Как правильно использовать сгулу Сто благословений?

Дата: | Автор материала: Рав Исроэль Элияу Вайнтройб

1862
благословений

Рав Исраэль Элияу Вайнтруб — уже ушедший от нас великий мудрец Торы и каббалист нашего поколения. Этот материал написан задолго до страшных событий последних лет — эпидемии коронавируса, трагедии на горе Мерон, и конечно последних событий в Симхат Тора и последующей войны. Слова автора, тем не менее, актуальны, как никогда. Приводим отрывок из его рекомендации к книге «Законы заповеди ста благословений».

Последнее время, гром Всевышнего стал слышаться среди нас. Такого не было раньше — чтобы столько молодых людей уходили в Другой Мир! И несчастье следует за несчастьем, пусть Всевышний сохранит нас! Нам говорят открытым текстом, что мы должны проснуться и выбраться из трясины тщетности этого мира. Мы уже попили от её пьянящих вод, и опустились в мир лжи и фантазии. Наше зрение помутилось, и мы стали видеть всё, что происходит в мире и в нашем обществе как серию случайных событий, не дай Б-г. Здесь кто-то заболел, тут террорист-самоубийца. Эти названия всё объясняют; они успокаивают спящего — погружайся ещё глубже в сладкий сон. Потом можно вернуться к обычному распорядку дня, ведь всё прошло!

Ложный мир — это то, что мы видим и ощущаем; а понятие о Провидении Свыше — как некое знание, которое витает где-то вдалеке над нашими головами.

Этот гром будит нас, чтобы заставить нас почувствовать, что во всей реальности нашей жизни нет у нас никакой стабильности, что наша жизнь — не в наших руках; всё пребывает полностью во власти Небес, [как сказано в благословении модим] — «за жизнь нашу, переданную руке Твоей, и за души наши, хранящиеся у Тебя».

Следовательно, истинная реальность, окружающая всё, и от которой всё зависит — это высшее провидение Всевышнего, благословен Он.

И когда осознаем и ощутим это, вырвемся из мира лжи и фантазии, и взойдём к истинной сущности всего того, что происходит под солнцем. И тогда вся подоплёка жизни, её мысли и действия, поднимутся на совершенно другой, возвышенный, уровень.

Основная причина и корень этой болезни, [болезни погружения в трясину этого мира,] — это отдаление человека от Б-гобоязненности.

Ибо трепет перед Всевышним — это основа заповедей. А истинный трепет — это только такой страх, который человек реально ощущает. Ведь  он не встревожится, и сердце его не взволнуется из-за понятий, витающих в заоблачных высотах. Эта опасность далека от него! Но мудрецы открыли нам дорогу [к обретению трепета перед Всевышним], подходящую для каждого. И это связано с тем, что сказано о стихе «а теперь, Израиль, что Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы трепетал перед Г-сподом, Б-гом своим» (Дварим 10:12).

И сказали об этом мудрецы «читай не ’что’, а ’сто’». То есть, требуется произносить сто благословений каждый день. Это вызвало у мудрецов вопрос: разве трепет перед Всевышним — это нечто не столь значительное? [Ведь написано «только чтобы трепетал перед Г-сподом».] На это мудрецы ответили, что для Моше трепет — это действительно вещь не очень значительная, [так как он уже обрёл это качество в полной мере, и перестал ощущать, насколько трудно его добиться].

Дело в том, что Моше в самом прямом смысле чувствовал и ощущал, что «нет никого, кроме Него, благословенно Имя Его». И он даже не мог себе представить место, в котором не было бы Всевышнего. Для человека, обладающего громадной кротостью (ענוה), Моше, трепет перед Всевышним был вещью не столь значительной.

Но для масс, путь к обретению трепета — это именно сто благословений. Это дорога, открытая для всех.

Ведь все обязаны произносить эти благословения. А благословения, которые произносят с должными намерениями и с необходимым вниманием к их содержанию, могут действительно напомнить нам о Всевышнем и создать ощущение Его присутствия и Его постоянного наблюдения за человеком. И когда появится такое ощущение, и человек начнёт жить в истинной сущности [а не в мире своих фантазий], у него появится осязаемый страх перед Всевышним, и осознание своей полной зависимости от Него. И это приведёт его к трепету перед Ним, на котором основываются все заповеди.

Царь Давид постановил произносить сто благословений в период, когда в народе Израиля каждый день сто человек умирали смертью, выходящей за рамки того, как обычно действует Высшее Провидение. Постановление царя Давида спасло народ.

Мы обязаны проверить свои действия, так как явно чувствуется упрёк к народу Израиля и к нашей общине. Всё, что нам известно о Высшем Проведении, — это то, чему нас учат наши мудрецы. А ситуация, в которой мы оказались, похожа то, о чём они пишут — [так как и в наше время неожиданно умирают молодые люди, не дай Б-г.] Поэтому мы обязаны исправить положение.

Речь идёт о вещах, обладающих величайшей духовной силой.

Однако, привычка [к непродуманным благословениям] и неудачи [при попытках измениться к лучшему] прочно внедрилась в наше поведение. Поэтому, резкая перемена от одной крайности к другой не приведёт к устойчивому результату.

То, что требуется, — это взять, например, благословение отцов, то есть, первое благословение молитвы «шмоне эсре», как начальную стадию, и постоянно работать над ним, пока оно не станет вечным достоянием души. После этого можно перейти к работе над другим благословением. Однако, это не означает, что не следует ознакомиться с общим смыслом всех благословений. Ведь хотя бы иногда следует произносить эти благословения должным образом, даже до того, как душа привыкла к ним. И так, копейка за копейкой, можно накопить большое состояние.

Исроэль Элияу Вайнтройб

перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=50370