Основы знания — Вспоминая об Исходе из Египта

Дата: | Автор материала: Рав Моше Розенштейн

1882

Глава 5

Теперь нам следует узнать, что во все знамения и чудеса, которые Всевышний явил нашему народу при Исходе из Египта, мы непоколебимо верим, и заповедь предписывает нам вспоминать об Исходе из Египта днем и ночью, как сказано: «Чтобы вспоминал ты день твоего Исхода из земли Египетской во все дни твоей жизни» (Дварим, 16:3). Многие заповеди нам даны для того, чтобы мы, исполняя их, вспоминали об Исходе из Египта. Все они были предназначены для того, чтобы поддержать и укрепить в нас знание, которое уже содержит наш разум и истинность которого подтверждает – знание об истинном существовании нашего благословенного Творца, Господина всех людей, сотворившего небеса и растянувшего их над землей, прочно установившего землю и все ее порождения, дающего душу народу, живущему на ней, и дух ходящим по ней, наблюдающего за всеми Своими творениями и воздающего каждому согласно его путям и поступкам, воздающего добром делающему добро и карающего наказанием совершающего зло.

Наш разум постиг истинность всего этого, и именно это познание разума подвигло наших великих праотцов Авраама, Ицхака и Яакова служить благословенному Б-гу всем сердцем и всей душой, бежать перед Ним, «как конь бежит среди болот»… Чтобы подтвердить и укрепить эту истину, нам и были явлены все эти чудеса и знамения во время Исхода из Египта. Поэтому в молитве мы называем Всевышнего «наш Б-г и Б-г наших отцов». Он стал «нашим Б-гом» во время Исхода из Египта, когда мы увидели все великие чудеса. Сказано об этом в Торе: «Я – Б-г, твой Г-сподь, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства» (Шмот, 20:2). Писание подчеркивает: «Я – твой Б-г» именно потому, что «вывел тебя из дома рабства», – то есть благодаря Исходу из Египта мы называем Его «нашим Б-гом». Но важно понять, что и без Исхода из Египта мы верили бы в благословенного Б-га – потому, что наш разум постиг Его существование. Поэтому мы произносим в молитве, что Он – еще и «Б-г наших отцов», которые служили Ему потому, что познали Его силой разума. И для того, чтобы Всевышний стал «нашим Б-гом», нам было бы достаточно одного того, что Он стал «Б-гом наших отцов», которые были известны во всем мире своей великой мудростью, великой праведностью, душевной чистотой и великой святостью, и все дни своей жизни трудились над постижением необходимой для человека истины. Ради этого они отстранялись от всего мирского и суетного, обращаясь к Торе и мудрости, и стремились к достижению духовного совершенства, ибо все это – пути познания истины. И нам следует положиться на них, чтобы Б-г наших отцов стал и нашим Б-гом – не говоря уже о том, что мы тоже обладаем разумом и мудростью, чтобы познать благословенного Б-га и служить Ему всем сердцем и всей душой.

Глава 6

И вот еще что нам следует глубоко понять. Мы видим из Торы, что лжепророк может явить знак и знамение, которые могут сбыться. Но если так, в чем же различие между его знаком и знамением и теми знаками и знамениями, которые явил нам Всевышний во время Исхода из Египта? Мы ведь знаем, что Сам Б-г видит в них предмет гордости: «Или разве пытался бог… [некий другой] взять себе народ из среды народов испытаниями, знаками и знамениями…» (Дварим, 4:24). Как может быть, что Б-г усматривает основание для Своей славы в том, что способен совершить и лжепророк?! Поэтому мы сочли разъяснение этого различия важнейшим делом. И вот что мы скажем. Знак и знамение, которые способен явить лжепророк, – это «заурядные» чудеса, которые он совершает на наших глазах лишь для того, чтобы произвести на нас впечатление, ввести в заблуждение.

