О важности учебы с другими — Приобретая души…

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1942

Суть заповеди изучения Торы такова, что хотя человек, который учится один, тоже исполняет ее – все же для лучшего ее исполнения следует как можно больше учиться вместе с другими. Когда много сыновей Израиля собираются вместе для служения Всевышнему, такая учеба больше освящает Его Имя. Об этом писал Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» (Шаар 3, 168, см. там). Наши мудрецы пишут (Брахот, 53а), что это же имеется в виду в словах Писания: «Во множестве народа – величие царя» (Мишлей, 14:28).

В трактате Брахот (6а) сказано, что есть отличие между двумя видами учебы. Если человек учится в одиночестве, Б-г устанавливает ему награду, но о его учебе не делается запись в памятной книге. О тех же, кто учатся вместе, сказано в Писании: «Тогда говорили друг с другом боящиеся Г-спода… и написана была перед Ним памятная книга [с именами] боящихся Г-спода и чтущих Имя Его» (Малахи, 3:16). И тем более освящается Имя Всевышнего, когда учатся вместе десять человек, ибо тогдаШехина опережает их и приходит раньше, чем они соберутся, как сказано: «Б-г присутствует в общине Б-жьей» (Теилим, 82:1; см. там в Гемаре). И еще сказали наши мудрецы: «Тора приобретается только при совместной учебе» (Брахот, 63б). И это – один из сорока восьми путей приобретения Торы, как сказано в Пиркей Авот (6:6): «…в тесном общении с товарищами (по учебе)». Поскольку мне встречались люди, которые привыкли уклоняться от того, чтобы поучить совместно с другими в Доме Учения лист Гемары или главу Мишны, и предпочитают учиться в одиночестве, считая это правильным, я счел нужным поговорить об этом несколько подробнее и показать, что в совместной учебе есть ряд преимуществ.

  1. При совместной учебе человек более скрупулезно придерживается установленного времени учебы. Дурное побуждение, всячески склоняющее человека к тому, чтобы не выдерживать установленное время учебы, в этом случае менее властно над ним, поскольку товарищи по учебе напомнят о времени, и он сам постыдится отделяться от них. К тому же, когда человек учится сам, пропуск того или иного дня учебы не столь уж заметен ему самому; но посещая постоянный урок в синагоге, он сразу чувствует и помнит, что отстал, видит, что без него уже прошли несколько глав, и старается наверстать. Об этом сказали наши мудрецы: «Зависть (к тем, кто знает больше) умножает мудрость» (Бава Батра, 21а).
  2. Очень часто в процессе совместной учебы человек исполняет повелительную заповедь обучать Торе других. Если товарищ по учебе не понимает материал, и ему приходится объяснять, то, как сказано в Бава Меция (33а), объясняющий становится его учителем в Торе (см. там).
  3. При совместной учебе человек лучше расширяет круг своих познаний, чем в одиночку, как сказали наши мудрецы в трактате Брахот (63б): «Сказано: “Меч [обрушится] на врагов мудрецов Торы [сказано «на врагов мудрецов Торы», а не на самих мудрецов, поскольку существует обычай «переносить» проклятия с Израиля на его врагов], которые учатся в одиночестве – и глупеют” (Ирмияу, 50:36)». Мало того, такие учащиеся теряют разумение, как сказано у пророка: «глупеют». В трактате Таанит (7а) говорится также: «Почему слова Торы уподобляются огню, как сказано: “Ведь слово Мое подобно огню – речь Г-спода” (Ирмияу, 23:29)? Чтобы научить тебя следующему: как огонь не может разгореться на одном [куске дерева, а только на нескольких, сложенных вместе], так и слова Торы: тот, кто учится в одиночестве, не может усвоить их надлежащим образом». Сказано также в «Шир а-Ширим Раба» (8:16): «Двое товарищей, занимающихся вместе Законом, терпеливых и старающихся понять друг друга – о них говорит Писание: “Тогда נדברו – нидберу(говорили друг с другом) боящиеся Г-спода, и внимал Г-сподь, и выслушивал” (Малахи, 3:16), и слово дибур (от которого происходит глагольная форма нидберу) означает не что иное, как “терпение и старание понять другого”, как видно из сказанного в Писании: “ידבר – ядбер (утихомирит) народы под нами” (Теилим, 47:4). И еще: если они ошибаются, Всевышний возвращает их на путь истины, как сказано: “И внимал Г-сподь, и выслушал, и написана была перед Ним памятная книга [с именами] боящихся Г-спода и чтущих Имя Его” (Малахи, 3:16). Слово וישמע –ваишма (выслушал) можно перевести также (как драш): “и дал Г-сподь понимание” – им [драш основан здесь на том, что глагол с корнем שמע – шма – означает также “понимание”; Б-г даст им понимание, чтобы они увидели и исправили свою ошибку]. “Написана была” означает, что Он пишет на сердцах их, как сказано: “И на сердцах их напишу ее (Тору)” (Ирмияу, 31:32). “Памятная книга перед Ним” – Он напоминает им ее (Тору, если они ее забудут)». Воля Всевышнего состоит в том, чтобы человек учился вместе с другими также и по той причине, что при совместной учебе человек лучше расширяет круг своих познаний. Это соответствует толкованию нашими мудрецами в трактате Брахот (63б) слов Писания: «”הסכת – аскет (драш: создавайте группы – для учебы; для целей драша слово аскет делится на два: ас-кетАс трактуется по созвучию как асу – «делайте, создавайте», а кет трактуется каккат – «группа») и слушай, Израиль” (Дварим, 27:9)», см. там в Гемаре.
  4. При совместной учебе Имя Б-га освящается больше (как пишет Рабейну Йона, см. выше). Еще сказано в Писании: «Если домогаться станешь ее, как денег… тогда постигнешь страх перед Г-сподом» (Мишлей, 2:4-5). И все мы знаем, что если человек стремится заработать, и у него есть выбор, какую заключить сделку, притом, что одна из них может принести ему сто зуз (денежная единица), а другая – двести, то он, конечно же, выберет вторую. Точно так же и здесь: все мы знаем сказанное нашими мудрецами («Сифри», Бехукотай, 2:4) [и их слова приводит Раши в недельной главе Бехукотай (Ваикра, 26:8)], что исполнение заповеди многими людьми не идет ни в какое сравнение с исполнением ее немногими. Поэтому несомненно, что лучше и правильнее исполнять заповедь изучения Торы совместно, поскольку в таком случае сила заповеди [например, способность Торы исправлять того, кто ею занимается, ограждать его от греха, и даже более того – исправлять окружающих, весь еврейский народ и даже весь мир, о чем наши мудрецы говорят во многих местах] и заслуга исполняющего гораздо больше.

