Оплата труда работника — Обязанность заплатить вовремя

Дата: | Автор материала: Рав Йеуда Чезнер

4567

От редакции. Представляем вашему вниманию отрывок из книги «Современный быт по Торе», вышедшей в свет при содействии Фонда поддержки и распространения Торы «Беерот Ицхак».

Еврейский закон обязывает заплатить нанятому работнику немедленно по окончании работы. При этом Тора определила две отдельные заповеди – предписывающую заповедь заплатить вовремя и запрет откладывать оплату труда [предписывающая заповедь следует из стиха «в тот же день заплати ему» (Дварим, 24:16), запретительная – из стиха «не задерживай у себя на ночь плату работника» (Ваикра, 19:13)]. Несмотря на то, что эти законы обязательны и являются неотъемлемой частью кодекса «Шулхан Арух», они менее известны людям и не столь редко нарушаются просто по причине недостаточной осведомленности.

В качестве введения к этой части имущественных законов приведем ниже в некотором сокращении слова Хафец Хаима в книге «Аават Хесед» (введение к гл. 9).

«Своевременно платить работнику – закон исключительной важности, ибо нерадивость здесь может быть связана с нарушением сразу нескольких прямых запретов Торы. К сожалению (велики прегрешения наши!), есть люди, относящиеся к этой обязанности пренебрежительно. И ничего не стоит для них отложить расчет с работником по какой-либо незначительной причине. Например, из лени сходить за деньгами, находящимися на хранении у других, чтобы заплатить работнику вовремя, или разменять крупную монету на более мелкую, хотя закон обязывает к этому, даже когда работник – человек обеспеченный. И тем более, когда работник бедняк, насколько велика обязанность нанимающего предусмотреть все необходимое, чтобы заплатить ему вовремя и дать тем самым средства к жизни ему и его семье, как указано в стихе: ”В тот же день отдай плату его, так чтобы не зашло солнце, пока он ждет ее, потому что беден он, и надеется на нее душа его – как бы не воззвал он к Б‑гу о тебе, и будет на тебе грех”.

Стоит подумать над сказанным в книге ”Зоар“ (глава Кдошим):

Зачем дан в Торе запрет “не задерживай плату наемному работнику”? Ведь есть уже предостережение в другом стихе: “В тот же день заплати (работнику), до того как закатилось солнце, ибо бедняк он, и на плату эту надеется душа его”? Ответ такой: на самом деле, второй стих нужен для другой цели, а именно намекнуть в стихе: “Пока не закатилось солнце” – будь осторожен, чтобы не покинуть этот мир (из-за неоплаты) нанятому, до того как пришло твое время, как сказано “до того как закатится солнце”. И отсюда же следует другое правило: тот, кто успокаивает душу бедняка (заплатив вовремя), удостаивается того, что даже если пришел его час оставить этот мир, Всевышний дополняет время его душе и продлевает жизнь.

Сказано в Торе: “не задерживай плату наемному работнику”. Обрати твой взор на следующее: тот, кто отбирает плату у бедняка (удерживая ее у себя и тем самым сильно огорчая и унижая его), будто отбирает душу у бедняка и его домочадцев. И поскольку он создал уменьшение (огорчение не отбирает у человека душу в полном смысле, но происходит подобие уменьшения) в душах их, Всевышний также сокращает его дни и убавляет душу его из этого мира. Ибо (духовные сути) от каждого дыхания бедного работника во время всего трудового дня поднимаются ввысь и предстают перед Всевышним. И если было совершено злое дело (удержание заработной платы), поднимутся души работника и его домочадцев (еще при жизни) и, облачившись в эти дыхания, предстанут перед Творцом в жалобе. Если такое произойдет, то, даже если отмерены человеку долгие и благополучные годы, все они обрываются и исчезают (из его судьбы). Более того, душа его не удостоится подняться ввысь. И это то, что имел в виду раби Аба, сказав: “Да упасет нас Милосердный от них (работников) и от их обиды”. И объяснили мудрецы, что относится это даже к обеспеченному работнику. Ведь так следует из стиха “и на плату эту надеется душа его”, то есть об обычном человеке идет речь, и тем более (нужно остерегаться), когда он бедняк.

