Одного – кто знает? — Урок 3 — Б-г всемирной истории

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2519

Продолжение. Начало здесь.

Урок третий. Б-г всемирной истории

1. Рамбам начинает свой законодательный свод «Мишне Тора» с первой основы веры: «Основа всех основ и опора мудрости – знать, что есть извечно Существующий, и Он создал всё, что существует» («Йесодей а-Тора», 1:1).

Через несколько строк Рамбам добавляет: «Этот извечно Существующий – Б-г вселенной и Властелин всей земли».

И наконец, он заключает: «Осознавать это – предписывающая заповедь Торы, которая заключена в словах: “Я – Г-сподь, Б-г твой” (Шмот, 20:2)» (там же, 1:5-6).

2. Вслед за этим Рамбам переходит ко второй основе веры: «Этот Б-г – один, но не два и не больше, чем два. Он один, но Его единство не подобно единичности вещей, существующих в мире. Он не един в том смысле, что включает в себя множество составляющих. И Он не един так, как тело, имеющее множество различных органов и конечностей. В мире нет ничего подобного Его единству».

Это абсолютное единство Творца Рамбам прямо связывает с Его бестелесностью. Ведь «если бы у Создателя было тело или какая-либо материальная оболочка, то Он имел бы конец и предел, потому что не бывает материальных объектов, не имеющих конца и предела».

А «поскольку Б-г бестелесен, для Него не годятся определения, характеризующие мир материальных тел». Всевышний «не разделен на части и не отделен от других объектов – поэтому Он, по определению, Один».

И далее следует вывод: «Осознавать это – предписывающая заповедь Торы, которая заключена в словах: “Г-сподь – Б-г наш, Б-г один” (Дварим, 6:4)» (там, же, 1:7).

3. Произносить этот отрывок, который начинается словами «Слушай Израиль! Б-г – Всесильный наш, Б-г один», – это одна из предписывающих заповедей Торы (см. Рамбам, «Сефер а-мицвот», «Асе», 2). В Талмуде эту заповедь определяют так: «принятие на себя ярма Царства Небес – оль Малхут Шамаим» (см. Брахот, 13а). Необходимо сначала признать Его власть над собой, а потом уже принимать все другие заповеди.

В талмудическом трактате Брахот рассказывается, как однажды раби Ирмея читал «Шма» («Слушай Израиль») в присутствии раби Хии бар Абы. При произнесении слов «Б-г один» раби Ирмея очень сильно растянул слово אֶחָד (эха-а-ад) – «один».

А, когда он завершил чтение, раби Хия сказал ему, что так сильно продлевать это слово не нужно: «Если ты признал Его власть над четырьмя сторонами света, а также верхом и низом, то этого достаточно» (там же, 13б).

Это постижение было заповедано нашим наставником Моше каждому из сынов Израиля, ведь в Торе сказано: «Познай же сегодня и положи на свое сердце, что Б-г, Он – Всесильный на небе вверху и на земле внизу, и нет другого» (Дварим, 4:39).

4. Кажущаяся автономность и самостоятельность мира, в котором мы живем, – это только иллюзия, порожденная ограниченностью нашего восприятия.

Рав Моше-Хаим Луцатто (Рамхаль) поясняет: «Всевышний, следуя Своей воле, создал различные существа и явления в верхнем и нижнем мирах – духовные и материальные. Он устроил каждое из Своих творений особым образом и вложил в них способность совершать определенные действия и осуществлять различные процессы, изменяясь и преображаясь, разными путями и способами – так, как Его мудрость предопределила для каждого из этих существ и явлений. Но источник и истинная причина всего происходящего – только Он».

«И хотя, – продолжает Рамхаль, – этим сотворенным существам дана сила властвовать над отведенными им областями вселенной, совершая великие дела и поступки… Тем не менее, они не обладают никакой иной силой и властью, кроме той, которая дана им Творцом, абсолютным властителем над всем и всеми».

И затем Рамхаль подводит итог: «На самом деле только Б-г управляет всем, и только Его замысел осуществится. <…>

<…> В конце, после всех переплетений событий и изменений, всем станет абсолютно ясно, что Он один и един. И это Он закрутил всю цепь причин и событий для того, чтобы привести мир к его настоящей цели» (Рамхаль, «Дерех Ашем», 4:4).