Постараемся теперь понять, насколько любима эта заповедь Всевышним, если в ее заслугу Он проявляет особое, пристрастное отношение к Израилю, столь отличное от Его отношения к другим народам, как говорится об этом в «Тана де-Вей Элияу Зута» (гл. 23). Спросила Его мидат а-дин (духовное начало, ответственное за суд в этом мире), почему Он проявляет особое отношение к народу Израиля, тогда как в Торе сказано: «Б-г Великий, Могучий, Грозный, который не лицеприятствует» (Дварим, 10:17)? И Он отвечает: «Как Я могу не лицеприятствовать Израилю… И еще заслуга их в том, что они преподают (друг другу) Тору, сидят группами и занимаются Торой!» [Это означает: причина Моего особого отношения – в том, что они занимаются Торой группами, и это гораздо больше, чем требуется от них для минимального исполнения повелительной заповеди изучения Торы; а делают они это ради того, чтобы еще больше возвеличить славу Мою. Поэтому Я Сам тоже не обращаюсь с ними строго по букве закона (как с другими народами).]

[Примечание автора.Все сказанное здесь относится к тому, кто может учиться в одиночку: даже в этом случае для него великая заповедь – позаботиться о группе для совместной учебы. Тем более это относится к людям, которые не могут учиться сами и не имеют возможности нанять, каждый для себя, отдельного учителя – насколько же велика их обязанность объединиться, создать группу и нанять для нее учителя, который будет указывать им путь Всевышнего, которым надо идти, и дела, которые им надлежит исполнять! Так они осуществят сказанное нашими мудрецами в Пиркей Авот (1:6): «”Сделай” себе рава (то есть сделай так, чтобы у тебя был рав) и приобрети себе товарища». Не нужно много говорить о том, насколько это важное дело – ведь без этого каждый останется и без Устной Торы, и без Письменной, и без знания законов! И что он сможет ответить, когда его спросят обо всем этом на Небесном Суде? Об этом сказано в Торе: «Ибо Он – жизнь твоя и долгоденствие твое» (Дварим, 30:20), – ведь жизненная сила человеческой души создается посредством Торы – для вечного пребывания этой души в Будущем Мире, как я уже подробно говорил в предыдущих главах нашей книги.

