Нефеш а-Хаим — Часть первая — Главы 21 и 22

Дата: | Автор материала: Рав Хаим из Воложина

1691
значение каждого действия,святилище,духовных мирах,миры,нефеш а-хаим, подобие, элоким

Через несколько дней мы, с Б-жьей помощью, в очередной раз удостоимся отпраздновать великий праздник Шавуот. Как известно, в этот день мы отмечаем величайшее событие еврейской истории, событие не менее важное, чем выход из египетского рабства, – получение еврейским народом Торы на горе Синай. Не секрет, что вся жизнь еврея, с момента пробуждения утром и до отхода ко сну вечером, основывается на Торе и вращается вокруг Торы.

Именно соблюдение Торы отличает еврейский народ от других народов мира и определяет наше уникальное место в истории. Тем не менее, открыв даже самые доступные книги (например, Тору с комментариями Раши), мы обнаруживаем, что Тора была у евреев, да и не только у евреев, еще до ее дарования на горе Синай. Например, в главе Ноах (7:2), Раши говорит: «“От скота чистого” – отсюда видно, что Ноах учил Тору». Если так, то в чем же смысл этого праздника? И вообще, зачем было давать Тору – ведь она и так уже была известна?

Ниже, мы приводим отрывок из широко известной книги рава Хаима из Воложина «Нефеш а-Хаим». Он был величайшим мудрецом Торы и каббалистом. Его самая известная книга «Нефеш а-Хаим» является столпом еврейского мировоззрения в сегодняшнем мире Торы.

Надеемся, что приведенный здесь отрывок из великой книги рава Хаима из Воложина поможет читателю ответить на этот важный вопрос: что изменилось в результате того, что Всевышний нам подарил Тору.

Часть первая

Глава 21

И так должен вести себя человек, когда занимается изучением Торы только ради нее самой, для того, чтобы хранить и выполнять все, что в ней написано: он очищает все свое тело, с головы до ног. И так говорили мудрецы (Брахот, 15б — 16а): «Почему шатры и реки упоминаются вместе, как написано (Бемидбар, 24:6): “Как потоки они простираются, как сады при реке; как шатры раскинул Господь – как кедры при водах”? Что бы сообщить тебе, что так же как река [в воды которой можно окунуться для того, что бы очиститься от духовной нечистоты – тумы] поднимает человека из нечистоты в чистоту, так же шатры [Торы] поднимают человека из категории виновных в грехах в категорию невинных».

И еще сказали мудрецы, когда речь шла о том, как нечистый может очиститься от тумы с помощью окунания в микву  (Эрувин, 4б): «Должен полностью окунуть все свое тело в воду». Так же, как окунание в микву приводит к тому, что все тело очищается, так же и при занятии Торой: надо чтобы человек весь погрузился в нее, и тогда все его существо испытывает духовный подъем. (Параметры миквы: ширина – локоть, длина – локоть, а высота – три локтя, соответствуют трем уровням человеческой души – нефеш, руах, нешама. А эти уровни, в свою очередь, соответствуют мышлению (нешама), речи (руах), действию (нефеш). Человек, который думает о Торе, говорит о Торе и действует в соответствии с Торой, – весь погружается в очистительные воды Торы.)

Тело человека духовно возвышается и очищается благодаря тому, что он занимается изучением Торы и выполнением ее заповедей. То же самое происходит и со всеми духовными мирами, которые являются духовными источниками человека [и посредством которых он соединен с высшими духовными сферами]. Все эти миры испытывают духовный подъем, очищение и совершенствование.

Человек, вставший на путь последовательного, истинного служения, в то время, что занят служением Творцу, благословен Он, ни в коем случае не отвлечется от служения. И даже не подумает о том, чтобы возвысить и очистить свою душу или тело. Его святые и чистые мысли будут сосредоточены только на том, как его действия исправляют и очищают великие и святые духовные миры.

