Хранящие завет — за какие заслуги придет Избавление?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1537
завет

В дни постов чтение Торы в ашкеназских синагогах завершают чтением отрывка из книги пророка Йешаяу. Там сказано об окончательном избавлении, после которого Всевышний обещает навечно даровать в Его доме и внутри стен (Его обитания) величие и почет Своим верным союзникам, хранящим завет. Хафец Хаим в книге, которую он назвал словосочетанием из этого отрывка «Имя вечное» («Шем Олам», см. ч. 1, гл. 15), объясняет, что «хранящими завет Его» Творец называет тех, кто в годы изгнания продолжал поддерживать изучение Торы.

В свитке «Эйха», описывающем события разрушения Первого Храма, среди прочего сказано: «Как потускнело золото, изменилось отменное злато! Разбросаны камни святые по углам всех улиц» (4:1). Рав И. Э. Спектор в статье «Эц При», основываясь на словах мидраша, объясняет, что здесь Всевышний через Своего пророка называет причину всенародной трагедии и обеднения самых богатых представителей еврейского народа. Вот она: изучающие Тору, которые названы «святыми камнями», вынуждены были прервать занятия Торой и в поисках пропитания покинуть Дома Учения – «рассыпаны по улицам». Во время дарования Торы еврейский народ стал одним целым, и каждый несет ответственность за ближнего. На тех, кто посвятил себя изучению Торы, возложена миссия учить ее и за тех, кто не в состоянии это делать сам. А те, кто располагают средствами, в свою очередь обязаны создавать все необходимые условия для того, чтобы изучающие Тору не должны были отвлекаться на вопросы пропитания. Состоятельные люди перестали исполнять свою обязанность и потеряли свои богатства, и вместе со всем народом, лишившимся заповеди изучения Торы, были изгнаны со своей Земли.

А за какие заслуги наступит полное избавление, которого мы ждем уже многие столетия?

Этот вопрос актуален для нас всегда, особенно остро он встает в дни, когда наш народ скорбит по разрушенному Храму, страшному и жестокому изгнанию, и задумывается об исправлении грехов, которые к этому нас привели. В мидраше («Псикта Зутрати», «Ваэтханан») сказано, что окончательное избавление наступит в заслугу изучения Торы. Сатан (он же – змей-искуситель, спровоцировавший первый грех, он же – наше дурное начало и он же ангел смерти), цель которого отвращать людей от добра, истины, создавать им помехи и препятствия в служении Всевышнему, — по словам Виленского Гаона, в конце дней особо ревностно будет сражаться за то, чтобы помешать изучению Торы. Ведь ему особо важно не допустить столь желанное избавление, когда Слава Творца откроется в нашем мире во всем своем величии и все объединятся в служении Всевышнему всей душой и всем сердцем. Зло будет уничтожено, а его основной источник, которым является он сам, Сатан, будет разбит.

Но о чем говорят нам слова мидраша: о надеже или отчаянии? Какой процент еврейского народа в наши дни по-настоящему посвящает себя изучению Торы? Ведь речь идет об окончательном избавлении всего человечества, а не единичных его представителей, а оно возможно только в заслугу всего народа. Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к к событиям, описанным в Торе, актуальность которых не уменьшается никогда, поскольку Тора вечна.

Известно, что под Древом Жизни, растущем в Эденском саду, Писание подразумевает Тору. Задача Адама заключалась в постижении Б-жественного учения, что делает человека бессмертным. И здесь, как мы помним, впервые появляется Сатан — змей. Он соблазняет Хаву, а она в свою очередь – Адама. Свершенное нарушение отрывает их от Древа Жизни и, соответственно, лишает бессмертия. Теперь люди будут в поте лица добывать хлеб насущный, а потом – умирать. А путь к Древу Жизни с этого часа будет строго охраняться с помощью «крувим» и вращающегося острия меча. И теперь даже тому, кто совершено ясно осознает истину, редко удастся, преодолевая трудности, связанные с добыванием хлеба, пробиваясь через преграды и заслоны «крувим» и вращения острия меча, стремясь изо всех сил к заветному Древу, достичь его и обрести вечную жизнь.

Но неужели все остальные, все мы, обречены на смерть, на вечные странствования по чужим землям, на изгнание, которое может быть прервано, только если мы все проберемся к Древу Жизни? Неужели это – замкнутый круг?!

Продолжим вспоминать «победы» Сатана и, не пренебрегая его мастерством, попытаемся изучить его тактику, чтобы не поддаться его козням и постараться его победить. Все, конечно, помнят картину битвы Яакова с человеком, которому, несмотря на поражение, все же удалось немного навредить нашему праотцу, который является столпом Торы (Авраам – столп милосердия, Ицхак – мужества, Яаков – изучения Торы). Тот человек покалечил ему ногу. Кто был этот загадочный человек, напавший на праведного Яакова? Что было им делить? Почему он не согласился назвать свое имя? Зачем ему, потерпевшему поражение, понадобилось напоследок бить по ногам? И вообще, что все это значит?!

