Употребление в пищу насекомых — Современное положение вещей

Дата: | Автор материала: Рав Моше Вае

2426
насекомых

Глава 3. Современное положение вещей

«Все меняется в соответствии с местом и со временем. В некоторые годы плоды поражены червями, а в другие – не поражены» («При Хадаш», «Йоре Деа», 84:22).

1. Как обстояло дело в прошлом

Многие задаются вопросом: почему вопрос о наличие насекомых в продуктах питания и о необходимости их тщательной проверки возник именно теперь? Разве это новая проблема, которая не стояла перед людьми прежде? Неужели мы должны отнестись к этому вопросу с большей строгостью, нежели представители предыдущих поколений? Более того, мы живем в современном мире, где широко применяются средства борьбы с вредителями и такие государственные структуры, как Министерство здравоохранения и Министерство сельского хозяйства, проявляют постоянную заботу о чистоте употребляемой нами пищи.

И если дело обстоит именно так, то какова необходимость в столь строгих предостережениях, которые требуются в отношении данного вопроса?

На самом деле это отнюдь не новая проблема. Мудрецам Торы всех времен и поколений были прекрасно известны меры предосторожности, которые было необходимо предпринимать, чтобы не нарушить запрет поедания насекомых. Если мы обратимся к Талмуду и к книгам законоучителей последующих поколений, мы обнаружим, что практически нет ни одного вида фруктов, овощей или зелени, известного сегодня, как особо подверженного заражению насекомыми, о котором бы там не было упомянуто.

После греха первого человека, Всевышний проклял землю, как сказано: «Да будет проклята земля эта из-за тебя» (Берешит, 3:17). Раши, комментируя этот стих, приводит слова мидраша: «Породит она (земля) тебе вещи проклятые, такие как мухи, клопы и муравьи».

В мишне (Бава Батра, 6:2-ая) говорится, что, приобретая инжир, покупатель априори должен быть готов к тому, что десять процентов окажутся червивыми.

Мидраш («Шир а-Ширим Раба», 6) рассказывает историю, приключившуюся с учениками раби Акивы, связанную с червями в инжире. Раби Акива имел обыкновение изучать Тору со своими учениками под развесистым деревом инжира. Великий мудрец и его ученики обратили внимание на то, что хозяин дерева каждое утро приходит, чтобы снять созревшие плоды. Они решили, что хозяин дерева подозревает их в том, что они могут сорвать принадлежащие ему плоды и поэтому ежедневно собирает инжир, который уже успел созреть. Для того чтобы не утруждать хозяина дерева, они пошли учиться в другое место. Когда хозяин дерева пришел в очередной раз, чтобы сорвать поспевшие плоды, и не обнаружил раби Акиву и его учеников, то поспешил их найти и спросить о причине смены места учебы. Когда он услышал их опасения, он воскликнул: «Упаси Б-г! Я ни в коем случае не подозревал вас! Напротив, я был безмерно рад, что Всевышний удостоил меня такой великой заповеди быть полезным тем, кто изучает Тору. А то, что я каждое утро приходил срывать инжир, объясняется тем, что если его вовремя не снять с дерева, то он на солнце зачервивеет». Мудрецы по просьбе хозяина дерева вернулись на прежнее место и продолжили занятия Торой под тем же деревом. В конце дня они сорвали плоды, которые поспели еще с утра и остались несорванными. Велико же было их удивление, когда они обнаружили, что «пророчество» доброго хозяина дерева исполнилось, и сорванные ими плоды буквально кишели червями.

Из мишны в трактате Махширим (6:1) мы видим, что некоторые продукты было принято хранить на крыше, чтобы их не поразили насекомые. Раши в комментарии к трактату Хулин (13а) объясняет, что речь идет о горохе и чечевице.

В Талмуде (во время обсуждений, связанных с установлением закона) упоминаются различные примеры поражения продуктов насекомыми. В трактате Хулин (67б) упоминаются черви, находящиеся в воде, в чечевице, в финиках, в сушеном инжире, в оливках, в винограде и в мясе. В трактате Сота (3б) говорится о наличии насекомых в кунжуте, а в трактате Сукка (18а) — о паразитах, поражающих рыбу.

Ришоним, такие как Рашба («Торат а-Байт») и Рош (Хулин, 67б) упоминают о поражении насекомыми таких культур, как горох и бобы. А Меири (там же) упоминает капусту, свекольную ботву и прочие овощи, и зелень, предрасположенные к наличию насекомых.