Таковы знаки, которые явил перед народом Моше-рабейну, чтобы ему поверили: бросить посох на землю, чтобы он превратился в змея, взять немного воды и обратить ее в кровь, покрыть руку проказой и исцелить ее… Это были «заурядные» знаки, не оставившие никакого следа в мире. Но невозможно себе представить, чтобы лжепророк смог сотворить чудо, какое явил Моше-рабейну египтянам во время первой казни, когда вся вода в Египте превратилась в кровь. Тогда Б-г сказал Моше: «Скажи Аарону: возьми твой посох и простри руку над водами Египта, их реками, каналами, озерами, и над всем собранием их вод, и да будут они кровью. И будет кровь во всей земле Египетской: и в дереве, и в камне (в деревянных и каменных сосудах)…» «А рыба, которая была в Ниле, умерла, и стал Нил источать зловоние, и не могли египтяне пить воду из Нила, и была кровь во всей земле Египетской» (Шмот, 7). Упаси нас Б-г поверить, что лжепророку будет дана власть совершить подобное: поразить таким страшным ударом целую страну! Такое лжепророку никогда не удастся. Об этом свидетельствует то, что Всевышний велел Моше сказать фараону: «Так сказал Б-г: этим ты узнаешь, что Я – Б-г». В Торе ясно сказано, что наказание кровью было надежным свидетельством сказанному в Писании: «Я – Б-г». А если бы лжепророк тоже был в состоянии совершить такое, невозможно было бы сказать: «Этим ты узнаешь, что Я – Б-г». А про наказание жабами сказано: «И воскишит Нил жабами, и поднимутся они, и войдут в твой дом, и твой спальный покой, и на твое ложе, и в дома рабов твоих, и к народу твоему, и в твои печи, и в твои квашни. И в тебя, и в твой народ, и во всех твоих рабов войдут жабы». Нанести такое великое поражение не по силам никому, кроме Него, благословенного. К тому же каждая египетская казнь начиналась и заканчивалась во время, заранее указанное Моше фараону. Слова Торы, обращенные к фараону, подчеркивают: «Чтобы знал ты, что нет подобного Б-гу, Г-споду нашему». О наказании вшами сказали египетские колдуны: «Это – перст Б-га». О наказании дикими зверями сказано: «Чтобы ты знал, что Я – Б-г на всей земле». При этом во время каждой казни Б-г отделял евреев от египтян. В связи с наказанием мором скота упомянуто Имя Б-га – а ведь Тора не стала бы связывать его с чем-то, что способен исполнить и лжепророк. О наказании нарывами на коже сказано: «И ожесточил Б-г сердце фараона, и он не послушал их…» А ведь если бы человек не был в состоянии увидеть в этом Б-жественное знамение, не было бы необходимости отметить, что это Б-г «ожесточил сердце фараона».

Но давайте посмотрим! О первом знаке, явленном Моше, когда посох Аарона превратился в змея, не сказано «и ты узнаешь», и не сказано также, что «Б-г ожесточил сердце фараона», а сказано лишь: «И сердце фараона ожесточилось», поскольку этот знак мудрецы фараона смогли продемонстрировать, как и Моше. Хотя между их знамениями была существенная разница: посох Аарона на самом деле превратился в змея, а они действовали «своими колдовскими чарами» и лишь смогли обмануть зрение, но не превратить на самом деле свои посохи в змей. О наказании градом сказано: «…Чтобы ты знал, что нет подобного Мне во всей земле», – и это тоже надежно свидетельствует о том, что лжепророк не в силах такое сотворить. О наказании саранчой сказано больше, чем обо всех других казнях: «…Чтобы ты поведал своему сыну и сыну своего сына о том, как Я расправился с Египтом, и о Моих знаках, которые Я навел на них, и вы узнаете, что Я – Б-г». Этот стих обращает слова «и узнаете» не к фараону, а к Моше – ни в одной из предыдущих казней мы этого не находим. Хотя на самом деле эти слова относятся ко всем знакам, все же сказаны они именно в связи с этой казнью. О наказании тьмой сказано: «И ожесточил Б-г сердце фараона…» А о последнем наказании, гибели первенцев, сказано: «И Я пройду по земле Египетской в эту ночь, и Я уничтожу каждого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египта совершу расправу, Я –Б-г». И так объясняют это наши мудрецы: «И Я пройду – Я, но не ангел; и Я убью – Я, но не высшие ангелы; совершу расправу – Я, но не посланец Мой; Я Б-г – это Я и никто другой». Ясно, что даже и подумать невозможно, что подобное может совершить лжепророк.

