Трактат Брахот — Глава 2 — Мишна 8

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1527
трактат брахот

За возвышение души

Анатолий бен Михаил

Хана бат Лейб

Александр бен Наум

Предисловие

Мишна возвращается к теме, начатой ранее (см. мишну 5)  в каких случаях новобрачный может произносить «Шма». Рабан Шимон бен Гамлиэль считает, что для обыкновенного человека выполнение этой заповеди в то время, когда по закону он от нее освобожден, является проявлением гордыни.

 חָתָן, אִם רָצָה לִקְרוֹת קְרִיאַת שְׁמַע לַיְלָה הָרִאשׁוֹן – קוֹרֵא. רַבָּן שִׁמְעוֹן בֶּן גַּמְלִיאֵל אוֹמֵר: לֹא כָּל הָרוֹצֶה לִטֹּל אֶת הַשֵּׁם – יִטֹּל

Новобрачному, который хочет произнести «Шма» в первую брачную ночь, можно произнести. Рабан Шимон бен Гамлиэль говорит: «Не всякий, кто хочет присвоить себе доброе имя, может это сделать».

 

Коментарий рава Овадьи из Бартенуры

Не всякий, кто хочет присвоить себе доброе имя, может это сделать: если в других вопросах он не показал себя как человек мудрый и избегающий излишеств, то это проявление самой настоящей гордыни. Ведь он показывает, что может сосредоточиться [на смысле «Шма»]. И закон не следует мнению рабана Шимона бен Гамлиэля.

Мы видим, что некоторые из наших учителей говорили, что сегодня каждый должен произнести «Шма» в первую брачную ночь. Дело в том, что в этих поколениях не могут как следует сосредоточиться даже в другие дни. Поэтому, если некто не произнесет [«Шма»] в первую брачную ночь, то это будет выглядеть как гордыня в большей степени, [чем если произнесет]. Ведь тем самым он покажет, что в любое другое время ему удается сосредоточиться, и только сейчас [это затруднительно для него], так как он обеспокоен выполнением заповеди.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Новобрачный, который хочет произнести «Шма» в первую брачную ночь. Хотя по закону новобрачный, который женился на девственнице, освобожден он обязанности произносить «Шма», так как его обуревают мысли, связанные с выполнением заповеди.

Рабан Шимон бен Гамлиэль говорит: «Не всякий, кто хочет присвоить себе доброе имя, может это сделать». В мишне в трактате Псахим (4:5) приводится подобное разногласие между мудрецами и рабаном Шимоном бен Гамлиэлем. Но там они меняются ролями: мудрецы считают, что следует опасаться гордыни, а рабан Шимон бен Гамлиэль с этим не соглашается: «В местах, где принято работать 9-го Ава, – работают. А в местах, где не принято работать 9-го Ава, – не работают. И везде мудрецы Торы перестают работать. Рабан Шимон бен Гамлиэль говорит: пусть каждыйчеловек ведет себя как мудрец Торы и не работает».

Талмуд (Брахот, 17б) приводит два мнения, которые разрешают это противоречие. По мнению раби Йоханана, в одну из этих мишнайот закралась ошибка, и следует поменять местами мнение мудрецов и мнение рабана Шимона бен Гамлиэля. Многие ранние комментаторы считали, что ошибка закралась в мишну в трактате Брахот [ע’ בית יוסף אורח חיים ס’ ע שכתב ככה בשם הרי״ף והרמב״ם וע’ צל״ח כאן], и по мнению рабана Шимона бен Гамлиэля любой человек имеет право при желании произнести «Шма», а по мнению мудрецов это является проявлением гордыни. Рав Ицхак Альфаси (Риф) и Рамбам [רי״ף דף יוד ע״א בדפיו, רמב״ם ה’ קריאת שמע פ’ ד ה’ ז] считали, что это окончательное заключение, к которому пришел Талмуд. Они считали, что закон соответствует мнению рабана Шимона бен Гамлиэля, и тому, кто хочет произнести «Шма»разрешается это сделать.

Другое разрешение этого противоречия приводится от имени рава Шиша сына рава Иди. Он считает, что и по мнению мудрецов, и по мнению рабана Шимона бен Гамлиэля следует опасаться гордыни. Здесь мудрецы разрешили новобрачному произносить «Шма»потому что в этом случае он поступит так же, как все остальные люди, которые произносят «Шма» каждый вечер. Он не будет выделяться, и его поступок нельзя рассматривать как проявление гордыни.

Рабан Шимон бен Гамлиэль считал, что в ситуации, описанной мишной в трактате Псахим, разрешается не работать 9-го Ава, ибо такое поведение не акцентирует внимание на том, кто не работает. Ведь существует немало людей, которые вообще никогда не работают! [Что касается практического закона, кодекс «Шулхан Арух» (אורח חיים ס’ תקנד סע’ כד) пишет, что тот, кто работает в день 9-го Ава, не видит благословения в своей работе.]

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

Некоторые из наших учителей говорили, что сегодня каждый должен произнести «Шма» в первую брачную ночь. То есть, даже те комментаторы, которые, в отличие от рава Овадьи, считали, что закон установлен в соответствии с точкой зрения рабана Шимона бен Гамлиэля, постановили, что практически не следует поступать по его мнению. Так пишет комментарий Тосафот [ברכות דף יז ע״ב ד״ה רב שישא], и так установлен закон. «Мишна Брура» [ס’ ע ס״ק יד] пишет, что в наше время новобрачный должен произнести «Шма» со всеми сопутствующими благословениями и молитву – как в любой другой день.

Конец второй главы

Перевод и комментарий – рав Б. Набутовский

  


http://www.beerot.ru/?p=27088