Маалот а-Тора — 13 — Пренебрежение изучением Торы

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1333
пренебрежение

16. Пренебрежение изучением Торы приводит к беде

Написано: «Все труды человека для его рта [т. е., в частности, для того, чтобы исправить грехи, совершенные устами]» (Коэлет, 6:7) – из-за того, что человек отвлекается от изучения Торы и занимается пустыми разговорами, он навлекает на себя все заботы. И об этом написано: «Кто хранит свои уста и язык, тот хранит от бед свою душу» (Мишлей, 21:23). И об этом же написано: «Береги свой язык от зла, [а свои уста – от лживых речей]» (Теилим, 34:14).

А еще наши мудрецы толковали стих «И сделал Ты человека подобным рыбам морским…» (Хавакук, 1:14) – как морские рыбы, оказавшись на суше, немедленно умирают, так и знатоки Торы – если они отдаляются от Торы, то немедленно умирают. [См. Авода Зара, 3б. Это толкование Талмуда будет подробно объяснено далее, в гл. 26: если человек отвлекается от изучения Торы больше, чем требуют необходимые заботы о пропитании его семьи, и тем более, если он полностью погружается в суетные дела этого мира, и его сердце разгорается любовь к ним, он «немедленно умирает» – имеется в виду духовная смерть, а после своей физической смерти такой человек судится в Геиноме.]

И об этом же сказано: «Береги себя, чтобы ты не забыл Г-спода, твоего Б-га» (Дварим, 8:11). [Ведь, поскольку Тора является раскрытием воли Творца в Его Творении, то, как объяснено далее, забыть Творца означает, в частности, забыть Его Тору.] Но разве можно себе представить, чтобы человек, забыв о том, что он жив, вонзил нож в свое сердце, или в свой живот, или бросился бы в огонь и т. п.?! Поэтому-то и сказано: «Береги себя» – «себя» в буквальном смысле. Береги самого себя, чтобы ты не забыл Тору и не прервалась твоя жизнь. [Ведь написано: «если они отдаляются от Торы, то немедленно умирают». И выше, в гл. 4, объяснено, что там, где в Торе сказано «Берегись» или «Остерегись» – это запрет оставлять изучение Торы.]

И все же трудно понять слова «Береги себя, чтобы ты не забыл…»! Как можно остеречься от забывания – ведь это не зависит от человека?! (т.е. человек забывает что-либо помимо своей воли). Мне кажется, что имеется в виду следующее: «Береги себя от того, что приводит к забвению», – а это обильная пища и выпивка, а также умножение серебра и золота, владений и имущества, как написано: «Когда ты будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и поселишься в них, и крупный и мелкий твой скот размножатся, и серебра и золота будет у тебя много, и всё достояние твое умножится, то, может, ты возгордишься и забудешь Г-спода, твоего Б-га…» (там же, 8:12-14). К этому может привести также возвеличивание самого себя, как сказано о царе: «Чтобы не возносилось его сердце над его братьями и чтобы (из-за своей гордыни позабыв) он не отступал от этого закона ни вправо, ни влево…» (там же, 17:20).

[В мидраше по этому поводу говорится: «Там, где упоминается еда и сытость, тут же следует и предостережение об опасности. В отрывке «Шма, Исраэль» написано: «И будешь есть, и насытишься», а далее следует: «Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и не сошли вы с пути, и не служили чужим богам…» (Дварим, 11:15-16). И в другом месте тоже сказано: «…и будешь есть и насытишься», и тут же написано: «Берегись, не забудь Б-га, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства» (там же, 11:12). Так и здесь (там же, 8:12-14) – написано: «Когда будешь есть и насыщаться…», а далее сказано: «…то, может, ты возгордишься и забудешь Г-спода, твоего Б-га» (см. «Ялкут Шимони», Экев 851). И в законодательном мидраше «Сифри» (Экев, 43, 16) тоже написано: «Человек бунтует против Вездесущего только от сытости», там также приведено несколько подтверждающих это стихов Торы.]

К забвению Б-га и Его Торы может привести также излишняя озабоченность, как написано: «Кем ты (имеется в виду община Израиля) была озабочена и кого боялась, что ты стала неверной и Меня (и Мою Тору) не помнила…?» (Йешаяу, 57:11). И к этому же может привести страх перед ненавистниками, как написано: «И забыл ты Г-спода (и забыл Его Тору), который создал тебя, распростер небеса и основал землю, и всегда, весь день страшишься перед яростью притеснителя» (там же, 51:13). [Простой смысл этого стиха в том, что, когда люди забывают о Б-ге, они живут в страхе перед врагами. Но автор этой книги указывает, что верно и обратное: когда человек излишне боится своих врагов, это приводит его к тому, что он забывает о Б-ге.]

Но разве возможно, чтобы ради одного гроша, который человек опасается потерять, он бы выбросил кошелек с драгоценностями и жемчужинами, как об этом написано в книге «Решит Хохма», в главе «Врата святости»? Так как же может человек равнодушно отказаться от сокровищ Торы и прилепиться к силам зла, не дай Б-г, как об этом говорится в законодательном мидраше «Сифри», где толкуется стих «Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и вы не сошли с пути, и не служили бы чужим богам и им бы не поклонялись» (Дварим, 11:16) – ведь, поскольку человек отходит от Торы, он сразу же обращается к идолопоклонству.

