Трактат Брахот — Глава 2 — Мишна 6

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1542

За возвышение души

Анатолий бен Михаил

Хана бат Лейб

Александр бен Наум

 Предисловие

Мишна продолжает тему законов, связанных с произнесением «Шма». Так как мысли новобрачного полностью заняты заповедью, которую он должен выполнить в первую брачную ночь, Тора освободила его от необходимости произносить «Шма».

С этой мишны также начинается описание серии поступков, совершенных Рабаном Гамлиэлем, из которых выводятся детали некоторых законов.

 

רָחַץ לַיְלָה הָרִאשׁוֹן שֶׁמֵּתָה אִשְׁתּוֹ. אָמְרוּ לוֹ תַּלְמִידָיו: לֹא לִמַּדְתָּנוּ, רַבֵּנוּ, שֶׁאָבֵל אָסוּר לִרְחֹץ? אָמַר לָהֶם: אֵינִי כִּשְׁאָר כָּל אָדָם, אִסְטְנִיס אֲנִי.

Еще один поступок рабана Гамлиэля: он помылся в первую ночь после смерти своей жены. Сказали ему его ученики: «Разве наш учитель не учил нас, что скорбящему запрещено мыться?» Рабан Гамлиэль сказал им: «Я не такой, как все остальные люди, я – истенис».

Комментарий рава Овадьи из Бартануры

Помылся в первую ночь после смерти своей жены, несмотря на то, что скорбящему запрещено мыться.

Я – истенис. [Это слово] созвучно со словом צינה. [То есть рабан Гамлиэль сказал, что ему] холодно, и он склонен к простуде. И если он не вымоется, то будет страдать от этого. А в дни скорби запрещено только мытье для удовольствия, [а необходимости испытывать страдания нет].

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

Скорбящему запрещено мыться. Ему запрещено мыть все тело даже холодной водой, а лицо, руки и ноги — горячей водой. Но умыть лицо, руки и ноги холодной водой ему можно [תפארת ישראל, יכין אות לב].

Истенис — это слово халдейского происхождения [Marcus JastrowA Dictionary of theTargumimthe Talmud Bavli and Yerushalmi and the Midrashic Literaturevol. 1, pg. 58. Рав Овадья нашел созвучное слово в Святом Языке, следуя давней традиции мудрецов.]. Рав Овадья объяснил, что оно означает «склонный к простуде». Другие комментаторы [ע’ רש״י ברכות דף טז ע״ב] объясняют его как «изнеженный», «привыкший к комфорту». Есть также мнение [ע’ ראשון לציון על המשנה כאן], что это означает «чрезвычайно брезгливый».

Рав Ай Гаон пишет, что не всякий человек может назваться истенис, чтобы ему разрешили мыться в дни траура. Только если заранее известно, что, не помывшись, этот человек будет испытывать страдания, угрожающие его здоровью, ему можно воспользоваться исключением, сделанным для истенис.

Кодекс «Шулхан Арух» [יורה דעה ס’ שפא סע’ א, ג] пишет, что человек, который испачкался грязью или нечистотами, может их отмыть. Также роженица и тот, кто страдает от болезней кожи или волос, могут помыться.

В дни скорби запрещено только мытье для удовольствия. С этой мишны начинается обсуждение законов, относящихся к человеку, у которого умер один из близких родственников: отец или мать, брат или сестра, сын или дочь, супруг или супруга. В Торе упоминаются две стадии скорби. Первая стадия называется анинут [אנינות], а вторая –авелут [אבלות]. Человек, находящийся в первой стадии называется онен [אונן], а во второй – авель [אבל]. Первая стадия начинается, как только становится известно о смерти одного из родственников. Она, в первую очередь, связана с горечью, которую испытывает человек, узнав о смерти близкого. Вторая стадия начинается после похорон. Она связана с внешними проявлениями скорби [это лишь самое общее определение, необходимое для понимания смысла данной мишны; для того, чтобы узнать законы, связанные с кончиной и трауром, необходимо изучить книги еврейских законоучителей по данному вопросу или проконсультироваться с компетентным раввином].

Онен – это собирательное понятие, включающее несколько аспектов. Мы рассмотрим только один из них, и продолжим эту тему в начале третьей главы.

Онену запрещено есть вторую десятину по закону Торы, как сказано (Дварим, 26:14): «Не ел я в скорби своей от него». Кроме того, запрещено есть жертвоприношения, как сказано (Ваикра, 10:19): «И такое случилось со мною; а если съем я очистительную жертву сегодня, будет ли это угодно Г-споду?» [речь идет об Аароне, у которого в этот день умерли два сына; он говорит Моше, что в этот день ему нельзя есть мясо очистительной жертвы], а также первые плоды, бикурим. Этот запрет действует с момента смерти родственника и до конца дня, если родственник умер ночью. Если же родственник умер в дневное время, то окончание этого периода является предметом спора мудрецов [תו״כ שמיני פרשתא א פרק ב; זבחים דף צט ע״ב ודף קא ע״ב]. Раби Йеуда и раби Нехемья считали, что в следующую за днем смерти ночь анинут продолжается по закону Торы и оканчивается только на рассвете. А раби Шимон и Раби [Йеуда а-Наси] считали, что по закону Торы анинут продолжается только до конца дня, то есть только до появления звезд, а ночной анинут – это постановление мудрецов. И в этом же вопросе рабан Гамлиэль поспорил с мудрецами. Мудрецы считали, что в ночь после смерти жены рабан Гамлиэль сохранял статус онен по закону Торы, а рабан Гамлиэль считал, что он онен по постановлению мудрецов, и поэтому ему можно мыться. Закон соответствует мнению рабана Гамилэля [ע’ ערוך השלחן יורה דעה ס’ שפא ס״ק ה].

Комментаторы-ришоним объяснили их разногласие по-разному. Некоторые из них [רי״ף ותר״י ברכות דף ט ע״ב בדפי הרי״ף, רמב״ם ה’ אבל פ’ א ה’ א] считали, что если родственник был похоронен в день своей смерти, то, после того как закрыли могилу, онен также приобретает статус авель по закону Торы. Что же касается принципа, согласно которому«в дни скорби запрещено только мытье для удовольствия», он по всем мнениям относится только к скорбящему по постановлению мудрецов. Поэтому рабан Гамлиэль, который с вечера считал себя скорбящим по постановлению мудрецов, посчитал, что ему можно мыться. А мудрецы, которые придерживались мнения, что до наступления утра он является скорбящим по закону Торы, считали, что ему мыться нельзя.

Другие комментаторы [תוס’ ברכות דף טז ע״ב ד״ה אנינות לילה] считают, что по закону Торы вообще не существует запретов, связанных со статусом авелут [хотя обычаи авелут упоминаются в писании (См. Шмуэль 2, 14:2), из того, что они фигурируют в книгах пророков, а не в Торе, можно сделать вывод, что они являются не законом Торы, а постановлением пророков], и запрет мыться – это постановление мудрецов. Но так как в первый день на онена распространяется ряд запретов Торы, то и запрет мудрецов на мытье является всеобъемлющим, не делающим исключений для истенис. В остальные дни авелута, то есть в течение семи дней после похорон, авель должен скорбеть только по закону мудрецов. Поэтому для истенис и для других людей, которые моются не для удовольствия, было сделано исключение. Комментарий «Сифтей Коэн» [יורה דעה ס’ שצח ס״ק ב] пишет, что закон установлен по этому мнению – по закону Торы на авеля не распространяются никакие особые запретыВсе законы авелута – это постановления пророков и мудрецов.

Перевод и комментарий – рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=26722