Тема невероятно широка и глобальна, но будем предельно кратки. Наши учителя говорят, что «человек-инкогнито», боровшийся с Яаковом, был не кто иной, как злой ангел, ангел Эсава (он же Сатан, змей-искуситель, наше дурное начало и ангел смерти). В Писании сказано, что наш праотец Ицхак любил своего сына Эсава и собирался благословить его перед смертью, что дало бы ему великую силу. Но почему Ицхак любит Эсава, человека поля и охоты, а не Яакова, цельную духовную личность, проводящего все дни своей молодости в шатрах Торы?

Известно сотрудничество двух колен – потомков двух сыновей Яакова Звулуна и Иссахара. Звулун занимался торговлей и обеспечивал Иссахара, чтобы тот, не отвлекаясь на вопросы пропитания, мог полностью посвятить себя занятиям Торой. Заслуги в изучении Торы и вознаграждение в Грядущем Мире у них равны. Более того, и Яаков, и Моше рабейну, благословляя колена перед смертью, обращаются к колену Звулуна прежде, чем обратиться к колену Иссахара. Ибо углубленное изучение Торы невозможно без того, чтобы у человека было все необходимое для жизни, как сказали наши мудрецы: «Без муки нет Торы» (Авот, 3:17). Ицхак полагал, что его сын Эсав станет первым «Звулуном» в истории и возьмет на полное попечение своего цельного брата Яакова, дав ему неограниченные возможности в постижении Б-жественной мудрости, и так они оба удостоятся вечности, прилепившись к Древу Жизни.

Ицхак хотел дать свои благословения Эсаву, чтобы у того всегда было возможность обеспечить Явкова всем необходимым. Но Ицхак заблуждался, если так можно выразиться в отношении нашего праотца, так как Эсав многие годы коварно обманывал его (см. Берешит, 25:28 с комментариями Раши). Эсав реально отказался от своей святой миссии, продав первородство Яакову за миску чечевицы. В результате усилий нашей праматери Ривки благословения получил Яаков. Виленский Гаон в комментариях к Пасхальной Агаде пишет, что всё то добро, которое существовало, существует и будет существовать, как в этом мире, так и в Мире Грядущем, является следствием того, что благословения получил Яаков, а не Эсав. Иначе великую силу, которую несли эти благословения, приобрело бы зло: идолопоклонство, убийство, разврат.

Теперь Яаков сам вынужден бороться за создание необходимых материальных условий для служения Творцу: он лишается всего своего имущество в результате преследования Элифаза, первенца Эсава, тяжело работает у Лавана за своих жен, посылает дорогие подарки Эсаву, не раз вынужден приобретать хлеб в Египте. Первая же попытка отстраниться от этой борьбы была наказана пропажей его любимого сына Йосефа (см. Берешит 37:1-2 с комментарием Раши).

И вот, схватка с ангелом Эсава. Цель покушения ясна: оторвать Яакова и его потомство от Древа Жизни, от служения Творцу, от источника бессмертия.

Вот, что говорит об этом сражении автор книги «Маор ва-Шемеш» («Ваишлах»): «В книге “Зоар” (ч. 1, 171а) объясняется, что ангел Эсава, не устояв перед праведностью Яакова и, проиграв сражение с ним, напоследок повредил ему “ногу”, что символизирует помогающих изучению Торы, создающих для них необходимые условия. После того, как ему не удалось поразить напрямую самих мудрецов Торы, которых символизирует образ Яакова, он решил лишить их возможности продолжать постижение мудрости косвенно – лишив их материальной поддержки. Слова Писания о том, что Эсав являлся “человеком поля”, Ункелос переводит как нахшерхан. Мы понимаем, что это сочетание слов нахаш (змей) и ерхан (ноги), то есть змей, охотящийся за ногами, за теми, кто материально поддерживает изучающих Тору, согласно объяснению “Зоара”».

Хафец Хаим в комментарии к этому месту в Торе (Берешит 32:25) пишет, что борьба ангела Эсава против Яакова была за полученные им благословения. Яаков победил в битве, воспользовавшись тем доводом, что благословения по праву принадлежат его потомству, которое в будущем удостоится получения Торы и будет углубленно ее изучать. Ангелу не было, что возразить, кроме того, что в конце изгнания народ откажется от спонсирования занимающихся Торой, вследствие чего не будет возможности продолжать ее изучение. Писание намекает на это, используя слово «нога» — конечность, поддерживающая все тело, то есть спонсоры, поддерживающие изучающих Тору.

В книге «Шмират а-Лашон» («Шаар а-Тора», гл. 6) Хафец Хаим цитирует отрывок из «Зоара» (Ваишлах), который завершается страшными словами. Всевышний, как известно, проклял змея, искусившего Хаву отведать запретный плод, лишив его возможности прямохождения: «На животе ползать станешь!» (Берешит, 3:14).