Стих Торы, о котором идет речь, предостерегает еврея от задержки с оплатой труда нанятому работнику. Тем более, все сказанное относится к случаю, когда нанимающий отказывается платить совсем или платит меньше, даже на гроши, чем было договорено, ибо это очевидное присвоение чужого. Нарушаются при этом заповеди: ”не удерживай плату работнику“ и ”не грабь“, как указано в Талмуде. В дополнение к заповеди, данной в Торе, Творец крайне сурово предостерег нас через пророков (Малахи, 3:5): ”И приближусь Я к вам для суда, и буду свидетелем скорым (против) колдунов, и прелюбодеев, и клянущихся ложно, присваивающих плату нанятого (на работу, притесняющих) вдову и (несправедливо судящих) пришельца (в его тяжбе)…”.

Имеется в виду, что Всевышний присутствует одновременно как судья и как свидетель этих грехов, чтобы скорее воздать местью человеку, удерживающему плату работника. И о том же говорит талмудический трактат Сукка (29): ”Есть четыре причины, по каждой из которых имущество человека приходит в упадок – задержка платы работнику [когда наниматель упорно откладывает выплату ”на потом“], удержание платы [когда работодатель отказывается платить], и т. д.”

Тем не менее, к большому прискорбию (велики прегрешения наши!), есть люди, к которым работник стучится днем и ночью (с требованием заплатить, наконец), но не внимают ему. Особенно когда речь идет о небольшой сумме. И не понимают, что Тора относится с равной строгостью к присвоению больших денег и жалких грошей. И не столь редко поступающий так – человек весьма порядочный, с благородными качествами, скрупулезно исполняющим прочие заповеди Торы во всех деталях. И лишь эта заповедь – о своевременной плате работнику – слаба у него. И постарался я вникнуть, в чем причина этого, и понял, что все исходит из недостаточного знания (и понимания) этого требования закона. И, несомненно, если бы знал человек его, приложил все усилия, чтобы заплатить вовремя. Точно также как всякий еврей проявляет расторопность в заповедях, момент исполнения которых определяется временем (датой, днем недели, часом дня), таких как шофар, сукка, лулав и т. п. Разве пришлось тебе видеть еврея, отлагающего выполнение заповеди о шофаре или лулаве до вечера?! Наоборот, каждый еврей старается выполнить заповедь пораньше, с утра, после чего он полон радости, что удостоился выполнить заповедь Творца как положено. И как можно смириться, что в (предписывающей) заповеди о своевременной оплате, прямо упомянутой в Торе, важной настолько, что уклонение от нее Тора связала с несколькими запретительными заповедями, дурное начало человека одерживает победу?»

Основные положения закона о своевременной оплате работнику

Заповедь Торы требует своевременно оплачивать работу нанятого человека, как взрослого, так и ребенка, а также уплатить за предмет или скотину, взятые в аренду. Если срок оплаты пришел и нанимающий, имея деньги, несмотря на требование работника, не заплатит ему, или заплатит лишь частично, то он нарушит закон Торы.

Исходя из этого общего правила, предписания закона зависят в основном от трех аспектов: срока оплаты, наличия денег и требования работника заплатить.

Срок оплаты

Стих Торы требует заплатить работнику по окончании работы в тот же день. Что имеется в виду? Общее правило, что платить следует по окончании срока найма [Можно легко избежать проблемы, связанной с нарушением запрета задерживать плату работнику, если договориться с ним при найме заранее, чтобы подождал с оплатой некоторое время после окончания работ. Тем не менее, даже когда подобное устное соглашение было заключено, следует постараться заплатить работнику по окончании работы, поскольку предписывающая заповедь «в тот же день заплати ему» (т.е. в день окончания срока найма) при отсрочке будет упущена.] до наступления очередной темной или светлой части суток. Например, если работник, нанятый на дневные часы, заканчивает работу вечером – заплатить ему необходимо до рассвета (амуд а-шахар) следующего дня. Если же работа заканчивается засветло, то необходимо заплатить до вечера. При этом нужно постараться заплатить до захода солнца, во всяком случае, не позже часа выхода звезд. Аналогично, если работа нанятого на ночные часы закончена затемно, то срок оплаты – до рассвета.

