), даже если он – портной по профессии, и иголка, как обычно, приколота к его одежде, он нарушает запрет Торы. Но так принял Моше (от Всевышнего) на горе Синай, что запрещенной в Шаббат называют ту работу (мелаху), которая выполнялась при постройке Святилища (Мишкана) или похожую на нее (традиция определяет, что называется «похожей» мелахой)… (Эти слова взяты из «Предисловия к 39 мелахот» в книге «Зихру Торат Моше»).

Как учит нас традиция, не считается нарушившим Шаббат тот, кто не совершил млехет махшевет. То есть, необходимо, чтобы работа была произведена определенным значимым образом. Как нам узнать, что совершенное нами действие считаетсямлехет махшевет? Если работа выполнена тем же путем и тем же способом, которым она делалась при постройке Мишкана (переносной Скинии), то ее можно назватьмлехет махшевет (подробности см. ниже). Таким образом, Тора не запрещает нам ничего, кроме тех (и аналогичных) работ, которые выполнялись при строительствеМишкана, и только при условии, что они являются млехет махшевет. Но другие виды труда, которые мы тоже обозначаем словом «работа» не запрещены нам Торой, и делающий их в Шаббат патур. (Следует сказать, что некоторые из них запрещены мудрецами, чтобы оградить нас от нарушения законов Торы.)

Раби Шимшон Рефаэль Гирш в своем комментарии на Десять Синайских Речений подробно объясняет различие между мелахой (т. е. млехет махшевет, которую Тора запретила нам делать в Шаббат) и аводой – работой, не запрещенной в Шаббат. Различие между ними в том, что мелаха – это претворение в жизнь некоторой идеи, преобразование состояния предмета, то есть то, что называется созидательной деятельностью (йецира). В отличие от этого, авода — это работа, которая совершенно не изменяет состояние предмета, хотя может утомлять человека больше, чем запрещенная работа. Мы приходим к выводу, что в определении понятия мелаха Тора следит не за тем, чтобы человек не перетрудился, так как даже легкая работа может, согласно классификации Торы, считаться запрещенной млехет махшевет. Но утомительный труд, например, перетаскивание тяжестей (в доме), может не являтьсямелахой по определению Торы. Соответственно, занимающийся им в Шаббат человек свободен от наказания (есть также виды работ, разрешенные изначально).

2. Авот и толадот

Мы уже писали, что в Шаббат запрещены только работы, которые выполнялись при строительстве Мишкана. Это учится из того, что в Торе рассказ о строительствеМишкана соседствует с упоминанием заповеди о соблюдении Шаббата. Запрещены не только те работы, которые выполнялись для Мишкана, но и похожие на них. Все же между ними есть разница: те работы, которые выполнялись непосредственно дляМишкана, называются авот (базисные работы), а те, что похожи на них, – толадот(порождения). И те и другие одинаково запрещены. Разница проявляется лишь в законах принесения грехоочистительной жертвы (хатат) при неумышленном совершении этих работ в Шаббат (см. трактат Шаббат). Таким образом, есть только 39авот мелаха, но вместе с толадот запрещенных работ получается гораздо больше.

3. Млехет махшевет

Как мы уже писали, поскольку понятие о работе, запрещенной в Шаббат, мы учим из работ, выполнявшихся при постройке Мишкана, то человек нарушит запрет Торы лишь тогда, когда он сделает ее тем же путем и способом, каким она делалась для Мишкана– то есть совершит то, что называется млехет махшевет. Поэтому мелаха в Шаббат отличается от других запретов Торы. Если человек совершил действие непреднамеренно (ло миткавен), или сделал работу не для той цели, которая преследовалась при строительстве Мишкана (мелаха шеэйна цриха легуфа), или измененным способом (шинуйкилеахар яд), или если испортил что-либо своим действием (мекалькель), или если результат работы не может существовать продолжительное время (давар шеэйно миткаем), то он – патур (не нарушил запрета Торы). (Также митасек – делающий работу непроизвольно и двое выполняющих работу, которая по силам одному, птурим).

4. Давар шеэйно миткавен (Непреднамеренное действие)

Если в результате некоторого действия была произведена запрещенная мелаха, как следствие этого действия, то человек, произведший его, не нарушил запрета Торы, при условии, что первое действие не было совершено таким образом, который с неизбежностью повлек бы за собой совершение мелахи. Однако если мелаха не являлась неизбежным результатом данного действия, то оно само не называется совершением мелахи, и его разрешается совершать даже изначально, когда нет намерения делать мелаху. Например, запрещено делать бороздку в земляном полу дома (делающий ее совершает мелаху строительства), но можно двигать скамейку по такому полу, даже если есть большая вероятность, что это приведет к появлению бороздки. Необходимо только проделать это таким образом, чтобы бороздка не стала неизбежным результатом действия. Тогда, даже если случайно останется след, это не будет нарушением, так как след не был непременным результатом передвижения скамейки, и не было никакого намерения сделать борозду. Такое действие называется непреднамеренным (ло миткавен) и не считается совершением мелахи в Шаббат.