Именно этим отличаются Десять казней, которым Б-г подверг египтян, от всех знаков и знамений, которые способны явить лжепророки или которые они являли когда-либо в прошлом. Все эти десять казней были чрезвычайно великими знаками и знамениями, и вместе с тем – великим и неизбежным наказанием для миллионов людей, сверхъестественными смертельными ударами. Они внушали невыносимый ужас и приносили тяжкие страдания. Об этом сказано: «Он послал на них пыл Своего гнева, ярость, негодование, бедствие и нашествие злых ангелов». Поэтому фараон должен был бы смириться перед Б-гом хотя бы только из-за тяжести самих казней, даже без понимания смысла этих знаков и знамений и постижения истины (см. комментарий Рамбана к Торе). Именно поэтому сказано об Исходе: «Разве пытался бог… [некий другой] знаками, знамениями, войной и сильной рукой», – все чудеса, сотворенные ради еврейского народа в Египте, это не просто «знаки и знамения», а еще и «война и сильная рука», раскрытые на всей Египетской земле. Ничего подобного этим Десяти казням никогда не было и не будет. И обманщику не будет дано способности творить чудеса, подобные этим, – а только «заурядные» чудеса. И это – важная идея, которую нам необходимо постичь.

Глава 7

Итак, мы объяснили, что никогда не было и не будет чудес, подобных тем, что были совершены для наших отцов во время Исхода из Египта. Поэтому нам и была дарована заповедь «Дабы ты помнил день твоего Исхода из земли Египетской все дни твоей жизни» (Дварим, 16:3), и поэтому были даны заповеди тфиллин и освящения первенцев – чтобы они служили напоминанием о чудесах Исхода. И Тора содержит еще многие заповеди, данные в память об Исходе из Египта. А кроме чудес, там было еще и явление Шехины, Б-жественного присутствия. Пасхальная Агада повествует об этом: «И великий трепет – это раскрытие Шехины». А слова стиха: «Это – Б-г мой, и я буду служить перед Ним красиво». Наши мудрецы объясняют: «Даже служанка во время рассечения моря видела то, чего не видел пророк Йехезкель, сын Бузи: они могли указать пальцем и сказать: «Это – мой Б-г». А в благословениях перед чтением Шма мы произносим: «Твое царское величие увидели Твои сыновья, о Тот, Кто рассек море перед Моше! «Это – Б-г мой!» – воскликнули они и сказали: «Да будет Б-г царствовать вечно». И еще сказано в Торе: «И увидел Израиль великую силу, которую Б-г явил над египтянами, и затрепетал народ перед Б-гом, и поверили в Б-га и в Моше, раба Его».

И вот теперь я очень взволнован тем, что собираюсь дерзко высказать собственное мнение, невзирая на мнение Рамбама. Но поскольку оно не связано с практическим законом, а является лишь толкованием, у нас есть право высказывать то, к чему нас приводит наш разум. И согласно тому, что открывается нам в Торе нашего учителя Моше, для нас затруднительно принять в этом вопросе мнение нашего учителя Моше, сына Маймона, благословенной памяти. Я прочел в комментарии «Кесеф Мишнэ», что он рекомендует обратиться к «Сефер а-Икарим», где слова Рамбама получают прекрасное разъяснение, однако сейчас в моем распоряжении нет этой книги, и я не могу ее изучить.

Рамбам в законах «Основы Торы», пишет: «Сыновья Израиля поверили Моше-рабейну не из-за знамений, которые он показал. Ведь у того, кто верит из-за знамений, в сердце остается сомнение: может быть, этот знак явлен с помощью обращения к колдовству. На самом же деле все знаки, которые Моше показал в пустыне, он сделал согласно потребности, а не для того, чтобы доказать свое пророчество. Когда необходимо было утопить египтян, он рассек море, чтобы они в нем утонули. Когда нам нужно было пропитание – спустил с Небес ман. Когда евреи стали испытывать жажду, он рассек для них скалу. Когда собрание Кораха стало оспаривать его власть, их поглотила земля. И то же самое относится ко всем остальным знамениям. Благодаря чему же народ поверил в Моше? Благодаря Синайскому Откровению… А откуда известно, что только Синайское Откровение является доказательством несомненной истинности пророчества Моше? Из слов Торы: «Вот, Я приду к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, как Я говорю с тобой, и поверил в тебя навечно» (Шмот, 19:9). Это означает, что до тех пор евреи не верили ему полной верой, способной сохраниться навечно, а только такой верой, которая оставляет место для сомнений и колебаний».