При найме работника на неделю, на месяц или на год, срок оплаты опять-таки зависит от времени дня, в которое заканчивается его работа. Если в последний день срока найма работа закачивается в дневное время, заплатить необходимо до ближайшего вечера, если в ночное время, то до рассвета.

Постоянному работнику, получающему по договору с работодателем заработную плату ежемесячно, нужно заплатить не позже последнего дня месяца [то есть, если рабочее время заканчивается днем – то до заката солнца этого дня], а не в первый день следующего. Исключение составляет случай, когда существует некоторый местный обычай, касающийся времени оплаты (например, десятого числа следующего месяца), поскольку, как правило, при найме работник изначально согласен получить заработную плату с отсрочкой, то есть в соответствии с тем, как принято оплачивать труд у других.

Заказ у мастера. Если нанятый человек выполняет работу не на основе почасового найма, а на основе заказа изделия, например, починка одежды портным, то даже если работа закончена, до тех пор, пока изделие находится у мастера, задержка с оплатой не является нарушением заповеди. Однако как только изделие передано в руки заказчика, необходимо заплатить немедленно (то есть если изделие получено в дневное время, срок оплаты до заката солнца и т.п.)

Аренда. Как отмечалось, закон требует также своевременно вносить арендную плату за пользование предметами или скотиной. Срок уплаты аналогичен срокам при найме человека: когда аренда заканчивается в дневное время, необходимо заплатить до заката и т.п. По поводу арендной платы за землю существует спор между законоучителями: относятся ли к ней строгие законы о своевременной оплате труда, или же она является обычным долгом (который, впрочем, также весьма важно возвращать вовремя, см. предыдущий раздел). При этом весомые авторитеты склоняются в сторону устрожения. Аренда жилья представляет собой несколько более строгий случай, чем аренда земли, и здесь особенно важно скрупулезно вносить плату за каждый месяц аренды в договоренный день без опоздания.

Наличие денег для оплаты

Задержка заработной платы является нарушением заповеди Торы только если нанимающий поступает таким образом, имея деньги [при этом срок уплаты прошел, и работник требует ее], если же он не располагает деньгами в данный момент, то задержка не связана с нарушением запрета. Данное правило имеет, однако, ряд ограничений:

1) нельзя нанимать работника, когда заведомо известно, что заплатить по окончанию работы ему будет нечем.

2) Когда нанимающий располагает наличными деньгами, но они ему нужны для прочих расходов, это не является основанием для отсрочки заработной платы работнику. [Согласно закону, даже если деньги требуются ему на нужды, связанные с исполнением заповедей Торы, таких как покупка яств на Субботу, и, возможно, даже тфилин или лулава к празднику Суккот, в первую очередь нужно оплатить свой долг работнику.]

3) С момента, когда работник завершил работу, нужно выделить причитающуюся ему сумму (хотя тот пока не требует оплаты) и не пользоваться этими деньгами для прочих нужд – чтобы не возникла ситуация, когда заплатить работнику нечем.

4) Когда нанимающий располагает лишь частью суммы, необходимой для оплаты, следует заплатить, по крайней мере, все что имеет в наличии. При этом, если недостающую часть относительно легко достать – человек обязан сделать это и заплатить [чтобы выполнить предписывающую заповедь заплатить работнику вовремя]. Например, если некая сумма, принадлежащая нанимающему, находится на хранении у других, он обязан взять ее в том месте и уплатить работнику. Или если кто-либо должен деньги нанимающему: нужно взыскать долг (если пришел срок выплаты) и отдать работнику причитающиеся ему деньги. Если имеется возможность одолжить деньги у кого-либо, следует сделать это, чтобы выполнить предписывающую заповедь платить нанятому вовремя. По некоторым мнениям, если нанимающий располагает товаром, которым собирался торговать, необходимо продать его (как можно скорее) и заплатить работнику.

