Оживление мертвых — 1 — Прорастающее зерно

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2821

Урок первый. Прорастающее зерно

1. В заключительной части составленных Рамбамом «Тринадцати основ веры» сказано: «Я верю полной верой, что произойдет оживление мертвых в тот срок, когда на это будет воля Творца».

Для понимания этой основы веры следует обратиться к мишне, открывающей главу Хелек трактата Санедрин. Там говорится: «У всех евреев есть доля в Грядущем мире, как написано у пророка Йешаяу (60:21): «Твой народ – все праведники, навечно унаследуют землю». [Подразумевается «земля вечной жизни» – Грядущий мир, в котором «все евреи имеют долю» (см. Рамбам, Тшува, 3:5).]

Как любое общее правило, этот принцип – «у всех евреев есть доля в Грядущем мире» – подразумевает свои исключения. Эти исключения перечислены далее в той же мишне, и первое из них – тот человек, который «утверждает, будто об оживлении мертвых не сказано в Торе».

Из мишны следует, что не верящий в оживление мертвых вычеркивает себя из числа «всех евреев», у которых «есть доля в Грядущем мире». Он сам вычеркивает себя из категории «все евреи».

И не только в случае, если он не верит в оживление мертвых. Даже если он не верит только в то, что об оживлении мертвых сказано в Торе!

Такого мы не находим ни в одной из основ веры. Верящий в двенадцать предыдущих основ веры соотносит себя с народом Израиля, а не верящий – разрывает свою связь с общиной Израиля. Но человека не обязывают верить, что все те основы выводятся из Торы. Только в отношении оживления мертвых необходимо верить, что об этом сказано в самой Торе.

Раши поясняет это так: «Говорящий, что об оживлении мертвых не сказано в Торе, отрицает толкования мудрецов. Ведь далее в Талмуде обсуждается, где именно в Торе содержится намек на оживление мертвых.

[Прямым текстом об оживлении мертвых в Торе не говорится. Вместе с тем, в стихах Торы содержится целый ряд скрытых намеков. Так, в Торе сказано по поводу праотцов: «И заключил Я с ними Мой союз, чтобы отдать им страну Кнаан…» (Шмот 6:4). В Талмуде отмечено, что в самом слове «им» содержится указание на оживление мертвых (Санедрин, 90б). А Раши поясняет: «Разве Всевышний отдал Землю Израиля праотцам? Ведь она была отдана их потомкам! Но из этих слов следует, что в будущем праотцы снова возвратятся к жизни, и тогда Всевышний передаст им Землю Израиля».

Еще пример. После рассказа о том, как евреи перешли по дну моря, в Торе сказано, что «тогда Моше воспел …песню Б-гу» (Шмот, 15:1). Однако слово «воспел» употреблено в стихе не в прошедшем, а в будущем времени: יָשִׁיר (яшир) – буквально «Тогда Моше воспоет…». В этом мудрецы Талмуда тоже видят намек на оживление мертвых: в будущем Моше будет оживлен, и «тогда он воспоет песню Б-гу» (Санедрин, 91б).

И еще, левитам заповедано, что в Земле Израиля они будут отделять долю от передаваемой им десятины урожая, а затем сказано: «Этот дар Б-гу отдадите первосвященнику Аарону» (Бемидбар, 18:28). И в Талмуде задается вопрос: «Разве Аарон жил вечно? Ведь он не вошел в Землю Израиля! Так как же ему будут передавать «этот дар»?!» И следует вывод: в будущем, после оживления мертвых, Аарон будет служить в Храме, и тогда левиты смогут отдавать ему «этот дар» (Санедрин, 90б).

И еще написано: «Я умерщвляю, и Я оживлю» (Дварим, 32:39). Но может быть слова «умерщвлю» и «оживлю» не относятся к одному и тому же человеку? Возможно, Всевышний умертвит одного и даст жизнь другому, как и происходит в этом мире? Однако дальше в том же стихе написано: «Я поразил, и Я исцелю». В Талмуде следует вывод: «Как слова о болезни и исцелении относятся к одному и тому же человеку, так и слова о смерти и оживлении относятся к одному и тому же человеку. Это и есть ответ, говорящим, будто бы про оживление мертвых не сказано в Торе» (Санедрин, 91б).

И еще, в книге пророка Даниэля написано: «И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни – для вечной жизни, другие – на позор и вечное поругание» (12:2). И там же написано: «Ты же иди к концу, и умрешь, и встанешь по жребию своему в конце дней» (12:13; Санедрин, 92а).]

