Трактат Брахот — Глава 6 — Мишна 3

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2073
виды кошерной саранчи

Глава шестая. Мишна третья

Предисловие

Мишна продолжает тему благословений, произносимых на всевозможные продукты питания.

עַל דָּבָר שֶּׁאֵין גִּדּוּלוֹ מִן הָאָרֶץ אוֹמֵר «שֶׁהַכֹּל». עַל הַחֹמֶץ וְעַל הַנּוֹבְלוֹת וְעַל הַגּוֹבַאי אוֹמֵר «שֶׁהַכֹּל». עַל הֶחָלָב וְעַל הַגְּבִינָה וְעַל הַבֵּיצִים אוֹמֵר «שֶׁהַכֹּל» רַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר, כָּל שֶׁהִיא מִין קְלָלָה אֵין מְבָרְכִין עָלָיו:

На продукт, не выросший из земли, произносят благословение «По речению Которого возникло всё» [שֶׁהַכֹּל נִהְיָה בִּדְבָרוֹ]. На уксус, и на паданцы, и на саранчу произносят: «По речению Которого возникло всё» [שֶׁהַכֹּל נִהְיָה בִּדְבָרוֹ]. На молоко, и на сыр, и на яйца произносят благословение «по речению Которого возникло всё» [שֶׁהַכֹּל נִהְיָה בִּדְבָרוֹ]. Раби Йеуда говорит: «Не произносят благословения на виды, которые являются проявлением проклятия».

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Паданцы — плоды, которые упали с дерева, не успев полностью созреть.

Саранча — кошерная саранча.

Виды, которые являются проявлением проклятия: паданцы и саранча приходят в результате проклятия. Но закон не соответствует мнению раби Йеуды.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Не выросший из земли. В том числе на трюфели и на другие грибы произносят благословение «По речению Которого возникло всё» [שֶׁהַכֹּל נִהְיָה בִּדְבָרוֹ]. Талмуд (Брахот, 40б) задает вопрос: если они включены в этот список, то получается, что они не растут из земли! На что Рова отвечает, что они растут из земли, но получают питание не от нее, а из воздуха. И это подразумевает мишна: это благословение произносится на любую вещь, которая не питается от земли, даже если она растет на земле (מלאכת שלמה).

На уксус – если его можно пить, например, если его разбавили водой (מלאכת שלמה, תפארת ישראל, יכין י״ב). В противном случае на него вообще не надо произносить благословение.

Раби Йеуда говорит: «Не произносят благословения на виды, которые являются проявлением проклятия». Некоторые комментаторы считают, что речь идет только об уксусе и паданцах, так как вначале они были полноценны, а потом испортились. А что касается саранчи, которая не стала хуже, чем была с самого начала, то раби Йеуда согласен, что на нее требуется произносить благословение (תוספות יום טוב). Уксус тоже не всегда является проклятием. Если он появился в результате спонтанного скисания вина – то это проклятие (так как обычно уксус стоит намного дешевле вина). Но если его приготовили специально — то это не проклятие, поэтому даже раби Йеуда согласится, что на него следует произносить благословение (הון עשיר).

Существует также мнение, что даже с позиции раби Йеуды нельзя есть эти виды, вообще не произнеся на них благословение. Ведь уже было сказано (см. комментарий к гл. 6, мишна 1), что нельзя получать удовольствие от этого мира, не произнеся благословение. Поэтому для того, чтобы не произносить благословение на вид, связанный с проклятием, следует есть их вместе с другим видом пищи, на который тоже произносят благословение «По речению Которого возникло всё» [שֶׁהַכֹּל נִהְיָה בִּדְבָרוֹ]. Надо произнести это благословение на другой вид и иметь в виду, что оно распространяется также на «проклятие» (תוספות אנשי שם).

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Кошерная саранча. Написано (Ваикра, 11:20-23): «Всякое летающее насекомое, ходящее на четырех, — мерзость оно для вас. Это, однако, можете есть: всякое летучее насекомое, ходящее на четырех, у которого есть пара голеней над ступнями, чтобы скакать ими по земле. Таких можете есть из них: саранчу [הָאַרְבֶּה] с ее породою, солама [הַסָּלְעָם] с его породою, харгола [הַחַרְגֹּל] с его породою и хагава [הֶחָגָב] с его породою. Всякое же (другое) летающее насекомое, у которого четыре ноги, — мерзость оно для вас».

