Как вырасти в Торе? Практические советы

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1943

Раши в начале главы Бехукотай (Ваикра, 26:3) пишет, что труд над Торой — это источник всех благословений.

Безусловно, каждый из нас хочет удостоиться этого — как для себя лично, так и для своих детей. Кроме того, труд над Торой каждого еврея несет свет всему нашему народу в целом.  Вопросы, которые часто задают многие люди: как нужно учиться самому и как обучать детей, чтобы удостоиться этих благословений? Безусловно, коротко ответить невозможно. Тем не менее, некоторые практические советы, которые касаются абсолютно каждого еврея, необходимо привести.

Начнем мы со слов рава Исраэля Салантера: когда ешиботник в Литве недостаточно трудится над пониманием слов Тосафот, это становится причиной того, что еврей в Париже начинает нарушать Шаббат. Свет Торы влияет на абсолютно всех евреев. Если в одном месте евреи недостаточно трудятся над Торой, это может привести к тому, что в другом месте евреи также начнут духовно опускаться. Эти слова верны и непосредственно касаются нашей темы. Однако общих фраз о необходимости постоянно учить Тору недостаточно. Теперь перейдем к практическим советам, которые сможет применить каждый из нас.

Есть одна история, которую я услышал от своих учителей. Некий человек объехал еврейские общины по всему миру, и пришел к одному интересному выводу. Хотя в Литве даже среди извозчиков были мудрецы Торы, утверждение, что евреи Литвы — самые способные в изучении Торы, неверно. Евреи способны хорошо учить Тору не только в Литве. Было лишь одно отличие: когда евреи Литвы заканчивают изучать определенную тему в Торе, они повторяют ее заново.

Есть одно очень непонятное место в Талмуде (Хагига, 9б). Там приводятся слова пророка (Малахи, 3:18) о том, что мы увидим разницу между теми, кто служит Всевышнему и теми, кто не служит. Говорит Талмуд: «Тот, кто повторяет изученное сто раз — не служит, а тот, кто повторяет сто один раз — служит». Неужели существует настолько большая разница, что те, кто повторили «только» сто раз, действительно не служат Всевышнему?! Один еврей задал этот вопрос Виленскому Гаону. Виленский Гаон спросил его: «Ты веришь словам мудрецов, что существует разница между тем, кто учил сто раз и тем, кто учил сто один раз?». Тот еврей ответил: «Да, верю». На что Виленский Гаон сказал: «Ты — веришь, а я — проверил. Действительно, есть разница».

Первый практический совет, который мы можем выучить из этого, такой: каждый из нас может подняться еще на одну ступеньку в изучении Торы. Подняться на еще один уровень, по сравнению с тем, на котором он находится в данный момент. И даже один уровень может означать огромную разницу в его служении в целом. Когда человек уже вроде бы исчерпал свои силы в изучении какой-либо темы, еще одно вдумчивое повторение может пролить для него свет на то, что он не понимал до этого. И это — повторим важное замечание еще раз — касается абсолютно всех. И тех, кто учит Тору постоянно, и тех, кто, в основном, работает. Поднять уровень своего труда над Торой может и должен каждый! Это можно сделать, не увеличивая затраченное время, а за счет большей концентрации на изучаемом материале при дополнительном повторении.

Следующая ситуация касается тех, кто, в основном, занят добычей пропитания для своей семьи. Зачастую такие люди приходят домой после рабочего дня полностью опустошенные и уставшие. Такой человек с искренним желанием садится учиться после тяжелого трудового дня… Но усталость, желание просто отдохнуть одолевают его. Что же делать? Нужно постараться, несмотря на все сложности, на «тяжелую» от рабочих вопросов голову, погрузиться в Тору.