И в этом суть служения наших праотцов [Авраама, Ицхака и Якова] и других праведников прошлых поколений. Они выполняли все заповеди Торы еще до ее дарования еврейскому народу на горе Синай и до того, как появилась обязанность ее соблюдать. И как сказали мудрецы (Раши на Берейшит, 7:2) о стихе (Брейшит, 7:8) «От скота чистого» – отсюда видно, что Ноах учил Тору [иначе, откуда он мог знать, какой скот является чистым, а какой – нечистым?]. И еще сказали (Йома, 28б и т.д.): «Праотец Авраам исполнил всю Тору».

Однако это не означает, что по закону они были обязаны выполнять заповеди Торы. Вовсе нет. Ведь если бы они были подвластны закону Торы, то ни в коем случае не стали бы сами, пользуясь своим интеллектом и пониманием, решать, каким образом этот закон исполнять, [и где от буквы закона можно полностью отступить] не дай Б-г! Им удалось достичь глубочайшего понимания Торы, проникнуть в ее самые сокровенные тайны, и понять, каким образом они лично должны выполнять ее заповеди. Им удалось постичь, какие именно действия им необходимо совершать, и какое служение подходит каждому из них, в соответствии с источником души. Тем не менее, если бы на них лежала обязанность выполнять заповеди, то они бы ни в коем случае не изменили бы даже самую мельчайшую деталь одной из заповедей в соответствии со своим пониманием. Даже если бы им было совершенно очевидно, что в соответствии с корнем их души им необходимо преступить или изменить один из законов Торы, они бы ни в коем случае этого не сделали, а выполняли бы все в точном соответствии со всеми деталями и правилами. Между тем, очевидно, что в некоторых случаях они закон Торы не выполняли. Иначе как можно объяснить то, что Яаков женился на двух сестрах, а Амрам женился на своей тете [ведь и то и другое запрещено Торой]?

На самом же деле, они жили по Торе в соответствии с величием и чистотой своего понимания. Они знали, какие грандиозные исправления в высших и низших мирах и в духовных силах осуществляет каждая выполненная ими заповедь. Они также осознавали весь ужас разрушения, которое происходило, когда они эту заповедь не исполняли, не дай Б-г. Это понимание заставило их соблюдать Тору, в то время как по закону они выполнять ее заповеди обязаны не были.

И вот почему Ноах принес жертвоприношение именно из чистых животных. Ему удалось постичь, из какого высшего духовного источника происходит каждое животное. Он понял, что те из них, которые происходят из чистого источника, можно приносить  жертву. А те, в духовной основе которых лежат силы злые и нечистые, не годятся для приношения перед Всевышним и не будут Им приняты.

И этим объясняется то, что написано (Берейшит, 5:24): «И ходил Ханох с Элоким».  И еще написано (Берейшит, 6:9): «С Элоким ходил Ноах». Слово Элоким обозначает «властелин всех миров и сил, высших и низших». И люди, про которых сказано, что они шли с Элоким – это те, которые постигли, как действуют силы всех уровней, высших и низших, законы земли и неба, строгость их, и порядки управления ими, и способы взаимодействия между ними, и то, каким образом дела человека влияют на работу всех этих структур. И каждый из тех, про которых сказано «шел с Элоким», жил, основываясь на этом понимании, и вел себя так, чтобы достичь максимального исправления во всех мирах, в соответствии с источником и корнем своей души.

И поэтому, когда Яаков понял, что совершит великие исправления в высших мирах и силах, если женится на двух сестрах, Лее и Рахели, и они вместе станут основой, на который смогут построить дом Израиля, то приложил титанические усилия для того, чтобы жениться на обеих. [А так как в то время Тора еще не была дана, то это не было запрещено по закону.]

И то же самое относится к Амраму, который женился на своей тете. Из их брака вышли Моше, Аарон и Мирьям. И это – одна из причин, по которым Тора не была дана Ноаху и нашим праотцам. Ибо, если бы они получили Тору, то Яаков не имел бы права жениться на двух сестрах, а Амрам не смог бы жениться на своей тете. И это – несмотря на то, что они понимали, что именно так им необходимо поступить в соответствии с источником их души. И в результате их действий возник весь народ Израиля, и были исправлены высшие и низшие миры – эти  действия были совершенно необходимы!

Это подобно тому, что написано в трактате Санедрин (58б): «Как же Каин женился на своей сестре? Как написано (Теилим, 89:3): “Мир милостью устроен”». То есть, в его время [до получения Торы] можно было пренебречь недостатком, связанным с браком с сестрой, во имя того, чтобы построить мир.

