Зихру Торат Моше — 39 работ — Законы тридцати девяти работ: в каких случаях нарушается запрет?

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

2204

1. Повелел наш Создатель, чтобы мы не выполняли работу в Шаббат. Однако то, что называется «работой», определяется не в соответствии с нашим ограниченным пониманием. Ведь тот, кто целый день передвигает мебель в своем доме, не подлежит наказанию, а тот, кто выносит иглу из «частного владения» (решут а-яхид) во «владение многих» (решут а-рабим), ответственен по закону Торы.

Было сообщено Моше на горе Синай, что «работами» (мелахот) называются все действия, которые были необходимы при возведении Мишкана. А те действия, которые подобны основным «работам», но не совершались при возведении Мишкана, называются «производными» (толдот). Они тоже запрещены законом Торы, и тот, кто их совершил, несет за это ответственность, как и за выполнение основных работ (авот мелахот).

2. Все работы от «сеять» (зореа) до «выпекать» (офе) – всего одиннадцать – они выполнялись для изготовления красителей, которыми красили полотнища Мишкана.

Работы, связанные с производством шерсти, ткачеством и шитьем, совершались для изготовления полотнищ – и их тринадцать: от работы «стричь шерсть» (гозез) до «рвать» (кореа).

Работ, связанных с выделкой кожи для покрывал Мишкана, которые производились из козьих и тахашевых шкур, – их семь: от «охотиться» (цад) до «разрезать» (мехатех)».

3. Работа «писать» (котев) совершалась при обозначении столбов Мишкана, чтобы знать, какие из них парные. Но иногда допускались ошибки, и тогда необходимо было «стирать написанное» (мохек) – и это две самостоятельные работы.

Работы «строить» (боне) и «разрушать» (сотер) производились при установке и разборке самого Мишкана.

4. Работы «тушить» (мехабе) и «разжигать» (мавъир) совершались, чтобы получить угли для выплавки золота. А работа «удар молотком» (маке бе-патиш) производилась в момент завершения производства золотой пластины, когда ударами молотка ее выравнивали.

Перенесения из частного владения во владение многих совершались при доставке материалов, пожертвованных для строительства Мишкана.

Итак, основных работ (авот мелахот), запрещенных в Шаббат, – всего тридцать девять.

5. Совершающий одну из работ с умыслом – если там были свидетели, и прозвучало предостережение, – по приговору суда подлежит побиению камнями (скила). А совершивший работу с умыслом, но без предварительного предостережения, подлежит каре «отсечение души» (карет). Совершивший работу неумышленно должен принести грехоочистительную жертву (хатат).

Мудрецы запретили множество действий в качестве «ограждений закона», чтобы человек не дошел до нарушения запретов Торы. Так, например, по закону Торы человек подлежит ответственности, только если он сам выполнил всю «работу», но двое, выполнившие вместе одну работу, от наказания освобождены, при условии, что каждый из них по отдельности может выполнить всю работу без помощи другого. Но если это не так – например, они выносят из «частного владения» во «владение многих» тяжелое бревно, которое каждый из них по отдельности поднять не может, – они оба подлежат наказанию по закону Торы (Хаей Адам, Илхот Шаббат, 9:9).

И даже если человек, обладающий большой физической силой, принял участие в выполнении работы таким способом, которым он один не смог бы ее выполнить, – например, одним пальцем, – он также ответственен по закону Торы (Мишна Брура, 316:5, Беур Алаха, «Эйн эхад»). Мудрецы же запретили выполнение и «легкой» работы вдвоем. Также, согласно закону Торы, человек не подлежит ответственности до тех пор, пока не выполнит работу тем способом, каким ее принято выполнять, – например, вынесет какой-либо предмет из «частного владения» во «владение многих» в руке, правой или левой, или за пазухой, или на плече. Но если он выполнит работу необычным образом – например, вынесет предмет на ноге и т.п., он от наказания освобожден. Однако мудрецами и это запрещено.