Те, у кого есть возможность поддерживать изучение Торы, но они отказываются это делать, даруют «ноги» змею, то есть усиливают силы зла в их борьбе за отдаление сынов Яакова от Древа Жизни.

Мы начали с вопроса: «Как может наступить окончательное избавление, если оно возможно исключительно в заслугу изучения Торы, а учит ее небольшой процент еврейского народа?» Обратимся к фрагменту из мидраша («Ваикра Раба», Кдошим, 25:1-2). «Написано: “И будет, когда вы придете в Землю и посадите всякое пригодное для еды дерево” (Ваикра, 19:23) и написано: “Древо жизни она для поддерживающих ее” (Мишлей, 3:18). Если бы было написано “для изучающих ее”, у нас бы не было надежды, но написано “для поддерживающих ее”. Если бы было написано: “тот, кто не будет изучать слова Торы этой”, у нас бы не было надежды, но написано “…тот, кто не утвердит слова Торы этой” (Дварим, 27:26). [И см. Сота, 37а и Раши там.] Рав Уна и рав Ирмия от имени раби Хия сына Абы сказали: “В будущем (в Мире Грядущем) Святой, Благословен Он, установит тень и навесы Эденском саду для тех, кто поддерживал изучающих Тору рядом с теми, кто ее изучал, как сказано: «Ибо под сенью мудрости, как под сенью серебра (денег) и т.д.» (Коэлет 7:12)”. Шимон, брат Азарии (имя великого мудреца Торы, которое неоднократно упоминается в Мишне, например в Звахим, 1:2 и в Таарот, 8:7) назван по имени своего младшего брата потому, что Азария занимался торговлей и обеспечивал Шимона всем необходимым, чтобы тот мог всецело предаться изучению Торы. В Торе Звулун упоминается перед Иссахаром, а ведь Иссахар был старше Звулуна. Но поскольку Звулун занимался торговлей и обеспечивал Иссахара всем необходимым, чтобы тот мог всецело предаться изучению Торы, Писание начинает стих именно с него». Представляется, что ответ получен. Если бы окончательное избавление зависело только от изучающих Тору, надежды на него было бы мало, подобно тому, как невелико их число на фоне всего народа. Но Творец считает «хранящими завет» и тех, кто поддерживает изучающих Тору, и теперь их ряды многочисленны. Они, хранящие завет, не поддаваясь на происки Сатана и ревностно держась за Древо Жизни, они, поддерживающие изучающих Тору, образуя с ними единый лагерь, они дают добру силу и создают почву для скорейшего избавления. [Их заслугами увеличивается число изучающих Тору. Это совершенно необходимо, в особенности — нашей русскоязычной общине.] Именно о них говорит Творец через своего пророка: «И дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и имя (которые) лучше сыновей и дочерей, имя вечное дам им, которое не истребится» (Йешаяу, 56:5).

В Иерусалимском Талмуде (Брахот, 9:5) и в мидраше «Ялкут Шимони» (Теилим, п. 878) приводятся слова раби Шимона бар Йохая: «Если ты видишь, что в твоем поколении ослабло изучение Торы, встань и укрепи его, и ты удостоишься награды, причитающейся всем тем, кто должен поддерживать изучение Торы и не делает это».

Завершим наш рассказ небольшой историей, происшедшей не столь давно.

Для более эффективного сбора средств на ешивы и колели принято устраивать обеды («диннеры»), на которых представители организации делятся достижениями, успехами и трудностями и просят об оказании посильной помощи. Некоторое время назад управление одного из заведений по изучению Торы планировало провести такого рода званый обед, чтобы была возможность продолжать содержать это заведение, но как раз разразился финансовый кризис, который значительно ударил по доходам предполагаемых меценатов. Поэтому встал вопрос о целесообразности такого мероприятия. Однако один из постоянных спонсоров настоял на том, чтобы съезд состоялся и попросил дать ему слово на нем. Когда зал наполнился приглашенными, этот бизнесмен встал и произнес очень короткую речь, которая принесла неслыханные результаты. «Именно теперь, когда всех нас постиг страшнейший кризис, у нас есть возможность по-настоящему выразить наше отношение к Творцу и к Его Торе. Что делает хозяйка, у которой подгорела еда, а другой нет? Плохая жена удачную часть возьмет себе, а подгоревшую даст мужу; средняя – разделит поровну между собой и мужем, а хорошая жена подгоревшую еду оставит себе, а лучшую часть подаст мужу, будто ничего не случилось. Во время избавления из египетского рабства и дарования Торы Всевышний взял общину сынов Израиля себе в жены. Сейчас идет экзамен, который покажет, к какой категории жен мы относимся». Как уже было сказано, слова, вышедшие из живого праведного сердца, вошли в живые праведные сердца, и успех мероприятия по сбору пожертвований был больше, чем в самые благополучные времена финансового рынка!


http://www.beerot.ru/?p=42385