Глава 22

А после того, как пришел Моше и спустил Тору на землю, «не в небесах она» (Дварим,  30:12). И теперь даже великий человек, человек, который обладает глубоким пониманием всех заповедей, не имеет права отступать от их соблюдения ни на шаг. Он должен исполнять все предписания Торы в точности так, как этого требует Закон. И будь у него детальное понимание причин, которые кроются за заповедями, и их секретов и тайн, и исправлений во всех мирах и силах, которых можно с их помощью осуществить; и будь у него также разумение, каким именно образом он или другие должны действовать в соответствии с происхождением своей души, ему нельзя менять даже мельчайшую деталь в исполнении заповедей, добавлять или отменять самую ничтожную подробность – даже из тех, что постановили мудрецы, или изменить время исполнения заповеди, не дай Б-г.

Именно поэтому Тора оканчивается словами (Дварим, 34:10): «Не появился второй такой пророк, как Моисей». И так учили мудрецы (Шаббат, 104а): «Написано (Ваикра, 27:34): “Эти заповеди [такие, как они получены Моше]” – после дарования Торы, даже пророк не может ничего изменить в Торе». И как написано (Дварим, 13:2): «Если появится в среде твоей пророк» – чтобы добавить или отменить что-то из Торы – «не слушай его».

Царь Хизкиягу увидел с помощью руах а-кодеш (святого постижения), что родятся у него недостойные дети, и поэтому не женился (см. Брахот, 10а).

И намерения его были самого чистого характера и во имя Небес – не хотел он, чтобы увеличилось количество злодеев в мире. И несмотря на все это, пришел к нему пророк Йешаягу и сказал от имени Всевышнего: «умрешь ты» в этом мире, «и нет тебе жизни» в Мире Грядущем. Потому что не стараешься выполнить обязанность продолжать свой род! И вся великая праведность и святость царя Хизкиягу не помогли бы ему удостоиться удела в Грядущем Мире, потому что он посчитал, что сможет освободиться от выполнения одной из заповедей Торы Моше. И это несмотря на то, что он постиг, что родятся у него недостойные дети. Более того, он не хотел нарушить запрет, а всего лишь намеревался пассивно удержаться от выполнения одного из предписаний Торы.

Полный смысл заповедей и все их подоплеки не открылись ни одному человеку в истории, даже нашему учителю Моше. Только Адам постиг их до того, как согрешил, отведав от древа знания. И это глубокое понимание заповедей мудрецы называли «Вино, сохраняющееся в лозе с шести дней творения» (Брахот, 34б). И еще его называли (Хагига, 12а) «Свет, который сиял в первый день». В этом свете Адам видел все творение с одного конца мира до другого.

Причина того, что невозможно полностью осмыслить все заповеди, заключается в том, что духовный источник Торы находится на высочайшем уровне, гораздо выше всякого понимания. В свете этого, как можно предположить, что человеку удастся постичь смысл заповедей настолько, что он сможет по своему разумению менять законы и правила их исполнения, или время, в которое их нужно исполнять?!

И это то, что ответил пророк Йешаягу царю Хезкиягу (Брахот, 10а): «Зачем вмешиваешься в скрытые замыслы Творца? То, что повелели тебе, надо исполнять. То, что угодно Всевышнему, он сделает».

В те времена, когда еще было пророчество в народе Израиля [т.е. до периода непосредственно следующего за постройкой второго Храма], пророк мог постановить что-то, что не заповедовано Торой, и даже приказать нарушать одну из заповедей Торы, но только временно. И это то, что сделал пророк Элияhу на горе Кармель [когда построил жертвенник и принес на нем жертвоприношение в то время, когда жертвоприношения разрешались только в Храме (См. Млахим I, 18:30 и далее)].