5. Псик рейша

Тем не менее, запрещено двигать скамейку таким образом, чтобы в результате неизбежно получилась бороздка. Это запрещено даже в том случае, когда двигающий скамейку не намеревался сделать бороздку. Такое действие приравнивается к преднамеренной работе и называется псик рейшаПсик рейша переводится с арамейского языка как «отсечение головы». Это название взято из Гемары, из примера, объясняющего данное понятие: некто отрезает голову птице, чтобы дать своему сыну поиграть с ней. Даже если он не хочет, чтобы птица умерла, все же его действия являются совершением мелахи, так как невозможно отрезать голову птице, не убив ее (Псик рейша вэло ямут? – Отсечешь голову, и она не умрет?).

6. Мелаха шеэйна цриха легуфа

[Буквальный смысл этих слов – делается мелаха, при том, что в ней самой нет необходимости. Автор книги и выше и здесь приводит объяснение авторов Тосафот, однако, есть и другие мнения, – прим. ред.]

Мы уже писали, что из соседства заповедей о Шаббате и о постройке Мишканавыводят, что запрещено Торой делать в Шаббат мелаху именно таким образом, как она выполнялась при постройке Мишкана. Некоторые добавляют к этому, что совершающий подобную работу не нарушает запрета Торы, пока он не делает ее ради той же цели, для которой она выполнялась в Мишкане. В противном случае он патур, и мелаха, которую он совершил, называется мелаха шеэйна цриха легуфа (работа, которая не делается с той же целью, с какой делалась в Мишкане). Например, человек копает яму. Если ему нужна сама яма, то работа делается с целью, аналогичной цели строительства в Мишкане, и совершающий ее нарушает запрет Торы. Если же он хочет только добыть немного земли, а наличие ямы его не интересует, такая работа не совсем похожа на работу в Мишкане, и делающий ее патур. По этому поводу разошлись танаим (а после них – ришоним), как устанавливается закон в данном случае. Но, так или иначе, даже те, кто считают, что подобная работа не запрещена Торой, согласны, что она запрещена мудрецами.

7. Килеахар яд и шинуй

Мы уже описывали в общих чертах понятие млехет махшеветмелаха должна выполняться тем же способом, как и при строительстве Мишкана, а именно, так, как делают ее в будни (Мишкан, естественно, строили согласно общепринятым способам строительства). Таким образом, тот, кто совершает работу неудобным или измененным способом, патур. Например, не считается нарушившим запрет из Торы, человек, выносящий во рту вещь, которую обычно выносят в руке. Или в случае смелахой замешивания: если человек перемешивает еду не так, как в будни, например, совершает ложкой не круговые, как обычно, а челночные движения, то это называется исполнять работу измененным способом, и такое действие не носит названия мелахи. В некоторых случаях мудрецы запрещают даже косвенные и измененные способы совершения мелахи, а иногда разрешают совершенно (см. ниже).

8. Мекалькель

Поскольку при рассмотрении законов Шаббата принимается во внимание млехет махшевет, то есть совершаемое действие должно приводить к какому-то улучшению. Однако в случае, когда оно, напротив, портит, мелаха не считается значимой, и тот, кто ее выполняет, патур. Таким образом, не нарушает запрета Торы тот, кто рвет одежду (если рвет не в гневе и не с целью перешивания, что считается исправлением), или разрушает какую-либо постройку (без цели построить другую – тогда это тоже исправление), поскольку его действия ничего не исправили, а лишь испортили. Тем не менее, мудрецы запретили подобные действия.

9. Давар шеэйно миткаем 

Так как то, что делалось для Мишкана, могло существовать продолжительное время, то не нарушает запрета Торы сделавший в Шаббат работу, результат которой не может существовать значимое время. Например, если человек пишет на предмете, который не просуществует долго, или с помощью быстро разрушающегося материала, то он не нарушает запрета Торы. Точно так же и с другими работами. Тем не менее, и здесь действует запрет мудрецов, несмотря на то, что Тора не запрещает подобные работы.