Все слова Рамбама слаще меда, возвышенны и сияют, подобно драгоценным камням, и увлекают своей сладостью сердце и душу. Но здесь я вынужден дерзко выступить против нашего великого учителя и сказать, что наше мнение идет вразрез с его словами. Он пишет, что всех знаков и знамений, которые явил нам Всевышний при Исходе из Египта, было недостаточно для того, чтобы поверить в пророчество Моше. Совершенная вера могла возникнуть только во время Синайского Откровения. Причину же он видит в том, что любые знамения оставляют место для размышлений и сомнений: не сделаны ли они с помощью колдовства? Так вот, согласно тому, что мы разъяснили в предыдущей главе, упаси Б-г говорить так о чудесах и знамениях, которые Б-г явил нам при Исходе из земли Египетской, и упаси Б-г сравнивать египетские чудеса с другими знаками и знамениями, которые может явить и лжепророк. В прошлой главе мы достаточно ясно разъяснили, что эти чудеса не имеют никакого подобия и не могут вызвать сомнения, и нет ни у колдуна, ни у лжепророка ни сил, ни возможности явить чудеса, подобные чудесам Исхода из Египта.

И вот книга Торы Моше-рабейну перед нашими глазами – и она явно опровергает мнение нашего великого учителя Рамбама. Мы достаточно ясно разъяснили в предыдущей главе все приведенные нами стихи из Торы и доказали с их помощью, что чудес, явленных во время Исхода из Египта, было достаточно для того, чтобы поверить в пророчество Моше-рабейну. О рассечении Красного моря прямо сказано: «И поверили в Б-га и в Моше, Его раба» (Шмот, 14:31). Заповеди тфиллин и освящения первенцев даны только в связи с Исходом – еще до дарования Торы. И заповедь, требующая «помнить день твоего Исхода из земли Египетской», тоже сформулирована до Синайского Откровения. И стих: «Разве пытался бог (другой)… взять себе народ из среды народов испытаниями, знаками, знамениями, войной, сильной рукой и великими страхами» (Дварим, 4:34), – тоже говорит именно об Исходе из Египта, о событиях, предшествовавших Синайскому Откровению. И заповедь жертвы Песах, за неисполнение которой назначено наказание «карет» – отсечение души, и заповедь мацы, за нарушение которой, то есть за хамец в Песах, тоже назначен «карет», и вообще все заповеди праздника Песах – все они даны лишь в память об Исходе из Египта, без связи с Синайским Откровением. Каждый еврейский праздник является напоминанием об Исходе. Но как можно было бы нас обязать исполнять все заповеди в память об Исходе из Египта, если бы не на этом в первую очередь основывалась наша вера? Поэтому упаси нас Б-г принять мнение Рамбама в том виде, как мы его понимаем, если только он не имел в виду нечто иное. Возможно, «Сефер а-Икарим» откроет нам новый смысл его слов.

На самом деле следует хорошо запомнить, что слова, сказанные Всевышним Моше: «…И в тебя поверят навечно», – относятся только к идее получения Торы. Действительно, для того, чтобы мы приняли Тору и соблюдали ее все свои дни на земле, отдавая за нее наши жизни, как сказано: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего всем твоим сердцем и всей твоей душой…» (Дварим, 6:5), – трудясь над ней днями и ночами и занимаясь только ею, – для этого было недостаточно чудес и знамений Исхода из Египта. Они не могли придать нам для этого достаточно сил и решимости. Для соблюдения Торы было необходимо Синайское Откровение, было нужно, чтобы «с Небес Он дал тебе слышать Свой голос, чтобы научить тебя, и на земле показал тебе Свой великий огонь, и Его слова ты слышал из среды огня». Ведь, как мы уже сказали, необходимо осознать, что знаки и знамения не были в состоянии наделить нас необходимой для этого крепостью духа и решимостью, чтобы трудиться над Торой, постоянно жертвовать ради нее жизнью и оставить ради нее все притягательные мирские удовольствия. Только об этом сказал Б-г: «И в тебя поверят навечно». И это доказывает само слово «навечно» – оно может относиться только к принятию Торы, которая должна сохраниться у нас на все поколения. Но для всех остальных аспектов веры, кроме веры, необходимой для принятия Торы, – то есть для того, чтобы поверить в Б-га, трепетать перед Ним и служить Ему, поверить в истинность пророчества, в пророчество Моше и в то, что Моше сделал все по слову Б-га, – другими словами, «поверить в Б-га и в Моше, Его раба», – для всего этого было достаточно чудес, совершенных при Исходе из Египта. И упаси нас Б-г думать, что после знамений и чудес Исхода могли остаться хоть какие-то сомнения в нашей вере.

В действительности, для получения Торы чудес Исхода из Египта тоже было достаточно. Однако Всевышний знал, какую силу и какую мощь необходимо нам обрести, чтобы исполнять Тору, и знал, что одни лишь чудеса не смогут придать нам требуемой силы духа и решимости. На маленьком грузовике невозможно перевезти большой и тяжелый груз, для этого потребуется грузовик побольше. Так и здесь: Всевышний увидел, что «грузовик» Исхода недостаточно силен, чтобы везти на себе ношу Торы – для этого необходим более мощный «грузовик» Синайского Откровения.