Главным в учебе людей [которые не могут учиться самостоятельно] будет изучение законов, чтобы они могли исполнять заповеди Творца; без этого они наверняка будут нарушать многие предписания Торы, как сказали об этом наши мудрецы: «Велико значение учебы, приводящей к практическим действиям» (Кидушин, 40б). Вместе с тем, они должны установить также время для изучения основополагающих книг в областимусара (нравственного учения) и совершенствования душевных качеств. Это поможет им приучить себя к страху перед Б-гом и к тому, чтобы идти прямыми и честными путями во взаимоотношениях с другими людьми и не осквернять, не дай Б-г, Его святого Имени. Ведь если у людей, приближающихся к Торе, окажутся дурные душевные качества (склонность к конфликтам и ссорам, нескромность и т. п.), то это само по себе будет большим осквернением Имени Всевышнего. Если же они, наоборот, приучат себя идти прямыми и верными путями, то они освятят этим Имя Г-спода – поскольку все будут говорить, что Тора Всевышнего помогла им приобрести хорошие качества. Все это мы находим в трактате Йома (86а), где наши мудрецы обсуждают стих Торы: «И люби Г-спода, Б-га твоего…» (Дварим, 6:5). Там говорится: «Человек должен быть таким, чтобы благодаря ему люди приобретали любовь ко Всевышнему. Он должен учить Устную и Письменную Тору, быть в тесном общении с мудрецами Торы, вести свои дела с другими людьми честно и достойно. Что же тогда все будут говорить о нем? “Счастлив отец, обучавший его Торе! Счастлив учитель его, обучавший его Торе! Горе тем, которые не учили Тору! Такой-то учил Тору – и вот, смотрите, сколь прекрасны пути его и сколь безупречны дела его!” О нем говорит Писание: “И сказал мне (Б-г): ты – Мой раб, Израиль, в котором прославлюсь” (Йешаяу, 49:3). Но если человек учит Устную и Письменную Тору, тесно общается с мудрецами Торы, но не ведет своих дел прямо, честно, и не разговаривает с людьми сдержанно и уважительно – что говорят о нем? Горе такому-то, учившему Тору! Горе его отцу, обучавшему его Торе! Горе учителю его, обучавшему его Торе! Такой-то учил Тору – и вот, смотрите, сколь негодны его дела и сколь неприглядны пути его!» Известно, что грех осквернения Имени Всевышнего – очень страшный грех. Сказано в трактате Йома (там), что грех этот не искупается ни раскаянием, ни Йом Кипуром, ни страданиями; все эти средства только отодвигают наказание за него, и лишь смерть становится расплатой. Так что человек должен чрезвычайно остерегаться (чтобы не стать причиной осквернения Имени Всевышнего) – и, несомненно, Г-сподь удостоит его за это великой чести, как сказано: «Ибо чтящих Меня почитать буду» (Шмуэль 1, 2:30).

Во многих городах есть Б-гобоязненные евреи, желающие помочь другим в приобретении заслуги изучения Торы; эти евреи собирают людей со слабыми познаниями в Торе, молодежь и взрослых, и преподают им Писание, Мишну, законы и Агаду. Прекрасна их доля! Пусть даже то, что они делают, и не столь великое дело, как основание ешивы или Талмуд-Торы – то есть то главное, что нужно, чтобы не забывалась Тора в Израиле, поскольку, как говорят, «если нет малых козлят, то нет и взрослых козлов», – но и то, что они делают, в высшей степени важно и свято, и они приумножают этим славу Г-спода. Так как в нашей среде не обращают должного внимания на величие и святость этого дела, я намереваюсь поговорить об этом вкратце на основании сказанного нашими мудрецами. Моя цель – дать возможность многим людям укрепить свой дух, особенно в наше время, когда духовный уровень еврейского народа упал, и слава Г-спода на земле уменьшается.