Из этих стихов можно понять, что существует восемь видов кошерных насекомых, родственных саранче. Четыре из них названы Торой открытым текстом, и еще четыре выводятся из повторяющихся слов «с ее породою». Всего же существует около восьмисот видов саранчи и кузнечиков (Хулин, 63б). Все виды, кроме кошерных, запрещены Торой, как и все остальные насекомые. [В книге Йоэля (1:4) упоминаются еще три вида саранчи. Это некошерные виды.]

Мишна (Хулин гл. 3, мишна 6-7) пишет: «Признаки кошерной… саранчи: каждая, у которой четыре ноги, четыре крыла, голени, и ее крылья покрывают большую часть ее тела. Раби Йосе говорит: и называется хагав [חָגָב]». Два из этих четырех признаков описаны Торой: «Ходящее на четырех» и «Пара голеней над ступнями». Остальные выводятся из стиха (мидраш «Торат Коаним», Шмини 5, Хулин 66а). Среди комментаторов существует разногласие, как следует относиться к словам раби Йосе. Некоторые считают, что он дополняет высказывание мудрецов. Если так, то, чтобы определить, является ли данное насекомое кошерным, необходимо знать, как оно называется. И тот, у кого нет традиции, полученной им от предков, какие виды называются хагав [חָגָב], не может самостоятельно определить, какой вид является кошерным, а какой – нет. По другому мнению, раби Йосе спорит с мудрецами. И так как закон соответствует мнению мудрецов, то название вида не является одним из условий его кошерного статуса. Кроме того, по этому мнению, нет необходимости обладать традицией, определяющей кошерность саранчи. Каждый человек, знакомый с описанными Талмудом признаками кошерности, может самостоятельно определить, какую саранчу можно есть, а какую – нельзя. Практически, так как речь идет о запрете Торы [в действительности, тот, кто съедает некошерное насекомое, нарушает сразу несколько запретов Торы; но даже наличия одного запрета достаточно, чтобы в случае сомнения требовалось следовать более строгому мнению], и в этом вопросе существует разногласие между комментаторами, закон следует более строгому мнению. Поэтому знания признаков кошерной саранчи недостаточно для того, чтобы определить, какой вид действительно разрешен в пищу.

Более поздние комментаторы пишут, что в наше время не принято есть саранчу, даже если у нее наличествуют все необходимые признаки, и даже если известно, что данный вид называется חגב, так как в действительности мы не можем полагаться на передачу названий разных видов живых существ. Тем не менее, в общинах Йемена и Марокко по сей день есть традиция употреблять в пищу кошерную саранчу. Конечно, носители этой традиции точно знают, как выглядит те насекомые, которых у них принято есть.

Существует мнение, по которому проверка признаков кошерной саранчи – это отдельная заповедь. Так пишут Рамбам (Повелительные заповеди, 151), «Сефер Мицвот а-Гадоль» (Повелительные заповеди, 61), «Хинух» (158).

Все части кошерной саранчи разрешены для употребления. Перед тем, как ее есть, можно умертвить ее любым способом, как рыбу. К ней также не относится запрет употреблять конечность, отрезанную от живого организма. Единственная причина, по которой нельзя есть кошерную саранчу живьем — это запрет (Ваикра, 11:43): «Не оскверняйте душ ваших». Разрешается есть саранчу как с молоком, так и с мясом. Конечно, все эти законы относятся только к тем, у кого есть традиция распознавать и есть кошерную саранчу.

Как видно из мишны, саранча считается проклятием. Причина этого в том, что она уничтожает урожай и влечет за собой голод. В Иерусалимском Талмуде (Брахот, 6:3) высказывается мнение, что тот, кто видит саранчу, должен произнести благословение «Благословен Истинный Судья» [בָּרוּךְ דַּיַּן הָאֱמֶת], которое произносят на дурные новости, но кодексы законоучителей это мнение не приводят. Если возникает угроза саранчи, будь то кошерная саранча, или нет, община должна трубить в специальные трубы, молиться и поститься, чтобы это несчастье не постигло ее (см. Таанит, 14а, 19а). И даже если саранча была замечена далеко от этого места и в небольших количествах, действуют специальные законы чрезвычайного положения, так как саранча очень быстро размножается и легко передвигается с места на место (Таанит, 19б).

В молитвах Ошанот, которые традиционно произносят во время праздника Суккот, есть особые просьбы спасти урожай от уничтожения разными видами саранчи.

Перевод и комментарий: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=44646