Пути приобретения Торы — Тора — защита и источник благословений

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1530

Есть сорок восемь путей постижения Торы, которые описаны в шестой главе трактата Авот. О первом из них сказано так (Авот, 6:6): «Тора же приобретается исполнением сорока восьми требований. И вот их список: постоянное изучение (бе-талмуд)…» Постоянное изучение, о котором говорят наши мудрецы – это постоянный труд над пониманием Торы. Этот аспект, по сути, включает в себя все остальные, описанные в мишне далее. И речь здесь не только о «приобретении» самой Торы, как знания. Ведь, на самом деле, от Торы зависит все.

В своем комментарии к отрывку об Амалеке, который мы читаем перед Пуримом, Раши говорит, что Амалек пришел после возникновения в нашем народе вопроса: «А есть ли среди нас Всевышний»? Раши отмечает, что после всех чудес, сделанных Всевышним для нашего народа при выходе из Египта, тот факт, что появился такой вопрос, напоминает следующую притчу, которую приводит мидраш: ребенок, которого отец держит у себя на плечах и охраняет от всех опасностей, вдруг восклицает: «А где папа? Я его не вижу». В этой ситуации папа опускает ребенка на землю и дает ему почувствовать, что значит – остаться без защиты. Таким образом, по мнению Раши, речь идет о недостатке веры не в само существование Творца, а в то, что Он находится с нами постоянно. И Всевышний дает нам возможность убедиться в этом! Комментарий Раши соответствует простому пониманию текста. Однако сказано в трактате Бхорот и других местах относительно названия места, где Амалек напал на наш народ. Это название (Рефидим) комментируют, как рафу ядаим (ослабли руки). Это намекает нам, что причиной прихода Амалека стало то, что «руки, держащие Тору», ослабли. То есть ослабел труд над Торой.

Возникает вопрос, соответствует ли это объяснение простому пониманию текста, приведенному выше, или это – дополнительный друш, говорящий об ослаблении веры в Творца? Из слов адмора из Цанз-Клойзенбурга, рава Йекутиэля Йеуды Альберштама я понял, что здесь это означает одно и то же. Это касается всех нас: и тех, кто учится весь день, и тех, кто совмещает работу и учебу. Адмор из Цанз-Клойзенбурга говорит, что, когда у человека «слабеют руки», то есть, он ослабляет занятия Торой, это становится причиной отхода от веры в Творца. То есть, мы имеем здесь причинно-следственную связь этих аспектов. Раши подробно пишет об этом в комментарии к недельной главе Бехукотай, в которой говорит Всевышний, что источником благословений является следование Его законам. Раши объясняет (источник его объяснения – мидраш «Торат Коаним»), что следование законам Творца – это тяжкий труд над ними, а не следование им – это, соответственно, отсутствие труда над Торой, приводящее в итоге к отрицанию Творца. Раши очень четко объясняет нам, что источник всех упоминаемых в этой недельной главе проклятий – это отход от труда над Торой.

При этом нужно подчеркнуть, что Раши говорит не просто об изучении Торы, а именно о труде над ней. И это суть того, что мы называем словом талмуд. Это понятие возникло задолго до появления книг с аналогичным названием. Талмуд – это способ постижения Торы. Трактат Брахот дает определение человеку, называемому ам а-арец (дословно – «человек земли»). Согласно этому определению, ам а-арец может быть человек, даже учивший, а точнее, знающий Мишну и барайты, не говоря уже о Писании, но при этом, не занимавшийся тем, что называется шимуш талмидей хахамим. Раши объясняет, что этим термином во времена мудрецов Талмуда назывались совместные занятия Гемарой, то есть объяснением слов Мишны, а точнее – разъяснение многих внешне противоречивых мест Мишны, Тосефты и других первоисточников.

Впрочем, для меня не очевидно, что термин «гемара» в комментарии Раши не вставлен вместо слова талмуд по цензурным соображениям. Талмуд в данном контексте – это совместный труд над пониманием МишныВ начале трактата Брахот Раши объясняет значение слова свара (понимание). Это труд, включающий в себя исследования и рассуждения, с целью понять смысл сказанного. Человек, который этим не занимается, называется ам а-арец, даже если он знает наизусть Танах, Мишну и барайты. И эти занятия – это то, что называется словом талмуд.

Сказано в трактате Санедрин, что человек создан для труда над Торой. Это очень важно для нас потому, что в современном мире человек привык делать все, чтобы не трудиться, за исключением случаев, когда это необходимо для заработка. Таким образом, человек делает себя своего рода царьком. Но это очень дурная привычка, ведущая к полному погружению в лень. Слава Б-гу, я вырос в семье без телевизора. Но я наблюдал поколение детей, выросших с телевизором. Несколько часов в день человек пережевывает «жвачку», получаемую оттуда. Голова при этом не работает. В наши дни есть выражение «сидеть в Фейсбуке». Что там делают? Пережевывают «жвачку» друг друга. Если «жвачка» не понравилась, «выплевывают» там же, при помощи средств Фейсбука. Думаю, что не открою Америку, если скажу, что мышление таким образом не разовьешь. И это – по-настоящему страшно, ведь человек создан для труда. Истинный труд – это труд над Торой. Когда человек привыкает к безделью, ему очень трудно научиться работать головой.