Прежде всего, кроме исполнения повелительной заповеди изучения Торы многими людьми, таким изучением, как известно, буквально «приобретают души». Берут сухие кости и «вдувают» в них дух жизни – потому что посредством изучения Торы люди достигают страха перед Г-сподом и становятся на прямые пути, приобретая хорошие качества и исполняя на этой основе должным образом заповеди, пока не становятся совершенно другими людьми. Об этом сказали наши мудрецы в трактате Брахот (16а): «Почему упомянуты рядом “шатры” и “потоки вод” [в стихах: “Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! Как ручьи растекаются они” (Бемидбар, 24:5, 6; см. Тосафот там)]? Чтобы научить тебя следующему: как ручьи вод возвышают человека, делая нечистого чистым [когда в них окунаются, как при окунании в микву], – точно так и шатры (под которыми имеются в виду Дома Учения) возвышают человека, очищая его от грехов и даруя оправдание (на Высшем Суде)». Раби Меир, мудрец Мишны, в трактате Пиркей Авот (6:1) говорит о том, что все святые качества, такие как скромность, страх перед Б-гом, любовь к Нему и к людям – все это человек приобретает путем изучения Торы. Также в ее заслугу человек удостаивается вечной жизни – и получить это он может только таким путем, как сказано: «Не думайте, что для вас это пустое дело – это жизнь ваша» (Дварим, 32:47). И в нашей книге объясняется («Шем Олам», в другом месте) на основании стихов Торы и изречений мудрецов, что лишь в этом и состоит жизнь души. С помощью изучения Торы человек также удостаивается в будущем оживления из мертвых. Ведь оживает лишь тот, в ком есть свет Торы, как сказали наши мудрецы в трактате Ктубот (111б), объясняя стих Писания: «”Роса, [сияющая] светом [Торы] – роса [животворная] Твоя” (Йешаяу, 26:19); это означает: каждого, в ком есть свет Торы, этот свет оживляет».

Насколько же любимы Г-сподом эти люди, заботящиеся об изучении Торы их братьями, – именно за то, что они обучают Торе народ Израиля, то есть тех, которые называются «Его сыновьями» (Дварим, 14:1), приводя их к жизни в Мире Грядущем! Об этом сказано в «Тана де-Вей Элияу Раба» (гл. 14), по поводу сути Торы – в ответ на вопрос одного человека, спросившего пророка Элияу: почему Всевышний любит Тору больше, чем всех обитателей мира? Элияу ответил: «Сын мой! Потому что слова Торы приводят людей к оправданию на Суде, приучают их к исполнению заповедей и приводят их к жизни в Мире Грядущем!» Совершенно то же самое относится к тому, кто стремится преподавать Тору сынам Всевышнего – он тоже любим Творцом больше всех прочих обитателей мира! Ведь Тора сегодня многими людьми заброшена, и если не найдется того, кто будет стараться преподавать ее сынам Всевышнего, они так и останутся без нее – и без заповедей… А если это так – значит, обучающий сыновей Творца Торе решает их судьбу, готовит их к соблюдению заповедей и приводит их к жизни в Грядущем Мире – посредством Торы, которую он учит с ними. Сказано в Писании: «Да пребудет слава Г-спода вовеки; возрадуется Г-сподь вовеки» (Теилим, 104:31) – и когда же у Него есть радость от Его дел? Когда сыны Его знают Тору и идут прямыми путями, и Его великое Имя становится благодаря им любимым и святым, как сказали наши мудрецы в трактате Йома (86а; см. выше). Если же, не дай Б-г, они будут невеждами в Торе и пойдут кривыми путями – какая радость от них Г-споду? Только печаль [особенно, если Ему приходится наказывать их за грехи, как сказали наши мудрецы в трактате Санедрин (46а): «Когда человек страдает – что говорит Шхина? [Подобно страдающему человеку, она говорит]: “Тяжела мне голова моя; тяжела мне рука моя”»]. И потому – насколько же любим Г-сподом человек, который обучает Его сынов, чтобы они знали Его Тору и творили добро и справедливость пред Ним! Благодаря тому человеку Г-сподь получает радость от сыновей Своих – и сколько радости и наслаждения получит он сам за свои дела, и притом – радости вечной! Люди, помогающие другим приумножить свои заслуги, удостаиваются за это сыновей, великих в Торе, которые тоже помогают народу Израиля приумножить заслуги в Торе и заповедях, как говорится в «Тана де-Вей Элияу Раба» (гл. 8). Там рассказывается об Элькане (отце пророка Шмуэля, см. в начале книги Шмуэля), который старался приумножить заслуги Израиля, побуждая людей совершать паломничество на праздники (как заповедано – в Песах, Шавуот, Суккот) в Мишкан. «Ты помог Израилю, – сказал ему Всевышний, – чтобы его заслуги превзошли провинности; ты приучал его к исполнению заповедей, и многие приумножили благодаря тебе свои заслуги. Клянусь – Я произведу от тебя сына, который сделает так, что заслуги всего Израиля превзойдут провинности его, твой сын будет приучать весь Израиль к исполнению заповедей, и многие приумножат свои заслуги благодаря ему!»