10. Митасек

Тот, кто совершает мелаху ненамеренно, т.е. в момент ее совершения он не знал, что делает мелаху, не нарушает запрета Торы. Скажем, забыв о том, что в кармане лежит какая-то вещь, человек выходит с ней из ршут аяхид (личного владения) в ршут арабим (общественное владение). Несмотря на то, что произведен законченный вынос из владения во владение, он не нарушил запрет Торы и не обязан даже приносить грехоочистительную жертву, а считается непроизвольно совершившим работу (митасек). Тем не менее, и здесь тоже действует запрет мудрецов, поэтому необходимо быть очень осторожным и внимательно следить за тем, чтобы не совершать работу даже непроизвольно.

11. Сделанное двумя

В случае, когда два человека вместе сделали работу, которую каждый из них мог бы сделать самостоятельно, или, если один начал делать работу, а другой ее закончил, оба птурим. Тем не менее, и такое действие запрещено мудрецами.

12. Швут 

Есть действия, разрешенные Торой (так как они не похожи на работы, которые делались при строительстве Мишкана, или по другим причинам не подходят под определение млехет махшевет), но, тем не менее, на них наложен запрет мудрецов. То есть, как и все те заповеди, где мудрецы видели необходимость «оградить» закон Торы от нарушения, так и законы Шаббата во многих случаях нуждались в установлении оберегающих «оград», носящих название швут. (См. комментарий Рамбана на Тору /Ваикра 23:24/, который от имени Мехильты приводит обоснование для установления швута из Торы. Дело в том, что в ней о Йом кипуре написаноШаббатон (а все праздники и Шаббат связаны друг с другом), что значит «день отдыха и покоя, проводимый без тягот труда». Если разрешить совершать в Шаббат все действия, которые не попадают в разряд запрещенных мелахот, то может случиться, что человек, ничего не нарушая, будет, тем не менее, тяжко трудиться весь Шаббат или праздник. См. сам комментарий Рамбана, который объясняет все это более углубленно).

В большинстве мест, где мудрецы хотят указать нам на действие, разрешенное Торой, но запрещенное мудрецами, они используют слово патур, то есть: хотя и свободно (патур) от (оговоренного Торой) наказания, запрещено мудрецами.

Несмотря на то, что нарушение запрета мудрецов является очень тяжелым проступком, важно знать на деле, что запрещено Торой, а какие запреты установили мудрецы, так как часто это различие влияет на исполнение закона. Например, хотя в случае опасной для жизни ситуации, разрешается нарушить даже запрет Торы, все же, если есть выбор между нарушением запрета мудрецов и запрета Торы, предпочтительней сначала нарушить запрет мудрецов, прежде чем нарушать запрет Торы (есть исключительные случаи, когда не делают различия между теми и другими запретами, смотрите главу 44).

Например, если есть возможность сделать мелаху неудобным или измененным способом (что запрещено мудрецами), сначала следует избрать такой путь ее исполнения. И так во всех подобных случаях. Также в случае обращения к нееврею с просьбой сделать для еврея что-то запрещенное тому в Шаббат иногда различают между действием, запрещенным Торой, и запретом мудрецов.

13. Наказание и искупление

Тот, кто по ошибке совершил работы из числа авот или толадот (см. п.2), искупает свою вину принесением грехоочистительной жертвы. Однако тот, кто сделал это намеренно, заслуживает смертной казни (при условии, что нарушившего предостерегли о нарушении непосредственно перед этим, и есть два свидетеля, видевшие все своими глазами) или наказания карэт. Законоучители установили также, какое искупление требуется в наше время за то или иное нарушение Шаббата, даже если это запрет мудрецов. Все это справедливо, когда жизни человека не угрожает опасность. В случае опасности для жизни человека, тот, кто совершаетмелаху, не только не нарушает никаких запретов, но, напротив, считается исполнившим заповедь, даже если впоследствии оказалось, что в его действиях не было нужды…

14. Работа, сделанная в Шаббат

Есть вещи, которые, будучи сделанными в Шаббат с нарушением, все же, несмотря на это, разрешены к пользованию. Например, вещи, запрещенные только в этот Шаббат или такие, что запрещены на исходе Шаббата все то время, которое необходимо для выполнения данной работы, если бы ее начали делать с исходом Шаббата. Есть вещи, запрещенные навсегда. Иногда такую вещь запрещают только тому, кто ее делал, а иногда и другим. Закон может изменяться в зависимости от того, была ли работа запрещена мудрецами или Торой, сделана по ошибке или умышленно, евреем или неевреем, для больного или для здорового и т.д. В каждом конкретном случае решение может быть иным, поэтому нельзя автоматически распространять закон на похожие ситуации, но следует обращаться за наставлением к раввину.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=4732