И даже если человек верит в оживление мертвых, но лишь отрицает, что об этом сказано в Торе, он – вероотступник. И если он не признает, что про оживление мертвых говорится в Торе, что нам до его веры?! Откуда он знает, что мертвые оживут?! А значит, он – полный вероотступник» (Раши, Санедрин, 90а).

И даже если этот человек, безусловно, верит в оживление мертвых, но не признает, что об этом сказано в Торе, Раши говорит о нем: «Что нам до его веры?!»

В данном случае человек должен твердо знать, что это обещано в Торе и что Всевышний верен Своему обещанию.

2. Вера в оживление мертвых крепко связана с обещанием Б-га. Трижды в день, в молитве «Шмоне Эсре», в благословении, посвященном оживлению мертвых, мы произносим: «И Он выполнит Свое обещание по отношению к спящим во прахе». А далее мы говорим: «И верен Ты Своему обещанию оживить мертвых».

Оживление мертвых станет выполнением Его обещания. Но единственный источник Его обещания – это Тора. Поэтому необходимо знать, что «оживление мертвых – из Торы».

Оживление мертвых – это не то, что включено в реальность этого мира. Это величайшее обновление и изменение, которое обещал совершить Б-г.

В мишне утверждается, что у говорящего, будто бы об оживлении мертвых не сказано в Торе, нет удела в Грядущем мире. А в Талмуде сразу задан вопрос: «Неужели до такой степени?!» И тут же объяснено: «Этот человек отрицал оживление мертвых – поэтому он не имеет отношения к оживлению мертвых. Ведь Всевышний отмеряет каждому человеку мерой за меру» (Санедрин, 90а).

Это обещание Всевышнего имеет отношение только к тем, кто в это верит. И нам необходимо понять, почему это именно так.

3. Далее, в отрывке Талмуда, относящемся к той же мишне, приведены слова одного вероотступника, который обратился к мудрецу Гевиа бен Песиса и сказал: «Горе вам, злодеи, говорящие, что мертвые оживут! Если живущие умирают, то неужели мертвые оживут?!»

Раши поясняет его слова так: «Мы же видим, что даже тот, кто живет, затем умирает. Так как же можно вообразить, что мертвые снова станут живыми?!»

Ведь весь видимый процесс жизни направлен в сторону смерти. От жизни – к смерти. И лишь в одном направлении. Как же можно предположить, будто существует обратное направление?!

Отвечает ему Гевиа бен Песиса: «Горе вам, злодеи, говорящие, что мертвые не оживут! Если те, которые не жили, обретают жизнь (т.е. рождаются), то тем более оживут те, которые уже жили» (там же, 91а).

Существует два подхода, два способа понимания. Это два полярных взгляда на мир – до такой степени, что каждый из оппонентов называет приверженцев другой точки зрения «злодеями»!

Вероотступник считает, что вся Вселенная движется лишь в одном направлении – от жизни к смерти. Но Гевиа бен Песиса обращает его внимание на то, что изо дня в день рождаются новые люди – возникают живые существа, которых до этого не было. Так тем более на основе существующей жизни может возникнуть жизнь иного порядка!

Две стороны по-разному видят то, в каком направлении развивается мир: от жизни к смерти либо от смерти к жизни.

4. Попытаемся понять это глубже. Верно и то, что все живые существа появляются на свет, и то, что с первого мгновения своего появления на свет они продвигаются к своей гибели.

На первый взгляд, все живое, действительно, умирает. Есть ли в мире хоть какой-то намек на противоположный процесс – на оживление мертвых? Нам необходимо увидеть мир другими глазами. Совершенно иначе.

Как мы знаем, этот мир устроен так, что из семени возникает живое существо – новое растение или новый человек.

Точно так же все существующее и живущее в этом мире, является как бы семенем по отношению к миру, который возникнет после оживления мертвых.

Мы знаем, что плодовое дерево «заложено» в его семени. В потенциальной форме дерево уже находится в этом семени. Так и взрослый человек уже «находится» в капле семени, из которого он происходит.

Разумеется, это совершенно другая форма существования. Но в этой капле уже скрыт облик еще не рожденного человека.

Необходимо понять, что все происходящее с человеком в этом мире – это лишь семя, из которого прорастет его подлинный облик в мире, возникающем после оживления мертвых.

продолжение следует

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес».


http://www.beerot.ru/?p=40224