Да не покажется все это дело незначительным большим мудрецам Торы: пусть, мол, обучением малосведущих занимаются другие, а я не должен наносить ущерба своим занятиям Торой ради них. Это неверно! Действительно, там, где нет больших мудрецов, пусть каждый, кто боится Б-га и дорожит словом Его, поторопится исполнять это святое дело, и ему помогут с Небес; но если этим займется большой мудрец Торы – результат будет гораздо лучшим. Ведь послушать его придут очень многие, и он будет обучать их верным путям и делам, которые им надлежит делать. А об ущербе для собственных занятий Торой он может совершенно не беспокоиться: ведь сказано в «Тана де-Вей Элияу Раба» (гл. 13), что в заслугу преподавания Торы многим людям Всевышний открывает преподающему глаза, добавляет ему мудрости и разумения: «Если мудрец Торы преподает ее многим людям в народе Израиля ради Имени Г-спода, не разбирая богатых и бедных, и обучает всех одинаково, как Устной Торе, так и Письменной, то Б-г являет ему Свое милосердие и дает ему мудрость и знание, разумение и постижение, и дает ему удел вместе с Авраамом, Ицхаком и Яаковом. И о нем говорит пророк: “За труды души своей увидит [добро], насытится. Мудростью своей оправдает праведника раб Мой перед многими” (Йешаяу, 53:11)».

О самой необходимости собираться в группы для такой учебы, особенно в Субботу, Всевышний предупреждал еще Моше, как говорит «Мидраш Танхума», гл. Ваякель («Ялкут Шимони», начало гл. Ваякэль). Сказано в Торе: «И собрал Моше все общество сынов Израиля» (Шмот, 35:1); говорит об этом Мидраш: «Сказал Святой Творец Моше: созывай большие собрания и разъясняй там народу законы Субботы, чтобы будущие поколения научились у тебя созывать общину каждую Субботу и собираться в Домах Учения – обучать Израиль и разъяснять, что запрещено и что разрешено по закону Торы, чтобы Мое великое Имя прославлялось среди сынов Моих». Хотя сама по себе обязанность изучать Тору существует каждый день – в Субботу она больше, поскольку Суббота для того и предназначена, и весь народ свободен в этот день от работы. У занимающихся такой учебой есть большая заслуга, поскольку она предотвращает нарушение закона.

Саму же учебу следует вести так, чтобы все члены группы повторяли друг с другом каждую мишну, каждую тему и каждый закон, который они проходили со своим учителем, и только после этого он начинал бы с ними следующую мишну, тему или закон. Такая система имеет несколько преимуществ. Прежде всего, повторение позволяет запомнить изучаемый материал, как говорится в трактате Эрувин, гл. «Кейцад Меарвин» (52а). И сказано в «Шулхан Арух» («Йоре Дэа», «Илхот Талмуд Тора», 246:22), что тот, кто проговаривает устами изучаемое, не скоро его забывает. Еще там упомянуто о том, что сказал Шмуэль раву Йеуде: «Открой уста свои и учи (буквально – “повторяй устами”), как сказано: “Ведь жизнь они (слова Торы) для למוצאיהם – лемоцъэйем (нашедших) их” (Мишлей, 4:22) – и это можно трактовать как למוציאיהם – лемоциэйем (произносящих) их устами». Также все исполняют при этом повелительную заповедь Торы: «И обучайте им сыновей своих, говоря о них… (то есть обсуждая вслух слова Торы)» (Дварим, 11:19) [поскольку здесь идет речь именно о повелительной заповеди изучения Торы, как сказано в Кидушин, 29б], основа которой – произнесение устами. Кроме того, тем, что вся группа учится вместе, оказывается большое уважение Творцу. Я уже писал выше о том, насколько велико и любимо Им совместное изучение Торы – настолько, что за это Он совершенно по-особому относится к народу Израиля. И окончание нашего изгнания наступит только в заслугу такой учебы – когда читают Писание и учат Мишну друг с другом вместе [здесь тоже имеется в виду, что главное – чтобы учащиеся проговаривали изучаемое своими устами].

