Оживление мертвых — 9 — Три ключа и Источник жизни

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1695
три ключа

Урок шестой. Источник жизни

1. Прежде чем мы сможем утвердить в своем сердце веру в оживление мертвых, необходимо понять, что такое жизнь. В нашем восприятии, основанном на понятиях материального мира, жизнь и смерть – это явления одного порядка, последовательно сменяющие одно другое. С одной стороны – жизнь, а с другой – смерть, которая приходит к тому самому существу, которое мы называли «живым».

Но это очень серьезная ошибка. Смерть никогда не может прийти к живому. Такое восприятие противоречит самому смыслу слова «жизнь».

Жизнь не может прерваться, она всегда продолжается. Умирают только внешние покровы, в которые облачалась жизнь.

В Торе сказано: «И было, когда покинула ее душа, она умерла…» (Берешит, 35:18). На языке наших мудрецов смерть называется «исходом души». Сначала жизнь воплощается в некую безжизненную «заготовку», которая оживает. Когда Всевышний «создал …человека из земного праха и вдохнул в его ноздри дыхание жизни», и «человек ожил» (там же, 2:7). А когда эту оживляющую силу забирают обратно, покровы, в которых она пребывала, естественно «умирают». Это называется «исходом души».

Но к самой жизни смерть подступиться не может. Жизнь всегда обновляется, как вода, бьющая из родника. А смерть имеет отношение лишь к тому, что стареет. Жизнь понемногу оставляет старую и изношенную «одежду», в которой она временно пребывала. А когда жизнь окончательно оставляет одряхлевшие покровы, приходит смерть. Но сама жизнь не умирает.

А если жизнь и смерть являются явлениями одного порядка, то человек уже приговорен к смерти. В момент, когда человек рождается, он приговорен к смерти. Рождение – это его смертный приговор.

Так происходит в случае, если мы воспринимаем жизнь в той же плоскости, что и смерть. Тогда само зарождение жизни – это возникновение нового существа, которое сразу начинает изнашиваться и стареть, продвигаясь навстречу неминуемой гибели. Но если мы обретаем верное понимание жизни, то она уже никогда не прервется.

 2. В талмудическом трактате Таанит говорится от имени раби Йоханана: «В руке Всевышнего есть три ключа, которые Он никогда не передает Своим посланникам – это ключ от дождей, ключ от родов и ключ от оживления мертвых» (2а). Все эти «ключи» связаны с жизнью.

Дожди, опускаясь с неба, несут земле жизнь. И в Торе написано (Дварим 28:12): «Откроет Б-г для тебя свою благодатную сокровищницу – небо, чтобы дать дождь стране твоей вовремя…». Всевышний Сам открывает Свое хранилище в небе.

А по поводу «ключа» от родов написано (Берешит, 29:31): «И вспомнил Б-г о Рахели, и услышал ее Б-г, и открыл ее чрево».

И, наконец, относительно «ключа» от оживления мертвых сказано у пророка (Йехезкель, 37:13): «И узнаете, что Я – Б-г, когда открою Я могилы ваши, Мой народ, и когда подниму вас из ваших могил».

Всё это Всевышний делает только Сам, не прибегая к услугам помощников и посланников. А кто эти помощники и посланники, которых Он наделил силой управлять миром?

В талмудическом трактате Бава Батра (25а) все ангелы и другие духовные существа, составляющие небесное Воинство, названы «посланниками» Б-га. Через них Творец осуществляет исторические процессы, происходящие в этом мире, и приводит в действие законы природы.

Все события, которые осуществляются через посланников, происходят в рамках установленных Творцом законов природы. И если какие-то процессы все же не переданы в их руки, а остаются в руках Самого Творца, это означает, что они совершаются вне рамок общей структуры, в которой все развивается только «естественным» и «природным» путем.

Три «ключа», которыми открываются двери жизни, не переданы посланникам. Жизнь никогда не была включена в общую структуру, развивающуюся по «естественным» законам природы.

Обращаясь к Творцу в молитве, мы говорим: «Только Ты – Б-г, Ты создал небеса и Небеса небес, и все их Воинство, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них». А затем мы добавляем: «Ве-Ата мехае эт кулам – И Ты даешь жизнь всему» (из утренней молитвы). В этой молитве говорится о двух уровнях мироздания. Существуют вещи, которые уже созданы – земля, моря, небеса и все части Вселенной. Всё это уже сотворено. А Всевышний «дает жизнь всему».

В ряде благословений мы называем Творца «Хей а-оламим» – «Оживляющий миры». Уровень, на котором «дается жизнь», не относится к уже сотворенному. Это не существует в готовом виде, но Творец «дает жизнь всему» – в настоящем времени. И только о сотворении неба и земли говорится в прошедшем времени. Жизнь всегда исходит только из Его рук. Не бывает «жизни», которая оторвалась бы от своего Источника.

3. В Торе сказано: «…и полностью вылечит его (וְרַפֹּא יְרַפֵּא – ве-рапо йерапе)» (Шмот, 21:19). А в талмудическом трактате Бава Кама (85б) толкуют: «Отсюда мы учим, что врачу дано право лечить». Рамбан и другие комментаторы задают вопрос: почему врачу нужно особое разрешение? Ведь не написано же в Торе, что сапожнику разрешено чинить обувь? Как поясняет Рамбан, особое разрешение необходимо, чтобы люди не сказали: «Всевышний его покарал, а врач исцеляет?!»