Кроме того, принятие на себя заповедей Торы и способность жить ими – это совершенно разные вопросы. Мы ведь знаем, что случилось с Корахом и его общиной: даже после Синайского Откровения он стал оспаривать одно из речений Моше. Он сказал: «Все мы святы», – и наши мудрецы объяснили: «Все мы слышали с Синая слова: «Я – Г-сподь, ваш Б-г», – и почему вы вознеслись…» Отсюда мы можем вывести, сколько силы и мощи необходимо, чтобы принять слова, произнесенные человеком, даже если его надежность подтверждена всеми возможными знамениями, а тем более, если их принимают не на одно поколение, а навечно. Это невероятно трудно – вечно исполнять заповеди Торы Моше, жертвуя собой ради них, только на основании однажды явленных знаков и знамений. Ведь дурное побуждение возражало бы нам: «Действительно, все, что он совершил, истинно, и он пророк Б-га – но его Тора не во всем истинна, кое-что он мог добавить и от себя ради исправления народа». Ведь именно так думал Корах об одном из речений Моше! Для этого нам и было необходимо Синайское Откровение, а вовсе не для веры в Моше. Итак, мы полагаем, что наши слова совершенно справедливы и оспорить их невозможно.

Глава 8

То же самое относится к словам Рамбама о том, что «на самом же деле все знаки, которые Моше явил народу в пустыне, он сделал согласно необходимости, а не для того, чтобы доказать свое пророчество». Совершенно верно то, что все чудеса были совершены потому, что в них была потребность, а не для того, чтобы подтвердить пророчество Моше. Однако это относится только к практическому воплощению чуда – оно, действительно, нужно было не для доказательства того, что Всевышний поистине направил к нам Моше, а для определенной цели. Но «в конце – деяние, а в начале – замысел», а конечный смысл и замысел чудес и знамений состояли не в достижении практической цели, а в том, чтобы народ «поверил в Б-га и в Моше, Его раба». Это прямо сказано в Торе во многих местах. Например, в главе Ваэра сказано: «Поэтому скажи сыновьям Израиля… и Я выведу вас из-под ига египтян, и спасу вас от служения им, и избавлю вас мышцей простертой и казнями великими… и вы узнаете, что Я – Б-г, ваш Г-сподь, Который вывел вас из-под египетского ига» (Шмот, 6:6-7). Здесь ясно сказано, что цель и замысел «простертой мышцы» и «великих казней» состояли в том, чтобы «вы узнали, что Я – Б-г, ваш Господь». А раз евреи узнают из этих чудес, что «Я – Б-г, ваш Г-сподь», они постигнут тем самым, что Моше-рабейну послан к ним Вездесущим, что он – человек истины, и пророчество его – истина.

В другом месте Торы сказано: «Но Я ожесточу сердце фараона и умножу Мои знамения и Мои чудеса в земле Египетской. И не послушает вас фараон, и Я наложу Мою руку на Египет и выведу Мои армии, Мой народ, сыновей Израиля, из земли Египетской великими казнями. И узнают египтяне, что Я – Б-г, когда Я протяну Мою руку на Египет и выведу сыновей Израиля из их среды» (Шмот, 7:3-5). Здесь тоже совершенно ясно говорится, что цель и замысел состояли в том, чтобы «узнали египтяне, что Я – Б-г». А о том, почему сказано «узнают египтяне», а не «узнают сыновья Израиля», мы поговорим, с Б-жьей помощью, дальше. Об этом же сказано в стихах: «Дабы ты узнал, что нет такого, как Б-г, наш Господь»; «Дабы ты узнал, что Я – Б-г на земле»; «Дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле»; «Дабы показать тебе Мою силу и дабы провозглашено было Мое Имя по всей земле». Все это было сделано ради сыновей Израиля, чтобы они узнали и осознали то, что было сказано фараону. И в главе Бо: «И дабы рассказал ты своему сыну и сыну своего сына… о тех знамениях, которые Я наложил на них, чтобы вы узнали, что Я – Б-г» (Шмот, 10:2). Тут опять ясно говорится, что цель всех чудес состояла не в том, чтобы достичь нужного результата, а в том, «чтобы вы узнали, что Я – Б-г». И ясно, что тем самым и о Моше мы доподлинно узнали, что он – истинный пророк Б-га. И как же Рамбам говорит, что чудеса были явлены не ради подтверждения веры, а лишь ради потребности в них?