Необходимо понять, что для нас это вопрос опасности для жизни. Наша жизненная сила основана на вере, а вера основана на труде над Торой. Если мы хотим жить со Всевышним, с верой, нужно заниматься тем, что называется словом талмуд. А талмуд– это не прослушивание даже самых красивых уроков по даф а-йоми, где преподаватель все разжевывает. Это и не чтение легких книжек, в которых все разжевано, и их можно читать, не думая. Безусловно, это все – занятия Торой, но это еще не труд над ней. Вот если после прослушивания урока повторить дафсамостоятельно несколько раз, разобрать все сложные места, поставить вопросы и углубиться в поиск ответов, – тогда даже прослушивание готового урока превратиться в труд над Торой.

Причиной первой встречи евреев с Амалеком было то, что у них «ослабели руки», то есть ослаб труд над Торой. Тора требует труда. Есть русская поговорка: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». Невозможно без труда удостоиться Торы, нет в ней легких путей. Расскажу одну удивительную историю. Я не раз бывал дома у нашего великого учителя рава Эльяшива. Он жил в очень маленькой скромной квартире в Иерусалиме, где выросли его многочисленные дети. Он трудился над Торой до более, чем столетнего возраста. Как-то члены его семьи решили облегчить ему жизнь. На его столе они сделали специальную полочку для книг, необходимых для изучения очередного трактата Талмуда. До этого он сам доставал каждую нужную ему книгу с многочисленных полок и стеллажей. Рав Эльяшив (притом, что был в очень преклонном возрасте) попросил убрать с его стола эту удобную полочку, объяснив, что над Торой надо трудиться не только головой, но и телом.

Сегодня у нас есть всевозможные «костыли» в виде книг и компьютерных программ, которые доступным и современным языком объясняют святые книги. Это очень облегчает жизнь! Но нельзя избегать труда над Торой! Прежде всего, должен быть интеллектуальный труд. Для него необходимо, чтобы мозг постоянно трудился, вникая в изучаемый материал и анализируя его. Мой тесть – профессор-медик. Ему уже почти девяносто лет, и его голова прекрасно работает. Как-то он сказал мне очень интересную вещь. Один из методов профилактики болезни Альцгеймера (при которой атрофируются функции мозга) – это привычка работать головой. Эта привычка необходима и в изучении Торы. Без нее приобретения Торы нет.

Сегодня есть такое понятие: «просматривать» вещи, не углубляясь в них. Как сказал один мой знакомый, получающий журнал «Беерот Ицхак» по электронной рассылке: «Я его просматриваю». Такой подход в целом – опасная болезнь нашего поколения, и, в частности, угрожающая миру Торы.

Все мои старые ученики знают, что я не молчал, когда видел у кого-то в бейт мидрашекомментированный Талмуд издания «Шотенштейн». Авторы этого издания провели большую работу, и результат – на очень высоком уровне. Но мои ученики знали, что такие книги не следует использовать в бейт мидраше. Почему? Эти комментарии можно быстро прочитать, и, вроде бы, понять с их помощью Гемару. Беда в том, что голова изучающего при этом не работает.

Недавно у меня состоялся разговор с одним аврехом. Я сделал ему замечание по поводу того, что он пользовался изданием Талмуда под названием «Метивта» (не потому, что издание – плохое). Он ответил, что заглядывает в него, когда что-то не понимает. На это я сказал ему, что, если бы у него не было этого издания, он пытался бы думать самостоятельно. Он подумал, и согласился. Так Тора не приобретается. Когда человек тяжело трудится над ней несколько часов подряд, Тора становится частью его самого, и он ее уже не забудет. Получив сразу же хорошо «разжеванный» ответ на свой вопрос, человек не прочувствует материал. Такие знания в одно ухо входят, а из другого – выходят.

Такова – в общем виде – основа понятия «талмуд». Именно отсутствие труда над Торой было причиной прихода Амалека. Сегодня мы живем в мире, в котором властвует меч Эсава в разных формах. Наши арабские соседи тоже держат в руках этот меч. Противопоставить этому мы можем труд над Торой, который станет причиной того, что Амалек не придет к нам снова, а, наоборот, исчезнет из этого мира. Если ослабление труда над Торой приводит к нам Амалека и его потомков, то усиление его (мера добра в пятьсот раз больше меры зла!), безусловно, принесет величайшее благословение и спасет наш народ от ненавистников.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=24917