Но, на первый взгляд, такая же проблема возникает и с ремонтом обуви! Ведь всё, что происходит в мире (в том числе, и любая порча или поломка), тоже исходит от Него. Почему же, когда какая-то вещь ломается, не требуется особое разрешение Торы, чтобы вызвать мастера или отнести поломанную вещь в мастерскую?

Ответ заключается в том, что все остальные вещи переданы нам в руки, и мы можем делать с ними то, что хотим, как написано (Теилим, 115:16): «…а землю Он отдал сынам человеческим».

Человеку «отдано» всё, кроме одного – его жизни. В самом начале молитвы «Слихот» мы говорим Творцу: «Душа – Твоя и тело – Твоё». Это Он нам не передал. А когда мы хотим заниматься тем, что нам не принадлежит, на это необходимо особое разрешение.

Врач выступает в качестве посланника Творца. Он не сапожник и не ремонтник. Он занимается больным только потому, что получил на это разрешение от Б-га, а вовсе не потому, что земля «отдана сынам человеческим».

4. Сказано в псалме: «У Тебя – источник жизни» (Теилим, 36:10). Жизнь всегда остается у Него – даже после того, как она дарована человеку. Человеческое тело, ставшее сосудом и носителем этой жизни, может «испортиться» и «сломаться». Это – смерть тела. Но к самой жизни смерть не имеет никакого отношения. Жизнь всегда принадлежит только «Оживляющему миры».

5. Источник жизни бьет непрестанно. Он не может состариться.

В Торе заповедано: «У-вахарта ба-хаим – И выбери жизнь!» (Дварим, 30:19). Что же здесь имеется в виду? Если человек жив, то он и так жив. Что же это значит – «выбери жизнь»? Имеется в виду «жизнь» совершенно иного рода. Человек должен выбрать для себя то, что на самом деле называется «жизнью».

Как же мы можем выполнить эту заповедь? Выбрать для себя жизнь, которая обновляется каждое мгновение из своего Источника. А не ту, которая шаг за шагом приводит к смерти.

Завершая обучение сынов Израиля Торе, Моше наставляет их: «Запомните все слова, которые я передал вам сегодня, и заповедуйте вашим сыновьям исполнять все слова этого учения. Ведь это не пустое дело для вас – это ваша жизнь. Благодаря этому продлятся ваши дни на земле, в которую вы входите, перейдя через Иордан, чтобы овладеть ею» (там же, 32:46-47).

В Иерусалимском Талмуде мудрецы объясняют строку «Ведь это не пустое дело для вас – это ваша жизнь»: «Если это для вас пустое дело, значит, вы не трудились. А когда это становится вашей жизнью? В час, когда вы тяжело трудитесь над ее постижением (т. е. над постижением Торы)» (Сукка, 4:1).

По своей природе человек ленив и ненавидит тяжелый труд. Эта лень заставляет его бежать от всякого обновления. Он только хочет, чтобы его оставили в покое, утверждая: «Что было, то и будет …и нет ничего нового под Солнцем».

Эта лень управляет даже энергичными и деятельными людьми. Вся их энергия уходит на то, чтобы быстрее обустроить окружающий мир. Они спешат, чтобы быстрее насладиться вожделенным покоем. Вся их деловитость и расторопность – это тоже производные от лени.

Но при таком подходе каждое новое мгновение становится очередным шагом к смерти. Как же возможно исполнить заповедь «выбери жизнь»?

Всеми своими силами постигать Тору, и тогда, благодаря вложенному труду, она станет «вашей жизнью».

Если человек не прикладывает серьезного труда, слова Торы представляются ему, не дай Б-г, «пустым делом». Они не открывают ему ничего нового. Такой человек остается таким же ненаполненным, как и был. Но если он вкладывает все свои силы, тогда Тора становится его жизнью. И это единственный путь к настоящему обновлению.

6. Мудрецы поясняют, что человек может поделиться жизнью с другим. Для этого есть два пути. Первый – это зачатие, от которого рождается ребенок. Второй способ определен в словах мудрецов: «Каждому, кто обучает другого Торе, засчитывается, как будто он его произвел на свет» (Санедрин, 19б; Раши, Бемидбар, 3:1).

В словах есть определенная жизненная сила, и, когда другой человек их верно воспринимает, эта жизненная сила переходит к нему, и ему даруется новая сила жизни. И при появлении человека на свет, и при обучении его Торе ему даруется жизнь. Речь человека, обучающего другого Торе, несет в себе эти семена жизни.

Всевышний сказал нашему наставнику, пророку Моше: «Иди, Я буду повелевать твоими устами и укажу тебе (וְהוֹרֵיתִיךָ – ве-орейтиха), что говорить» (Шмот, 4:12). В мидраше объяснено, что слово וְהוֹרֵיתִיךָ (ве-орейтиха) родственно слову הריון (эрайон) – «беременность» («Шмот Раба», 3:15, «Эц Йосеф»).

Всевышний вложил в речь Моше оживляющую силу, и благодаря этой силе, Моше передал Тору сынам Израиля. Его слова воспринимались слушающими как жизненная энергия. Его слова воссоединили сынов Израиля с Источником жизни.

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес»


http://www.beerot.ru/?p=48058