Совершенно справедливо, что способ явления чудес Б-г выбирал согласно тому, какой цели Он желал достичь, и тому есть многие серьезные причины.

Во-первых, не пристало Б-гу посылать ангелов к людям и являть им чудеса только ради того, чтобы они поверили в Него, благословенного. Поэтому, ради славы Небес, каждое чудо имело свое конкретное предназначение, а главная их задача и основной замысел достигались без нарочитых стараний. Когда же пророк Элияу явил чудо, чтобы все поверили в Б-га, он сделал это по собственному решению, а не по повелению Всевышнего.

Во-вторых, все, что связано с верой, было бы правильно скрывать от дурного побуждения, – ведь чем важнее заповедь, тем сильнее воздействует на нее дурное побуждение! Сходное правило вывели наши мудрецы, сказав, что чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение. И оно может смутить разум людей какой-нибудь дурной мыслью. Поэтому лучше всего, если вера приходит к человеку помимо его осознанных намерений, и чудеса, которые должны были дать евреям веру, внешне были совершены только для своих особых целей.

В-третьих, поскольку их явная цель состояла в том, чтобы оказать добро сыновьям Израиля, спасти их, – именно из-за того, что от всех чудес, совершенных при Исходе из Египта, еврейскому народу пришло великое спасение, эти чудеса оставили более заметный след в их душах. Свою роль сыграло именно то, что благодаря этим чудесам наш народ получил великое благо в этом мире. Они поняли, что «пути Б-га справедливы», и тем самым их внимание во всех поколениях оказалось привлечено к этим чудесам.

В-четвертых, не подобало посылать ангела, чтобы он сотворил чудеса, если вся их цель состояла в том, чтобы мы поверили в Б-га. Ведь тогда создалось бы впечатление, что нам необходимы эти чудеса! На самом же деле мудрые в чудесах не нуждаются: довольно с них непрерывного чуда существования мира, и в других чудесах нет необходимости. Ведь даже самые великие явные чудеса, такие как рассечение моря, – ничто в сравнении с сотворением небес, земли и всего их воинства, – и нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову этого было достаточно и без любых знамений. Поэтому невозможно было сотворить все эти чудеса так, чтобы было очевидно, что единственное их предназначение – заставить сыновей Израиля поверить в Б-га.

И, в-пятых, не пристало Всевышнему совершать чудеса и являть знамения только ради укрепления веры. Если бы все чудеса Исхода были такими, как сделал Моше с посохом, рукой и водой, они могли быть по самому своему замыслу лишенными иного смысла, кроме главной цели. А великие чудеса подобает совершать ради великой цели, чтобы их истинный замысел и цель были достигнуты сами по себе – чтобы деяние Б-га не оказалось напрасным. И ведь даже те знамения, которые Моше явил сыновьям Израиля, не были полностью напрасными. Их совершение было определено Моше как наказание за то, что он плохо отозвался о евреях, сказав: «Они же не поверят мне и не послушают меня…» По всем этим причинам чудеса Исхода имели цель, но на самом деле их главное предназначение состояло в том, «чтобы узнали, что Я – Б-г».

После всего, что мы написали, мы можем сказать, что и Рамбам, когда сказал, что евреи поверили в Моше-рабейну не благодаря чудесам, а только после Синайского Откровения, имел явное намерение выразить то же самое. Он подразумевал, что только для принятия Торы не было достаточно всех этих чудес, а было необходимо Синайское Откровение. Ведь все свои рассуждения он ведет к вопросу о лжепророке, который появится в более позднюю эпоху, чтобы оспорить Тору с помощью чудес, которые он совершит. Это и имеет в виду наш великий учитель, говоря, что пророчество Моше-рабейну, то есть Тора, переданная им через пророчество, было подтверждено не знаками и знамениями, поэтому и опровергнуть его знаками и знамениями ни одному пророку не дано. Значит, мы можем прийти к выводу, что именно это и имел в виду наш великий учитель Рамбам, благословенной памяти. И вот только что я изучил «Сефер а-Икарим» и с радостью обнаружил, что там именно так и объяснены слова Рамбама. Однако там содержатся и другие мысли.

Перевод – рав Х. Бурштейн

Эту и другие книги по еврейскому мировоззрению можно приобрести в онлайн-магазине еврейской книги JewishBooksMarket.com


http://www.beerot.ru/?p=29156