Оживление мертвых — 4 — Модель вечной жизни

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1782
модель вечной жизни

Урок второй. Возвращение к Дереву Жизни — продолжение

8. Всевышний избрал сынов Израиля, чтобы они «сеяли» свои жизни как семена и в заслугу этого удостаивались жизни в Грядущем мире.

В мидраше рассказывается, что, когда наш праотец Яаков приобрел у своего брата Эсава первородство, они поделили между собой два мира.

«Если хочешь, возьми себе этот мир, а я возьму мир Грядущий», – сказал Яаков. Эсав, не веривший в оживление мертвых, сразу согласился. «Я иду навстречу смерти. На что же мне первородство?! (Берешит, 25:32)» – ответил он.

В тот час Эсав взял себе в удел этот мир, а Яаков – Грядущий. Но когда много лет спустя Яаков возвращается из дома Лавана, Эсав, увидев у него детей, рабов, рабынь и множество скота, спрашивает: «Мой брат Яаков! Разве ты не предложил мне, чтобы я взял себе этот мир, а ты – мир Грядущий?! Так откуда же у тебя все это имущество?!» («Ялкут Шимони», Берешит, 111).

Действительно, сначала Яаков взял себе только Грядущий мир, отказавшись от доли в этом мире, – подобно тому, как Эсав совершенно отказался от Грядущего мира. Но, когда Яаков получил благословение отца, которое предназначалось Эсаву, он, как поясняет Гаон из Вильно, вновь вернул себе долю в этом мире. В результате он получил, как и причитается первенцу, двойную часть наследства отца.

Благодаря нашему праотцу Яакову, мы получили возможность наслаждаться также и этим миром. Но все эти удовольствия остаются здесь. Наша цель – не они. Из них Ган Эден не прорастет.

9. Первый Человек был изгнан из Сада Наслаждений.

Он был изгнан в место, где не видно, как прорастают семена. Мы изгнаны из того места, в котором могли бы увидеть результаты своих поступков. Мы уже не там и не можем туда попасть.

Мы оторваны от подлинной реальности, в которой реализуется и расцветает все то, что существовало здесь лишь в потенциальном состоянии.

Единственное, что соединяет нас с местом, из которого мы были изгнаны, – это вера. В определенной степени вера как бы отменяет приговор об изгнании. Ведь Адама изгнали из Ган Эдена для того, чтобы у него не было доступа к Дереву Жизни. К тому дереву, которое находится «посередине сада» (см. Берешит, 2:9, Ункелус).

В центре располагают всегда самое важное. Дерево Жизни – это центр и сосредоточие той реальности, которую называют Ган Эден – Сад Наслаждения.

Первый Человек своими поступками отсек себя от источника вечной жизни. Это и есть изгнание. Перед ним закрылись врата Ган Эдена. Теперь человек был оторван от Дерева Жизни. Но вера вновь соединяет его с источником вечного бытия. Для него вновь приоткрываются ворота Сада. Он верит, что Всевышний прорастит посаженное им семя. Поэтому он не ограничивает свою жизнь только этим миром.

10. Если мы хотим в этом мире увидеть модель вечной жизни, то это посадка ростка и его рост.

Помещают в землю саженец, а из него вырастает дерево, и оно дает плоды. Затем берут из плода одно из семян, сеют его в землю – и из него вырастает новое дерево. Это новое дерево тоже даст множество плодов, и в каждом из них будет множество семян. А в каждом семени скрыто еще одно дерево, в котором в потенциальном состоянии находятся плоды, а в них – новые семена.

Это модель вечной жизни. Но только в том случае, когда в зерне, в семени или в саженце видят заложенный в них потенциал. Но если их воспринимают как готовый продукт, то это не зерно и не саженец, а просто пища. Ее съедают, а не опускают в землю.

Тот, кто съест вареное яйцо, уже не сможет съесть курицу, которая теперь из него никогда не вырастет. Сваренное яйцо не сможет произвести на свет цыпленка, из которого получилась бы курица, несущая яйца.

Если человек использует свою жизнь, имеющую бесконечный потенциал, в качестве «готового продукта», он разрывает цепь, ведущую в будущее.

Человек, отказывающийся от веры, не использует свою жизнь для «посева», и поэтому он навсегда останется здесь. Вполне возможно, что вареное яйцо – вкусная еда. Но что останется потом, когда оно будет съедено?

Оживление мертвых возможно, только если человек воспринимает свою жизнь в качестве «семени». И только из такого семени прорастет в будущем оживление мертвых. Оживление мертвых возможно только для того, кто в него верит. Он верит в это и поэтому опускает семя в землю.

Первый Человек был изгнан из Сада Наслаждения. В сущности, он был изгнан от дерева, которое в центре Сада – от Дерева Жизни. Так ведь и написано в Торе: «И сказал Б-г: …А теперь как бы он не протянул свою руку, и не взял также от Дерева Жизни, и не съел, и не стал жить вечно!». И изгнал Б-г [человека] из сада Эден» (Берешит, 2:22-23).

Единственный способ вернуться к Источнику вечной жизни – это наша вера.

11. В этом сокровенный смысл слов, которые мы произносим после чтения Торы по свитку: «Благословен Ты, Б-г, …Который даровал нам Тору истины и посадил в нас вечную жизнь».

Если мы, действительно, верим словам Торы, то для нас прорастает сад. Этот сад называется Ган Эден.

«Вечная жизнь», о которой говорится в благословении, – это Дерево Жизни, растущее «посередине сада».

Тора называется «Деревом Жизни». В стихе сказано: «Она Дерево Жизни для держащихся за нее» (Мишлей, 3:18).

Виленский Гаон объясняет, что евреи «держатся» за Тору, как человек, который начал падать, хватается за что-то крепкое и устойчивое. Они чувствуют, что без нее упали бы, и поэтому крепко держатся за нее.

Но есть люди, которым кажется, будто это они поддерживают Тору. Им кажется, что без них она сама бы упала, и они протягивают руку, чтобы поддержать ее.

В приведенном выше стихе написано: «Она Дерево Жизни для держащихся за нее, а поддерживающие ее счастливы». Виленский Гаон подчеркивает, что Тора – Дерево Жизни только для «держащихся за нее». «Поддерживающие ее» тоже счастливы, но для них Тора не становится Деревом Жизни.

В этом разница между «держащимися за нее» и «поддерживающими ее». Если человек чувствует, что в Торе заключена вся его жизнь, – для него она Дерево Жизни. Ведь именно Тора учит воспринимать этот мир в качестве «семени» и «ростка».

Когда человек осознает, что Всевышний «даровал нам Тору истины», в нем самом начинает прорастать «вечная жизнь».

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес».


http://www.beerot.ru/?p=40555