Если в момент требования работника об оплате у хозяина не было денег, но чуть позже получил он необходимую сумму – до того как истек срок оплаты, то заплатить работнику нужно немедленно, или, по крайней мере, сообщить ему, что можно получить заработную плату. [В данном случае, поскольку причина (отсутствие денег), освобождающая хозяина от заповеди заплатить, перестала существовать, необходимо заплатить в срок, несмотря на то, что работник вынужденно согласился на задержку.]

Требование работника об уплате

До тех пор пока работник не потребовал выплаты, можно предполагать, что он согласен подождать, и задержка с деньгами, причитающимися за работу, не является нарушением заповеди. (Тем не менее, нанимающий, по мнениям некоторых авторитетов, упускает при этом возможность выполнить предписывающую заповедь Торы заплатить вовремя. То есть следует стараться заплатить вовремя в любом случае, чтобы исполнить заповедь Торы «в тот же день заплати работнику».)

Необходимо учитывать, однако, что в ряде случаев, даже когда работник не требует выплаты прямо, это еще не означает согласия на отсрочку платежа. Например, когда нанимающий является человеком почитаемым, и работник стесняется требовать деньги прямо. Или когда работник сообщает нанявшему, что работа закончена, и, таким образом, намекает, что хотел бы получить плату за нее (то есть, можно понять из его слов и действий, что не желает откладывать оплату своего труда, но не хочет требовать деньги открыто). В подобных случаях необходимо заплатить работнику немедленно.

Наем работника через посредника

Нередко случается, что работодатель нанимает работника не непосредственно, а через доверенного человека, или одного из служащих. Кто ответственен в таком случае за своевременную выплату заработной платы – сам работодатель (поскольку результатами труда пользуется он) или посредник, лично нанимавший человека?

Закон в такой ситуации зависит от того, каким образом происходил наем.

1. Если доверенный работодателя, нанимая, сообщил работнику, что платить будет не он, а работодатель (или работнику это известно другим путем), то, несмотря на то, что заплатить работнику работодатель обязан, некоторая задержка с выплатой заработной платы не является нарушением заповеди Торы ни для посредника, ни для работодателя. Тем не менее, откладывать оплату нельзя по другой причине: стих Писания порицает такое поведение, как сказано (Мишлей, 3:28): «Не говори ближнему твоему: сейчас уходи и приходи потом, завтра отдам тебе (причитающееся тебе), в то время когда есть у тебя (деньги, чтобы заплатить)».

2. Если же при найме работнику не было сообщено, что человек, нанимающий его, является лишь посредником, и работник ошибочно считал, что работа производится для него самого (тем более, когда доверенный прямо принял на себя ответственность за оплату труда нанятого), то заповеди о своевременной оплате труда работника возлагаются на посредника.

3. Человек, имеющий права опекуна, нанимая работника для пользы подопечного, несет полную ответственность заплатить работнику в срок, даже когда работнику известно, что работа будет оплачена не из средств нанявшего его. Подобно этому, при современном положении женщины в семье, если замужняя женщина нанимает работника, она должна позаботиться о деньгах, чтобы заплатить вовремя (важно учитывать это, например, нанимая няню для ребенка).

Примеры

Как на практике соблюдаются приведенные выше законы? Приведем несколько типичных случаев.