5. Произнося слова «Г-сподь – Б-г наш, Б-г один», мы свидетельствуем, что все события во вселенной совершаются только по Его воле.

В книге пророка Йешаяу переданы слова Творца, обращенные к народу Израиля: «Вы – Мои свидетели… чтобы вы узнали, и поверили Мне, и поняли, что это Я… Я, Я – Б-г…» (Йешаяу, 43:10-11).

Вся история направлена на раскрытие единства Творца. Именно поэтому в Торе заповедано: «Помни историю мира, пойми жизнь каждого поколения» (Дварим, 32:7).

Рав Эльханан Вассерман разъясняет, что в этой строке Торы подразумеваются все будущие поколения и все события, происходящие в мире. Ведь «над всей землей – Его закон» (см. Теилим, 105:7), а законы Б-га – это законы Торы. Поэтому «точно так же, как необходимо постигать слова Торы и вдумываться в них, нужно вдумываться во все события, происходящие во вселенной, и осознавать их причины в соответствии с законами Торы» («Ковец Маамарим», «Зехор Йемот Олам», 1).

Нужно изучать историю народа Израиля в каждом из поколений так же, как мы учим сугиёт – законодательные проблемы, обсуждаемые в Талмуде. Ведь в еврейской истории реализуются законы, сформулированные в Торе. И если человек вдумается и постигнет глубинные причины происходящих событий, ему откроется, что все происходящее в мире направлено к единой конечной цели – раскрытию абсолютного единства Творца.

Рамхаль связывает такое понимание истории с нашим пребыванием в изгнании: «Всевышний закручивает цепь событий в изгнании так, чтобы связать всё человечество единым узлом. …Творец поворачивает ход истории вправо (то есть в сторону Его милосердия) и влево (в сторону Суда), объединяя всё человечество, как об этом сказано у пророка (Йешаяу, 43:11): «Я, Я – Б-г» – именно Я связываю всё человечество единой нитью» («515 тфилот», 211).

Имеется в виду следующее: первое «Я» (אָנֹכִי – Анохи) – это Его Мера Милосердия, а второе «Я» (Анохи) – это Его Мера Суда.

Но и то, и другое – это Его «Я», и нет в мире больше никакой другой силы, кроме Его единства.

6. В соответствии с этим мы теперь способны понять наказание, о котором в Торе сказано так: «А Я совершенно скрою (הַסְתֵּר אַסְתִּיר – астер астир) Своё Лицо… за всё зло, которое они сделали» (Дварим, 31:18).

Когда евреи не выполняют волю Творца, они оказываются в положении, которое называется эстер паним – «скрытие Лица».

Творец как бы «отворачивается», «отдаляется» – Его управление событиями становится незаметным.

А если значительная часть еврейского народа вообще отказывается от выполнения своей особой миссии в этом мире, тогда в действие вступает такой способ управления миром, который назван в Торе астер астир – «Я совершенно скрою…».

Слово «скрывать» повторено дважды – астер астир, ведь в такой исторической ситуации Всевышний «скрывает само скрытие» (мастир эт а-эстер). Теперь, действительно, очень трудно понять, что происходит в мире, и увидеть руку, направляющую события.

Такое положение сложилось, например, в поколении потопа, когда, по словам самой Торы, «пожалел Б-г, что создал человека на земле» (Берешит, 6:6). Это поколение было полностью уничтожено.

Но перед этим именно это поколение было наделено величайшим изобилием, как об это рассказывается в Талмуде (см. Санедрин, 108б).

Мера Суда Всевышнего была до поры скрыта, и это позволило людям того поколения продолжать творить зло вплоть до самой гибели.

Оказывается, может быть такое положение вещей, когда людям кажется, что все идет в правильном направлении – удача им улыбается и солнце сияет. А на самом деле всё движется в совершенно противоположном направлении. Это похоже на животное, которое специально откармливают для забоя (см. «Ми-Маамаким» 5, 31 с. 224-228).

7. Подобным периодом станет время перед приходом Машиаха.

Рамхаль предсказывал, что в период, непосредственно предшествующий эпохе Машиаха, «возобладают силы нечестия, так как Творец совершенно скроет Свой лик от Своего мира» (Рамхаль, «Даат Твунот», 166).