6. Человек, совершивший в Шаббат запрещенную работу, ответственен за это только в том случае, если он действительно имел в виду ее совершить. Но если у него не было такого намерения, он свободен от ответственности – кроме тех случаев, когда имеет место «псик рейша» (буквально: «отсечение головы»). Подразумевается следующее: как невозможно отсечь петуху голову и оставить его в живых, так невозможно произвести данное действие, не совершив запрещенной в Шаббат работы; человек, совершивший подобное действие, ответственен по закону Торы, при условии, что неминуемый «запрещенный» результат этого действия ему выгоден (псик рейша де-ниха лей). А если он не заинтересован в этом результате, то, по мнению большинства законоучителей, это запрет мудрецов (Хаей Адам, Илхот Шаббат, 9:6).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДУША

«Авот» и «толдот»

Сразу же после того, как Всевышний повелел Моше построить Мишкан – переносной Храм в Синайской пустыне, Он также сказал: «Но Шаббаты Мои храните, ибо это – знак между Мной и вами для всех ваших поколений…» (Шмот, 31:13). Раши толкует это так: «Несмотря на то, что Я поручил тебе возведение Мишкана, пусть тебе не придет в голову нарушить Шаббат из-за этой работы».

И затем, когда Моше собрал весь народ, чтобы передать ему заповедь о возведении Мишкана, он сначала сказал: «Шесть дней совершайте работу, а седьмой день будет вам святыней…» (там же 35:2), – и лишь затем сообщил конкретные повеления, связанные со строительством.

Согласно устной традиции, в Шаббат запрещены именно те 39 видов работ, которые выполнялись при возведении Мишкана, а также все подобные им работы. Эти 39 видов работ называются «авот мелахот» («основные работы»; буквально: «отцы работ»), и они служат прообразами для подобных им работ, которые называют «толдот» («производные») (Шаббат, 49б; Бава Кама, 2а-б).

Подобие между «авот» и «толдот» может проявляться либо в цели выполняемой работы, либо в способе ее выполнения. Например, «полив» (ашкаа) является производной работой от основной работы «сеять» (зореа), так как и то, и другое способствует росту растения (Рамбам, Шаббат, 8:2). А измельчение овощей является производной работой от основной «молоть» (тохен), так как при обеих этих работах целый продукт измельчается на многочисленные мелкие части (там же, 8:15).

С точки зрения запрета между «авот» и «толдот» не существует никакой разницы: все эти работы в равной мере запрещены Торой, и за совершение производной работы нарушитель ответственен в той же мере, как и за совершение основной – он карается смертной казнью или каретом (Рамбам, Шаббат, 7:7). Единственное практическое различие заключается в следующем: если человек неумышленно сделал две основные работы в один Шаббат (или две производные, относящиеся к двум основным), он обязан принести две грехочистительные жертвы, но если он неумышленно выполнил основную работу и еще одну работу, производную от нее, – он приносит всего одну жертву (там же, 7:8).

Тридцать девять основных работ

Перечень этих 39 основных работ приведен в мишне трактата Шаббат (7:2). Эти работы принято разделять на четыре группы – в зависимости от их назначения при изготовлении Мишкана (Хаей Адам, 9:1).

Первая группа связана с покраской полотнищ Мишкана, ведь сказано: «…и голубую шерсть, и багряницу, и червленицу» (Шмот, 25:4). И это – весь цикл выращивания растений, из которых изготовляют красители, – от разрыхления почвы для посадки растений до вываривания из них красящего вещества.

Вторая группа – это работы, связанные с изготовлением самих полотнищ, как сказано: «А каждая женщина, мудрая сердцем, спряла своими руками – и принесли пряжу…» (там же, 35:25). И это – весь цикл изготовления ткани, от стрижки шерсти до шитья.