На эту тему есть пример из жизни нашего великого учителя Хазон Иша. У него, как известно, не было собственных детей. Иногда наш учитель брал себе детей, у которых были трудности в воспитании и учебе. Они жили дома у Хазон Иша, и он старался помочь им. Один из таких детей как-то раз пришел после учебного дня в хейдере очень уставшим. Его накормили, а после этого Хазон Иш усадил ребенка учиться. Но мальчик очень устал, и сказал, что хочет спать. Хазон Иш, тем не менее, сказал, что нужно поучиться. Мальчик раскрыл книгу, но через минуту уже крепко спал на ней. Что сделал Хазон Иш? Он взял ребенка на руки, и аккуратно перенес его в кровать. Чего хотел наш учитель? Он хотел показать ребенку, что над Торой иногда нужно трудиться даже через силу. Нам очень тяжело оценить важность даже пяти минут учебы «через силу» после тяжелого рабочего дня, но эти пять минут стоят того, чтобы потратить их на Тору!

Тем, кто занят изучением Торы постоянно, тоже есть, к чему стремиться. В Израиле есть, слава Б-гу, места, где Тору учат постоянно. Один из таких колелей, называемых Рацуфим (от рацуф — непрерывно, постоянно) есть в Кирьят Сефере. Как там учатся? Минимальное время учебы — четыре часа. При этом человек не отвлекается ни на что. Никаких телефонов, перерывов на кофе и т. п. Люди занимаются только Торой. Нет ничего плохого в том, что человек во время учебы делает себе чай или кофе. Иногда это даже помогает. Но если мы говорим о том, что можно сделать, чтобы улучшить наш труд над Торой, то отказаться от любых перерывов и остановок, которые не связаны с учебой, это прекрасное решение. Совет в полной мере касается и людей работающих. Те часы, которые выделяет для учебы работающий человек, должны быть непрерывными.

Важное замечание, которое нужно сделать для нашего поколения. Не нужно пытаться «прыгать выше головы». Нужно поднимать себя постепенно. Но улучшать качество труда над Торой обязан каждый, и любому человеку такой постепенный подъем по силам.

В Торе говорится об обязанности помнить Синайское откровение (Дварим, 4:9): «Только берегитесь и оберегайте душу свою, чтобы не забыли вы того, что видели глаза ваши, и чтобы не ушло из сердца вашего во все дни вашей жизни». Далее в этом же стихе написано и о том, что мы должны передать эту память нашим потомкам: «И передайте это детям и внукам вашим». Мы должны передать нашим детям живительную силу Торы. Наши потомки должны усвоить, что Тора — это и есть наша жизнь, а не какое-то дополнение к ней. Таким образом, мы переходим ко второй части вопроса, поднятого в начале статьи: как нужно обучать детей Торе?

Иногда среди родителей можно встретить недоумение: почему мой ребенок не родился таким вундеркиндом, который сразу все усваивает? Почему постоянно возникают проблемы в учебе? Более того — какое отношение имеет воспитание детей к теме труда над Торой? В реальности, все эти вопросы непосредственным образом связаны между собой.

Дело в том, что труд над Торой — очень многогранная тема. Она затрагивает порой даже самые неожиданные вопросы. Труд над Торой — это не только непосредственно процесс учебы. В качестве иллюстрации приведем одну историю о величайшем учителе последних поколений — раве Йосефе Шаломе Эльяшиве. Дома у рава Эльяшива было множество книг. Полки для книг доходили до потолка. И раву Эльяшиву — в те дни ему было уже больше восьмидесяти лет — часто приходилось забираться на самый верх, чтобы достать нужную книгу. Это заметили его домочадцы и решили помочь. Они предложили сделать небольшую полку, которая бы стояла рядом с равом. На нее нужно было поставить необходимые книги, которыми рав Йосеф Шалом пользовался постоянно. И всё — раву не нужно будет прерывать учебу и утруждать себя тем, чтобы лезть высоко за нужной книгой. Семья посчитала эту идею очень хорошим решением, и сделала такую полку. Однако сам рав Эльяшив отказался ею пользоваться! Он сказал так: «Это — тоже мой труд над Торой. Когда мне нужно совершить усилие, чтобы достать книгу, я тоже тружусь над Торой!»