Мы слушаем пророка только потому, что сама обязанность повиноваться ему заповедована Торой, как написано «Его слушай» (Дварим, 18). Тора повелела нам следовать словам пророка, даже когда он от имени Всевышнего приказывает нам нарушить одну из заповедей, если это необходимо ввиду обстоятельств, как объяснили мудрецы. Исключением является запрет служить идолам (Йевамот, 90б). [И повинуются только пророку, который уже многократно доказал истинность своего пророчества, как написал Рамбам в предисловии к Мишне.] Но и пророк может приказать отойти от закона Торы только единовременно, а внести в Тору постоянные изменения он не в силах.

Эстер, которая была одной из семи пророчиц, обратилась к мудрецам. Она считала, что следует увековечить книгу Эстер, как часть письменной Торы. Мудрецы ответили ей: «Война с Амалеком уже упоминается в Писании три раза, и мы не имеем права добавлять еще один раз. [А Аман (да сотрется его имя!) был потомком Амалека, и история Пурима – это тоже история борьбы с Амалеком]». И не постановили, что нужно читать свиток Эстер в Пурим, пока не нашли намек на это в Писании (Мегила, 7а).

И то же самое относится к Хануке. Мудрецы не постановили, что мы должны зажигать ханукальные свечи, пока не нашли, что Писание намекает на это. (Смотри мидраш, который приводит Рамбан в комментарии на главу Беаалотха от имени Нисима Гаона).

А со времен, когда из-за грехов наших прекратилось пророчество в народе Израиля, даже если соберутся вместе все великие еврейские мудрецы, перед которыми открыты все секреты Б-жественного (маасе меркава) и которым известны все тайны мироздания (маасе Брейшит);  и все вместе преумножат свое понимание и в чистоте великого разума своего изменят мельчайшую деталь одной из заповедей или время ее исполнения, не дай Б-г, ни в коем случае нельзя будет им подчиняться. И даже когда раздался голос с Неба и стал защищать мнение одного из мудрецов, то ответили ему члены суда: «Не в небесах она». [То есть, все алахические решения принимаются в соответствии с традицией и по правилам, полученным от Моше. И это не может изменить ни один мудрец; и даже голос с Небес не может повлиять на постановление мудрецов.]

А если еврей следует предначертаниям Торы по закону, даже если он при этом не чает об исправлениях, которые осуществляет в высших мирах, и нет у него понимания в смыслах и причинах заповедей и в тайнах, которые за ними скрываются, то он, тем не менее, выполняет заповеди в полном смысле слова. И заповедь его, когда выполнена по закону, совершает исправления в духовных мирах и увеличивает духовный свет во всем мироздании. Каждая заповедь действует в соответствии со своей духовной подоплекой, местом и временем и усиливает влияние святости во всем мире. Ибо таким образом Творец, благословен Он, создал природу миров, что они находятся в зависимости от действий человека. И каждая заповедь самостоятельно поднимается в высшие миры и влияет на них даже без того, чтобы тот, кто ее выполняет, чувствовал и понимал, чего он достиг.

А есть великие мудрецы, которые удостоились узнать тайны нашей святой Торы, дошедшие до нас от мудрецов Талмуда, таких как раби Шимон бар Йохай и его товарищи и ученики.

И были в последних поколениях праведники, которым удалось испить из их вод, как например, святой и великий Аризаль, которого называли «человек Б-га». И эти мудрецы объяснили нам некоторые каванот (намерения), которые подобает иметь в виду во время исполнения разных заповедей. Они освятили глаза наши, частично объяснив смысл заповедей и корень, из которого они происходят.

Эти объяснения необходимы для того, чтобы заставить нас задуматься, какое огромное значение и влияние имеет каждое наше действие, каждое произнесенное нами слово, каждая мысль. Когда человек вспомнит, что каждое его движение и каждая мысль влияют на миры и силы, высшие и низшие, то, несомненно, пробудится, воспрянет духом и почувствует горячее желание исполнять заповеди во всех деталях и вести себя в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми ему Торой. И будет он служить Всевышнему с величайшей точностью и осторожностью, со страхом и трепетом и с любовью великой. И если таким образом он будет следовать всем предписаниям Торы от чистого сердца, то совершит большие исправления в духовных мирах, чем если бы выполнял заповеди без чистых и высоких намерений. Но совершенно необходимое условие в исполнении заповедей – это практическое соблюдение их законов во всех деталях.

Перевод – р. Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=38211