Ахроним также перечисляют виды продуктов, зараженных насекомыми. Автор книги «При Тоар» («Йоре Деа», 84:15) пишет: «В нашей восточной стране в различных видах плодов заводятся черви, пока они еще растут на дереве. Это такие плоды, как: виноград, гранаты, инжир, маслины. Все виды зерновых культур, такие как горох, рис и прочие, поражены червями еще до того, как их собрали с поля». Там же упомянута и цветная капуста.

Автор книги «Хохмат Адам» (38:15-19, 28) пишет: «Следующие виды зелени, овощей и бобовых во всех странах априори являются продуктом, зараженным насекомыми: петрушка, тмин, салат, зеленый лук, капуста, стручковая фасоль и горошек. Перед тем, как есть эти виды, их необходимо тщательно проверять на наличие насекомых. Стручки необходимо раскрывать, каждый по отдельности, и тщательно рассматривать. Вид зелени, под названием “укроп”, который кладут в огурцы, практически не бывает без червей, как я это всем уже наглядно демонстрировал. Малина настолько поражена червями, что ее почти невозможно от них очистить, и поэтому я в жизни ее не ел, и так следует поступать всем Б-гобоязненным людям». Далее автор упоминает апельсиновую кожуру, грибы, грушу, чечевицу, яблоки. Он подробно описывает также и червей, паразитирующих в карпе.

В таких книгах, как «Шней Лухот а-Брит» («Шаар а-Отийот», «Куф», раздел «Кдуша»), «Арух а- Шулхан» («Йоре Деа», 84:60, 64); «Йесод ве-Шореш а-Авода» (7:84), «Бен Иш-Хай» (шана шния, «Насо»); «Меламед Леоиль», «Каф а-Хаим («Йоре Деа», 84) и других, подробно перечисляются продукты, которых обычно бывают заражены насекомыми. В книге «Шимуша Шель Тора», изданной в 5711-ом (1951) году, в числе продуктов, особо подверженных наличию насекомых, упоминаются: горох, грибы, вишня, инжир, белокочанная, брюссельская и цветная капуста, клубника, салат, зеленый лук, миндаль, орехи (арахис, грецкий, кешью, фундук) рыба, финики, шпинат и другие виды.

Подобно этому в книгах респонсов законоучителей последних поколений мы находим великое множество ответов, связанных с запретом поедания насекомых («Даркей Тшува», «Йоре Деа», 84).

Во многих книгах мы можем видеть, как уже в прошлые времена великие раввины выступали против недостаточно тщательной проверки продуктов питания на наличие в них насекомых. Приведем в качестве примера цитату из книги «При Хадаш» («Йоре Деа», 84): «Не могу удержаться, чтобы не напомнить и не сообщить народу Б-жьему великую степень строгости запрета поедания червей. Ибо к этому нарушению люди начали относиться слишком легкомысленно. А после того, как человек однажды совершил нарушение, а затем повторил его, ему начинает казаться, что и нарушения-то никакого он не совершает! И даже некоторые мудрецы и праведники недостаточно серьезно относятся к этому вопросу».

2. Недостаточная информированность, как следствие изменения внешних условий

Представители еврейских общин, как восточных, так и западных, сотни лет жили в одном и том же месте. За эти годы они успевали досконально изучить виды заражения местных продуктов питания насекомыми и способы, которыми можно их очистить. Сегодня положение вещей резко изменилось. Люди переезжают в места с совершенно другими климатическими условиями, как, например, в случае массовой репатриации в Израиль. Как следствие, возникает недостаток информиромации в области наличия насекомых в местных продуктах питания.

Резкие изменения условий выращивания животных и растений сопровождаются ложным мнением о том, что современные способы обеспечивают большую степень чистоты продуктов питания от насекомых по сравнению с тем, что было когда-то. Это, в известной степени, приводит к неведению в области наличия насекомых в пище и к недостатку мер, связанных с проверкой и очисткой от них.

Связанное с высказанной выше идеей правило давно уже было сформулировано автором книги «При Хадаш» («Йоре Деа», 84:22): «Во всяком случае, все меняется в соответствие с местом и со временем. В некоторые годы плоды поражены червями, а в другие — не поражены. Поэтому всякий Б-гобоязненный человек должен остерегаться, чтобы не нарушить запрет Торы». В книге «Хохмат Адам» (38:13) приводится, что «все виды вишни в Германии, в Саксонии и во Франции априорно являются продуктом, зараженным червями, а в Данциге вишня не поражена червями, кроме той, в которой имеются отверстия. Однако сливы заражены червями также и в Данциге, а вот в Литве — не заражены». И там же (15) автор утверждает следующее: «Зелень во всех странах априори является продуктом, зараженным червями».