Тоже самое касается и передачи Торы следующим поколениям. Здесь речь идет не только о непосредственной учебе с детьми, а о совокупности действий (зачастую — требующих большого самопожертвования), цель которых — передача Торы следующему поколению. Причем, когда мы говорим об обучении следующих поколений Торе, то есть два момента. Во-первых, это, безусловно, обучение наших собственных детей. Но речь также идет и об обучении Торе других. В чем здесь разница? Если ко мне приходит чужой сын или внук и просит, чтобы я с ним учился — есть заповедь его учить. Но нанимать ему учителя, меламеда, я не обязан.

Если же речь идет о наших собственных детях, то мы обязаны тратить деньги на их обучение Торе. При этом нужно помнить сказанное в трактате Бейца, что в расходах на обучение детей, Шаббаты и праздники мы не ограничены. Сколько потратим — столько нам вернется.

Точно также, как наш личный труд над Торой требует от нас самопожертвования, так и для обучения наших детей, мы обязаны прикладывать огромные усилия и жертвовать чем-то. Кроме того, мы должны постоянно молиться, и просить помощи Творца в том, что касается обучения наших детей. Не сомневаюсь, что в наше время множество евреев каждый день молятся о том, чтобы Всевышний послал им пропитание, материальный достаток. Но молимся ли мы также искренне за то, чтобы наши дети выросли хорошими евреями, живущими по Торе и постоянно изучающими ее? Когда каждый из нас поймет и усвоит, что труд над Торой и труд над тем, чтобы передать ее детям, это задача первостепенной важности, ради которой надо тратить силы и средства, за успех в которой нужно постоянно молится, — все это само по себе станет причиной благословения.

На основании собственного опыта скажу, что воспитание детей — сложный процесс. Мало какой семье удается избежать трудностей в этой сфере.

В свое время рав Ицхак Зильбер дал мне очень важный совет. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли Б-гобоязненными людьми, живущими по Торе, то нужно иметь в виду, что мы воспитываем их так ради Всевышнего, а не ради того, чтобы ими гордиться.

В трактате Бава Батра приводится постановление раби Йеошуа бен Гамлы. Раби Йеошуа установил, как обязанность для жителей города основать в нем хейдер — место, где мальчики учат Тору. Не только в Израиле, но и во многих общинах диаспоры, есть замечательные хейдеры и талмуд-торы. Все это — несомненный повод для радости. Но упаси Б-г родителей думать, что их труд заканчивается тем, что они просто приводят туда детей! На этом не заканчивается исполнение заповеди о передаче Торы потомкам. Нужно находится в постоянном контакте с учителем, с ребе в хейдере. В этом вопросе нет, в том числе, и запрета на то, чтобы делать учителям подарки! Их можно и нужно делать — ради благополучия наших детей.

Если мы видим, что ребенок не справляется, то должны учиться с ним сами. Часто у нас нет на это времени, да и не каждый родитель является хорошим педагогом. Что же делать в такой ситуации?

Нужно нанимать учителей для дополнительных занятий! Причем до сих пор мы говорили о идеальной ситуации — когда есть хейдеры, школы «Бейт Яаков», есть возможность получить традиционное еврейское образование. А что делать тем, кто живет в месте, где всего этого нету? Таким людям тем более нужно прикладывать максимум сил и средств, чтобы найти способ обучать своих детей Торе.

Таким образом, изучение и передача Торы зачастую требуют от нас не только очевидных усилий. Часто даже действия, которые, на первый взгляд, напрямую не связаны с изучением и обучением, играют немаловажную роль. При этом важно постоянно трудится, делая усилие над собой, жертвуя чем-то, чтобы расти и развиваться духовно. Кроме того, мы должны стать примером для наших детей. Такой труд, несомненно, будет удостоен благословения Свыше!

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=34966