Говоря о том, чему учить недостаточно подготовленных людей, я уже упоминал в примечаниях к этой главе (начиная со слов «И главным в учебе таких людей…»), что основное для них – законы; очень важно сообщать им о законах, установленных Б-гом, и Его указаниях, а также назначать время для занятий, исправляющих душу человека, чтобы наставлять его на прямой путь, которым следует идти, совершенствуя свои душевные качества. Подобное этому находим у нашего учителя Моше, мир ему, который сказал своему тестю Итро, что будет сообщать народу о законах Б-га и Его учениях (см. Шмот, 18:16), а Итро ответил ему, что также и другому (добрым качествам и т. д.) нужно обучать народ, как сказано: «И сообщишь им о пути, которым им надлежит идти, и о делах, которые им следует делать» (там, 18:20), – и наши мудрецы объясняют (Бава Меция, 30б), что в этом стихе имеются в виду душевные качества: «”Путь” – это проявление качества хесед; “которые им следует делать” – [поступать в отношениях между людьми] милосерднее, чем следует согласно букве закона» – чтобы уже в начале своей учебы учащиеся, идя прямыми путями, помогали приумножать в мире любовь к Творцу; от этого зависит приумножение заслуг многих людей [ведь, хотя сама Тора тоже приводит человека ко всем хорошим качествам, ее изучение делает это лишь спустя значительное время, после того, как будет выучено очень многое].

Хотя все это было важно и в прежних поколениях, и есть много высказываний наших мудрецов о том, как преподавать Тору другим, тем более – большому числу людей, сегодня все это стало еще более важным и актуальным. Ведь известно, что человек без Торы подобен слепому, который ощупывает путь перед собой во тьме и каждую минуту может упасть, свернув с прямой дороги, из-за многочисленных ям и препятствий, как сказано: «Светильник для ноги моей – слова Твои, и свет для тропы моей» (Теилим, 119:105), и также сказано: «Заповедь Г-спода ясна, просветляет очи» (Теилим, 19:9). Ведь без света Торы человек, даже не желая того, будет нарушать запреты и встречать на пути большие препятствия из-за своего сильного дурного побуждения, ибо он подобен слепому, который не в состоянии остерегаться сам. Хотя слепой иногда может уберечься самостоятельно на знакомой и привычной дороге, зная, что она пряма и нет на ней препятствий, и может одолеть ее неспешно и благополучно – но если приведут его в незнакомые места, где дороги ему неведомы, и они действительно запутаны и полны препятствий, то он будет в великой опасности, если будет ходить там сам. Точно так и в нашем деле: если раньше евреи жили на своих насиженных местах, и человек, лишенный света Торы, благополучно шел верным путем в течение всей своей жизни, ибо шел он путями отцов по указаниям мудрецов, освещавших путь всей общине, – то теперь, когда евреи разбросаны повсюду, скитаются по всем концам земли, попадают на новые места и должны идти новыми путями, запутанными и полными препятствий, – в такое время лишь тот, чьи глаза озарены светом Торы, может надеяться, что не споткнется.]

Еще говорится в «Тана де-Вей Элияу Зута» (гл. 14), что после всех страданий и бедствий, которые претерпит Израиль в изгнании, он удостоится избавления именно в заслугу совместного изучения Торы, как сказано там: «Не удостоится Израиль избавления ни за муки, ни за порабощение, ни за скитания, ни за терзания, ни за лишения, ни за то, что не будет у них пропитания, – а только в заслугу десяти, сидящих вместе, и каждый изучает Тору Письменную и Устную с товарищем своим, и голоса их слышны». После того, как мы убедились, сколь велики достоинства совместной учебы, каждому из нас следовало бы прикладывать самые большие усилия для организации такой учебы и поощрять других не бросать ее. Благодаря этому будет Имя Г-спода любимо нами еще более, и хорош будет удел каждого из нас и в этом мире, и в Грядущем.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=23164