К этому можно только добавить, что таково положение вещей и в наши дни: степень заражения фруктов насекомыми в разных местах неодинакова, а в отношении зелени однозначно доказано, что она повсеместно очень подвержена заражению насекомыми.

3. Импорт и экспорт

Модернизация транспортировки товаров привела к резкому увеличению импорта и экспорта, в том числе связанных с пищевой отраслью. Практически все виды продуктов питания в условиях современных торговых отношений могут попасть в любой уголок света.

Вместе с экспортом продуктов питания из одной страны в другую, происходит также и экспорт насекомых, находящихся в этих продуктах, которые становятся «равноправными гражданами» на местах. Это приводит к постоянно растущему числу видов насекомых, которые могут находиться в большинстве стран мира, превратившись, образно говоря, в «космополитов». Иногда вред, который они причиняют в местах своего нового обитания, более значителен, чем тот, который они причиняли «у себя на родине». Это объясняется тем, что на новом месте отсутствуют их естественные враги, которые их истребляли на «родине», поддерживая тем самым биологический баланс видов в природе.

Возможно, что именно это имел в виду автор комментария «Ор а-Хаим» к Торе (Ваикра 11:43), когда писал следующие слова: «Человек должен быть предельно осторожным и расторопным во всем, что каким бы то ни было образом может привести к нарушению запрета поедания насекомых. Тем более это верно в наше время, когда воздух загрязнен и все страны объединены, и нет такого продукта растительного происхождения, в котором не было бы насекомых. Оберегающий свою душу, должен постоянно помнить об этом».

В любом справочнике по энтомологии указана дата проникновения каждого вида насекомого в ту или иную местность. Известно, что с начала и до шестидесятых годов двадцатого века из различных стран мира в Израиль было завезено более ста видов насекомых (книга «Вредители посевов и кормов», изданная в 1960-ом году).

В наши дни эта тенденция прослеживается в не меньших масштабах. Так, например, несколько лет назад в Израиль попал (по всей вероятности, через декоративную рыбку, которую привезли в Израиль и запустили в водоем) новый вид рыбного паразита. В течение одного года этот паразит распространился по всем рыбным бассейнам Израиля (книга «Заболевание рыб»). Подобно этому, некоторое время назад в Израиль проник определенный вид трипса, так называемый, «калифорнийский трипс», который за год распространился по всей стране и сегодня является одним из основных вредителей сельскохозяйственных культур.

В последнее время в Израиле «поселилось» два вида «мухи-минера». Представители одного из этих видов, который называется «артериальный минер», вредят зелени, а представители другого вида, «цитрусового минера», активно опустошают цитрусовые плантации.

В некоторых странах даже был принят специальный закон, запрещающий частным лицам ввозить плоды из-за границы. Принятие этого закона преследовало целью пресечь проникновение иностранных насекомых. Однако эти меры, как правило, недостаточно результативны.

4. Долгохранящиеся продукты

Сухие продукты питания, с одной стороны, могут храниться на складах довольно продолжительное время, но такие продукты подвержены заражению насекомыми на всех этапах хранения, производства, сбыта, а после сбыта — у потребителя.

В качестве наглядного примера приведем результаты исследования «Наличие насекомых в сухих продуктах питания, импортируемых в Израиль и производимых в нем». Исследование проводилось отделением хранения продуктов питания при Министерстве сельского хозяйства Израиля на основании проб продуктов питания, собранных с 1986-ого по 1990-ый годы. Из шестисот девятнадцати проб, которые были проверены, в двухстах сорока девяти было зафиксировано наличие живых или мертвых насекомых, а также их отдельных частей!

5. Заниженные требования государственного стандарта

Учитывая реальное положение вещей, официальные структуры признают, что существуют большие трудности, связанные с обеспечением чистоты продуктов питания от наличия в них насекомых. Поэтому государственный стандарт изначально допускает определенный процент наличия насекомых в продуктах питания, который порой может быть достаточно высоким, как в отношении свежих продуктов питания, так и в отношении тех, которые прошли промышленную переработку. Так, например, израильский Госстандарт (порядковый номер 46) допускает наличие двух живых или мертвых насекомых в каждом килограмме муки. О допустимом количестве яиц насекомых в муке не сказано ничего, хотя они являются основным источником распространения насекомых. Рис (Госстандарт Израиля за номером 1208) считается официально разрешенным к сбыту, если на килограмм риса приходится не больше двух живых и двух мертвых насекомых. В оливках («оливки зеленые маринованные», Госстандарт номер 157) допустимо наличие четырех процентов пораженных плодов в каждой консервной банке. Госстандарт фиников (за номером 1251) — шесть насекомых в пробе, состоящей из шестидесяти плодов. Госстандарт инжира (за номером 1312) — десять процентов инжира, пораженного насекомыми, в упаковке.