А Виленский Гаон предрекал, что в эти дни «пастырями Израиля» (то есть вождями еврейского народа) станут «самые наглые в поколении» – те, в ком воплотятся души эрев рав («великого смешения» племен, которые присоединились к евреям при выходе из Египта).

Эти «пастыри» будут совершенно чужды Торе и подлинному еврейству, но, «увидев, что удача им временно улыбается, сыны Израиля потянутся вслед за ними» (см. «Ми-Маамаким», 2, 37, с. 384 и 5, 29, с. 218-219).

Этот период описан в талмудическом трактате Сота: «Перед приходом Машиаха возрастет наглость… государство станет безбожным и не будет наставления. …Мудрость знатоков оскудеет, боящихся греха станут презирать, истина окажется скрытой, юноши будут позорить старцев, а старцы стоять перед подростками. Сын станет поносить отца, дочь восставать против матери, невестка – против свекрови, врагами человека станут его домашние. Лицо поколения будет подобно морде собаки, а сын не постесняется своего отца. На кого можно будет опереться? Только на нашего Отца, который на Небесах» (Сота, 49б; см. также в кн. «Верить и ждать. В ожидании Машиаха. По урокам гаона рава Моше Шапиро», урок 10, п. 5).

Этот заключительный период изгнания назван в Талмуде עקבתא דמשיחא (иквета де-Мешиха) – буквально «следы Машиаха». В этот период Машиах еще не открылся, но, вглядываясь в глубинную связь событий, уже можно различить «следы» его присутствия в мире.

По следам человека можно определить, в каком направлении он идет. По «следам Машиаха» можно разгадать, в каком направлении развиваются все события. Поэтому-то один из величайших глав поколения перед Второй Мировой войной рав Эльханан Вассерман утверждал, что «точно так же, как необходимо постигать слова Торы и вдумываться в них, нужно вдумываться во все события, происходящие в мире, и осознавать их причины в соответствии с законами Торы».

Вместе с тем, это именно тот период, о котором написано: «А Я совершенно скрою Мое Лицо», ведь для подавляющего большинства современников, воспринимающих лишь внешнюю сторону событий, «следы Машиаха» и «лик избавления» будут полностью скрыты. Вместо того, чтобы раскаяться и обратиться к Творцу, люди станут направлять все свои интеллектуальные усилия и труд лишь на постижение внешней, «природной», стороны мира, которая является преходящей и иллюзорной (см. «Ми-Маамаким», 5, 31, с. 224 и 229-230).

8. В дни, когда власть над народом Израиля захватят представители эрев рав,Всевышний даст им временный успех. В ту эпоху Творец максимально «скроет Свое Лицо», и поэтому нечестие возобладает.

Слова Талмуда «Перед приходом Машиаха возрастет наглость» Рамхаль объясняет так: в поколении перед приходом Машиаха преуспеют наглые, а тот, кто окажется наглее других – преуспеет больше всех. Это называется «полным скрытием», и оно необходимо для того, чтобы затем совершилось конечное исправление мира (Рамхаль, «Даат Твунот», 166).

Именно об этом времени предсказано у пророка: «Истина окажется скрытой, а избегающий нечестия будет считаться сумасшедшим» (Йешаяу, 59:15).

Но когда Машиах откроется, тогда «станут снова различать между праведником и грешником, между служащим Б-гу и не служащим Ему». «Наступит день, пылающий, как печь, – предсказывает пророк, – и станут все намеренно грешившие и все творящие нечестие соломой, и спалит их этот грядущий день…» (Малахи, 3:19).

А те, кто исполняли волю Творца, удостоятся великого блага, ожидающего праведников. По словам великого каббалиста рава Шломо Эльяшива (Бааль а-Лешем), «все те, кто на самом деле являются евреями, в полном смысле, пройдут процесс духовного исправления и удостоятся жить в эпоху оживления мертвых… все, без единого исключения» (см. «Ми-Маамаким», 2, 37, с. 386; см также «Верить и ждать. В ожидании Машиаха», урок 10, п. 6).

Тогда тайна абсолютного единства Творца приоткроется всему человечеству.

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Одного – кто знает?» вышла в свет в издательстве «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа. По вопросам приобретения – магазин еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=30424