Третья группа включает в себя работы по изготовлению кожаных покрытий Мишкана, как сказано: «И сделай покрывало из окрашенных в красный цвет бараньих шкур… а сверху – покрывало из шкур тахашей» (там же, 26:14). «Тахашем» в Торе называется животное, которое существовало в тот период, а затем вымерло (Шаббат, 28б; Раши на Шмот, 25:5). Этот цикл работ начинается с поимки животного и заканчивается разрезанием готовой кожи.

Наконец, последнюю группу составляют работы, связанные с изготовлением деревянных и металлических частей Мишкана, а также с его установкой и разборкой. Так, например, сказано: «Все приношения, которые приносили сыны Израиля для выполнения священной работы…» (Шмот, 36:3), – и это перенос материалов, необходимых для изготовления Мишкана, из семейных шатров на улицу стана, а затем – в общие шатры для хранения.

И также сказано: «И сто кикаров серебра на отлитие подножий…» (там же, 38:27), а ведь отливали металл с использованием огня, – и это работы «разжигать (огонь)» и «тушить». И еще написано: «И воздвиг Моше шатер» (там же 40:18) – это работа «строить».

А в Мишне разъяснено, что когда Мишкан разбирали, на столбах обозначали их порядковый номер, а в случае ошибки надпись стирали (Шаббат, 12:3), – и это работы «писать» и «стирать (написанное)».

«Отсечение души»

Тот, кто совершил одну из запрещенных в Шаббат работ, – «хаяв» (т.е. ответственен по закону Торы). Так, если два свидетеля предварительно предупредили его, что действие, которое он собирается совершить, запрещено Торой и наказывается смертной казнью, – а он, тем не менее, это действие умышленно совершил, то суд, уполномоченный для рассмотрения подобных дел, может приговорить его к побиению камнями (скила) (Рамбам, Шаббат, 1:1).

А если свидетелей, сделавших предварительное предупреждение, не было, нарушитель закона Торы карается «от рук Небес», и эта кара называется «карет» («отсечение души»), как сказано: «Душа каждого, кто работает (в Шаббат), будет отсечена от своего народа» (Шмот, 31:14; Рамбам, Шаббат, 1:1).

Комментаторы поясняют, что при этой казни душа человека «отсекается» от жизни в Грядущем мире (Рамбам, Тшува, 8:5; Мишна Брура, 257:49), – после смерти «души, наказанные каретом, сначала спускаются в Геином и караются там в течение двенадцати месяцев… а затем сжигаются» (Рамбан, Шаар а-Гмуль, 64).

Эта кара может выразиться и в том, что человек остается бездетным, а если у него есть дети, то они умирают в раннем возрасте (Ваикра, 20:20; Йевамот, 55а, Раши). И также карет укорачивает жизнь согрешившего, и он не доживает до шестидесяти лет (Моэд Катан, 28а).

Тот, кто совершил запрещенную из Торы работу неумышленно – например, не зная, что она запрещена, или не зная, что уже Шаббат, – «хаяв хатат» (т.е. обязан искупить свое прегрешение грехоочистительной жертвой) (Рамбам, Шгагот, 1:1).

Ну, а если нарушитель преступил запрет мудрецов, не нарушив при этом законов Торы, он «патур» – т.е. освобожден от наказания по закону Торы, но суд может назначить ему наказание плетьми (макат мардут).

В период, когда нет Храма и не существует суда, который мог бы вынести смертный приговор, единственным наказанием за умышленное совершение запрещенной Торой работы остается «карет».

Тот же, кто совершил запрещенную из Торы работу неумышленно, не может искупить свое прегрешение грехоочистительной жертвой – единственным путем искупления становится тшува (раскаяние).

Основой тшувы является твердое решение «оставить свой грех… и более так не поступать» (Рамбам, Тшува, 2:2). Полная и искренняя тшува искупает любые прегрешения – в том числе и те, которые наказываются каретом (там же, 1:3).

И человеку, совершившему тшуву, следует принять на себя обязательство углубленно изучать законы Шаббата, чтобы более не оступиться и не нарушить их, – и тогда его искупление будет полным и совершенным.

Перевод и комментарий «Дополнительная Душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=11034