Американский Госстандарт, который считается особо педантичным, также допускает довольно большое количество насекомых в переработанных (мороженных или консервированных) овощах и зелени: в спарже — сорок насекомых на сто грамм, в брокколи — шестьдесят насекомых на сто грамм, в брюссельской капусте — тридцать насекомых на сто грамм, в шпинате – пятьдесят насекомых на сто грамм.

[Следует подчеркнуть, что в израильском Госстандарте для замороженных и консервированных овощей вообще не упоминается о допустимом содержании насекомых. Это означает, что нет никакого ограничения в процентном содержании насекомых в замороженных и консервированных овощах, даже таких видов, как цветная капуста, брокколи, шпинат и других, которые считаются особо подверженными наличию насекомых.]

6. Влияние опрыскивания на степень зараженности насекомыми

В последнее время ведется активная разработка различных средств опрыскивания, которые широко используют в сельском хозяйстве. Цель опрыскивания — сохранение урожая от воздействия различных вредителей и предотвращение материальных убытков. Следует учесть, что с тем количеством вредителей, которое не представляет угрозу потери урожая, агрономы не борются. Кроме того, даже самое эффективное опрыскивание не может обеспечить полное истребление всех насекомых. Часть насекомых выживает и у них вырабатывается иммунитет к химикатам, входящих в состав средств опрыскивания. Периодически появляется на свет новое поколение насекомых, «привитое» от существующих опрыскивающих веществ. Тогда создают новое, более мощное средство для опрыскивания, насекомые привыкают и к нему, и так происходит каждый раз (книга «Вредители растений в Израиле»). Так что и опрыскивание не в состоянии окончательно решить проблему наличия насекомых в продуктах питания растительного происхождения.

7. Органический способ ухода

Вследствие резкого увеличения количества опрыскивающих веществ и их токсичности для здоровья человека, в наши дни набирает масштабы тенденция сокращения химического опрыскивания и поиска альтернативных способов. Одна из предлагаемых возможностей отказа от химических средств опрыскивания — это органический (или биологический) уход за растениями, который предполагает разведение хищных видов насекомых, которые призваны уничтожать вредителей. При этом истребители вредителей остаются на растениях, и в результате этого способа ухода за растительными культурами степень их зараженности насекомыми часто превосходит степень зараженности растительных культур, выращенных обычным способом.

8. Духовные аспекты проблемы насекомых в продуктах питания

Говоря о причинах преумножения насекомых в продуктах питания, нельзя обойти вопрос о роли духовного уровня людей, напрямую влияющего на данный процесс.

В Талмуде (Брахот, 10б) рассказывается о том, что некая женщина, не зная заранее, что Элиша является пророком, самостоятельно пришла к заключению, что он — «человек Б-жий». «Как она это поняла?» — спрашивают в Талмуде. Отвечают мудрецы: «Она заметила, что на его стол никогда не садятся мухи». Из этого можно сделать вывод, что чем больше степень святости человека, тем меньше насекомых находится в его среде.

В трактате Авот (5:5) сказано, что одним из явных чудес, которые происходили в Иерусалимском Храме, являлся тот факт, что в помещение для разделки туш животных, предназначенных для жертвоприношений, никогда не залетало ни одной мухи.

Согласно этому, было бы логично предположить, что падение уровня духовности, прослеживаемое в каждом новом поколении, влечет за собой приумножение вредителей и насекомых.

В комментарии «Ор а-Хаим» к Торе (Шмот 16:20) сказано: «Человек, совершая грех, преумножает количество червей. Поэтому после греха первого человека в плодах и в земле стали водиться черви».

В другом месте (Ваикра, 11:43) автор этого же комментария пишет: «Человек должен быть предельно осторожным и расторопным во всем, что каким бы то ни было образом может привести к нарушению запрета поедания насекомых. Тем более это верно в наше время, когда воздух загрязнен и все страны объединены, и нет такого продукта растительного происхождения, в котором не было бы насекомых. Оберегающий свою душу, должен постоянно помнить об этом».

Под «загрязнением воздухом» автор комментария «Ор а-Хаим», по всей видимости, подразумевал духовное «загрязнение», ибо промышленности и транспорта, которые сегодня загрязняют атмосферу тогда еще не было. Подводя итог, можно заключить, что преумножение духовной нечистоты в мире влечет увеличение количества насекомых в пище. И если автор комментария «Ор а-Хаим» писал об этом уже в своем поколении, тем более это верно в отношении нас.

Перевод — рав Лейб Нахман Злотник

http://www.beerot.ru/?p=36401