Трактат Брахот — Глава 4 — Мишна 5

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1825
ехал на осле

Трактат Брахот

За возвышение души
Анатолий бен Михаил
Хана бат Лейб
Александр бен Наум

 

Глава четвертая. Мишна пятая

Предисловие

Мишна продолжает тему молитвы в неблагоприятных условиях. Данная мишна обсуждает, как следует молиться в пути.

 

הָיָה רוֹכֵב עַל הַחֲמוֹר – יֵרֵד. וְאִם אֵינוֹ יָכוֹל לֵירֵד – יַחְזִיר אֵת פָּנָיו. וְאִם אֵינוֹ יָכֹל לְהַחְזִיר אֶת פָּנָיו – יְכַוֵּן אֶת לִבּוֹ כְּנֶגֶד בֵּית קֹדֶשׁ הַקָּדָשִׁים.

Тот, кто ехал на осле, пусть спешится. А если не может спешиться, пусть повернется. А если не может повернуться, пусть обратит сердце к Святая Святых.

 

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Тот, кто ехал на осле, пусть спешится. Закон не следует этой мишне. По закону, независимо от того, есть ли кто-нибудь, кто может держать осла, или нет, не нужно спешиваться, так как, спешившись, невозможно сосредоточиться.

Пусть повернется в сторону Иерусалима, как сказано (Млахим 1, 8:48): «И будут молиться Тебе, обратись к стране своей».

Пусть обратит сердце к Святая Святых, как сказано (Млахим 1, 8:35): «и помолятся к этому месту».

 Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Пусть обратит сердце к Святая Святых. Перед тем, как начать молитву «Шмоне Эсре», следует представить себе, что стоишь в Храме перед Святая Святых. Во время самой молитвы «Шмоне Эсре» нужно думать о смысле произносимых слов.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

Тот, кто ехал на осле, пусть спешится — закон не следует этой мишне. Закон не следует мишне в том смысле, что тот, кто обеспокоен задержкой, не должен слезать с осла. Но тот, кто никуда не спешит, может и должен спешиться и помолиться, стоя на одном месте, предпочтительно, повернувшись в нужном направлении.

По закону, независимо от того, есть ли кто-нибудь, кто может держать осла, или нет, не нужно спешиваться, так как, спешившись, невозможно сосредоточиться. По закону, во время молитвы «Шмона Эсре» надо стоять. Талмуд принимает мнение, по которому сосредоточение во время молитвы важнее, чем выполнение этого закона. Поэтому тому, кто обеспокоен остановкой в пути, следует молиться на ходу.

Вот как приводит этот закон кодекс «Шулхан Арух» (אורח חיים ס’ צד סע’ ד): «Тот, кто ехал на осле, не должен спускаться с него, чтобы молиться, но молится, не останавливаясь. И то же самое относится к тому, кто плыл на корабле или ехал в телеге: если он может встать, пусть встанет, а если нет, пусть молится, не вставая со своего места. Или если шел пешком, может молиться не останавливаясь, даже если при этом он не смотрит в сторону Иерусалима. И так можно поступать, даже если нет опасности <которая будет угрожать ему, если он остановится>, но ему тяжело остановиться для молитвы, так как ему не хочется задерживаться, и из-за этого он обеспокоен и не может сосредоточиться на молитве. И все зависит от того, где он находится, насколько боится, и насколько способен сосредоточиться». [Но тот, кто ведет машину, должен остановиться для молитвы, так как управление машиной требует постоянной концентрации. Тот, кто теряет эту концентрацию, подвергает опасности свою жизнь и жизнь других людей. А тот, кто ее не теряет, не может сосредоточиться на молитве.]

Бывают также другие обстоятельства, в которых сосредоточение на молитве важнее, что молитва стоя. Кодекс «Шулхан Арух» пишет (אורח חיים ס’ צד סע’ ז): «Тот, кого окружают преступники, и он боится, что те помешают ему молиться или испортят его вещи, может молиться, сидя на своем месте, ибо иначе он не сможет сосредоточиться».

Пусть повернется в сторону Иерусалима. Тот, кто молится в нормальных условиях, должен встать таким образом, чтобы его лицо было направлено в сторону Земли Израиля. Если он в Земле Израиля — в сторону Иерусалима. Если он в Иерусалиме — в сторону Храма, если в Храме — в сторону Святая Святых (Брахот, 30а).

Тот, кто не может развернуться в нужном направлении, должен хотя бы повернуть голову.


http://www.beerot.ru/?p=38277