[См. «Сифри», Экев 43, 16; см. также выше – гл. 4. Рав И.-А. Хавер поясняет, что еврей, который отходит от изучения Торы, в буквальном смысле причастен к идолопоклонству. Ведь он отходит от изучения Торы в первую очередь из-за уговоров злого начала, которое убеждает его, что он должен заняться земными делами, чтобы прокормить себя, своих детей и всех домочадцев, – а это невозможно, если он будет постоянно заниматься Торой. Но такой подход – это и есть идолопоклонство в буквальном смысле, как и сказано в Торе, в главе Экев: «Береги себя, чтобы ты не забыл Г-спода, твоего Б-га…». Ведь, «когда ты будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь…, и серебра и золота будет у тебя много, и ты достигнешь полного изобилия, то, может, ты возгордишься и забудешь Г-спода, твоего Б-га» (Дварим, 8:11-14). А далее там написано: «Но, если скажешь ты в своем сердце: «Моя сила и крепость моей руки добыли мне это богатство!» (т.е. будешь поклоняться собственной силе), то помни Г-спода, твоего Б-га, ведь это Он дает тебе силы, чтобы добиваться успеха…» (там же, 8:17-18). А если человек не будет помнить Тору, то возгордится и станет преклоняться перед собственными успехами.

В предыдущем своем комментарии (к гл. 15) рав Хавер уже упоминал, что в период скитаний по Синайской пустыне сыны Израиля были подчинены «надприродному» пути управления миром, при котором их жизнь напрямую зависела от их отношения к Торе, как и написано: «И Он …кормил тебя манном, …чтобы показать тебе, что не одним лишь хлебом жив человек, но всем, что исходит из уст Б-га, жив человек» (там же, 8:3). Это был «хлеб с неба» (Шмот, 16:4), а вода, о которой сказано «Извлек Он для тебя воду из скалы» (Дварим, 8:15), была связана с «верхними водами». Тогда, в Синайской пустыне, сынам Израиля было ясно, что основные блага, необходимые для поддержания жизни, приходят к ним надприродным образом – в заслугу Торы, которую они получили и изучали. Они не могли сказать, что все блага приходят к ним благодаря их тяжелому труду и их занятиям преходящими делами этого мира. Но все идолопоклонники, отрицающие управление Творца делами этого мира, полагают, что всё приходит к ним природным путем, подчиняясь расположению небесных тел, – такие люди, действительно, поклоняются делам своих рук. И поэтому в том же, процитированном выше отрывке Торы приводится грозное предостережение: «Но если забудешь ты Г-спода, твоего Б-га, и пойдешь за чужими богами (т.е. воспримешь чуждое нам понимание мира), и будешь служить им и поклоняться им, то предостерегаю вас сегодня, что вы погибните – как народы, которые Г‑сподь уничтожает перед вами, так погибните и вы за то, что не слушаетесь вы Г‑спода, Б-га вашего» (там же, 8:19-20). И именно поэтому было заповедано сохранить сосуд с манном «на все поколения ваши, чтобы видели вы хлеб, которым Я кормил вас в пустыне» (Шмот, 16:32) – чтобы мы всегда помнили об этом и, всецело полагаясь на Б-га, всегда занимались изучением Торы, как и учат наши наставники («Ор Тора», 30; см. также «Ялкут Шимони», Шмот, 261).]

И еще написано: «[Остерегайтесь], как бы не забыть вам союз с Г-сподом, Б-гом вашим, который Он заключил с вами (а этот союз подразумевал изучение Торы!), – чтобы вы не сделали себе никаких изображений идолов…» (там же, 4:23), и написано: «[…если не будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего (т.е. не будет изучать Тору ради исполнения ее законов)], и сойдете с пути, [который Я указываю вам сегодня, и последуете за чужими богами…]» (там же, 11:28).

Известно, что если еврея будут принуждать к идолопоклонству, то даже самый простой человек из сынов Израиля наверняка предпочтет самую мучительную смерть, но не станет служить идолам. [Об этом же писал и рав Хаим Воложинер в книге «Руах Хаим» (5:3): «Мы видим в реальности, что многие самые простые евреи жертвуют своей жизнью для освящения Имени Б-га, и это отпечатано в наших душах еще от нашего праотца Авраама, который был готов пожертвовать жизнью за свою веру в городе Ур-Касдим».] Так как же человек равнодушно отказывается от Торы, не дай Б-г, ради того, чтобы служить (т.е. посвятить себя) иллюзорным и суетным делам этого мира, и тем самым подвергает себя жестоким страданиям и смерти?! [Ведь выше уже приводились слова Талмуда о том, что знатоки Торы подобны морским рыбам, которые на суше сразу же умирают – и, если знатоки Торы прерывают серьезное изучение Торы, они обрекают себя на смерть (см. гл. 16). Так как же еврей может променять серьезное изучение Торы на суетные и тщетные мирские дела, если тот же человек готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы не служить идолам?!]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=45541