1)     Семейная пара собирается пойти вечером на свадьбу знакомых и приглашает девочку в качестве няни за некоторую почасовую плату последить за ребенком до их возвращения. В этом случае, по возвращении поздно вечером необходимо заплатить девочке немедленно, независимо от того, достигла ли она 12 лет (то есть, является взрослой по еврейскому закону), или нет. И хотя по букве закона срок оплаты до рассвета, но едва ли человек встанет утром затемно, чтобы отдать заработную плату маленькой девочке, и, кроме того, наверняка ее родители не откроют дверь в столь ранний час.

Случается, что в подобной ситуации у хозяев нет мелких денег для оплаты в точности по часам работы. Допустим, за работу необходимо заплатить 23 шек., а пара может дать только купюру в 50 или 100 шек. Если не слишком поздно, можно попытаться разменять деньги у соседей. В случае, когда нет такой возможности, лучше всего дать 50 шек., а со сдачей разобраться назавтра. Однако, как быть, если пара опасается доверить девочке крупные деньги? Вопрос непростой. Если удается найти крупные монеты на 25 шек., безусловно, лучше заплатить их, так как разница мала, в то время как при оплате на месте выполняется заповедь Торы. В целом же, чтобы не попасть в затруднительное положение, нужно заранее приготовить мелкие деньги, чтобы заплатить за работу.

2)     Семья вызывает мастера для починки крана или стиральной машины. С точки зрения буквы закона, если мастер заканчивает работу в светлое время дня, заплатить нужно до наступления вечера, и если в это время муж не находится дома, он должен заблаговременно оставить деньги. Однако нередко хозяин дома желает убедиться лично, что работа сделана добротно и качественно, прежде чем платить, так как есть немало мастеров недобросовестных, которые, получив оплату полностью, под всякими предлогами откладывают исправление изъянов и недоделок. С другой стороны, если работа выполнена хорошо, закон требует заплатить ему немедленно. Как же поступить?

Если работа завершена только в основном, но еще остаются какие-то мелочи, которые нужно завершить, то, несмотря на требование работника заплатить сейчас, можно настоять, что с ним рассчитаются позже (до тех пор, пока работа не завершена, срок оплаты не наступил). Однако если работа закончена, то, на самом деле, проблема не имеет решения. И единственная рекомендация для подобных случаев – условиться с мастером заранее, перед тем как он приступил к работе (если он согласен на это!), что деньги он получит не сразу, а после того как хозяин дома примет работу, – вечером, или на следующий день.

3)     Женщина заказала костюм у портнихи. Нужно ли приготовить деньги ко дню получения заказа?

В данном случае закон зависит от того, как осуществлялся заказ. Если костюм шьется из ткани портнихи, то ситуация расценивается не как наем работника, а как покупка костюма, сшитого по индивидуальному заказу. То есть женщина оплачивает не работу портнихи, а покупку готового изделия. По этой причине, с точки зрения буквы закона, заповедь о своевременной оплате к этому случаю не относится. (Впрочем, несмотря на то, что нет обязанности заплатить за костюм немедленно, откладывать оплату надолго также нельзя по другим статьям еврейского закона.)

Если же женщина заказала пошив костюма из собственного отреза ткани (купленного в магазине, или у той же портнихи), такой заказ является, по сути, наймом работника, и в этом случае действуют все упомянутые в главе законы о своевременной оплате. При этом до тех пор, пока костюм находится у портнихи, задержка оплаты не связана с нарушением заповеди. Но как только женщина получит заказанный костюм на руки, необходимо заплатить за него немедленно в тот же день до наступления вечера (или до рассвета, если костюм забрали вечером).

4)     Прокат автомобиля. Как уже отмечалось выше, заповедь о своевременной оплате относится не только к зарплате работника, но и к арендной плате за пользование скотиной, орудиями труда и проч. Аренда скота в наше время едва ли встречается, но прокат различных предметов, как автомобиль, рабочий инструмент и пр., достаточно распространен. Платить в подобных случаях необходимо немедленно, по возвращению предмета хозяину (до заката при возврате днем и до рассвета при возврате вечером).

Подготовил рав Л. Гинк


http://www.beerot.ru/?p=22515